2014-01-05 22:06:25
ГлавнаяАдминистративное право — Таможенный и личный досмотр: понятие, сущность, порядок проведения



Таможенный и личный досмотр: понятие, сущность, порядок проведения


Разновидностями форм фактического таможенного контроля являются таможенный досмотр товаров и транспортных средств и личный досмотр. В условиях наличия жестких временных ограничений на проведение таможенного досмотра, с одной стороны и повышения интеллектуальной и криминальной составляющих в способах уклонения от уплаты таможенных платежей и иных нарушений таможенного законодательства, с другой стороны, возникает проблема создания эффективной системы таможенного досмотра товаров и транспортных средств [1].

Основными задачами таможенного досмотра являются:

- установление законности перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;

- обнаружение предметов, запрещенных к перемещению, и предотвращение их незаконного перемещения;

- выявление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу без документов;

- определение наименования товара, его качественных и количественных характеристик, цены.

Таможенный досмотр - форма проведения таможенного контроля, заключающаяся в осмотре товаров и транспортных средств, при котором происходит снятие пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытие упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары.

Проверочные действия в отношении предметов таможенного контроля могут быть направлены на установление сотрудниками таможенного органа достоверности сведений, необходимых для таможенных целей, выявление правонарушений в сфере таможенного дела, а также определение характеристик товаров в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации. Досмотр проводят сотрудники досмотровых подразделений, отделов таможенного оформления и таможенного контроля или таможенных постов, а также сотрудники других подразделений таможенных органов.

Суть и содержание таможенного досмотра можно уяснить, сравнив его с другой формой таможенного контроля - таможенным осмотром.

Таможенный осмотр и таможенный досмотр имеют ряд общих признаков, раскрываемых в специальной литературе:

- цель проведения - установление законности перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

- объекты - товары и транспортные средства;

- административный характер действий, совершаемых таможенным органом [2].

Основное отличие между этими формами таможенного контроля состоит в следующем. Осмотр представляет собой обозрение (внешний визуальный осмотр) товаров, транспортных средств, помещений, в которых они могут находиться, без нарушения целостности предметов и без их вскрытия. Как правило, таможенный осмотр предшествует таможенному досмотру. А при проведении досмотра может осуществляться вскрытие транспортных средств, грузовых помещений, тары и упаковки, снятие пломб, печатей и иных средств идентификации.

Для обнаружения фактов открытого перемещения товаров в ходе таможенного досмотра производится проверка грузовых мест, конструктивных особенностей транспортных средств с целью обнаружения тайников, в которых могут быть сокрыты отдельные предметы.

Обычно таможенный досмотр проводится после принятия таможенной декларации (когда последняя приобретает статус юридического документа). Исключение составляют случаи:

- проведения таможенного досмотра до подачи таможенной декларации для целей идентификации товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ (например, при оформлении внутреннего таможенного транзита);

- таможенного досмотра в целях проверки информации о нарушении таможенного законодательства РФ;

- таможенного досмотра при проведении таможенного контроля на основе выборочной проверки.

При проведении таможенного досмотра таможенный орган исходит из принципа выборочности. При выборе этой формы таможенного контроля используется система управления рисками. Так, на решение таможенного органа о необходимости проведения таможенного досмотра могут повлиять, например, следующие обстоятельства:

- перемещаемые через таможенную границу товары облагаются акцизом или подпадают под меры нетарифного регулирования;

- товары перевозятся транспортными организациями, ранее допустившими нарушение процедуры внутреннего таможенного транзита;

- товары перевозятся транспортом, принадлежащим физическим лицам и т.д.

В соответствии с принципом выборочности таможенного контроля таможенному досмотру может быть подвергнута только часть товаров, указанных в таможенной декларации как товары одного наименования. При этом результаты таможенного досмотра могут быть распространены на все товары, указанные в таможенной декларации (в том числе и на товары, которые не были досмотрены). Если такой подход оказывается неприемлемым или невыгодным для подконтрольных лиц, то они вправе требовать дополнительного таможенного досмотра оставшейся части товаров.

При проведении таможенного досмотра должностные лица таможенного органа руководствуются принципом недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля.

При принятии решения о необходимости проведения таможенного досмотра уполномоченное должностное лицо таможенного органа обязано руководствоваться только следующими основаниями:

а) необходимость проведения таможенного досмотра прямо установлена нормативными правовыми актами России;

б) при проверке таможенной декларации выявлен риск (риски), содержащийся в профиле риска, устанавливающем необходимость проведения таможенного досмотра;

в) при выявлении необходимости пересылки таможенной декларации и представленных документов в иной таможенный орган.

