2014-01-06 00:02:16
ГлавнаяАдминистративное право — Объекты таможенного контроля



Объекты таможенного контроля


Механизм таможенного контроля предполагает вступление участников данного процесса в правоотношения определенного рода. Юридическая наука понимает под правоотношениями урегулированные правом и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей корреспондирующих друг другу прав и обязанностей [1].

Для правоотношений характерны такие признаки, как нормативность, волевой характер, охрана от нарушений силой государственного принуждения и др. Состав любого вида правоотношений отличается спецификой ввиду того, что специфичны «субъекты (участники отношений), объект (то, по поводу чего возникли отношения) и содержание, в котором различаются фактическая (поведение субъектов) и юридическая (субъективные права и обязанности) стороны» [2].

Правоотношения, вытекающие из производства таможенного контроля, на наш взгляд, обладают следующими признаками.

Во-первых, правоотношения такого рода функционируют и развиваются только на основе норм таможенного законодательства. Путем правового регулирования государство направляет фактические взаимосвязи между их участниками в необходимое для общества русло [3].

Во-вторых, такие правоотношения представляют собой индивидуализированную связь, в которую вступают конкретно определенные субъекты. Такое правоотношение в теории права определяется как «индивидуализированная общественная связь между лицами, характеризуемая наличием субъективных прав и обязанностей, и поддерживаемая (гарантируемая) принудительной силой... государства» [4].

В-третьих, правоотношения в сфере таможенного контроля возникают в силу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу или связаны с таким перемещением.

В-четвертых, данные правоотношения носят публичный характер. Для их возникновения, как правило, достаточно волеизъявления одной из сторон.

В-пятых, связь в правоотношении в области таможенного контроля выражается через субъективные права и юридические обязанности его участников. Одно лицо является управомоченным и имеет какое-либо право. Другое лицо обязано действовать таким образом, чтобы обеспечивать реализацию этого права.

В-шестых, правоотношение охраняется от возможных нарушений принудительной силой государства в лице его органов. Целью правоотношения является тот результат, на который ориентирует норма (или нормы) права и ради достижения которого закон предусматривает основания возникновения и пути развития финансового правоотношения [5].

Объект правоотношения - это элемент, который соединяет участников и побуждает их к активным действиям, «на который направлена деятельность субъектов правоотношения, осуществляемая в процессе реализации ими своих юридических прав и обязанностей» [6]. Взаимосвязь субъектов - это не самоцель. Вступая в правоотношения, стороны «всегда к чему-то стремятся, рассчитывают извлечь блага для себя, удовлетворить таким способом свои потребности...» [7].

Объектами правового отношения выступает то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников, иными словами — то, ради чего возникает само правоотношение.

Предметом таможенного правоотношения являются конкретные товары и транспортные средства.

Объект контрольного правоотношения должен быть способен удовлетворить интерес подконтрольного субъекта [8]. Объект - это то, что в первую очередь интересует контролирующего субъекта. Деятельность участников внешнеэкономической деятельности должна соответствовать, в частности, требованиям таможенного законодательства. Объектом таможенного контроля является то, что подлежит контролю (как правило, товары и транспортные средства). Иными словами, это то, по поводу чего стороны вступают в правоотношения: в данном случае - то, что перевозится через таможенную границу. Предмет таможенного правоотношения (товары и транспортные средства), по нашему мнению, часто совпадает с объектом таможенного контроля. Однако объектом таможенного контроля может выступать также и деятельность подконтрольных лиц.

