2014-01-06 00:22:09
ГлавнаяАдминистративное право — Таможенные органы Российской Федерации как субъекты таможенного контроля



Таможенные органы Российской Федерации как субъекты таможенного контроля


Субъектами таможенного контроля являются участники внешнеэкономической деятельности (граждане, юридические лица, в том числе звенья таможенной инфраструктуры) и таможенные органы. Правовой статус таможенных органов как субъектов таможенного контроля требует точной регламентации путем ясного законодательного закрепления, не допускающего пробелов, и противоречий.

Субъекты правоотношений реализуют поставленные перед ними цели посредством определенных правовых механизмов. Такая система основана на нормативно заданной «программе», своеобразном «алгоритме», предусматривающем, какие средства, на каком этапе и при каких условиях должны вступить в работу [1]. Эффективность же конкретного механизма показывает реальное достижение целей, установленных законодательно, а вместе с тем и позитивность полученных результатов. С философской точки зрения субъект — носитель предметной описательно-познавательной деятельности (индивида или группы людей), источник активности, направленной на объект. Субъект - это активное, самодеятельное существо, осуществляющее целеполагание и преобразование действительности [2].

Полностью разделяем позицию А.Н. Козырина, который считает, что механизм контроля включает в себя субъектную и функциональную составляющие [3]. Иными словами, в процессе контроля необходимо получить ответы на вопросы: «кто?» (какие органы осуществляют таможенный контроль) и «как?» (каким образом таможенный контроль осуществляется). Субъектный элемент раскрывает правовой статус участников таможенного контроля, а функциональный - его формы и методы.

Специфика контрольного правоотношения состоит в том, что правовой статус его субъектов различен. Такая особенность подчеркнута в литературе многими авторами. Представляется наиболее удачной дифференциация субъектного состава Е.Ю. Грачевой, которая исследует контрольное правоотношение применительно к «лидирующим» и «ординарным» участникам процесса [4]. Как указывалось ранее, такое правоотношение носит публично-правовой характер, предполагает взаимосвязь участников по вертикали и строится на принципах «власти и подчинения», что характеризуется отсутствием юридического равенства сторон. В таможенном правоотношении «всегда в том или ином объеме выражен государственный интерес как единственного носителя публичной власти» [5].

А.Н. Козырин, рассматривая субъектную составляющую контрольного механизма, указывает, что все участники правоотношений данного вида могут быть разделены на «контролирующих субъектов и лиц, внешнеторговая деятельность которых является объектом контроля» [6]. Считаем, что помимо названных сторон, в процессе таможенного контроля могут принимать участие и лица, которые содействуют проведению таможенного контроля. Они лишь помогают в его осуществлении, как правило, используя при этом свои профессиональные качества.

Итак, субъектами таможенного контроля являются:

- таможенные органы и их должностные лица (контролирующие субъекты);

- контролируемые субъекты, то есть лица, перемещающие товары через границу, и лица, оказывающие им договорные услуги (таможенный брокер, таможенный перевозчик).

Кроме того, с осуществлением таможенного контроля непосредственно связаны - лица, оказывающие содействие в проведении таможенного контроля (специалисты, понятые, эксперты, медицинские работники).

Правовой статус субъектов таможенного контроля находит свое выражение в институте таможенной правосубъектности как совокупности таможенной правоспособности (способности обладания правами и обязанностями), таможенной дееспособности (способности осуществления прав и обязанностей) и таможенной деликтоспособности (способности несения юридической ответственности). При этом публично-правовой характер данной группы правоотношений обусловливает наличие у таможенных органов активной правосубъектности, а у субъектов подчинения — пассивной правосубъектности. Необходимо отметить, что таможенные органы в силу специфики своих полномочий обладают специальной правосубъектностью [7]. Иными словами, такие лица способны быть участниками определенного круга правоотношений в рамках определенной отрасли (таможенного права). Специальная правосубъектность дает возможность осуществлять лишь такие права, которые соответствуют предмету деятельности данного субъекта [8]. Таким образом, можно утверждать, что таможенная правосубъектность всегда выступает как специальная правосубъектность конкретного лица.

