2014-01-05 21:53:18
ГлавнаяАдминистративное право — Таможенная ревизия как форма последующего таможенного контроля



Таможенная ревизия как форма последующего таможенного контроля


В настоящее время все большую актуальность приобретают вопросы приведения форм и методов деятельности таможенных органов России в соответствие с мировой практикой принципов, закрепленных в Киотской конвенции. В этой конвенции провозглашается принцип максимального использования автоматизированных систем, внедрения технологий анализа и управления рисками, включая анализ рисков и выборочный контроль, а также расширение последующего контроля или постаудита.

Острота вопросов обусловлена вступлением России во Всемирную торговую организацию и вступлением в силу с 1 января 2004 года нового Таможенного кодекса. Именно в этом правовом акте впервые в российском законодательстве получила законодательное закрепление такая форма таможенного контроля как таможенная ревизия.

Ревизии проводятся после завершения таможенного оформления объектов таможенного контроля. Они проводятся с целью проверки возможности соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности требований таможенного законодательства.

Таможенная ревизия, основанная на системе управления рисками, позволяет с большей степенью вероятности выявить:

1) признаки события правонарушений, совершенных участниками внешнеэкономической деятельности;

2) участников внешнеэкономической деятельности и конкретные внешнеторговые сделки, относимые к рисковым.

Анализом управления рисками называют оценку возможности возникновения негативного явления, величину грозящих потерь при его возникновении, а также меры для предотвращения возникновения негативного явления. Практика использования методов анализа рисков показала их высокую эффективность, что позволяет повышать результативность этих мероприятий.

Новый Таможенный кодекс уделяет все большое внимание мероприятиям таможенного контроля, проводимым после выпуска товаров, а не на стадии таможенного оформления. Следовательно, таможенные органы вправе проводить все большее количество контрольных мероприятий уже после того, как товар будет передан в пользование и распоряжение заинтересованных лиц.

Таможенная ревизия- это один из основных способов осуществления таможенного контроля. Такой способ контроля применяется в большинстве стран мира. Последующий таможенный контроль позволяет максимально сократить время таможенного оформления, что влечет за собой увеличение международного товарооборота. Смысл применения таможенной ревизии заключается в выборочном таможенном контроле. После выпуска товаров проводится так называемая внешняя проверка непосредственно на предприятии. В Таможенном кодексе,, «контроль после выпуска товаров, таможенный аудит, внешняя проверка, проверка финансово-хозяйственной деятельности, постконтроль трансформируются в такую форму таможенного контроля как таможенная ревизия» [1].

Под ревизией (от позднелат. revisio - пересмотр) в большом энциклопедическом юридическом словаре понимается «исследование финансовой, хозяйственной или другой деятельности организации с целью проверки правильности и законности ее действий, достоверности и объективного отражения в документах истинного положения, отсутствия нарушений, наличия документально зафиксированных материальных ценностей. По объекту проверки ревизии подразделяют на документальные, фактические, полные, сплошные, выборочные, по организационному признаку - на плановые и внеплановые, по составу комиссии - на обычные и комплексные» [2].

Таможенная ревизия представляет собой проверку факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией о деятельности лиц, связанной с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Таможенная ревизия может также проводиться в отношении лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; лиц, осуществляющих торговлю ввезенными товарами; декларантов; таможенных брокеров; владельцев складов временного хранения; владельцев таможенных складов, таможенных перевозчиков. Таким образом, подконтрольными субъектами при проведении таможенной ревизии выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Предметом таможенной ревизии является проверка факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении (например, транзитной декларации, документов, представляемых в подтверждение заявленных в таможенной декларации сведений, и др.). Способ проведения таможенной ревизии - сопоставление указанных сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией проверяемых лиц. Проведение таможенной ревизии предусмотрено ТК РФ только в отношении товаров, но не транспортных средств.

В ст. 14 ТК РФ закреплено положение об обязательности декларирования всех товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ. Кроме того, установлен запрет на пользование и распоряжение товарами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, предусмотренных ТК РФ. Обязанность заявления достоверных сведений ТК РФ прямо не предусмотрена, однако представляется очевидным, что сама обязанность по декларированию предполагает ее выполнение надлежащим образом.

В целях проверки достоверности сведений, указанных в таможенной декларации, таможенная ревизия может проводиться как на этапе принятия решения о выпуске товаров, так и после его осуществления. Так, при обнаружении таможенным органом признаков недостоверности заявленных при декларировании сведений, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов либо на применение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности, таможенный орган проводит дополнительную проверку любым предусмотренным ТК РФ способом, в том числе посредством проведения таможенной ревизии (пп. 3, 5 ст. 153 ТК РФ). Возможность проведения проверки достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений после выпуска товаров и транспортных средств закреплена п. 1 ст. 361 ТК РФ.

