2014-01-06 00:30:45
ГлавнаяАдминистративное право — Таможенный контроль: понятие, принципы, основы нормативно-правового регулирования



Таможенный контроль: понятие, принципы, основы нормативно-правового регулирования


Построение правового государства и создание гражданского общества требует соблюдения основополагающих принципов и норм права. Соблюдение правовых норм является обязанностью всех субъектов права - физических и юридических лиц, а также государства, которое обеспечивает соблюдение норм права. Это достигается путем осуществления государством своих контрольных функций.

Объективно контроль всегда выражается в действиях контролирующих субъектов. Их содержанием выступает проверка соблюдения контролируемыми субъектами действующего законодательства. Являясь самостоятельной функцией управления экономикой, контроль выступает в качестве важного этапа управленческого цикла, когда фактические результаты воздействия на управляемый объект сопоставляются с требованиями принятых решений и нормативных предписаний, а в случае выявления их нарушений принимаются необходимые меры по устранению подобных отклонений [1]. От организации контрольно-надзорной деятельности «во многом зависит поддержание законности, дисциплины и правопорядка в стране» [2].

В юридической науке не сложилось однозначного и ясного понятия контроля. В научных трудах ученых- юристов часто обсуждаются вопросы о системе контроля, его видах и формах, органах контроля. Так, В.Е. Чиркин полагает, что государственный контроль есть «совокупная, кумулятивная деятельность, осуществляемая с помощью различных методов при выполнении единой специфической функции по государственному управлению» [3]. Д.Н. Бахрах подчеркивает, что в системах социального управления контроль - «важнейший вид обратной связи, по каналам которой субъекты власти получают информацию о фактическом положении дел, о выполнении решений» [4]. Специфика контрольного правоотношения состоит в том, что оно имеет государственно-властный характер, то есть представляет собой «властеотношение». Это означает, что каждый субъект контроля обеспечивается соответствующими властными полномочиями, необходимыми для выполнения целей, поставленных перед контролем [5]. Например, властные полномочия контролирующих органов выражаются в том, что в пределах отведенной им компетенции они вправе по собственному усмотрению проверять работу подконтрольных органов, независимо от их желания определять вопросы, по которым необходима проверка, выбирать и применять в пределах своей компетенции меры к устранению выявленных недостатков, привлекать к ответственности виновных лиц [6].

Разделяем позицию ученых о том, что контроль, включает в себя три элемента:

- проверку фактического выполнения закона или иного общеобязательного предписания;

- проверку путей и средств такого выполнения;

- принятие мер в процессе контроля для оценки, и устранения недостатков и т.д. [7].

Содержание контроля составляет: а) наблюдение за деятельностью подконтрольных субъектов; б) получение всесторонней и объективной информации о выполнении ими предписаний; в) анализ таких данных, г) предупреждение и выявление правонарушений.

Практически все государственные органы и их должностные лица вступают в контрольные правоотношения. Для некоторых из них осуществление контрольных (надзорных) функций является основным видом деятельности (например, Счетная палата Российской федерации). Таможенные органы принимают меры для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Помимо таможенного контроля таможенные органы осуществляют также таможенное оформление и выполняют иные функции. Таким образом, таможенные органы относятся числу специализированных органов контроля. Сферой их деятельности признается конкретная область общественных отношений группу контролируемых субъектов представляют участники внешнеэкономической деятельности. Внешнеэкономическая деятельность является особым видом деятельности, в связи с чем отношения, складывающиеся при ее осуществлении, регулируются не только нормами международного публичного и международного частного права, но и нормами других отраслей права, среди которых особое место занимает финансовое право [8].

Таможенные органы осуществляют контроль за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Такой контроль является частью системы государственного контроля. Содержание таможенного контроля зависит от проводимой государством таможенной политики. Таможенный контроль выступает одним их основных институтов таможенного права как комплексной отрасли законодательства РФ [9]. Согласно п.1 ст. 3 Таможенного кодекса (ТК) РФ таможенное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей. Таможенному контролю посвящен раздел IV ТК РФ. В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 11 ТК РФ под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами только в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ.

Таким образом, содержание понятия таможенного контроля приведено в соответствие с положениями Киотской конвенции [10], согласно которым таможенный контроль должен быть направлен исключительно на обеспечение соблюдения таможенного законодательства. Подобное определение таможенного контроля «способствует упорядочению функций государственных органов и способствует концентрации усилий таможенных органов на выполнении тех функций, которые могут быть осуществлены исключительно ими и отнесены к их компетенции в соответствии с установленным порядком» [11].

В практической деятельности таможенный контроль тесно связан с таможенным оформлением товаров и транспортных средств. Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях предусмотренных ТК РФ (п. 1 ст. 14 ТК РФ) [12]. В процессе таможенного оформления декларант представляет в таможенный орган пакет необходимых документов. Сведения, содержащиеся в представленных документах, подлежат проверке. Такая проверка осуществляется путем проведения документального таможенного контроля.

Должностные лица таможенных органов, при проведении таможенного оформления и таможенного контроля товаров проводят следующие действия:

а) фиксирование факта подачи таможенной декларации и документов;

б) контроль соблюдения условий принятия таможенной декларации;

в) пересылку (получение) таможенной декларации;

г) регистрацию (принятие) поданной таможенной декларации;

д) проверку соответствия сведений, заявленных в таможенной декларации о наименовании товаров, их количественных данных (количество мест, вес и пр.), со сведениями, содержащимися в документах, представленных в таможенный орган при декларировании товаров, а также в электронных копиях таможенных документов;

е) контроль правильности определения классификационного кода товара по ТН ВЭД России [13];

ж) контроль правильности определения страны происхождения товаров;

з) контроль соблюдения актов законодательства Российской Федерации, устанавливающих запреты и ограничения на ввоз в Российскую Федерацию и на вывоз из Российской Федерации отдельных товаров (далее - запреты и ограничения);

и) контроль в целях применения мер, связанных с защитой интеллектуальной собственности.