Подвергнем исследованию правовой статус контролирующих субъектов. Систему таможенных органов составляют:

1. Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела. Функции данной службы осуществляет федеральная таможенная служба [9].

2. Региональные таможенные управления.

3. Таможни.

4. Таможенные посты.

В систему таможенных органов также входят, не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые находятся в ведении федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела, для обеспечения деятельности таможенных органов ( например, таможенные лаборатории, таможенная академия).

Общее руководство таможенным делом в соответствии со ст. 14 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» осуществляет Правительство РФ, реализующее свои полномочия в этой области через таможенные органы [10].

Система таможенных органов возглавляется Федеральной таможенной службой, которая входит в состав Министерства экономического развития и торговли [11].

Федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.

Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела.

Федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, и федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, в пределах своей компетенции обеспечивают единообразное применение таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации.

Вся территория России поделена на таможенные округа, в которых осуществляют свою деятельность региональные таможенные управления (далее- РТУ), участвующие во внешнеэкономической деятельности регионов. РТУ является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати и штампы, счета в органах федерального казначейства, в банках и иных кредитных организациях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Правовое положение РТУ регламентировано приказом ГТК РФ от 10 октября 2002 г. № 1082 «Об утверждении общих положений о таможенных органах Российской Федерации», а также «Общим положением о региональном таможенном управлении» [12].

Основными задачами РТУ являются: осуществление таможенной политики Российской Федерации в регионе деятельности, обеспечение своевременного перечисления в полном объеме таможенных платежей, в федеральный бюджет; разработка и осуществление в пределах своей компетенции мер по совершенствованию таможенного оформления и таможенного контроля, валютного контроля, механизма взимания таможенных платежей; и другие задачи.

Достижению поставленных задач способствует выполнение региональным таможенным управлением своих функций. РТУ выполняет следующие функции, связанные с осуществлением таможенного контроля:

- организовывает, координирует и контролирует проведение подчиненными таможенными органами таможенного контроля, обеспечивает правильное и единообразное применение порядка таможенного контроля, обобщает и анализирует практику его проведения подчиненными таможенными органами;

- организовывает, координирует и контролирует деятельность подчиненных таможенных органов по определению и контролю таможенной стоимости товаров;

- принимает в пределах своей компетенции решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России, об определении их таможенной стоимости и страны происхождения;

- контролирует и обеспечивает в регионе деятельности соблюдение законодательства Российской Федерации в части применения таможенных режимов. Осуществляет контроль за применением таможенных режимов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, при изменении одного таможенного режима на другой, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- организовывает и координирует в пределах своей компетенции работы по развитию и функционированию Единой автоматизированной системы таможенных органов (ЕАИС), ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети таможенных органов, по обеспечению информационной безопасности, оснащению техническими средствами таможенного контроля таможенных органов;

- выполняет иные функции.

РТУ наделено следующими правами:

- контролировать в пределах своей компетенции экономическую деятельность участников внешнеэкономической деятельности;

- принимать решения по делам об административных правонарушениях, а также решения по результатам пересмотра постановлений по указанным делам;

- отменять или изменять по жалобам лиц, протестам прокуроров, в порядке контроля решения должностных лиц РТУ, подчиненных таможенных органов и их должностных лиц, а также принимать в отношении их неправомерных действий или бездействия меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации [13].

Следующим звеном системы таможенных органов выступают таможни.

Таможни определяют места и время перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, места остановки транспортных средств, следующих через таможенную границу Российской Федерации, и продолжительность их стоянки с учетом времени, необходимого для осуществления таможенного оформления и таможенного контроля в соответствии с таможенным законодательством.

Таможня организовывает, координирует и контролирует осуществление таможенного контроля таможенными постами, подготавливает предложения о совершенствовании таможенного контроля и направляет их в вышестоящий таможенный орган, осуществляет таможенный контроль после выпуска товаров и транспортных средств, перемещенных через таможенную границу Российской Федерации.

