2014-01-06 00:22:09
ГлавнаяАдминистративное право — Таможенные органы Российской Федерации как субъекты таможенного контроля



Таможенные органы Российской Федерации как субъекты таможенного контроля


Целью таможенного контроля в идеале должно стать точное и неуклонное соблюдение российского законодательства, неотвратимость привлечения к ответственности лиц, нарушивших нормы таможенного законодательства. В процессе достижения данной цели таможенные органы разрешают защитные и экономические задачи.

Защитные задачи деятельности таможенных органов основаны на правоохранительном характере их деятельности. При выявлении таможенными органами России нарушений административного законодательства Российской Федерации, являющихся одновременно нарушениями таможенных правил либо правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации, лица несут ответственность в соответствии с Таможенным Кодексом. Таможенный контроль - это та самая процедура, которая «ограничивает свободу лица и которая может стать отправной точкой — началом производства по нарушению таможенных правил» [24].

Экономическая задача деятельности таможенных органов в литературе подразделяется на фискальную и регулятивную [25]. «Финансово-правовой статус таможенных органов проявляется в двух значимых аспектах: во-первых, в процедуре взимания платежей с участников экспортно-импортных операций; во-вторых, в функционировании механизма бюджетного планирования финансирования самих таможенных органов» [26]. Решая экономические задачи, таможенные органы пополняют доходную часть федерального бюджета, путем взимания таможенных платежей: таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных сборов. Иногда лица, перемещающие товары и транспортные средства, занижают таможенную стоимость перемещаемых товаров. Это производится с целью уменьшения размера таможенных платежей. При осуществлении таможенного контроля возможно выявление занижения таможенной стоимости товаров, что влечет за собой увеличение размера таможенных платежей.

Регулятивная разновидность экономической задачи также связана с институтом таможенных платежей. С ее помощью реальной становится оценка эффективности мер тарифного регулирования. Безусловно, «таможенно-тарифное регулирование - один из основных инструментов поддержания экономической безопасности и в то же время рычаг воздействия на хозяйственную структуру. Однако оно может выполнять свои функции лишь при отсутствии монополизации внутреннего рынка, при условии относительно стабильного курса национальной валюты, равновесия спроса и предложения на внутреннем рынке» [27]. Таможенные службы, действуя в среде мирового рынка, могут быть фактором, ускоряющим развитие внешней торговли и национальной экономики, если они соответствуют этой среде, или тормозящим эти процессы. Занимаясь таможенно-тарифным регулированием, таможенные учреждения «не только способствуют эффективности международного оборота, расширению внешней торговли, но и отражают экономические интересы России и потребности внутреннего рынка» [28].

Главное назначение таможенных органов - обеспечивать соблюдение таможенного законодательства России путем осуществления таможенного контроля за перемещением через таможенную границу товаров. Если в процессе контроля будут установлены факты нарушения законодательства задача таможенных органов - обеспечить привлечение виновных лиц к юридической ответственности. Таможенные органы призваны защищать экономические интересы государства. А их практическая деятельность - взимание таможенных платежей, организация таможенного контроля, проведение мероприятий по борьбе с нарушениями таможенных правил, валютный контроль за экспортно-импортными операциями - в значительной мере обеспечивает экономическую безопасность России.

Основным объемом полномочий в области производства таможенного контроля наделена Федеральная таможенная служба.

Федеральная таможенная служба осуществляет следующие основные полномочия:

1. осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию;

2. обеспечивает соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;

3. осуществляет обеспечение единообразного применения таможенными органами таможенного законодательства Российской Федерации;

4. осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль;

5. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности [29].

Федеральной таможенной службе подчинены службы таможенной инспекции региональных таможенных управлений и таможен.

Должностные лица таможенного органа, осуществляющие таможенный контроль вправе проводить устный опрос физических лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации; проверять заявленные в таможенной декларации сведения; требовать представления иных документов и сведений, необходимых для таможенного контроля и оформления, и проверять их; проводить таможенный досмотр; использовать при осуществлении таможенного контроля технические средства, безопасные для жизни и здоровья граждан, животных и растений и не причиняющие ущерб товарам. Кроме того, они имеют право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения служебных обязанностей; а также на применение физической силы, специальных средств, а также боевого стрелкового и холодного оружия в порядке и случаях, предусмотренных ТК РФ.