В самом общем виде можно сказать, что все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ, подлежат таможенному контролю. Это означает, что таможенный контроль проводится даже в тех случаях, когда участники внешнеэкономической деятельности освобождаются от уплаты таможенных платежей, либо используют упрощенный порядок таможенного оформления (например, использование физическими лицами «зеленого коридора» в месте пересечения таможенной границы). Однако таможенные органы подвергают таможенному контролю не только ввозимые и вывозимые предметы. Представляется необходимым выделить следующие категории объектов таможенного контроля:

- товары, перемещаемые через таможенную границу РФ в сопровождаемом и несопровождаемом багаже, включая международные почтовые отправления;

- транспортные средства;

- документы, содержащие сведения о товарах и транспортных средствах;

- деятельность лиц в качестве таможенных брокеров, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, также деятельность иных лиц выступающих в качестве достаточном, для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем;

- соблюдение установленных ограничений на пользование и распоряжение товарами;

- своевременная и полная уплата таможенных платежей [9].

В исключительных случаях (при личном досмотре) в качестве непосредственного объекта таможенного контроля может выступать одежда и тело физического лица, пересекающего таможенную границу Российской Федерации [10].

Объектом таможенного контроля выступают товары и транспортные средства. В литературе предлагалось использовать также термин «объект организации контроля в таможенном деле» для определения товаров, транспортных, средств, услуг, интеллектуальной собственности и физических лиц, перемещающихся во времени и в пространстве через таможенную территорию и таможенную границу Российской Федерации и подпадающие под действие мер нетарифного регулирования и экспортного контроля [11].

С точки зрения таможенного законодательства, все имущество, перемещаемое через таможенную границу, делится на товары и транспортные средства. Такое деление имеет важное практическое значение, поскольку статус этого имущества для таможенных целей различен. Транспортное средство выступает объектом деятельности, непосредственно связанной с международной перевозкой товаров.

Одним из основных объектов таможенного контроля являются товары. Находящимися под таможенным контролем являются, - иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, до их выпуска для свободного обращения, фактического пересечения ими таможенной границы при вывозе или до их уничтожения, а также российские товары при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации до фактического пересечения таможенной границы (Ст. 11 ТК РФ).

В соответствии со ст. 11 ТК РФ, товары это - любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства. Следовательно, предметом таможенных правоотношений является товар, перемещаемый через таможенную границу. Данный товар должен перемещаться по воле участников таможенных правоотношений. Мигрирующие дикие животные, пересекающие границы различных государств, не являются предметом таможенных правоотношений.

Как правило, товары, являющиеся предметом таможенных правоотношений, становятся одновременно и предметом внешнеторговых сделок. В некоторых случаях, товар, как предметом внутренней торговли, также может выступать предметом таможенных правоотношений. Так, перемещение товаров железнодорожным транспортом из Калининградской области на остальную территорию Российской Федерации невозможно без пересечения таможенной границы.

В юридической литературе товар определяется также как движимое имущество, которое может стать предметом товарообмена и чье физическое состояние (материальный предмет) позволяет осуществить меры учета и контроля [12]. В связи с этим не является товаром иное имущество, в том числе недвижимость имущественные права и услуги.

Товары как объекты таможенного контроля обладают таможенной стоимостью. Таможенная стоимость товара определяется с целью исчисления таможенных платежей, таможенной статистики, а также применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в соответствии с законодательными актами Российской Федерации [13]. Объем уплачиваемых таможенных платежей прямо пропорционален декларируемой таможенной стоимости товара. Поэтому одной из основных задач таможенного контроля является контроль правильности исчисления таможенной стоимости товара.

Для целей таможенного контроля важны характеристики товар, влияющие на размер уплачиваемых таможенных платежей: таможенная стоимость, страна происхождения, степень промышленной обработки (код товара по ТЫ ВЭД) При декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу, они подлежат классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. В связи с тем, что невозможно составить исчерпывающий перечень товаров, перемещаемых через таможенную границу, так как «современное производство предполагает огромное количество товаров со сходными или близкими характеристиками» [14] была разработана товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности. Благодаря ней все товары могут быть дифференцированы в соответствии с классификационными кодами. Такие характеристики товара как потребительские свойства, качество, степень промышленной обработки товара влияют на уровень ставки таможенной пошлины. Зачастую товар, перемещаемый через таможенную границу декларируется как аналогичный товар с более низкой степенью промышленной обработки. Это позволяет участникам внешнеэкономической деятельности, избегая контрабандного ввоза в страну товаров, официально декларировать и оформлять его, но, снижая стоимость единицы ввезенного товара, занижать размеры таможенных платежей и уходить от мер нетарифного регулирования [15].

