2014-01-05 21:53:18
ГлавнаяАдминистративное право — Таможенная ревизия как форма последующего таможенного контроля



Таможенная ревизия как форма последующего таможенного контроля


Повторное проведение специальной таможенной ревизии в отношении одного и того же лица и в отношении одних и тех же товаров не допускается. Из данного положения, можно сделать вывод, что специальная таможенная ревизия может проводиться, у того же лица и в отношении таких же товаров, но ввезенных по другой грузовой таможенной декларации.

Для осуществления документальной проверки на каждом проверяемом объекте предполагается наличие достоверного бухгалтерского учета, осуществляемого на основании первичных документов [9]. Источниками получения достоверных данных могут являться первичные документы, регистры бухгалтерского учета организации и третьих лиц; результаты предыдущих проверок финансово - хозяйственной деятельности организации; бухгалтерская отчетность; результаты сопоставления различных документов организации, а также сопоставления ее документов с документами третьих лиц; результаты инвентаризации имущества организации; другие источники в рамках действующего законодательства Российской Федерации.

Методы проведения таможенной ревизии и конкретные действия, необходимые для ее проведения, определяются членами ревизионной комиссии самостоятельно с учетом задач таможенной ревизии, проверяемого периода и объема проверки.

При проведении таможенной ревизии (в общей и специальной формах) руководитель ревизионной комиссии имеет право требовать представления документов и сведений в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах.

В случае отказа проверяемого лица от получения требования о представлении документов и сведений руководитель ревизионной комиссии делает об этом соответствующую запись в требовании.

При отказе проверяемого лица от получения решения или требования о представлении документов и сведений либо в случае непредставления документов в установленный срок при отсутствии мотивированного обращения о продлении срока их представления в рамках проведения общей таможенной ревизии рассматривается вопрос о назначении специальной таможенной ревизии.

При отказе проверяемого лица от получения решения либо при непредставлении коммерческих документов, в которых должны быть указаны сведения о выпуске товаров таможенными органами, если указание таких сведений обязательно при обороте товаров на территории Российской Федерации, в установленный срок при отсутствии мотивированного обращения о продлении срока их представления в рамках проведения специальной таможенной ревизии рассматривается вопрос о наложении ареста на товары в соответствии со статьей 377 ТК РФ.

При проведении общей таможенной ревизии члены ревизионной комиссии обладают определенными правами. К ним относятся право получать доступ базам и банкам данных автоматизированных информационных систем проверяемого лица, получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и необходимую для проведения таможенной ревизии информацию. Данная информация может быть представлена в том числе в форме электронных документов.

При проведении специальной таможенной ревизии члены ревизионной комиссии имеют право:

- требовать безвозмездного представления любой документации и информации, относящейся к операциям с товарами, ввезенными на таможенную территорию Российской Федерации, и знакомиться с ней;

- осматривать помещения и территории проверяемого лица;

- проводить осмотр и досмотр товаров и транспортных средств;

- проводить инвентаризацию товаров;

- брать пробы и образцы товаров, необходимые для исследования

- требовать проведения транспортировки, взвешивания или иного определения количества товаров, погрузки, выгрузки, перегрузки, исправления поврежденной упаковки, вскрытия упаковки либо переупаковки товаров, находящихся под таможенным контролем, а также вскрытия помещений, емкостей и других мест, где находятся или могут находиться такие товары;

- производить изъятие товаров либо налагать на них арест. Решение об изъятии товаров или наложении ареста на товары может принимать руководитель ревизионной комиссии. О наложении ареста на товары или изъятии товаров руководитель ревизионной комиссии уведомляет проверяемое лицо. Должностное лицо таможенного органа, назначившего специальную таможенную ревизию, может разрешить пользование товарами, на которые наложен арест [10].

При обнаружении в ходе проведения таможенной ревизии товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, у лиц, приобретших данные товары на таможенной территории Российской Федерации в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, на указанные товары налагается арест либо они подлежат изъятию и помещению на временное хранение. При желании указанных предпринимателей уплатить таможенные платежи не позднее 5 дней со дня обнаружения у них товаров либо обеспечить их уплату в соответствии и выполнить иные требования и условия таможенного оформления товаров в упрощенном порядке, товары не изымаются. В этом случае проводится таможенный досмотр указанных товаров.