В обязанности должностных лиц таможенных органов в процессе производства таможенного контроля входят:

- обеспечивать соблюдение законодательства РФ по таможенному делу и иного законодательства контроль, за исполнением которого возложен на российские таможенные органы;

- обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

- выполнять приказы и распоряжения начальников таможенных органов, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных;

- соблюдать установленные правила внутреннего трудового распорядка, порядок обращения со служебной информацией, выполнять должностные инструкции;

- поддерживать уровень квалификации, необходимый для исполнения должностных обязанностей;

- хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать сведения, ставшие им известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан;

- выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации [30].

Таможенные органы не существуют изолированно от всей системы федеральных органов исполнительной власти, поэтому при осуществлении таможенного контроля они могут координировать свою работу с деятельностью других министерств и ведомств. Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность непосредственно, через таможенные органы и представительства Службы за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.

Функциональный элемент механизма таможенного контроля составляет система форм и методов его осуществления. В целом форму деятельности исполнительной власти можно определить как постоянное внешнее проявление действий соответствующего органа по реализации функций исполнительной власти. Под формой контроля в науке понимают внешнее выражение конкретных действий, совершаемых субъектами контроля [31]. Поскольку форма всегда воздействует на содержание, важно выбрать наиболее эффективные формы контроля, четко разграничить области их применения с учетом конкретных ситуаций и задач, стоящих перед таможенными органами. «Федеральный уровень контроля обеспечивается применением установленных федеральным законом способов, форм и пределов контроля, которые исключают вмешательство в деятельность таможенного органа, не соответствующее принципам таможенной политики России» [32].

Представляется необходимым дать собственное определение формы таможенного контроля. Форма таможенного контроля - это способ конкретного выражения и организации контрольных мер таможенных органов, направленных на обеспечение соблюдения законодательства РФ о таможенном деле.

Непосредственные формы таможенного контроля установлены ст.366 ТК РФ. К ним относятся:

1) проверка документов и сведений;

2) устный опрос;

3) получение пояснений;

4) таможенное наблюдение;

5) таможенный осмотр товаров и транспортных средств;

6) таможенный досмотр товаров и транспортных средств;

7) личный досмотр;

8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;

9) осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;

10) таможенная ревизия.

Следует отметить, что помимо перечисленных в ст. 366 ТК РФ десяти форм таможенного контроля, в приказе ГТК РФ выделяется также одиннадцатая форма таможенного контроля - «отбор проб и образцов (ст. 383 ТК РФ)» [33]. Считаем, что такое расширительное толкование Таможенного кодекса со стороны таможенных органов недопустимо. Мы не согласны с тем, что взятие проб и образцов относится к формам таможенного контроля [34]. Отбор проб и образцов для исследования это метод таможенного контроля. Методы таможенного контроля представляют собой систему приемов и способов осуществления таможенными органами своих полномочий при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

По своей сути указанные формы таможенного контроля представляют собой ряд полномочий, которые можно классифицировать на основные и дополнительные. Такая дифференциация достаточно условна, поскольку в теории таможенного права не существует, какого бы то ни было разделения названных форм. Учитывая, что большинство форм таможенного контроля практически применяются лишь при основных формах таможенного контроля - документальной проверке и таможенном досмотре - и самостоятельно не осуществляются, представляется необходимым классифицировать формы таможенного контроля, как отражение полномочий таможенных органов, на две группы: основную и дополнительную. В основную группу будут входить: проверка документов и сведений, а также досмотр товаров и транспортных средств. А в дополнительную группу: устный опрос; получение пояснений; таможенное наблюдение; таможенный осмотр товаров и транспортных средств; личный досмотр; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля; таможенная ревизия.

Несмотря на численный перевес, первая группа является приоритетной, а вторая в большинстве ситуаций выступает лишь как гарантия всесторонности и полноты проведения контрольных мероприятий.

Необходимо отметить, что предусмотренные ТК РФ формы таможенного контроля выступают, на наш взгляд, одновременно контрольно-предупредительными мерами в системе административного принуждения. Вместе с тем, КоАП РФ относит личный досмотр, досмотр транспортных средств к числу мер процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях [35]. Однако, например, личный досмотр как меру процессуального обеспечения производства по делу о нарушении таможенных правил, следует отличать от формы таможенного контроля, а также от принудительных мер, не связанных с административным правонарушением [36], поскольку первые связаны с фактом неправомерного поведения, а последние являются контрольно-предупредительными или применяются в целях защиты интересов общества и государства. На это обстоятельство уже указывали некоторые ученые [37]. Таким образом, перечисленные направления деятельности таможенных органов в рассматриваемой области характеризуются дуалистической природой. Они выступают в качестве форм таможенного контроля и как контрольно-предупредительные меры в административном принуждении.