Товары, перемещаемые через таможенную границу, происходят из различных стран. Для таможенных целей весьма важное значение имеет страна происхождения товаров.

Все товары подразделяются на российские и иностранные. Российские имеют для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, то есть они полностью, произведены в Российской Федерации, либо выпущены для свободного обращения на таможенной территории, либо изготовлены в Российской Федерации из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации (подпункт 2. пункта 1 статьи 11 ТК РФ). Все остальные товары являются иностранными.

Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с критериями, установленными Таможенным Кодексом РФ. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров [16].

Ставки ввозных таможенных пошлин применяются дифференцированно, в зависимости от страны происхождения товара:

в отношении товаров, происходящих из стран, которым Россия предоставляет в торгово-политических отношениях режим наибольшего благоприятствования нации, применяются базовые ставки;

в отношении товаров, происходящих из стран, которым Россия не предоставляет в торгово-политических отношениях режим наибольшего благоприятствования нации, либо страна происхождения которых не определена (неизвестна), применяются максимальные ставки (увеличенные в два раза по сравнению с базовыми) [17].

Применяются также преференциальные [18] ставки таможенных пошлин. Они применяются к товарам, происходящим из стран, которым Россия в торгово-политических отношениях предоставляет тарифные преференции. В настоящее время тарифные преференции предоставляются Россией странам, входящим в зону свободной торговли (это все страны СНГ), а также странам, которые подпадают под национальную систему преференций, - это развивающиеся и наименее развитые страны. В этой связи преференциальные ставки таможенных пошлин также дифференцированы в зависимости от страны происхождения:

в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, применяются пониженные ставки таможенных пошлин (составляют 75% от базовой) при выполнении определенной совокупности условий (а именно - товарного принципа, т.е. возможности применения к определенному товару данного вида ставки, а также соблюдения правил непосредственной закупки и прямой отгрузки и предоставления документа, подтверждающего происхождение товара);

в отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран, применяются нулевые ставки таможенных пошлин при соблюдении совокупности тех же условий [19].

Следовательно, для того чтобы применить ту или иную ставку таможенной пошлины, вначале требуется определить страну происхождения товара.

Также имеются случаи, когда страну происхождения необходимо определить для применения непреференциальных мер торговой политики. Так, периодически устанавливаются запреты на ввоз товаров из определенных стран в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН (в свое время это были товары, происходящие из Югославии, алмазы, происходящие из Сьерра-Леоне) и т.п. Помимо запретов, также устанавливаются ограничения на ввоз некоторых товаров, происходящих из определенных стран (в свое время это были карамель, трубы и лом черных металлов, происходящие из Украины, и т.п.). Поэтому для целей применения тарифных преференций либо непреференциальных мер торговой политики необходимо определить страну происхождения товаров.

Предоставление тарифных преференций, а также применение непреференциальных мер торговой политики обусловлено представлением документов, подтверждающих происхождение товаров из данной страны.

В этой связи в таможенные органы вправе потребовать документы, подтверждающие страну происхождения, только в отношении товаров, происходящих из стран, пользующихся тарифными преференциями. В остальных случаях право требования документов, подтверждающих происхождение товаров из конкретной страны, обусловлено наличием определенных фактов, т.е. признаков того, что заявлены недостоверные сведения о стране происхождения, которые оказывают влияние на применение ставок таможенных пошлин, а также количественных ограничений (квот) или иных мер торговой политики.

В качестве основного документа, который вправе потребовать таможенные органы в целях подтверждения происхождения товаров, используется декларация о происхождении товара. Что же касается сертификата о происхождении товара, то он может служить документом, подтверждающим происхождение товара, только в случаях, определяемых Правительством РФ.