3. Оформление результатов таможенной ревизии и оценка результатов. Данная стадия является итогом проверки финансово-хозяйственной деятельности как формы таможенного контроля. Оценивается достоверность финансовой отчетности организации, соответствие ее требованиям текущего законодательства, делаются выводы о наличии признаков нарушений таможенных правил.

Результаты проведения таможенной ревизии оформляют актом, соответствующей формы [11].

Акт состоит из вводной, аналитической (описательной), резолютивной частей. К акту могут делаться приложения. Вводная часть акта содержит: номер, дату и место составления акта; состав ревизионной комиссии; ревизуемый период; срок проведения таможенной ревизии; основание для проведения ревизии; номер и дату решения о проведении ревизии; сведения о проверяемом лице (место нахождения, фамилию, имя, отчество должностных лиц проверяемой организации; перечень актов приемки - передачи документов, по которым проводилась ревизия; перечень истребованных, но не представленных документов.

В аналитической (описательной) части указываются сведения о проведении экспертизы, инвентаризации товаров, осмотре помещений и территорий проверяемого лица и иных действиях при проведении таможенной ревизии; иные необходимые сведения. Описательная часть акта состоит из разделов в соответствии с вопросами, указанными в плане таможенной ревизии. Текст акта должен быть предельно краток при обязательном отражении в нем ясных и полных ответов на все вопросы плана ревизии. В акт включаются только проверенные и документально подтвержденные факты. Не допускается включать в акт различного рода выводы, предположения, данные, не подтвержденные документально. В акте конкретно излагаются содержание нарушения, производится предварительный расчет размера неуплаченных (уплаченных не в полном объеме) таможенных платежей.

Резолютивная часть акта должна содержать: сведения об установленных таможенной ревизией фактах нарушений законодательства Российской Федерации или об их отсутствии; размер предварительно рассчитанных неуплаченных (не полностью или несвоевременно уплаченных) таможенных платежей; предложения ревизионной комиссии по устранению выявленных нарушений, либо информацию об их устранении полностью, либо частично, в ходе проведения ревизии; сведения (реквизиты документов), подтверждающие факт добровольной уплаты таможенных платежей либо обеспечения их уплаты в срок, установленный п. 2 ст. 391 Таможенного кодекса Российской Федерации; указания о распоряжении изъятыми товарами или товарами, на которые был наложен арест в ходе таможенной ревизии; номера и даты составления протоколов (определений) в случае их составления.

Акт составляется в случае проведения:

- общей таможенной ревизии - в день, следующий за днем ее окончания;

- специальной таможенной ревизии - в течение 10 календарных дней после ее окончания.

Акт по результатам проведения таможенной ревизии должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов выпуска товаров, подтверждение достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, признаки правонарушений, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых, а также выводы и предложения об устранении выявленных нарушений.

В целях объективного отражения в акте фактов хозяйственной деятельности проверяемого лица, учета его мотивированных возражений и пояснений допускается перед подписанием Акта знакомить с ним руководителя (уполномоченного представителя) проверяемого лица.

Порядок и организация таможенной ревизии как формы таможенного контроля заимствованы из практики деятельности подразделений внешних проверок европейских таможен. Подразделения, аналогичные российской таможенной инспекции, существуют во всех западноевропейских странах. В том числе, в таможенных службах Австрии, Финляндии, Швеции. Российская таможенная служба при осуществлении таможенного контроля решает такие же задачи, как и аналогичные западноевропейские таможенные службы [12].

Подвергая анализу данную форму таможенного контроля, следует констатировать, что таможенные органы наделены широким кругом правомочий. Обязанности же их немногочисленные и в основном сводятся к соблюдению норм законодательства. К сожалению, в сфере таможенного контроля не действует Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» [13]. А ведь именно его нормами определен механизм защиты прав хозяйствующих субъектов при осуществлении контроля со стороны государственных органов. Законом устанавливается, что проверяемое предприятие признается как добросовестная организация, что на языке права называется презумпцией добросовестности. Одним словом, если проверяющий орган заведомо предполагает нарушение, можно сразу подать жалобу на нарушение проверяющими презумпции добросовестности [14].