Таможенный контроль осуществляется соответствующими методами. Метод представляет собой средство достижения поставленных целей, решения возникающих задач. Под методами таможенного контроля в науке понимают «способы (приемы), применяемые при осуществлении контрольных функций» [38]. Методы таможенного контроля многообразны. Кроме того, в силу развития научно-технического прогресса спектр их расширяется, поэтому законодательство не устанавливает и не может установить исчерпывающего их перечня. При этом каждая форма таможенного контроля обладает рядом специфических методов. Например, при проведении документального контроля используются такие методы, как: формально-правовая проверка документов, проведение аналитических процедур, финансовый анализ и др. К методам фактического контроля относятся инвентаризация, осмотр, обследование, лабораторный анализ товаров, экспертная оценка и др. На наш взгляд взятие проб и образцов это один из этапов экспертной оценки либо лабораторного анализа.

Эффективность деятельности таможенных органов зависит от разумного использования различных методов таможенного контроля. Таможенным органам необходимо производить учет всех факторов для выбора наиболее результативного управленческого воздействия на пассивных субъектов таможенного контроля. Пассивными субъектами таможенного контроля выступают физические и юридические лица, перемещающие или имеющие намерение переместить определенный груз через таможенную границу РФ.

Таким образом, контролирующими субъектами таможенного контроля выступают таможенные органы Российской Федерации, входящие в единую, федеральную иерархически построенную (ФТС, РТУ, таможни, таможенные посты) систему.

Вступление в силу нового Таможенного кодекса, значительные изменения во внешней торговле, усложнение задач, возлагаемых государством на таможенную службу, глобализация экономики, возможность применения современных информационных технологий побуждают российскую таможенную службу изменять свои процедуры и правила проведения таможенного контроля с учетом происходящих перемен и определять стратегию таможенного контроля исходя из системы мер оценки рисков.

С целю повышения эффективности работы таможенных органов в процессе производства таможенного контроля считаем целесообразным включение в организационную структуру таможенных органов отделов, вырабатывающих стратегию таможенного контроля, на основе систематизации и обобщения информации о рисках. Основными функциями таких отделов должны стать анализ риска нарушения таможенного законодательств, определение товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверкам в ходе таможенного контроля, а также необходимых объемов проверочных мероприятий.

Более того, сотрудники таких отделов должны нести ответственность за ущерб, причиненный участникам внешнеэкономической деятельности в результате применения к ним необоснованных системой управления рисками форм таможенного контроля (например, применение досмотра товаров и транспортных средств в том случае, когда цели таможенного контроля могли быть достигнуты путем таможенного осмотра).

Данное введение позволит не только отразить качественное изменение таможенного законодательства в части установления контрольных мер, но и оптимизировать работу таможенных органов в условиях унификации таможенных процедур.


Сергеев Евгений Владимирович



[1] Шундиков К.В. Механизм правового регулирования: Учебное пособие. Саратов, 2001. С.45.

[2] Радугин А.А. Философия: Курс лекций. М., 1997. С. 178.

[3] КозыринА.Н Валютный контроль внешнеторговой деятельности. М., 1998. С. 15.

[4] Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М., 2000. С. 140.

[5] Гогин А.А. Теоретико-правовые вопросы налоговой ответственности. Автореф. дис.... канд.юр. наук. Саратов, 2002. С. 17.

[6] Козырин А.Н. Валютный контроль внешнеторговой деятельности. М., 1998. С. 16.

[7] Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. М., 1995. С.22.

[8] Лаптев B.B. Предпринимательское право: понятие и субъекты. М., 1997. С.44.

[9] Постановление Правительства РФ от 21 августа 2004 г. №429 «О Федеральной таможенной службе»// Российская газета. 2004. № 183.

[10] СЗРФ. 1997.№51.Ст.5712;2004.№25. Ст.2478.

[11] Указ Президента РФ от 09 марта 2004 г. № 314 (с изм. и доп., включая от 20 мая 2004 г.) «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти»// СЗ РФ. 2004. №11. Ст. 945; Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти// СЗ РФ. 2004. № 21. Ст. 2023.

[12] БНА. 2002. № 52; 2003. №16, № 47.

[13] Приказ ГТК РФ от 10 октября 2002 г. № 1082 «Об утверждении общих положений о таможенных органах Российской Федерации»// БНА федеральных органов исполнительной власти. 2002. № 52; 2003. №16, №47.

