2014-01-05 23:50:41
ГлавнаяАдминистративное право — Правовое регулирование проверки документов и сведений в таможенном контроле



Правовое регулирование проверки документов и сведений в таможенном контроле


Проверка документов и сведений является одной из основных форм таможенного контроля. Особое значение данной формы таможенного контроля обусловлено тем, что, как упоминалось выше, приоритеты в проверочных мероприятиях, проводимых таможенными органами, смещаются от фактической проверки товаров к проверке сведений о товарах, в том числе указываемых в соответствующих документах.

Проверка документов и сведений предполагает осуществление документального контроля со стороны таможенных органов. При проведении проверки документов и сведений таможенные органы преследуют следующие основные цели:

1) установление подлинности проверяемых документов;

2) установление достоверности содержащихся в них сведений;

3) установление правильности оформления проверяемых документов.

Содержание проверки документов и сведений составляет анализ тех данных, которые указываются в представленных документах.

Обеспечение соблюдения таможенного законодательства достигается благодаря тем документам и сведениям, которые передаёт лицо, перемещающее товары или транспортные средства через таможенную границу должностному лицу таможенного органа, осуществляющему таможенный контроль. Вся информация, представляемая в таможенный орган, находится в определенных документах, составленных в установленном порядке. Проверка содержания документов составляет анализ тех данных, которые в них указываются. Иными словами, документ - есть форма, а сведения - содержание.

Проверка документов заключается в их изучении с точки зрения установления соответствия действующим правилам таможенного дела и полноты их оформления [1]. Таким образом, в ходе данной формы контроля устанавливаются полнота заявленных сведений и их достоверность.

Как правило, проверка документов предшествует таможенному осмотру или досмотру товаров и транспортных средств. Однако возможны ситуации, когда таможенный контроль заключается только в проверке документов. Например, при пропуске лиц, личные вещи которых освобождаются от таможенного досмотра, таможенный контроль заканчивается обозрением документов, предоставляющих данному лицу такую льготу.

Документ представляет собой письменный акт, содержащий определенные сведения о конкретных фактах. Он является продуктом «целенаправленной человеческой деятельности, творением ума, знаний и рук его автора-исполнителя» [2]. Документ характеризуется рядом признаков: он специально предназначен для запечатления и сохранения каких-либо данных; он содержит сведения о фактах, имевших место до его составления; он может быть заменен подобным при условии неизменности объекта, отражением которого он является и неизменности автора документа [3].

Законодательное определение понятия документа отражает необходимость указания в нем информации. Так, в соответствии с Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» [4], документальная информация (документ) представляет собой зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Аналогичная трактовка данного понятия закреплена в Федеральном законе РФ от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» [5]. Таким образом, наиболее существенным признаком документа является фиксация в нем определенной информации.

Документы, подаваемые в таможенный орган, должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать товары и транспортные средства. Этими сведениями могут являться: наименование российского получателя товаров, наименование перевозчика, краткие данные о транспортном средстве, такие как: вид, название, номер и другие сведения. Рассмотренные сведения необходимо предъявлять в случае, если лицо перемещает свой товар для ведения внешнеэкономической деятельности в тех режимах, которые предусмотрены Таможенным кодексом.

При осуществлении документального контроля уполномоченное должностное лицо проводит проверку соблюдения условий выпуска товаров путем осуществления следующих операций:

а) проверки соответствия сведений, заявленных в таможенной декларации, в том числе о наименовании товаров, их количественных данных (количество мест, вес и пр.), сведениям, содержащимся в документах, представленных в таможенный пост для проверки таможенной декларации;

б) контроля правильности определения классификационного кода по ТНВЭД России [6];

в) контроля правильности определения страны происхождения по товарам, в отношении которых применяются меры тарифного и нетарифного регулирования;

г) контроля соблюдения актов законодательства Российской Федерации, устанавливающих запреты и ограничения на ввоз в Российскую Федерацию и на вывоз из Российской Федерации отдельных товаров;

д) выявления товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в реестр объектов интеллектуальной собственности, и обладающих признаками контрафактных;

е) валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок;

ж) контроля таможенной и статистической стоимости;

з) контроля правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных пошлин и налогов;

и) выявления рисков, содержащихся в профилях риска.

Если субъектом внешнеэкономической деятельности декларируется от одного до десяти наименований товара, то (при условии отсутствия риска) срок проведения документального контроля не должен превышать полутора часов рабочего времени с момента передачи таможенной декларации. Если же, к таможенному оформлению заявляются от 11 до 50 наименований товаров, такой срок увеличивается до четырех часов. Декларирование более 51 наименований товара влечет увеличение срока таможенного контроля до 8 часов. [7].

При этом по решению начальника таможни, в регионе деятельности которой осуществляется декларирование товаров, согласованному с начальником вышестоящего регионального таможенного управления, допускается с учетом местных условий, категорий оформляемых товаров, уровня их налогообложения, иных факторов увеличение указанных сроков. При осуществлении сверки сведений, заявленных в таможенной декларации, о наименовании товаров и их количественных данных (количество мест, вес и пр.) со сведениями, содержащимися в документах, представленных таможенному посту для проверки декларации, уполномоченное должностное лицо осуществляет сверку количественных и стоимостных данных, а также сведений о контракте, коммерческих, транспортных и таможенных документах.

