2014-01-05 23:50:41
ГлавнаяАдминистративное право — Правовое регулирование проверки документов и сведений в таможенном контроле



Правовое регулирование проверки документов и сведений в таможенном контроле


Внешнеторговый контракт содержит, как правило, несколько разделов, расположенных в определенной последовательности [15]. В них содержатся разделы, определяющие предмет договора, цену и сумму платежа, условия платежа, срок поставки, форс-мажор, прочие условия и обстоятельства сделки, порядок рассмотрения споров, санкции, адреса сторон и их подписи.

На первой странице или в конце контракта указывается его регистрационный номер, дата и место подписания контракта. Указание места подписания имеет большое значение с точки зрения определения применимости права. Если иное не установлено данным договором, данный атрибут позволяет установить, право какого государства применяется по спорам, вытекающим из его условий.

Контракт подписывается представителями сторон, причем некоторые фирмы практикуют визирование каждой страницы контракта, чтобы исключить опасность подмены страниц в тексте.

Основными документами, проверяемыми в ходе таможенного контроля, являются грузовая таможенная декларация и декларация таможенной стоимости.

Сведения, заявляемые в грузовой таможенной декларации, составляют несколько информационных блоков:

1. общая характеристика поставки - информация о таможенном режиме, количестве товаров и упаковочных мест;

2. юридические лица, участвующие в таможенном оформлении внешнеторговой операции - данные об отправителе, получателе товаров, контрактодержателе (лице, ответственном за финансовое урегулирование), а также о декларанте;

3. географический блок - сведения о торгующей страны, стране отправления и назначения, а также стране происхождения товаров;

4. транспортный блок - информация о транспортных средствах, на которых перевозились товары, об использовании контейнерных перевозок;

5. финансовый блок - данные о стоимостной оценке импортно-экспортных операций, об условиях поставки, сроке поступления денежных средств, форме расчетов, валюте платежа;

6. характеристика каждого товара в партиях — сведения о наименовании товара, его упаковке и маркировке, весе товара, фирме-производителе, применении мер экономической политики и др. [16]

Порядок заполнения грузовой таможенной декларации определен ГТК РФ [17].

Декларация таможенной стоимости подается в таможенный орган одновременно с грузовой таможенной декларацией лишь при осуществлении операций по ввозу товаров на территорию страны. Таможенная стоимость товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, заявляется декларантом таможенному органу Российской Федерации по установленным формам ДТС-1 или ДТС-2 при заявлении тех таможенных режимов, в соответствии с которыми ввозимые товары облагаются таможенными пошлинами и (или) налогами. При заявлении таможенных режимов, в соответствии с которыми ввозимые товары не подлежат таможенному обложению (за исключением сборов за таможенное оформление), таможенная стоимость заявляется в грузовой таможенной декларации. При возникновении у таможенного органа обоснованных сомнений в отношении заявленной таможенной стоимости он может потребовать от декларанта заполнения декларации таможенной стоимости [18].

Декларант несет ответственность за все сведения, указанные в декларации таможенной стоимости и в документах, представленных в подтверждение таможенной стоимости.

В качестве дополнительных сведений таможенным органом могут быть затребованы следующие документы: контракты с третьими лицами, имеющие отношение к сделке; счета за платежи третьим лицам в пользу продавца; счета за комиссионные, брокерские услуги, имеющие отношение к сделке с оцениваемым товаром; бухгалтерская документация; лицензионные или авторские соглашения; складские квитанции; каталоги, спецификации, прейскуранты цен (прайс-листы) фирм - изготовителей и другие.

Для таможенной оценки товаров и проверки заявленной декларантом таможенной стоимости может быть использована информация, как представленная декларантом, так и имеющаяся у таможенного органа. Информация должна быть достоверной, полной, объективной и обеспечивать подтверждение заявленной таможенной стоимости.

При наличии у таможенного органа сомнений в отношении заявленных декларантом в форме ДТС данных либо в достоверности дополнительно представленных документов, но при отсутствии аргументированных обоснований и фактов, подтверждающих эти сомнения, все участники сделки должны быть взяты таможенным органом на специальный контроль. Таможенный орган ведет наблюдение за их экспортно-импортными операциями, в т.ч. за уровнем цен. При подозрении в систематическом занижении стоимости ввозимых товаров, отсутствии подтверждающих документов и т.д. таможенный орган на основе такого наблюдения и анализа может провести инициативную внешнюю проверку экспортно-импортных операций данного покупателя, в т.ч. совместно с органами налоговой инспекции, МВД и др.