Как правило, таможенная ревизия представляет собой последующий контроль, так как он охватывает хозяйственную и финансовую деятельность субъекта за истекший период. Основное ее содержание — проверка соблюдения норм текущего законодательства. Например, после завершения таможенного оформления должностное лицо таможенного органа предполагает занижение таможенной стоимости, указанной декларантом в документах. Подтверждение такого предположения возможно выявить только в ходе таможенной ревизии. В этом случае применяются различные методы контроля: формально-правовая проверка документов, проверка записей в регистрах бухгалтерского учета и отчетности, проведение аналитических процедур, арифметическая проверка расчетов и т.д. Нельзя не согласиться с позицией Е.Ю. Грачевой, указывающей, что «последующий контроль, отличающийся углубленным изучением всех сторон хозяйственной и финансовой деятельности, позволяет выявить недостатки предварительного и текущего контроля» [3].

Все хозяйственные операции, проводимые организациями, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет [4].

При проведении таможенной ревизии проверке подлежат:

- документы и сведения о деятельности организации, имеющиеся у таможенных, налоговых и других контролирующих и правоохранительных органов;

- бухгалтерские документы организации (первичные учетные документы, сводные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, данные бухгалтерской отчетности);

- сведения о финансово - хозяйственной деятельности организации, полученные от третьих лиц, с которыми организация имеет хозяйственные связи для установления достоверности информации, отраженной в первичных документах организации, либо в случае отсутствия у нее надлежащих первичных документов (встречная проверка);

- финансовые требования и обязательства организации.

Последующий таможенный контроль деятельности участников таможенных правоотношений «позволяет изучить состояние договорных отношений с иностранными партнерами, проследить движение товаров, а также денежных средств в оплату за товары с целью выявления и профилактики нарушений таможенных правил» [5].

Целями таможенной ревизии являются:

- проверка соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

- выявление фактов уклонения от уплаты (неполной уплаты) таможенных платежей, причин и условий, способствующих этому;

- выявление признаков преступлений или административных правонарушений в области таможенного дела, их предупреждение и пресечение;

- определение текущих и перспективных направлений таможенного контроля за деятельностью участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и иных проверяемых лиц путем использования системы анализа и управления рисками, а также анализа эффективности механизмов таможенного контроля;

- создание информационно-аналитической базы результатов таможенных ревизий и формирование на ее основе прогнозов о тенденциях возникновения и развития негативных явлений в таможенном деле (актуализация рисков) для своевременного воздействия на указанные процессы;

- получение, обработка и систематизация информации о деятельности проверяемых лиц с целью устранения недостатков в планировании, организации и проведении таможенного контроля подразделениями таможенных органов.

Анализ информации, полученной с использованием системы управления рисками для выявления товаров, операций с ними и лиц, деятельность которых сопряжена с риском нарушения таможенного законодательства РФ, позволяет произвести выбор объекта таможенной ревизии и определить форму таможенной ревизии.

На основании анализа информации, полученной с использованием системы управления рисками, а также иной информации производится выбор объекта таможенной ревизии, определяются форма и срок проведения таможенной ревизии, планируется деятельность подразделений таможенной инспекции.

Таможенная ревизия проводится в общей и специальной формах. Подконтрольными (пассивными) субъектами таможенных ревизий выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Основанием для назначения общей таможенной ревизии являются:

а) план таможенных ревизий, составляемый с использованием методов анализа рисков;

б) материалы (информация), которые могут свидетельствовать о недостоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении;

в) поручение вышестоящего таможенного органа.

В практике возникают проблемы определения срока представления документов участниками внешнеэкономической деятельности, затребованных таможенными органами, при проведении общей таможенной ревизии. Такой срок в ТК РФ четко не установлен. Указывается лишь, что он должен быть достаточным, что вызывает субъективное толкование. Следовательно, при проведении общей таможенной ревизии, срок которой не может превышать трех дней, получение любых документов становится проблематичным.

Таким образом, если контролируемые субъекты уклоняются от предоставления документов, то проведение общей таможенной ревизии становится невозможным.

Порядок проведения таможенной ревизии можно разделить на три этапа:

1. Планирование и подготовка. Проведению общей или специальной таможенной ревизии предшествуют подготовительные мероприятия, заключающиеся в сборе и анализе: материалов предыдущих проверок и ревизий; информации о месте нахождения исполнительного органа проверяемого лица; сведений, содержащихся в базе данных таможенных деклараций и иных базах и другой информации.

На первом этапе определяется характер проведения проверки (сплошной или выборочный) и намечается план таможенной ревизии.

План проведения специальной таможенной ревизии составляется по схеме, включающей:

а) наименование проверяемого лица, организационно-правовая форма, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, основной государственный номер адрес (место государственной регистрации);

б) период деятельности проверяемого лица, подлежащий таможенной ревизии, который определяется исходя из задач ревизии; проверка достоверности сведений после выпуска товаров и транспортных средств может осуществляться в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем (пункт 2 статьи 361 ТК РФ). В отношении условно выпущенных товаров проверки могут проводиться до момента утраты ими статуса находящихся под таможенным контролем (статья 360 ТК РФ).