к) валютный контроль и контроль за исполнением внешнеторговых бартерных сделок;

л) контроль таможенной стоимости;

м) контроль статистической стоимости;

н) контроль правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей [14].

Перечисленные действия, совершаемые при проведении таможенного оформления, указывают, что лишь начальная стадия основана на представлении документов в таможенный орган- на декларировании. Это и есть непосредственное таможенное оформление. Все последующие стадии - стадии контроля. При этом одни этапы таможенного контроля составляют содержание документального контроля, а другие этапы - являются проверкой фактического состояния объектов таможенного контроля сведениям, заявленным в документах. Следовательно, можно сделать вывод, что институты таможенного оформления и таможенного контроля тесно взаимосвязаны.

Контрольные мероприятия, проводимые таможенными органами, могут осуществляться как на стадии таможенного оформления, так и после выпуска товаров, то есть после того как товары будут переданы в пользование и распоряжение заинтересованных лиц [15]. В большинстве случаев таможенный контроль осуществляется в процессе таможенного оформления товаров и транспортных средств. Исключение здесь составляют таможенная ревизия и проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков. Последние формы таможенного контроля могут осуществляться также, после того как товары будут переданы в пользование и распоряжение заинтересованных лиц (последующий таможенный контроль).

Таможенный контроль объединяет меры административного и финансового характера. Каждая операция, относящаяся к таможенному делу, реализуется должностными лицами таможенных органов в процессе осуществления таможенного оформления. Более того, она завершается лишь «принятием соответствующего решения, позволяющего разрешить либо запретить перемещение через таможенную границу товара или транспортного средства» [16]. Другими словами, если субъект внешнеэкономической деятельности не пройдет какой-либо из этапов таможенного оформления и таможенного контроля, можно считать, что выпуск товаров (их растаможивание [17], таможенная «очистка») не произведен. Тесная взаимосвязь двух основных институтов таможенного права наглядно свидетельствует, что таможенный контроль осуществляется уполномоченными органами в рамках регулирующей функции государственного управления.

Осуществление таможенного контроля является одной из основных функций таможенных органов в любом государстве. На современном этапе развития России порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу характеризуется как разрешительный, а не уведомительный. При таком порядке перемещения через таможенную границу огромное значение играет роль таможенных органов как контролирующих субъектов. С одной стороны, государство стремится ускорить и упростить процедуру таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России, с другой,- эффективно обеспечить соблюдение таможенного законодательства, опираясь на принцип выборочности таможенного контроля, в основе которого лежит использование системы управления рисками. От эффективности осуществления таможенного контроля и быстроты таможенного оформления зависит состояние экономики Российской Федерации, ее внешнеэкономических и внешнеполитических связей, статус и авторитет России в мировом сообществе.

В связи с увеличением международного товарооборота перед институтом таможенного контроля на первый план выдвигается задача предупреждения нарушений таможенного законодательства. Превентивные цели таможенного контроля выражаются «в предупреждении неправомерных деяний как со стороны самого участника таможенных правоотношений, так и со стороны неопределенного круга лиц» [18].

Значение таможенного контроля в государственном регулировании внешнеторговой деятельности базируется на стандартном правиле 6.1. Киотской конвенции [19], предусматривающей, что все товары, включая транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию или вывозимые с нее, независимо от того, облагаются ли они таможенными пошлинами и налогами, подлежат таможенному контролю. В связи с тем, что большинство нарушений таможенных правил совершается с целью сокращения размера уплачиваемых таможенных платежей, таможенный контроль выступает действенным средством предупреждения неполной уплаты таможенных платежей в государственный бюджет. Однако следует помнить, что таможенный контроль должен быть эффективным. Требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, не должны служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществления деятельности в области таможенного дела в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства.

Осуществление таможенного контроля предполагает достижение определенных целей. Следует разделить позицию Н.В. Терехова, считающего, что целями осуществления таможенного контроля являются:

1. обеспечение соблюдения норм таможенного законодательства всеми субъектами таможенного права;

2. охрана государственной и общественной безопасности, экономических интересов России;

3. защита общественного порядка;

4. выявление и пресечение правонарушений и преступлений в области таможенного дела;

5. предупреждение неправомерных деяний субъектами внешнеэкономических отношений;

6. защита законных прав и интересов физических и юридических лиц;

7. оказание содействия в борьбе с международным терроризмом [20].

Таким образом, таможенный контроль это - система мер, законодательно установленных государством, и осуществляемых таможенными органами, для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, охраны государственной и общественной безопасности, экономических интересов; защиты общественного порядка; выявления, пресечения и предупреждения неправомерных деяний физических и юридических лиц.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Тенденции развития государственного аппарата и меры по преодолению коррупции
К вопросу о структуре административного процессуального кодекса
Некоторые проблемы совершенствования законодательного регулирования мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
Проблема четкого определения состава должностного административного правонарушения в нормах административного права
Институт президентства в системе разделения властей в Российской Федерации
Вернуться к списку публикаций