Участники внешнеэкономической деятельности определяют происхождение товара самостоятельно. Таможенные органы принимают решения о стране происхождения товаров в случае выявления неправильного заявления декларантом страны происхождения товаров, а также по запросам, поданным в соответствующие таможни, региональные таможенные управления либо по запросам органов законодательной, исполнительной, судебной власти, органов прокуратуры, Всемирной таможенной организации, таможенных органов зарубежных стран, представительств иностранных государств, нижестоящих таможенных органов [20].

В зависимости от направления перемещения товары разделяются на ввозимые, вывозимые и транзитные. Ввозимые товары поступают на территорию России из другого государства. При этом страной их происхождения может быть как другая страна, так и Российская Федерация при условии их предыдущего вывоза. Вывозимые товары чаще всего производятся в России и перемещаются на территорию другого государства. Транзитные товары следуют из одной страны в другую, перемещаясь при этом по таможенной территории РФ [21].

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 11 ТК РФ транспортные средства это - любые морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами.

Перемещение транспортных средств через таможенную границу осуществляется в соответствии с таможенными режимами временного ввоза и временного вывоза, что отвечает нормам международного законодательства. Однако транспортные средства могут быть помещены под другие таможенные режимы, например выпуска для внутреннего потребления, переработки на таможенной территории, вне таможенной территории. Транспортное средства в этом случае выступает уже в ином качестве - в качестве товара, что влечет его таможенное оформление в общем порядке. Штатные запасные части, принадлежности и оборудование транспортных средств, перевозимые вместе с транспортным средством, рассматриваются как его неотъемлемая часть.

Специфика перемещения автотранспортных средств закреплена в ст. 410 ТК РФ. Так, таможенные органы вправе останавливать автотранспортные средства, в том числе не осуществляющие международных перевозок товаров, если на указанных транспортных средствах перевозятся товары, находящиеся под таможенным контролем, в целях проверки товаров и документов на них. Самостоятельно таможенные органы могут останавливать автотранспортные средства исключительно в зонах таможенного контроля, созданных вдоль таможенной границы. В иных местах остановка автотранспортных средств осуществляется органами внутренних дел, уполномоченными в области обеспечения безопасности дорожного движения, при их взаимодействии с таможенными органами. Законодатель подробно регламентировал порядок проверки товаров и документов на них, перевозимых на автотранспортном средстве, которое было остановлено за пределами зоны таможенного контроля. Устанавливаемый порядок проверки нацелен на то, чтобы исключить возможность административного произвола, наносящего экономический ущерб деятельности транспортных и транспортно-экспедиторских компаний. Он заключается в том, что:

- во-первых, законодатель установил предельный срок проверки товаров вне зоны таможенного контроля, а значит, и максимальный срок задержки остановленного автотранспортного средства. Он составляет два часа;

- во-вторых, каждый случай остановки автотранспортного средства за пределами зоны таможенного контроля с целью проверки перевозимых товаров должен быть задокументирован. По результатам проверки составляется акт. При этом один экземпляр обязательно вручается перевозчику;

- в-третьих, четко определены случаи, когда таможенный орган имеет право потребовать, чтобы остановленное автотранспортное средство изменило свой маршрут и проследовало на территорию склада временного хранения или в иное место, являющееся постоянной зоной таможенного контроля. Принудительное помещение автотранспортного средства на территорию зоны таможенного контроля возможно лишь в случае возбуждения дела об административном правонарушении. Копия соответствующего решения или протокола должна быть передана перевозчику или лицу, управляющему автотранспортным средством. Срок принудительного помещения автотранспортного средства на территорию зоны таможенного контроля не должен превышать времени, которое необходимо для разгрузки товаров. Автотранспортное средство может быть принудительно задержано на больший срок, если оно подлежит изъятию в соответствии с действующим законодательством.