в) состав ревизионной комиссии;

г) перечень вопросов, подлежащих проверке в ходе проведения таможенной ревизии (в зависимости от объекта таможенной ревизии);

д) перечень основных мероприятий и срок их проведения [6].

2. Непосредственное проведение. Общая таможенная ревизия проводится в минимальный период времени, необходимый для ее проведения, и не может продолжаться более 3 рабочих дней. Повторное проведение общей таможенной ревизии в отношении одних и тех же товаров не допускается. Проверка документов при общей таможенной ревизии может проводиться по согласованию с проверяемым лицом в его помещении или по месту нахождения таможенного органа.

Специальная таможенная ревизия проводится в минимальный период времени, необходимый для ее проведения, и не может продолжаться более 2 месяцев со дня принятия решения о ее проведении. В исключительных случаях вышестоящий таможенный орган может продлить срок проведения таможенной ревизии еще на один месяц. В срок проведения ревизии не включается период времени между вручением проверяемому лицу требования о представлении документов и сведений и представлением указанных документов и сведений.

Всех подконтрольных субъектов специальной таможенной ревизии можно условно разделить на три категории.

К первой категории относятся декларанты, а также иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, но не выступающие в качестве декларантов. Основанием для проведения у них ревизии могут быть обнаруженные при проведении иных форм таможенного контроля данные о недостоверности сведений, представленный при таможенном оформлении, либо о пользовании и распоряжении товарами с нарушением установленных требований и ограничений [7].

Ко второй категории относятся лица осуществляющие деятельность в области таможенного дела таможенные брокеры; владельцы складов временного хранения; владельцы таможенных складов, таможенные перевозчики. Поводом для проведения ревизии у данной категории лиц могут послужить обнаружение данных, свидетельствующих о нарушениях учета товаров, перемещаемых через таможенную границу и отчетности о них.

К третьей категории субъектов специальной таможенной ревизии Таможенным кодексом РФ отнесены лица, осуществляющие оптовую и розничную торговлю ввезенными в Россию товарами (ст. 376 ТК РФ). Таким образом, к субъектам специальной таможенной ревизии отнесены лица, которые не принимали участие в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Поводом для проведения ревизии у данной категории субъектов могут послужить данные, свидетельствующие о том, что ввезенные товары не прошли таможенного оформления либо оформлены с нарушением установленных требований (недостоверно задекларирован, не соблюдены действующие запреты и ограничения, нарушен порядок уплаты таможенных платежей). Получается, что любое лицо, торгующее импортными товарами, может быть подвергнуто таможенной ревизии, даже если это лицо не имеет никакого отношения к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Следует учесть, что по результатам таможенной ревизии товар может быть изъят или арестован. Арест или изъятие импортных товаров, приобретенных на территории России у лиц, не перемещавших эти товары и не имеющих обязанности по уплате таможенных платежей за них, представителями таможенных органов, не редкость. При этом «владелец или экспедитор товара часто оказывается в двусмысленном положении людей, которые «попали» не зная за что» [8]. таможенная ревизия у покупателей, не имеющих никакого отношения к перемещению товаров через таможенную границу и являющихся добросовестными приобретателями, проводиться не должна. Таким образом, нормы Таможенного кодекса позволяют изъять или подвергнуть аресту по решению таможенных органов импортные товары, приобретенные субъектами на внутреннем, а не на международном рынке. В данной ситуации возникает проблема защиты прав добросовестного приобретателя. Думается, что применить к добросовестным приобретателям какие-либо санкции или ограничения по владению, пользованию или распоряжению приобретенным им законным путем товарам, находившимся в обороте на территории РФ, таможенные органы вправе, только если ими будет доказано, что приобретатель товара знал или должен был знать о незаконности его ввоза.

Кроме того, возникают и другие проблемы в связи с проведением таможенной ревизии. В частности, как быть, если незаконно ввезенный товар при проверке обнаруживается не у импортера, а у покупателя? Однако таможенной ревизии, как форме таможенного контроля могут быть подвергнуты лица, занимающимся предпринимательской деятельностью в области оптовой и розничной торговли импортными товарами. Более того, импортные товары, находящиеся у покупателей могут быть изъяты или подвергнуты аресту по решению таможенных органов. Правовым основанием для таких действий таможенных органов служат положения ст. 15 ТК РФ устанавливающие, что «никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, предусмотренных ТК РФ».

Думается, что решение об аресте или изъятии товаров у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, должно приниматься в порядке арбитражного судопроизводства, а не в административном порядке.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Административно-правовой статус сотрудника милиции
Понятие и сущность административной ответственности должностных лиц
Некоторые проблемы совершенствования законодательного регулирования мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
Некоторые вопросы административной ответственности при обеспечении законности ведомственного нормотворчества
Административно-правовая система предупреждения принятия незаконных актов
Вернуться к списку публикаций