Представляется, что данному нормативному акту не суждено «работать» на просторах нашей страны. Во-первых, законодателем заведомо из-под юрисдикции данного нормативного акта выведены практически все виды государственного контроля. Во-вторых, в современных условиях в большинстве случаев контроль применяется как средство выявления правонарушений, а, следовательно, органы исполнительной власти, заранее предполагают нарушение субъектов норм текущего законодательство. Уровень правовой культуры и активных, и пассивных субъектов еще недостаточно высок. Позволим высказать мнение об имеющемся ярко выраженном противостоянии контролирующих органов и подконтрольных субъектов. В сфере внешней торговли таможня, как федеральный орган исполнительной власти, в идеале должна помогать предпринимателям заниматься международными экономическими отношениями. Давно пора переходить от конфронтации к сотрудничеству, к доверию, к партнерству. Таможня «для клиента» - вот стратегическая задача, стоящая перед таможенной службой.

Участники внешнеэкономической деятельности пытаются избежать таможенных ревизий, используя различные схемы. Наиболее часто создаются «фирмы- однодневки», «одуванчики». Юридическое лицо создается по подложным документам или на подставных лиц. На ее счета зачисляются и «обналичиваются» крупные суммы денег, и продаются большие партии товаров. Затем эти фирмы прекращают свою деятельность путем реорганизации либо ликвидации, документы уничтожаются. В связи с этим проведение проверок становится затруднительным [15].

Однако здесь возникает проблема защиты прав «добросовестного приобретателя», которая до сих пор не решена. То, что сделка незаконна, не означает, что таможенные органы имеют право отобрать такой товар у добросовестного приобретателя или потребовать от него уплатить таможенные платежи за этот товар.

Товар уже продан, и имущественные права добросовестного приобретателя защищаются (как показывает судебная практика) в том же объеме и на тех же основаниях, как и права собственника.

Применить к добросовестному приобретателю какие-либо санкции или ограничения по владению, пользованию или распоряжению приобретенным им законным путем товаром, находившимся в обороте (пусть даже и незаконном) на территории РФ, таможенные органы вправе, только если ими будет доказано, что приобретатель незаконно ввезенного на территорию РФ товара знал о незаконности его ввоза.

В ТК РФ данная проблема разрешена следующим образом: если это коммерческая организация или предприниматель, то по гражданскому законодательству они несут определенный предпринимательский риск. Заранее предполагается, что если лицо работает на свой страх и риск с целью получения прибыли, то оно должно знать все обстоятельства, связанные с ввозом товара. Согласно логике законодателя, предприниматель и коммерческая организация, непосредственно не участвовавшие во ввозе товаров, для таможенных органов являются участниками таможенных правоотношений наряду с импортером, и таможенные органы имеют право проводить у них проверки.

Можно предположить, что окончательно эта проблема будет разрешена высшими судебными инстанциями, когда сформируется судебная практика по данному вопросу.

Таким образом, таможенная ревизия как наиболее масштабная форма таможенного контроля нацелена на выявление нарушений российского законодательства РФ о таможенном деле. Особенностями данной формы таможенного контроля в том, что таможенная ревизия является формой последующего таможенного контроля. Она носит комплексный характер. При ее проведении могут использоваться другие формы таможенного контроля (документальный контроль, осмотр помещений, идентификация, таможенный досмотр, проверка наличия идентификационных знаков и др.) Законодатель к субъектам специальной таможенной ревизии относит также и лиц занимающихся оптово-розничной торговлей ввезенными товарами. На наш взгляд, законодатель необоснованно расширил круг субъектов таможенных правоотношений и включил в него лиц, не связанных с перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу. По таможенными правоотношениями понимаются «общественные отношения, возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ и урегулированные нормами таможенного права» [16]. Лица, занимающиеся торговлей ввезенными товарами, могут не иметь никакого отношения к перемещению товаров, тем не менее они могут быть подвергнуты таможенной ревизии и изъятию и аресту товара. Такое положение может привести к дестабилизации гражданского оборота и нарушению прав законного владельца товара. Кроме того, необоснованно растянуты во времени сроки проведения специальной таможенной ревизии, которая при желании таможенных органов может длиться «вечно». Двухмесячный срок проведения специальной таможенной ревизии может продляться, да и сама ревизия может проводиться в отношении каждой партии товара. А ведь при ревизии парализуется работа всего предприятия, что может привести к упущению выгоды от предпринимательской деятельности.