Предметы, подлежащие таможенному контролю могут перевозиться в сопровождаемом багаже (непосредственно при следовании лица через границу) и в не сопровождаемом багаже (при перемещении их перевозчиком по договору о перевозке). Разновидностью перевозки товаров в несопровождаемом багаже является пересылка в международных почтовых отправлениях (письмах, бандеролях, мелких пакетах, посылках и др.). Организации почтовой связи по требованию таможенных органов представляют такие отправления для проведения таможенного досмотра.

О факте обнаружения в международных почтовых отправлениях предметов и веществ, запрещенных к пересылке, а также о задержании таких отправлений организации федеральной почтовой связи немедленно ставят в известность таможенные органы Российской Федерации [22].

Нередки случаи нахождения в международных почтовых отправлениях предметов, являющихся непосредственными объектами правонарушений. Так, в течение нескольких месяцев 2002 г. проводилась международная операция с участием таможенных и других правоохранительных органов России и Нидерландов. Сотрудники московской Южной таможни проверили две подозрительные посылки, прибывшие на Международный почтамт из Нидерландов. Контроль показал, что внутри, среди подержанной бытовой аппаратуры, находятся таблетки наркотического средства МДМА (известного как «экстази») общим количеством пять тысяч штук. Главным управлением по борьбе с контрабандой ГТК России было принято решение о проведении комплекса оперативно-розыскных мероприятий, в результате проведения которых в разных городах нашей страны были задержаны несколько наркоторговцев [23].

Следует отметить, что через таможенную границу могут также перемещаться контрафактные товары. К ним относятся товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности (объекты авторского права и смежных прав, промышленной собственности, в том числе товарные знаки, наименования мест происхождения товаров, и другие объекты интеллектуальной собственности), если изготовление таких товаров, их перемещение через таможенную границу или иные действия с товарами, находящимися под таможенным контролем, влекут за собой нарушение прав правообладателя.

К сожалению, Таможенный кодекс не содержит понятия «контрафактные товары». В целом законодательство об интеллектуальной собственности обращается к данному вопросу. Так, согласно ст.4 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» [24] указывается: несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака является нарушением прав его владельца. Аналогичные нормы содержатся в ст. 16 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» [25], ст. 17 Закона РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» [26].

Регулированию деятельности таможенных органов, связанной с защитой прав интеллектуальной собственности, посвящена отдельная глава ТК РФ. Включение в Таможенный кодекс положений об интеллектуальной собственности - одно из важнейших нововведений российского таможенного законодательства. Тем самым преодолено еще одно препятствие на переговорах по присоединению России к Всемирной торговой организации. В целом нормы Кодекса, регулирующие вопросы интеллектуальной собственности, которым посвящена гл. 38 («Меры, принимаемые таможенными органами в отношении отдельных товаров»), соответствуют положениям разд. 4 («Особые требования в отношении пограничных мер») части III «Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности» (ТРИПС/ TRIPS), заключенного в Марракеше15.04.1994 г. В соответствии со ст. 393 ТК РФ, таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, на основании заявления обладателя исключительных прав (интеллектуальной собственности) на объекты авторского права и смежных прав, на товарные знаки, знаки обслуживания и обладателя права пользования наименованием места происхождения товара. Следовательно, таможенные органы осуществляют приостановление выпуска таких товаров только по заявлению правообладателя.

Правообладатель, имеющий достаточные основания полагать, что может иметь место нарушение его прав в соответствии с законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности в связи с перемещением через таможенную границу товаров, являющихся, по его мнению, контрафактными, или при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, вправе подать заявление в федеральную службу, уполномоченную в области таможенного дела, о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска таких товаров. Заявление может быть подано от имени правообладателя его представителем. При соблюдении определенных условий объект интеллектуальной собственности вносится в специальный реестр. К таким условиям относятся обеспечение исполнения обязательства о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю и другим лицам, способами, установленными российским гражданским законодательством (в основном с помощью банковской гарантии, залога, поручительства). Правообладатель вправе вместо обеспечения исполнения обязательства представить договор страхования риска ответственности за причинение вреда в пользу названных лиц. Сумма обеспечения обязательства или страховая сумма не может быть менее 500 тыс. руб.