При осуществлении документального таможенного контроля сотрудники таможенных органов проверяют правильность определения классификационного кода товара по ТН ВЭД России; соблюдение запретов и ограничений [8]; таможенную стоимость; правильность исчисления и своевременность уплаты таможенных пошлин и налогов.

Порядок осуществления документального таможенного контроля можно проиллюстрировать следующим примером:

при контроле таможенной стоимости уполномоченное должностное лицо осуществляет:

а) контроль правильности выбора метода определения таможенной стоимости [9], т.е. соответствует ли выбранный метод виду и условиям внешнеторгового договора и представленным документам;

б) контроль правильности определения декларантом структуры заявленной таможенной стоимости, т.е. включение всех предусмотренных компонентов, и, в случае заявления вычетов - их обоснованность;

в) контроль наличия документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов;

г) оперативную оценку достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости с использованием системы управления рисками.

По результатам проведенного контроля таможенной стоимости уполномоченное должностное лицо принимает решение:

1) о возможности принятия на этапе таможенного оформления заявленной декларантом таможенной стоимости;

2) о запросе у декларанта дополнительных документов и сведений, необходимых для подтверждения заявленной таможенной стоимости, и о получении пояснений по условиям продажи товаров, которые могли повлиять на цену сделки, а также пояснений по товарам;

3) о необходимости проверки правильности и достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости в вышестоящей таможне;

4) о необходимости пересчета (корректировки) таможенной стоимости в рамках выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости или о необходимости применения другого метода определения таможенной стоимости, в том числе о необходимости проведения консультации с лицом, подавшим таможенную декларацию, по выбору метода определения таможенной стоимости товаров.

Уполномоченное должностное лицо по результатам проведения документального контроля и в случае выявления рисков докладывает начальнику таможенного поста либо лицу, им уполномоченному, о необходимости проведения таможенного досмотра (осмотра) товаров (если указание о проведении такого досмотра содержится в профиле риска) с указанием причин, его вида и объема, являющихся адекватными для проверки сведений, заявленных в таможенной декларации [10].

Для физических лиц, пересекающих таможенную границу и не имеющих товара и багажа, за исключением вещей, предназначенных для личного пользования, применяется льготный порядок пересечения таможенной границы. К личным вещам относят товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, физических лиц. Предназначение товаров определяется таможенным органом исходя из заявления физического лица о товарах, перемещаемых через таможенную границу, характера товаров и их количества, а также из частоты перемещения товаров через таможенную границу.

Льготный порядок перемещения через таможенную границу физическими лицами товаров для личного пользования включает в себя:

- полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов;

- применение единых ставок таможенных пошлин, налогов;

- взимание таможенных платежей в виде совокупного таможенного платежа;

- неприменение к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

- освобождение от обязательства подтверждения соответствия товаров;

- упрощенный порядок таможенного оформления.

При таможенном контроле и таможенном оформлении товаров, ввозимых физическими лицами на таможенную территорию Российской Федерации согласно упрощенному, льготному порядку, таможенные органы, в регионе деятельности которых расположены пункты пропуска, могут применять технологическую систему «красного» и «зеленого» каналов (далее - двухканальная система) - систему самостоятельного выбора физическим лицом, следующим через таможенную границу Российской Федерации, формы декларирования и соответствующего ей канала для таможенного оформления и таможенного контроля ввозимых им товаров. При этом «красный» канал используется для декларирования в письменной форме товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации физическими лицами, а «зеленый» канал - для декларирования таких товаров в конклюдентной форме [11].

«Красный» канал предназначен для декларирования физическими лицами ввозимых ими через таможенную границу Российской Федерации в сопровождаемом багаже товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию, а также для заявления сведений о намерении ввезти товары в несопровождаемом багаже. «Зеленый» канал предназначен для декларирования физическими лицами товаров, перемещаемых ими в сопровождаемом багаже, и при отсутствии намерения ввезти товары в несопровождаемом багаже. В «зеленом» канале таможенный контроль проводится выборочно. Те не менее Неприменение отдельных форм таможенного контроля в «зеленом» канале не означает, что лица освобождаются от обязанностей соблюдать таможенное законодательство Российской Федерации. При необходимости должностные лица таможенного органа могут использовать в «зеленом» канале любые формы таможенного контроля.

Документы, необходимые для таможенного контроля, могут представляться в виде оригиналов либо копий, заверенных лицом, их представившим. При представлении копий указанных документов, таможенный орган в случае необходимости может проверить соответствие копий этих документов их оригиналам, после чего оригиналы таких документов возвращаются лицу, их представившему. Представленные документы должны, содержать достоверные сведения, и правильно оформлены. Должностные лица таможенного органа, принявшие документы, внимательно проверяют их на основании таможенного законодательства и иных нормативных актов, а также с использованием специальных технических средств.