К категории транспортных документов относится коносамент, используемый для морских и воздушных перевозок. Коносамент представляет собой ценную бумагу, которая выражает право собственности на конкретный указанный в ней товар. Для морской перевозки — это транспортный документ, содержащий условия договора морской перевозки, держатель которого получает право распоряжаться грузом. Коносамент подтверждает договор морской перевозки и прием или погрузку груза перевозчиком и в соответствии, с которым перевозчик обязуется сдать груз против этого документа. Указание в документе о том, что груз должен быть сдан приказу поименованного лица или приказу, или предъявителю, представляет собой такое обязательство [19].

Необходимые реквизиты коносамента заключаются в следующих данных:

1) наименование перевозчика и место его нахождения;

2) наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки груза и дата приема груза перевозчиком в порту погрузки;

3) наименование отправителя и место его нахождения;

4) наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза;

5) наименование получателя, если он указан отправителем;

6) наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки, указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество;

7) внешнее состояние груза и его упаковки;

8) фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачиваться им;

9) время и место выдачи коносамента;

10) число оригиналов коносамента, если их больше чем один;

11) подпись перевозчика или действующего от его имени лица [20].

По соглашению сторон в коносамент могут быть включены иные данные и оговорки. Коносамент, подписанный капитаном судна, считается подписанным от имени перевозчика.

Коносаменты дифференцируются на именные, ордерные и на предъявителя. В именном коносаменте указывается наименование определенного получателя. Ордерный коносамент (он наиболее распространен в практике морских перевозок) - ценная бумага, по которой груз выдается либо по приказу отправителя (получателя), либо по приказу банка. В коносаменте на предъявителя указывается, что он выдан на предъявителя, т.е. в нем не содержатся какие-либо конкретные данные относительно лица, обладающего правом на получение груза, и поэтому груз в порту назначения должен быть выдан любому лицу, предъявившему такой коносамент.

Ярким представителем группы иных документов, подаваемых в таможенный орган, являются сертификаты. Сертификация включается в перечень мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Нетарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера [21]. Его применение в области таможенного дела обусловлено как экономическими, так и политическими критериями. Целями нетарифного регулирования являются: защита национального рынка, содействие развитию отечественных производителей, охрана жизни и здоровья потребителей, стимулирование прогрессивных структурных изменений в экономике.

Все страны мира в своей деятельности прибегают к нетарифному регулированию внешнеэкономической деятельности. Государство не может стоять в стороне и полностью отказаться от контроля за массивом перемещаемых товаров. В противном случае внутренние рынки могут заполнить предметы, которые могут нанести вред общественной безопасности, не пригодные для использования, наносящие вред окружающей среде и т.д. Поэтому государство использует различные барьеры на пути ввоза-вывоза отдельных категорий товаров. Посредством сертификации подтверждается соответствие объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров [22].

Происхождение товаров контролируется не косвенными признаками в товаросопроводительных документах (маркировка продукции и упаковки, контракт с указанием страны изготовления товара), а осуществляется через представление сведений о товаре в сертификате происхождения СТ-1. Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные Решением Совета глав правительств СНГ 30 ноября 2000 г. [23], устанавливают перечень товаров, при ввозе которых на территорию России необходимо предъявить такой сертификат. Это мясо, молоко, сливки, жир, масло, яйца, кофе, чай, мука, хлеб, шоколад, горчица, вина, соль и др. (всего более 200 позиций).

Интересно, что в целях осуществления таможенного контроля субъектом ВЭД предъявляются учредительные документы. При этом в таможню по месту нахождения такого лица в числе прочих представляются устав, учредительный договор (если имеется), свидетельство о государственной регистрации. Зачем таможенный орган требует представления учредительных документов? Возможно для установления факта, что данное юридическое лицо зарегистрировано. Представляется, что более правильным для определения статуса юридического лица и подтверждения полномочий руководителя юридического лица требовать предоставления выписки из единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [24]. Представляется, что излишняя перегруженность данной формы контроля документами, представление которых не позволяет достичь какой-либо определенной цели, свидетельствует не только о недоверии со стороны таможенных органов к субъектам ВЭД. Здесь необходимо отметить, что такие действия должностных лиц таможенных органов граничат с волокитой, бюрократией, чиновничеством. Все это делает процесс таможенного оформления и контроля необоснованно громоздким, сложным и затруднительным для субъектов ВЭД.