При осуществлении таможенной ревизии важно не допускать причинения неправомерного ущерба лицу, деятельность которого проверяется. К сожалению, в законодательстве не закреплены обязанности таможенных органов при проведении таможенной ревизии. Важно чтобы таможенные органы отвечали за обеспечение сохранности документов, изъятых для проверки, за возвращение их в максимально короткие сроки, за бережное отношение к имуществу в процессе его инвентаризации. Такие обязанности таможенных органов основываются на конституционном принципе незыблемости права собственности [17].

Таможенная ревизия играет важную роль в деле профилактики правонарушений. Знание того, что деятельность может быть проверена стимулирует подконтрольных субъектов таможенной ревизии к исполнению действующего законодательства. Таможенная ревизия позволяет убедить участников внешнеэкономической деятельности в целесообразности соблюдения законодательства о таможенном деле и в неотвратимости ответственности за таможенные правонарушения.

Точная регламентация механизма проведения таможенной ревизии станет гарантией защиты прав субъектов внешнеэкономической деятельности и препятствием для злоупотреблений со стороны должностных лиц таможенных органов.


Сергеев Евгений Владимирович



[1] Шурупов В. В. Тенденции развития системы проверок финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД в 2004 г. // ФОРУМ: Методический сборник М.: РИО РТА. 2003. С.35

[2] Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. М.: Книжный мир, 2003. С. 534.

[3] Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М., 2000. С. 123.

[4] Ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 10 января 2003 г.) // СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 5369; 1998. № 30. Ст. 3619; 2002. № 13. Ст.1179; 2003. № 1. Ст.2, 6; №2. Ст. 160.

[5] Сирота В.П. Перемещение товаров через таможенную границу помимо таможенного контроля и уплаты платежей - в кн. Экономическая безопасность страны: таможенные методы и средства ее обеспечения. Тезисы докладов научно-практической конференции. М., 1995. С.98.

[6] Приказ ГТК РФ от 11 июня 2004 г. № 663 «Об утверждении порядка организации и проведения таможенной ревизии» // Документ опубликован не был. Содержится в справочно-информационной системе «Консультант плюс».

[7] Халипов С. В. Таможенное право: Учебник М., 2004. С. 82.

[8] Блинов И. В. Арест товаров: проплату «растаможки» можно успешно оспорить в суде // Бизнес адвокат. 2004. № 5.

[9] Голощапов H.A. Таможенный контроль / Под ред. И.А. Ильина. М., 1999. С.17.

[10] Приказ ГТК РФ от 19 сентября 2003 г. № 1023 «Об утверждении форм документов, используемых при проведении таможенной ревизии и осмотре помещений и территорий и инструкции по их заполнению»// Российская газета. 2003. № 208.

[11] Российская газета. 2003. № 208.

[12] Шурупов В. В. Тенденции развития системы проверок финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД в 2004 г. // ФОРУМ: Методический сборник М., 2003. С.48.

[13] Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ (в ред. от 1октября 2003 г.) // СЗ РФ. 2001. № 33 (ч.1). Ст.3436; 2002. № 44. Ст.4297; 2003. № 2. Ст. 169; № 40. Ст. 3820.

[14] Сергеев В.И. Применение Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)// Право и экономика. 2002. № 4.

[15] Артемов H. М Валютный контроль/ М., 2001.С. 112.

[16] О. Ю. Бакаева, Г. В. Матвиенко. Таможенное право России: Учебник/ Отв. Ред. Н. И. Химичева. М.: 2003. С. 38.

[17] Л.А. Попова, С. А. Чепурнов. Сущность принципы, задачи и функции таможенного аудита // Таможенная служба России на защите экономических интересов страны: Материалы докладов всероссийской научно-практической конференции. М. 2003. С. 328-329.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


К вопросу о правовом статусе государственного служащего
Некоторые проблемы совершенствования законодательного регулирования мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
Актуальные проблемы административной ответственности
Теория административно-правовых режимов
Административная ответственность за нарушение правил лицензирования
Вернуться к списку публикаций