г) при обнаружении уполномоченным должностным лицом признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, или на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены [3].

Решение о проведении таможенного досмотра должно быть принято не позднее 10 минут с момента выявления необходимости его проведения. Уполномоченное должностное лицо при выявлении необходимости разделения предъявленных товаров на упаковочные места по отдельным видам и (или) наименованиям, по согласованию с лицом, подавшим таможенную декларацию, продлевает сроки проверки товаров и устанавливает новую дату проведения, о чем делает запись в акте таможенного досмотра. Таможенный досмотр и осмотр осуществляются в срок не позднее одного рабочего дня с момента принятия решения о его проведении.

Ответственность за соблюдение порядка и сроков проведения таможенного досмотра и осмотра несут, соответственно, уполномоченные должностные лица, принявшие решение о его проведении, уполномоченные должностные лица, его проводившие, а также их непосредственные руководители. После проведения таможенного досмотра (осмотра) один экземпляр поручения на досмотр (осмотр) и акта таможенного досмотра (осмотра) передается уполномоченному должностному лицу, ответственному за выпуск товаров, для хранения вместе с первым экземпляром таможенной декларации в установленном порядке, а второй экземпляр акта передается лицу, подавшему таможенную декларацию [4].

В обязанности сотрудников таможенных органов при проведении досмотра входит:

- проводить досмотр в установленные сроки;

- вносить согласно установленному порядку в акт таможенного досмотра сведения, выявленные в результате досмотра, а также пояснения лиц, присутствующих при досмотре;

- не причинять неправомерный вред товарам и транспортным средствам;

- обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов лиц, перемещающих товары и транспортные средства, и лиц, присутствующих при досмотре;

- вручать акт таможенного досмотра лицу, перемещающему товары и транспортные средства, либо иным лицам, обладающим полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, или их представителям;

- хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать сведения, ставшие им известными в связи с проведением таможенного досмотра.

При выполнении таможенного досмотра таможенные органы применяют следующие методы его осуществления: идентификационный досмотр (внешняя идентификация товара), досмотр с пересчётом количества грузовых мест без их вскрытия, со вскрытием всех грузовых мест, досмотр с пересчётом количества предметов в грузовых местах, досмотр с замерами и определением характеристик товаров без взятия проб и образцов на экспертизу (со взятием) и др.

Лица, перемещающие товары и транспортные средства, декларант, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представители при проведении досмотра вправе:

- присутствовать по собственной инициативе при досмотре;

- давать пояснения в отношении товаров и транспортных средств и делать заявления, относящиеся к досмотру;

- получать копию акта таможенного досмотра;

- требовать внесения своих пояснений, имеющих отношение к досмотру, в акт таможенного досмотра;

- требовать от сотрудников таможенного органа соблюдения и защиты своих прав и законных интересов при досмотре.

Специфика проведения таможенного досмотра заключается во влиянии человеческого фактора (сотрудник — досмотровик со своим субъективным и объективным отношением) на эффективность проведения данной формы контроля. Взаимодействие недобросовестных сотрудников таможенных органов и желающих «облегчить» таможенный контроль субъектов ВЭД может приблизить достоверность таможенного досмотра к нулевой отметке. Неверно задекларированный товар, выпущенный по обоюдному соглашению (читай - посредством взятки) участника внешней торговли и таможенника, не может считаться чистым в правовом обращении.

К сожалению, в настоящее время в таможнях отсутствует поэтапная система оценки работы и поощрения за итоговый результат. Это приводит «к пассивности в действии, инерции в мышлении, росту протекционизма, необъективному распределению фондов материального поощрения». Представляется целесообразным введение в практику деятельности таможенных органов стимулирование (в большей степени материальное) досмотровых операций, проведенных с положительным результатом. Такая новелла, несомненно, приведет к уменьшению взяточничества в таможенной сфере, увеличению числа выявленных нарушений таможенных законодательства, повышению эффективности таможенного контроля и, как следствие, высокой наполняемости доходной части федерального бюджета. Ни современные технологии, ни высокая техническая оснащенность не гарантируют поступательное движение таможенной системы вперед, если будет отсутствовать прямая заинтересованность сотрудников.