Основными правами таможни являются следующие права:

- требовать от декларантов, перевозчиков и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, оказания содействия в осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, а также иных функций, возложенных на таможенные органы;

- принимать в пределах своей компетенции решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей;

- производить таможенный досмотр и осуществлять таможенный контроль в иных формах;

- определять меры, которые должны быть предприняты для обеспечения таможенного контроля в случае аварии или действия непреодолимой силы;

- идентифицировать товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, транспортные средства, помещения и другие места, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, места, где осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы;

- проводить в любое время инвентаризацию товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, а также товаров.

- другие права предусмотренные таможенным законодательством.

Основными задачами таможни являются осуществление таможенного оформления и таможенного контроля. В структуру таможен входят отделы занимающиеся выполнением определенных функций.

Четырехзвенная система таможенных органов, выполняющих правоохранительные функции, в современных условиях является оправданной, устоявшейся и отвечающей поставленной перед ней задачам. Характерные признаки таможенных органов сформулированы О. Ю. Бакаевой [14]. Представляется необходимым выделить основные черты системы таможенных органов:

Во-первых, таможенные органы - это органы исполнительной власти, которые входят в структуру федеральных органов исполнительной власти [15]. В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной таможенной службе, Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Во-вторых, Правительство РФ обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики [16]. Оно наделено большими полномочиями и в области таможенного дела. Федеральную таможенную службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра экономического развития и торговли Российской Федерации.

В-третьих, таможенные органы являются органами специальной компетенции. Они реализуют свои полномочия в сфере перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств. Органы специальной компетенции осуществляют отраслевое или межотраслевое управление. Для рассматриваемых органов осуществление таможенной деятельности является главнейшей производственной задачей, которую они исполняют на постоянной и систематической основе [17].

В-четвертых, таможенные органы законодательно отнесены к числу правоохранительных органов, в связи с тем, что они пресекают неправомерные деяния и привлекают виновных к ответственности. Правоохранительный характер деятельности этих органов обусловлен их функциями; сами таможенные органы изначально в силу природы и структуры таможенного дела выступают именно в этом качестве в соответствии со ст. ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [18]. Указом Президента РФ таможенные органы отнесены к военизированным организациям [19]. После придания таможенным органам статуса правоохранительного органа в ней с 1994 по 1995 год были сформированы наиболее отвечающие требованиям времени подразделения, специализирующиеся в области борьбы с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства. В их арсенале административно-правовая, уголовно-правовая, уголовно-процессуальная, оперативно-розыскная и другие формы работы.

В-пятых, таможенные органы выполняют функцию пополнения государственного бюджета (фискальная функция). За девять месяцев 2004 года таможенными органами перечислено в федеральный бюджет почти 850 миллиардов рублей, что составило 135 процентов планового задания [20].

В-шестых, немаловажной особенностью таможенных органов является наличие официальных символов. К ним относятся флаг и эмблема. Описание и рисунки флага и эмблемы таможенных органов, а также вымпела морских и речных судов таможенных органов утверждаются Президентом Российской Федерации [21]. При поступлении на службу в таможенные органы сотрудники принимают присягу [22]. Сотрудники таможенных органов носят форменную одежду. Проведение таможенного контроля не в форменной одежде, с нарушениями порядка ее ношения, а также имеющей небрежный вид, не допускается.

Все звенья системы таможенных органов состоят в строгой иерархической подчиненности. Каждый нижестоящий орган по вертикали подчинен вышестоящему.

Таможенные органы входят в систему функциональных органов контроля. Они, имеют собственный руководящий центр, действуют автономно в рамках своей компетенции, то есть представляют собой самостоятельную подсистему [23]. Федеральная таможенная служба и ее территориальные органы на местах действуют как система специализированных органов таможенного контроля, деятельность которых направлена на обеспечение единства системы таможенного контроля.

Субъекты управления, реализуя свои функции и полномочия, осуществляют правоприменительную деятельность. Любая деятельность состоит из решения, его реализации и контролирования исполнения.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Административная ответственность за нарушение правил лицензирования
Объекты таможенного контроля
Взаимодействие Совета Федерации с иными органами государственной власти в России и за рубежом
Виктор Викторович Ивановский
Порядок применения дисквалификации в административном праве Российской Федерации
Вернуться к списку публикаций