Для проверки подлинности таможенных документов применяются такие технические средства таможенного контроля, как наблюдательная лупа, микроскоп, ультрафиолетовый фонарь (с его помощью производится идентификация подлинности надписей, меток, знаков, оттисков печатей и штампов, банковских билетов и других документов). Для идентификации водяных знаков, обнаружения следов химического вытравливания и механического воздействия на документы используется прибор «Версия- М». Он позволяет исследовать документы в ультрафиолетовых, «косых» лучах на просвет. Для экспертной проверки банкнот и ценных бумаг необходим прибор «Эксперт». Прибор «ДВС-02» служит для линованного определения подлинности, подсчёта количества и общей суммы долларов США.

Достоверность сведений также может проверяться путём запроса в правоохранительный, налоговый или иной контролирующий орган Российской Федерации. Признаками, указывающими на сомнительный характер документов, являются: отсутствие в них необходимых реквизитов, нечеткость оттисков печатей, штампов; наличие подчисток и исправлений; разночтения в текстах различных экземпляров одного и того же документа.

В ТК РФ впервые определен перечень документов и сведений, представляемых в таможенные органы при перемещении товаров различными видами транспорта (автомобильным, морским, воздушным, железнодорожным). Безусловным преимуществом нового таможенного кодекса, как отмечают специалисты, является законодательное ограничение права требовать дополнительные документы на всех этапах таможенного оформления [12]. При осуществлении таможенного контроля на стадии таможенного оформления в таможенный орган представляются следующие документы:

а) документы, подтверждающие полномочия лиц на совершение таможенных операций;

б) таможенная декларация в форме грузовой таможенной декларации (ГТД), заполненная в соответствии с правилами заполнения ГТД;

в) документы в соответствии с законодательством Российской Федерации, подтверждающие правоспособность лиц, сведения о которых указаны в таможенной декларации, по осуществлению деятельности на территории Российской Федерации (к таким документам могут относиться: учредительные документы, свидетельство об аккредитации филиала либо представительства иностранного юридического лица, паспорт, свидетельство о государственной регистрации юридического лица либо свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя);

г) документы в соответствии с законодательством Российской Федерации, свидетельствующие о постановке лиц, сведения о которых указаны в таможенной декларации, на учет в налоговых органах;

д) документы, подтверждающие заявленные сведения по таможенной стоимости;

е) коммерческие документы, имеющиеся в наличии у заявителя таможенного режима;

ж) договор (включая дополнения, соглашения к нему, имеющие отношение к декларируемым товарам) или выписка из договора при условии, что в ней содержатся сведения, необходимые для таможенного оформления, если перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации или изменение таможенного режима производится с целью исполнения договора;

з) паспорт сделки, или паспорт бартерной сделки;

и) платежные документы, подтверждающие уплату таможенных платежей;

к) документы, подтверждающие внесение обеспечения уплаты таможенных платежей и иных гарантий надлежащего исполнения обязанностей, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

л) транспортные (перевозочные) документы, по которым осуществляется (или осуществлялась) международная перевозка товаров или перевозка товаров, находящихся под таможенным контролем, за исключением случаев, когда товары (при изменении или завершении действия таможенного режима) не пересекают государственную границу Российской Федерации;

м) документы, запрошенные таможенным органом в письменной форме для осуществления выпуска товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом (в том числе необходимые для проведения таможенными органами таможенного контроля за правильностью классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России, определения страны происхождения товаров, подтверждения соблюдения запретов и ограничений и соблюдения исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности) [13].

В соответствии со ст. 367 ТК РФ при проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить дополнительные документы и сведения исключительно в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах. Таможенный орган запрашивает такие документы и сведения в письменной форме и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого. Причем запрос дополнительных документов и сведений и их проверка как правило не препятствуют выпуску товаров.

Рамки данной работы не позволяют нам дать характеристику каждого документа, представляемого таможенным органам. Однако представляется необходимым выделить наиболее распространенные из каждой категории и определить их основные черты.

Внешнеэкономические сделки оформляются контрактом (договором), совершаемым, как правило, в письменной форме. Под международным контрактом понимается договорное соглашение между двумя или несколькими сторонами, находящимися в разных странах, по поставке определенного количества товаров (работ, услуг) на согласованных условиях.

В мировой практике наиболее распространены международные договоры купли-продажи. Их правовые основы содержатся в Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров, заключенной в Вене 11 апреля 1980 г. [14] Следует отметить, что данный акт допускает совершение международного договора, как в письменной, так и в устной форме. Россия при присоединении к данной Конвенции сделала оговорку о неприменении к ее субъектам положений об устной форме договора. Это значит, что внешнеторговые контракты с российскими лицами должны заключаться только в письменной форме.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


О правовой природе лицензирования
Понятие и правовая основа дисквалификации
Особенности использования источников доказательств по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения.
Реформы 60-70-х годов XIX века в России и переход от полицейского государства к правовому
Акты Президента Российской Федерации
Вернуться к списку публикаций