В статье 397 ТК РФ регламентирована процедура приостановления выпуска товаров. Как указано, общий срок, в течение которого таможенные органы могут принимать меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, не может превышать пяти лет со дня внесения объекта интеллектуальной собственности в реестр. От этого срока необходимо отличать конкретный срок приостановления выпуска товаров, т.е. продолжительность приостановления. Так, если при таможенном оформлении и контроле таможенный орган выявил товары, указанные правообладателем (его представителем) как контрафактные, выпуск таких товаров приостанавливается на десять рабочих дней. Если правообладатель (его представитель) обратился за защитой своих прав в уполномоченные органы, то по его мотивированному запросу этот срок может быть продлен, но не более чем еще на десять рабочих дней. Соответствующее решение (о приостановлении выпуска товаров, о продлении срока такого приостановления) принимается начальником таможенного органа (его заместителем) в письменной форме.

Затем таможенный орган незамедлительно (не позднее следующего дня после дня приостановления выпуска товаров) должен уведомить декларанта и правообладателя (его представителя) о таком приостановлении, причинах и его сроке, сообщить им наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес друг друга.

В последние годы нарушение авторских прав приобретает устойчивую тенденцию к росту. Борьба с такими неправомерными деяниями должна вестись более масштабно. Установление барьеров на пути пиратской продукции - важная и трудноразрешимая задача в области таможенного дела. Вопросы таможенного контроля за перемещение объектов интеллектуальной собственности в глобальной сети «Интернет» в настоящее время остаются открытыми. Например, фильмы, компьютерные программы, музыка могут храниться в виде файлов и свободно перемещаться через «Интернет».

Таможенному контролю подлежат товары, содержащие в себе объекты интеллектуальной собственности. Таможенный кодекс в качестве объектов таможенного контроля упоминает контрафактные товары, Однако не раскрывает данное понятие. Предлагаем усовершенствовать ТК РФ путем внесения в него законодательного определения контрафактных товаров: Контрафактными товарами являются экземпляры произведения и фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав.

Исследуя сущность объекта таможенного контроля, следует отметить, что практически все действия участников внешнеэкономической деятельности подлежат таможенному контролю. Таким образом, объекты таможенного контроля можно дифференцировать на:

- товары, перемещаемые через таможенную границу РФ в сопровождаемом и несопровождаемом багаже, включая международные почтовые отправления;

- транспортные средства;

- документы, содержащие сведения о товарах и транспортных средствах;

- деятельность лиц в качестве таможенных брокеров, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, также деятельность иных лиц, выступающих в качестве, достаточном для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем;

- соблюдение установленных ограничений на пользование и распоряжение товарами;

- своевременная и полная уплата таможенных платежей.

Чаще всего объектом таможенного контроля выступают товары, перемещаемые через таможенную границу. Для таможенных органов, осуществляющих контрольные мероприятия, имеют значение такие свойства товара, как: таможенная стоимость; страна происхождения; степень промышленной обработки товара, которая влияет на определение кода товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (далее ТН ВЭД).


Сергеев Евгений Владимирович



[1] Теория государства и права: Учебник /Под ред. В.К.Бабаева. М., 1999. С. 414; Теория государства и права: Учебник /Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. М., 1997. С. 479; Явич Л.С. Право и общественные отношения. М., 1971. С. 114-129.

[2] Старилов Ю.Н. Административное право. Часть 1. История. Наука. Предмет. Нормы. Воронеж, 1998. С.380

[3] Гревцов Ю.И. Проблемы теории правоотношения. Л., 1981. С.8.

[4] Алексеев С.С. Общая теория социалистического права. Свердловск, 1964. Вып.11. С. 47.

[5] Карасева M.B. Финансовое правоотношение. Воронеж, 1997. С. 228.

[6] Дудин А.П. Объект правоотношения (вопросы теории). Саратов, 1980. С.54, 68.