[14] Бакаева О. Ю. Основные финансово-правовые аспекты статуса таможенных органов российской Федерации / Под редакцией Н. И. Химичевой. Саратов, 2002. С. 52-55.

[15] Указ Президента РФ от 14 августа 1996 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст.4082.

[16] п. б) ч.1 ст.114 Конституции РФ.

[17] Бакаева О.Ю. Основные финансово-правовые аспекты деятельности таможенных органов РФ / Под ред. Н.И. Химичевой. Саратов, 2002. С.54.

[18] Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с изм. и доп., включая от 29 июня 2004 г.) // С3 РФ. 2001. № 52 (ч.1). Ст.4921; 2002. № 22. Ст.2027; № 30. Ст.3015, 3020, 3029; № 44. Ст.4298; 2003 № 27. Ст. 2700;, 2706,2708; №28. Ст. 2880; № 50. Ст. 4847; 2004. №17. Ст. 1585; №27. Ст. 2711.

[19] Указ Президента РФ «Об отнесении таможенных органов к государственным военизированным организациям» от 22 декабря 1993 г. // САПП РФ. 1993. № 52. Ст.5056.

[20] План по платежам перевыполнен.//Таможня. 2004. № 19. С.2.

[21] Ст.404 ТК РФ.

[22] См: ст. 19 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» (с изм. и доп., включая от 23 декабря 2003 г.) // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст.3586; 2000. № 33. Ст.3348; № 46. Ст.4537; 2001. № 53 (ч.1). Ст.5030; 2002. № 27. Ст.2620; № 30. Ст.3029, 3033; 2003. № 1. Ст.15; 2003. № 52 (ч. 1). Ст. 5038;

[23] Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития / Отв. ред. И.Л. Бачило. М., 1998. С. 322.

[24] Сайко С.П. Российская таможня на море: законность и целесообразность // Таможенная политика на Дальнем Востоке. 2001. № 1. С.53.

[25] См., например, Бахрах Д.Н., Кивалов С.В. Таможенное право России. Екатеринбург, 1995. С.4; Бакаева О.Ю., Фомичев С.С. Таможенное право Российской Федерации: Учеб.-метод.пособие. Саратов, 1999. С.7.

[26] Бакаева О.Ю. Финансовая деятельность таможенных органов Российской Федерации (постановка проблемы) // Право и жизнь. 2001. № 41. С.285-286

[27] Лозбенко Л.А. Конвенциальное регулирование внешнеэкономической деятельности. М., 2000. С. 182.

[28] Габричидзе Б.Н., Зобов В.Е. Таможенная служба в Российской Федерации. М., 1993. С. 52.

[29] Постановление Правительства РФ от 21 августа 2004 г. №429 «О Федеральной таможенной службе»// Российская газета. 2004. № 183.

[30] Приказ ГТК РФ от 22 ноября 1999 г. № 803 «Об утверждении типовой инструкции об организации и проведении сотрудниками таможенных органов Российской Федерации таможенного контроля за товарами, перемещаемыми физическими лицами» // Таможенный вестник. 2000. № 1.

[31] Бутынец Ф.Ф. Организация и проведение ревизий в условиях механизации учета в потребкооперации. М., 1976. С.99.

[32] Новиков А.Б. Контроль в системе управления таможенным делом. Автореф. дис. ... канд.юр.наук. СПб., 1999. С.14.

[33] П. 5 Приказа ГТК РФ от 28 ноября 2003 г. № 1356 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров» // Таможенный вестник. 2004. № 2.

[34] Считаем, что взятие проб и образцов относится к методам осуществления таможенного контроля, речь о которых пойдет далее.

[35] гл. 27 КоАП РФ.

[36] Например, ст. 13 Федерального закона «О борьбе с терроризмом» предусматривает право лиц, проводящих контртеррористическую операцию, производить при проходе (проезде) в зону проведения такой операции и при выходе (выезде) из зоны личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3808; 2000. №33. СТ. 3348; 2002. № 47. Ст. 4634; 2003. № 27. Ст. 2700 (ч.1); Российская газета. 2004. № 188.

[37] См., напр.: Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Ред. коллегия: Веремеенко И.И., Салищева Н.Г., Сидоренко Е.Н., Якимов А.Ю. М., 2002. С. 823.

[38] Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М., 2000. С. 118.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Классификация доказательств по делам об административных правонарушениях и их источников.
Особенности использования источников доказательств по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения.
История развития законодательства об административной ответственности должностных лиц
Таможенный и личный досмотр: понятие, сущность, порядок проведения
Правовой статус лица, привлекаемого к административной ответственности
Вернуться к списку публикаций