Итак, таможенный досмотр является наиболее распространенной формой фактического таможенного контроля. В ходе его проведения вскрывается основная масса нарушений таможенного законодательства. Чтобы улучшить эффективность досмотровой работы, целесообразно провести соответствующие организационные мероприятия. Разделяем позицию К.Н. Данилина, который предлагает создать в таможнях специализированные подразделения по проведению усиленных таможенных досмотров (по образцу зарубежных таможен, где такие подразделения называются «черными таможнями») [5]. Такой досмотр представляется наиболее эффективным в отношении товаров, перемещаемых незаконопослушными участниками внешнеэкономической деятельности.

Исключительной формой таможенного контроля выступает личный досмотр. Правовые основы его проведения установлены ст. 373 ТК РФ. Проведение личного досмотра в определенной степени связано с ограничением прав и свобод гражданина (посягательством на личную неприкосновенность), поэтому решение о его осуществлении принимает начальник таможенного органа либо должностное лицо, его замещающее. Решение о проведении личного досмотра принимается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим, в письменной форме путем наложения резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа. Такое решение может быть оформлено и отдельным актом. Обязательным условием при этом должно быть указание конкретного должностного лица, которому поручается проведение личного досмотра.

Личный досмотр проводится в случае, если есть достаточные основания предполагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу Российской Федерации и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные соответственно к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации и вывозу с этой территории или перемещаемые с нарушением порядка, установленного ТК РФ [6]. На первый взгляд кажется, что такая формулировка обтекаема и не отличается конкретностью. Однако, на наш взгляд, иная трактовка здесь не применима. Таможенный инспектор, помимо профессиональных, должен обладать и психоаналитическими характеристиками, поэтому он должен обращать внимание на нервозность, раздражительность или иное поведение лица, позволяющее полагать, что оно может быть нарушителем таможенных правил. Такими основаниями проведения личного досмотра являются:

— соответствующая информация, содержащаяся в сообщениях российских и иностранных лиц, материалах таможенных и иных правоохранительных и государственных органов РФ и зарубежных государств, международных организаций;

— непосредственное обнаружение должностными лицами таможенного органа любых признаков, прямо или косвенно указывающих на то, что физическое лицо скрывает при себе и не выдает товары.

Перед началом личного досмотра должностное лицо таможенного органа обязано объявить физическому лицу решение о проведении личного досмотра, ознакомить физическое лицо с его правами и обязанностями при проведении такого досмотра и предложить добровольно выдать скрываемые товары. Факт ознакомления физического лица с решением о проведении личного досмотра удостоверяется указанным лицом путем соответствующей надписи на решении о проведении досмотра. В случае отказа от совершения таких действий об этом делается отметка на решении о проведении личного досмотра, удостоверяемая подписью должностного лица таможенного органа, объявившего решение о проведении личного досмотра.

Личный досмотр предполагает обследование вещей, одежды и тела физического лица, а при необходимости их исследование. Осуществление данной формы контроля должно проводиться в корректной форме, исключающей унижение достоинства личности и причинение неправомерного вреда здоровью и имуществу досматриваемого лица, в пределах, необходимых для обнаружения скрытых физическим лицом при себе товаров.

Местом проведения личного досмотра является изолированное помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, при отсутствии наблюдения посторонними лицами. Двери в смежные комнаты, окна, иллюминаторы должны быть закрыты на запоры; предметы, которые могут быть использованы в качестве орудия нападения - удалены. В соответствии с п. 3 ст. 373 ТК РФ личный досмотр проводится должностным лицом таможенного органа одного пола с досматриваемым лицом в присутствии двух понятых того же пола.

В ходе личного досмотра гражданин обязан выполнять законные требования должностного лица таможенного органа, и имеет следующие права:

требовать объявления ему решения начальника таможенного органа или лица, его замещающего, о проведении личного досмотра;

ознакомиться со своими правами и обязанностями;

давать объяснения, заявлять ходатайства;

знакомиться с актом личного досмотра по окончании его составления и делать заявления, подлежащие внесению в акт;

пользоваться родным языком, а также пользоваться услугами переводчика;

обжаловать действия должностных лиц таможенного органа по окончании проведения личного досмотра, если указанное лицо считает ущемленными свои права и законные интересы при проведении личного досмотра, в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Обследование тела досматриваемого должно проводиться только медицинским работником.