В целях повышения эффективности таможенного контроля за достоверностью сведений, заявляемых при таможенном оформлении, и усиления контроля за принятыми таможенными органами решениями в отношении декларируемых товаров устанавливается перечень рисков (вероятности нарушения таможенного законодательства) при выпуске товаров для свободного обращения. Это означает, что таможенные органы должны обращать более пристальное внимание на отдельные аспекты, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля. К ним относятся: расхождение сведений в различных документах; наличие исправлений, подчисток, замена одного документа другим; разница между весом брутто и нетто более чем на 20%; проведение таможенного оформления в месте, отличном от таможенного органа назначения; дробление одной партии товара и др. [25].

Проверка документов, необходимых для таможенных целей, осуществляется таможенным органом Российской Федерации не позднее трех дней с момента принятия таможенной декларации и представления всех необходимых документов. Следует согласиться с мнением о том, что сокращение продолжительности таможенного контроля можно обеспечить за счет проведения документального контроля до момента прибытия товаров и транспортных средств [26]. Проведение такой проверки предварительно, до помещения грузов в зоны таможенного контроля, позволит уменьшить затраты субъекта ВЭД на хранение товаров. Однако, этот вариант таможенного контроля, на наш взгляд, должен применяться по желанию самого декларанта.

Возможно осуществление документального контроля до прибытия иностранных товаров на таможенную территорию России (предварительное декларирование). В этом случае проверке подвергаются транспортные (перевозочные) или коммерческие документы, сопровождающие товары. Таможенный орган при предварительном декларировании товаров принимает заверенные декларантом копии этих документов и при необходимости после прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации сопоставляет сведения, которые содержатся в указанных копиях документов, с теми сведениями, которые содержатся в оригиналах документов.

К числу новелл относится закрепление Таможенным кодексом РФ возможности электронного декларирования товаров. Как заявил в своем интервью корреспонденту журнала Таможня руководитель Федеральной таможенной службы России А. Жерихов: «Электронное декларирование должно стать одним из главных инструментов для компаний, стремящихся работать строго в правовом поле» [27]. Однако в таможенном законодательстве отсутствует детальное закрепления статуса, методов хранения, и механизмов передачи электронной информации. Между тем, на практике таможенные органы требуют от участников внешнеторговой деятельности одновременно электронные и бумажные носители.

Таким образом, проверка документов и сведений является одной из основных форм таможенного контроля, которая обязательно проводится при осуществлении таможенного оформления товаров и транспортных средств. Предлагается усовершенствовать данную форму таможенного контроля путем детальной регламентации порядка представления документов в электронной форме при осуществлении предварительного декларирования, что позволит сократить время таможенного оформления товаров и транспортных средств. В этом случае таможенные органы могли бы провести проверку содержащихся в документе сведений еще до предоставления документа на бумажном носителе, а при его предоставлении проводилась лишь сверка оригинала и копии.


Сергеев Евгений Владимирович



[1] Круглов А.С., Блинов H.M., Кругликов В.Ф. и др. Основы таможенного дела: учеб. пособие в VII вып. Вып. II. Организация и технология таможенного контроля. М., 1995. С.7.

[2] Ролик А.В. Общее понятие документа - в кн. Исследование проблем таможенного дела: Сб. науч. тр. М., 2001. С. 132-133.

[3] Копьева А.Н. Документы как доказательства в советском уголовной процессе. Иркутск, 1973. С.7.

[4] СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609.

[5] СЗ РФ. 1996. № 28. Ст.3347.

[6] ТН ВЭД - товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности разработана в соответствии с Международной конвенцией «О гармонизированной системе описания и кодирования товаров» и представляет собой систематизированный перечень товаров, обозначенных специальным цифровым кодом.

[7] Приказ ГТК РФ от 28 ноября 2003 г. № 1356 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров»// Таможенный вестник. 2004. № 2.

[8] Запреты и ограничения представляют собой методы нетарифного (административного) регулирования внешнеторговой деятельности к ним, в частности относятся: квотирование, лицензирование, таможенная блокада, эмбарго и др.