[7] Сандровский K.K. Международное таможенное право: Учебник. Киев, 2001. С. 45.

[8] Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М., 2000. С.141.

[9] Бакаева О. Ю., Матвиенко Г. В.. Таможенное право России: Учебник / Отв. ред. Н. И. Химичева. М.: 2003. С.229.

[10] Более подробно процедура проведения личного досмотра будет рассмотрена во второй главе диссертации.

[11] Ершов А. Д., Роденков А. И., Тараторин И. Г. Экспортный контроль и нетарифное регулирование ВЭД. СПб., 2001. С. 23.

[12] Витте П., Вольфганг Х.-М. Таможенное право: Учебник. М., 2000.С. 19.

[13] Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. № 5003-1 (с изм., включая от 22.08.2004 г.)// Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 23. Ст. 821; С3 РФ 1995. № 32. Ст. 3204; № 48. ст. 4567; 1997. № 6. Ст. 709; 1999. № 7 Ст. 879; № 18. Ст. 2221; 2000. № 22. Ст. 2263; 2001. №33 (ч. 1). Ст. 3429; 2003. № 23.Ст. 2174; № 28. Ст. 2893; № 50. Ст. 4845; 2004. № 19 (ч.1) Ст. 1834. № 27. Ст. 2711. № 35. Ст. 3607

[14] Право Европейского союза: правовое регулирование торгового оборота: Учебное пособие/ под ред. В. В. Безбаха, А. Я. Капустина, В. К. Пучинского. М., 1999. С. 108.

[15] Напр.: Васильев А. А., Кротов И. Е. В целях развития таможенного дела в России (применение специальных познаний в процессе проведения таможенного оформления и таможенного контроля) // Закон и право, 2002. № 6. С. 31; Куряков С.В. Обеспечение финансовой безопасности России институтами таможенной системы. В сборнике материалов докладов всероссийской научно- практической конференции «Таможенная служба России на защите экономических интересов страны». М., 2003. С. 104.

[16] Таможенный кодекс Российской Федерации ст. 30.

[17]Ст. 3. Закона РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. № 5003-1 (с изм., включая от 22.08.2004 г).

[18] Под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

[19] Ст. 2 Постановления Правительства РФ от 6 мая 1995 г. № 454 «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин» (с изм., включая от 117.07.1997)//СЗ РФ. 1996. №2. Ст. 129; № 10. Ст.952;№ 15. Ст. 1613; 1997. № 29. Ст. 3546.

[20] Приказ ГТК РФ от 2 июня 2003 г. № 600 «Об утверждении Положения об определении страны происхождения товаров» // Российская газета от 12 июля 2003 г. № 139 (дополнительный выпуск).

[21] Бакаева О. Ю., Матвиенко Г. В. Таможенное право России С. 107.

[22] п. 56 постановления Правительства РФ от 26 сентября 2000 г. № 725 «Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи» // СЗ РФ. 2000. № 41. Ст.407б.

[23] Таможня. 2002. № 21. С.4.

[24] Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (в ред. от 24 декабря 2002 г.) // ВВС РФ. 1992. № 42. Ст.2322; СЗ РФ. 2001. № 1 (ч.1) Ст.2; № 53 (ч.1). Ст.5030.2002. № 52 (ч.1). Ст. 5132.

[25] Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (с изм. и доп. от 20 июля 2004 г.) // ВВС РФ. 1993. № 32. Ст.1242; СЗ РФ. 1995. № 30. Ст.2866. 2004. № 30. Ст.3090.

[26] Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (с изм. и доп. от 24 декабря 2002 г.)// ВВС РФ. 1992. № 42. Ст. 2325; СЗ РФ. 2002.№ 52 (ч.1). Ст. 5133.







Интересное:


Реформа науки административного права в трудах И.Т. Тарасова
Институт ответственности за правонарушения в сфере налогов и сборов
Теория административно-правовых режимов
Преодоление коррупции в государственном аппарате
К вопросу о роли государственной службы в укреплении законности
Вернуться к списку публикаций