В ходе личного досмотра могут быть обнаружены предметы, запрещенные к перемещению через таможенную границу. Так, в истории Шереметьевской таможни были случаи, когда гражданин провозил на себе необработанные алмазы на сумму около двух млн. долларов [7]. В настоящее время наиболее часто личный досмотр проводится в отношении наркокурьеров - лиц, провозящих наркотические средства путем заглатывания, а также в различных частях тела. Так, в июле 1998 г. при личном досмотре пассажира поезда № 227 - гражданина Таджикистана - был выявлен факт внутриполостного перевоза через таможенную границу 213 гр. героина [8]. Смертоносный груз доставляется в разные уголки страны, его перемещение является важной составляющей преступного наркобизнеса. Именно поэтому разделяем позицию, гласящую, что «в условиях построения правового государства такая мера является не столько необходимой, сколько вынужденной. Ее применение обусловливают разгул организованной преступности, контрабанды наркотиков, оружия и культурно-исторических ценностей, которые все в больших масштабах приобретают транснациональный характер» [9].

Личному досмотру может быть подвергнуто любое физическое лицо независимо от гражданства. Не могут быть подвергнуты данной форме таможенного контроля:

- Президент Российской Федерации;

- депутаты Совета Федерации и Государственной Думы [10], а также судьи Конституционного Суда Российской Федерации [11], за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей;

- прокуроры и следователи органов прокуратуры, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления [12];

- судьи Российской Федерации, за исключением случаев проведения личного досмотра в связи с производством по уголовному делу в отношении судьи [13];

- сотрудники органов федеральной службы безопасности при исполнении ими служебных обязанностей - без официального представителя данных органов или решения суда [14];

- сотрудники федеральных органов государственной охраны при исполнении ими служебных обязанностей - без представителя соответствующего федерального органа государственной охраны или без решения суда [15];

- лица, обладающие иммунитетом на территории Российской Федерации в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года;

- иные лица, освобожденные от проведения личного досмотра в соответствии с актами законодательства Российской Федерации и международными договорами.

Проведение личного досмотра можно условно подразделить на три этапа.

На первом (подготовительном) этапе происходит ознакомление физического лица с решением начальника таможенного органа о проведении личного досмотра, что удостоверяется соответствующей надписью гражданина на решении. В случае отказа от этого, должностное лицо таможенного органа делает отметку, удостоверив ее собственной подписью.

В присутствии понятых гражданину разъясняются его права и обязанности, а также предлагается добровольно выдать имеющиеся у него предметы. В случае, если лицо отказалось добровольно выдать сокрытые товары, либо если после их выдачи у сотрудника таможенного органа имеются предположения, что гражданин продолжает скрывать какие-либо товары, наступает второй этап - непосредственный личный досмотр.

В целях обеспечения безопасности субъектов таможенного контроля, лицо, осуществляющее данную форму контроля, убеждается в отсутствии у досматриваемого лица огнестрельного, газового и холодного оружия, сыпучих и иных веществ, а также предметов, которые могут быть использованы для нападения. Кроме того, осуществляется безусловный надзор за тем, чтобы гражданин во время сопровождения в помещение для личного досмотра не избавилось, либо не уничтожило находящиеся при нем товары и документы. В ходе личного досмотра обследованию подлежат все мелкие предметы, имеющиеся у гражданина (зонт, портмоне, зажигалка, авторучка и т.п.); верхняя одежда, обувь, головной убор досматриваемого лица; тело гражданина поверх нательного белья, сверху вниз, путем ощупывания; снятое нательное белье; тело досматриваемого лица (волосы, кисти рук, ступни ног и т.д.).

В ходе личного досмотра должностное лицо ведет постоянное наблюдение за поведением гражданина, обращая внимание на следы ремонта одежды, обуви и вещей лица, наличие повязок и бинтов на его теле, а также учитывая характерные способы сокрытия некоторых предметов. Так, контейнеры с наркотическими веществами часто перемещаются путем проглатывания. Обследованию также подлежат предметы кустарного производства, ортопедическая обувь, швы, заплаты, манжеты, пояса, подкладка одежды, стельки и т.д. При этом лица, участвующие в личном досмотре, обязаны аккуратно обращаться с вещами, а вскрытие или разрушение их производить в необходимой степени. Кроме того, они не должны разглашать результаты досмотра, как и интимные и физические особенности досматриваемого лица.