[9] Методы определения таможенной стоимости товара регламентируются Законом «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. № 5003-1 (с изм., включая от 29.06.2004 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. №23. Ст. 821; СЗ РФ 1995.№ 32. Ст. 3204;№48. ст.4567; 1997.№6. Ст. 709; 1999.№7 Ст.879;№ 18. Ст. 2221; 2000. № 22. Ст. 2263; 2001. №33 (ч. 1). Ст. 3429; 2003. № 23.Ст. 2174; № 28. Ст. 2893; № 50. Ст. 4845; 2004. № 19 (ч.1) Ст. 1834. № 27. Ст. 2711. № 35. Ст. 3607.

[10] п. 39-40 Приказа ГТК РФ «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров».

[11] П. 3.4. Приказа ГТК РФ № 38 от 25 января 1999 г. «Об утверждении инструкции по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности// БНА федеральных органов исполнительной власти. 1999. № 17; 2001. № 30, 51; 2002. № 7; 2003. № 30; 2004. № 26.

[12] Ю. Азаров Кодекс в зеркале мнений // Таможня. 2004. № 19. С. 4.

[13] Приказ ГТК от 16.09.2003 г. № 1022 (с изм. и доп. включая от 12.11.2003 г.) «Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом»// Российская газета 2003 г. Ха 207; БНА федеральных органов исполнительной власти 2004. Х°2.

[14] Вестник ВАС РФ. 1994. № 1.

[15] Письмо Центрального банка России от 15 июля 1996 г. № 300. О «Рекомендациях по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов»// Вестник Банка России. 1996. № 33.

[16] Основы таможенного дела / Под ред. В.Г. Драганова. М., 1998. С.162-163.

[17] Приказ ГТК РФ от 21.08.2003 г. № 915 (с изм. и доп. включая от 14.05.2004 г.) «Об утверждении инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации» // Российская газета. 2003. № 186- 187; БНА федеральных органов исполнительной власти. 2004. № 24.

[18] Приказ ГТК РФ от 5 января 1994 г. № 1 «О заявлении таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации» (в ред. от 5 января 2004 г.) // БНА федеральных органов исполнительной власти. 1994. № 5; Таможенные ведомости.. 1997. № 4; БНА федеральных органов исполнительной власти. 2002. № 32; Российская газета. 2003. № 194, 257. БНА федеральных органов исполнительной власти. 2004. №8.

[19] ст.1 Конвенции ООН о морской перевозке грузов. Заключена в Гамбурге 31 марта 1978 г. // Закон. 2000. № 6.

[20] Ст.144 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ (с изм. от 26 мая 2001 г.) // С3 РФ. 1999. № 18. Ст.2207; 2001. № 22. Ст.2125.

[21] Ст.2 Федерального Закона от 08 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4850.

[22] Федеральный закон от 27 декабря 2002года. № 104- ФЗ «О техническом регулировании». СЗ РФ. № 52 (ч. 1). Ст. 5140.

[23] Российская газета. 2001. 16 января.

[24] Федеральный закон от 08 августа 2001 г. № 129- Ф3 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм., включая от 02 ноября 2004 г.) // СЗ РФ. 2001. № 33 (ч.1). Ст. 3431; 2003. № 26. Ст. 2565; № 50. Ст. 4855; № 52. (ч.1). Ст. 5037; Российская газета. 2004. № 246.

[25] Приказ ГТК РФ от 5 августа 2002 г. № 827 «Об усилении таможенного контроля за достоверностью сведений, заявляемых при таможенном оформлении товаров» (в ред. от 23 августа 2002 г.) // Таможенный вестник. 2002. № 17.

[26] Корняков К.А. Концептуальные основы управления развитием технологий таможенного контроля товаров и транспортных средств. Автореф. дис канд.эк. наук. Люберцы, 2001. С.23.

[27] Проверка на прозрачность // Таможня. 2004. № 19.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Причинный комплекс коррупции
Административно-правовые режимы в управлении правоохранительной деятельностью
Правовое регулирование проверки документов и сведений в таможенном контроле
Об административной ответственности в сфере недропользования
Формирование доктринального понятия должностного лица, его организационно-правовая основа
Вернуться к списку публикаций