На третьем (завершающем) этапе происходит документальное оформление личного досмотра путем составления специального акта [16]. В акте фиксируются: дата и место составления протокола; наименование таможенного органа, принявшего решение о проведении личного досмотра; фамилия, имя, отчество, досматриваемого лица; сведения о понятых, переводчике, специалистах, медицинском работнике; факт разъяснения прав и обязанностей всем лицам, участвующим в досмотре; последовательность и пределы проведения личного досмотра и иные сведения.

Акт подписывается всеми участвующими лицами. В случае отказа от подписи досматриваемого лица, в акте об этом делается запись, заверяемая подписями понятых.

К акту личного досмотра приобщаются предметы, добровольно выданные гражданином, а также обнаруженные и изъятые в ходе личного досмотра.

Все вещественные доказательства должны быть упакованы в отдельные пакеты и опечатаны. Пакеты должны содержать необходимые пояснения и должны быть заверены подписями понятых, а также должностного лица таможенного органа, проводящего личный досмотр.

При возбуждении уголовного дела или заведении дела о нарушении таможенных правил подлинник акта личного досмотра приобщают к материалам дела, а в таможенном органе остается его копия.

Проведение личного досмотра гражданина тесно соприкасается с проблемой возможности применения к нему отдельных мер административного принуждения. В соответствии с главой 27 КоАП РФ [17], таможенные органы вправе применять меры обеспечения производства по делам о нарушении таможенных правил. Среди них - административное задержание, которое заключается в кратковременном (на срок от трех до 48 часов) ограничении свободы физического лица с целью предупреждения или пресечения правонарушения. При этом, как правило, задержание производится на таможенных постах, в местах пересечения границы РФ. А пересечение границы в подавляющем большинстве случаев связано с приобретением билетов (зачастую дорогостоящих) на то или иное транспортное средство (автобус, поезд, самолет). Действиями должностных лиц таможенных органов, связанных с задержанием лица, возможно причинение материального ущерба и морального вреда такому гражданину вследствие его опоздания на поезд, самолет и т.д. Согласно нормам гражданского законодательства, вред, причиненный неправомерными действиями должностных лиц таможенных органов, подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета. Однако как быть в случае, если действия должностных лиц таможенных органов признаются правомерными? Действующее законодательство не дает ответа на данный вопрос. Такой пробел законодательных норм должен быть устранен путем внесения положения, согласно которому вред, причиненный законными действиями должностных лиц органов государственной власти, в том числе и таможенных органов, применяемыми с целью выяснения обстоятельств совершения административного правонарушения, подлежит возмещению. Однако этот вред возмещается, если не будет доказана виновность лица, к которому такие действия применялись.

При проведении фактического таможенного контроля товаров часто используется рентгеновская техника, в частности, используемая при досмотре ручной клади и багажа. Высокая производительность, безопасность для окружающей среды и надежность данной техники позволяют эффективно достигать целей таможенного контроля. К сожалению в оснащении таможенных органов отсутствуют стационарные инспекционно-досмотровые комплексы - «специальные рентгеновские установки для контроля содержимого транспортных средств и контейнеров» [18]. Например, инспекционно-досмотровая система «Н1-СО- SCAN», установленная в Гамбурге (Германия) на территории одного из крупнейших центров обработки контейнеров, позволяет осуществлять визуальный контроль содержимого грузовых автомобилей и контейнеров. Система разработана для проверки 20 автотранспортных средств в час.

Таким образом - досмотр товаров и транспортных средств и личный досмотр, выступают той процедурой, в ходе которой чаще всего выявляются признаки нарушений таможенного законодательства. При этом цель совершенствования технологии таможенного досмотра состоит не только в ускорении процесса таможенного оформления, но и в гарантии обеспечения соблюдения законодательства о таможенном деле всеми участниками внешней торговли и в использовании современных технологий.


Сергеев Евгений Владимирович



[1] Таможенная служба России на защите экономических интересов страны: Материалы докладов Всероссийской научно-практической конференции. С.В. Шкленский. Применение инспекционно - досмотровых комплексов как один из методов повышения эффективности функционирования таможенных органов. М., 2003. С. 237.

[2] Комментарий к таможенному кодексу Российской Федерации/под ред. А. Н. Козырина. - М., 2004. С. 859.

[3] Приказ ГТК РФ «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров».

[4] Приказ ГТК РФ от 20 октября 2003 года № 1166 «О формах актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств» // Российская газета. 2003. № 237.

[5] Данилин К.Н. Как нам реорганизовать таможенный контроль // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 1999. № 1. С.82.

[6] Комментарий к таможенному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. Ю. Ф Азарова и Г. В. Баландиной. М., 2004. С. 653.

[7] Сазыкин П.А. Таможенный контроль: досмотр и декларация // Закон. 1999. № 9. С.52.

[8] Карташов Г.А., Панфилов В.П. и др. Таможенное дело в Саратовском крае. Саратов, 1999. С. 68.

[9] Российское таможенное право: учебник для вузов./ Отв. ред. - Б.Н. Габричидзе. М., 1997. С.259.

[10] ч.1 ст.98 Конституции РФ, ч.1 ст. 18 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № З-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в ред. от 22 августа 2004 г.) // СЗ РФ. 1994. № 2. Ст.74; 1999. № 28. Ст. 3466; 2000. № 32. Ст. 3336; 2001. № 7. Ст.614; № 32. Ст.3317; 2002. № 28. Ст. 2785; № 30. Ст.3033; 2003. № 2. Ст.160; № 27. Ст. 2700(ч.1); 2004. № 17. Ст. 1588. № 25. Ст. 2484; 35. Ст. 3607.

[11] ч.1 ст. 15 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изм. и доп., включая от 07 июня 2004 г.) // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст.1447; 2001. № 7. Ст.607; 2001. № 51. Ст.4824; 2004. № 24. 2334.

[12] ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 22 августа 2004 г.) // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст.4472; 1999. № 7. Ст.878; № 47. Ст.5620; 2000. № 2.Ст.140; 2001. № 53 (ч. 1). Ст. 5018; 2002. № 26. Ст. 2523; № 30. Ст.3029; № 40. Ст.3853.2003. № 27. Ст. 2700 (ч.1); 2004. № 35. Ст. 3607.

[13] ч.б ст. 16 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей Российской Федерации» (в ред. от 22 августа2004 г.)//Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1792; 1993. № 17.Ст.606; САПП РФ. 1993. № 52. Ст.5086; СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 2399; 1999. № 29. Ст. 3690; 2000. № 26. Ст. 2736; 2001. № 51. Ст.4834; 2004. № 35. Ст. 3607.

[14] ч.4 ст. 17 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в РФ» (в ред. от 22 августа 2004 г.) // СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269; 2000. 3 1 (ч.1). Ст.9; № 46. Ст.4537; 2001. № 53 (ч.1). Ст.5030; 2002. № 19.Ст.1794; № 30. Ст.3033; 2003. № 2. Ст.156; № 27. Ст. 2700 (ч. 1); 2004. № 35. Ст. 3607.

[15] 4.1 ст.20 Федерального закона от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» (в ред. от 30 июня 2003 г.) // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2594; 1997. № 29. Ст. 3502; 2000. № 46. Ст. 4537; 2002. № 19. Ст. 1794; 2003. № 27. Ст. 2700 (ч.1).

[16] Приказ ГТК РФ от 20 октября 2003 г. №1165 «Об утверждении формы акта проведения личного досмотра»// БНА федеральных органов исполнительной власти. 2004. № 3.

[17] Кодекс РФ об административных правонарушениях от 31 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп., включая от 20 августа 2004 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1 (часть 1). Ст.1; № 30. Ст.3029; 2002. № 44. Ст.4295, 4298; 2003. №27 (ч.1). Ст. 2700,2708; №27 (ч.2), Ст. 2717; № 46 (ч.1). Ст. 4434,4440; №50. Ст.4847, 4855; № 52 (ч.1). Ст. 5037; 2004. № 19 (ч.1). Ст. 1838; № 30. Ст. 3095; №31. Ст. 3229; № 34. Ст. 3529.

[18] Шкленский С. В. Применение инспекционно-досмотровых комплексов как один из методов повышения эффективности функционирования таможенных органов / Таможенная служба России на защите экономических интересов страны: Материалы докладов всероссийской научно-практической конференции. М. 2003. С. 239.







Интересное:


Понятие и правовая основа дисквалификации
Возникновение и развитие науки административного (полицейского) права в Западной Европе в XVIII-XIX веках
Система прав, обязанностей и гарантий государственного служащего Российской Федерации
О некоторых проблемах законодательного регулирования административной ответственности в субъекте РФ
Об административной ответственности в сфере недропользования
Вернуться к списку публикаций