2014-01-05 21:46:25
ГлавнаяАдминистративное право — Правовые аспекты применения иных форм таможенного контроля



Правовые аспекты применения иных форм таможенного контроля


Таможенные органы РФ при необходимости могут использовать все формы таможенного контроля, установленные законодательством. Согласно ст.366 ТК РФ, помимо проанализированных, к числу форм таможенного контроля относятся:

1) устный опрос;

2) получение пояснений;

3) таможенное наблюдение;

4) таможенный осмотр товаров и транспортных средств;

5) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;

6) осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;

В качестве формы таможенного контроля рассматривается также «отбор проб и образцов (ст. 383 ТК РФ)» [1].

Рассмотрим содержание данных форм подробнее.

Устный опрос как форма таможенного контроля проводится при производстве таможенного оформления. Устному опросу могут быть подвергнуты следующие категории лиц:

- физические лица, перемещающие через таможенную границу товары и транспортные средства;

- лица, являющиеся представителями организаций, которые обладают полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. В отношении таких лиц до начала опроса должностное лицо таможенного органа удостоверяется в их полномочиях.

При производстве по делам о нарушении таможенных правил, они могут, в частности, располагать информацией о событии правонарушения, об обстоятельствах, влияющих на степень и характер ответственности лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, о причинах и условиях, способствовавших его совершению. Устный опрос заключается в том, что должностное лицо таможенного органа, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил вправе производить опрос физических лиц, должностных лиц, руководителей или заместителей руководителей предприятий, учреждений или организаций, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, по существу дела [2].

В ходе проведения устного опроса должностное лицо таможенного органа определяет перечень вопросов, которые необходимо выяснить в целях проверки для подтверждения наличия или отсутствия нарушений текущего законодательства.

Должностное лицо таможенного органа может опрашивать лицо, перемещающее товары и транспортные средства, например, о несопровождаемом багаже, наличии товаров, запрещенных к ввозу и (или) вывозу, количестве перемещаемой валюты и т.п.

Любая информация, полученная таможенными органами в ходе устного опроса на этапе таможенного оформления, может использоваться в соответствии со ст. 10 ТК РФ исключительно в таможенных целях.

Следует отметить, что таможенным законодательством не определен механизм организации осуществления данной формы контроля. В целом при осуществлении всех форм таможенного контроля обязательно их документальное оформление, производящееся путем составления акта. Остается невыясненным вопрос: если опрос предполагает устную форму, каким образом должно проводиться его документальное оформление. При отсутствии документирования подконтрольный субъект всегда может отказаться от ранее данных объяснений.

Другой формой таможенного контроля является получение пояснений. В отличие от устного опроса пояснения оформляются в письменной форме. В пояснении фиксируются время, место дачи пояснений, фамилия имя отчество и паспортные данные лица дающего пояснения, фамилия должностного лица таможенных органов, отобравшего пояснения, непосредственно сведения лица имеющего отношение к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Пояснения даются в целях уточнения сведений об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля.

Требование предоставить соответствующие пояснения может быть адресовано:

- декларантам;

- лицам, несущим обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров в соответствии со ст. 16 ТК РФ (российское лицо, заключившее внешнеэкономическую сделку; лицо, имеющее право владения и (или) пользования товарами на таможенной территории РФ и др.);

- иным лицам, имеющим отношение к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Впервые в ТК РФ таможенное наблюдение упоминается в качестве самостоятельной формы таможенного контроля. Целью такого выделения таможенного наблюдения является усиление контроля за соблюдением таможенного законодательства РФ. В первую очередь, это касается товаров, находящимся под таможенным контролем, в том числе на этапе их перевозки, хранения, совершения с ними грузовых и иных операций.

Отличительной чертой данной формы таможенного контроля является осуществление таможенного наблюдения на гласной основе, т.е. с ведома лица, за товарами и транспортными средствами которого осуществляется наблюдение. Наблюдение же, как оперативно-розыскные мероприятия, представляют собой негласное слежение за лицами, подозреваемыми в преступной деятельности, используемыми ими транспортными средствами, местами их нахождения с целью получения информации о признаках преступной деятельности, возможных соучастниках, местах хранения орудий совершения преступлений и похищенного имущества.

Таможенное наблюдение ведется целенаправленно, в соответствии с решением, принятым уполномоченным должностным лицом таможенного органа. Цель таких контрольных действий, устанавливающих статус товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, состоит в следующем: никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ (п. 1 ст. 15);

- пользование и распоряжение ввезенными товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем, допускаются в порядке и по условиям, которые определены ТК РФ (п. 1 ст. 360).

Для проведения таможенного контроля в форме таможенного наблюдения за хранением и перемещением товаров и транспортных средств создаются зоны таможенного контроля. Такие зоны могут быть созданы вдоль таможенной границы, в местах производства таможенного оформления, совершения таможенных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих товары, которые находятся под таможенным контролем, и т.д.

Путем проведения таможенного наблюдения контролирующие субъекты получают необходимую информацию о поведении и деятельности в конкретных зонах таможенного контроля конкретных лиц. Таможенное наблюдение содействует профилактике правонарушений (например, посягательств на собственность).

В зависимости от частоты проведения таможенное наблюдение может быть систематическим или разовым. В зависимости от способа осуществления таможенного наблюдения - выделяют непосредственное (осуществляемым лично должностным лицом таможенного органа) и опосредованное (осуществляемым с применением технических средств). Примером систематического опосредованного таможенного наблюдения является наблюдение за складом временного хранения с использованием установленных на его территории стационарных видеокамер.

Таможенный контроль может осуществляться осуществляется путем таможенного осмотра. Различают таможенный осмотр товаров и транспортных средств и осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля.

Под таможенным осмотром товаров следует понимать административное действие должностных лиц таможенных органов, заключающееся в проверке внешнего вида транспортных средств или находящихся в них товаров без вскрытия грузовых помещений, тары либо упаковки на предмет установления законности их перемещения через таможенную границу [3]. В отличие от таможенного досмотра товаров и транспортных средств, при таможенном осмотре не производится вскрытие транспортного средства либо его грузовых помещений, а также не производится нарушение упаковки товара.

Объектом таможенного контроля, осуществляемого путем таможенного осмотра товаров и транспортных средств, являются товары, багаж, таможенные пломбы, печати, иные средства идентификации товаров для целей таможенного контроля. Данная форма таможенного контроля позволяет выявить факты нарушения таможенного законодательства путем внешнего визуального осмотра товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. Повысить эффективность таможенного осмотра позволяет идентификация товаров, транспортных средств. Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, использования товаросопроводительной и другой документации и т.п. Любое изменение или уничтожение средств идентификации может осуществляться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, когда имеется реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств.

В процессе таможенного осмотра проверяется наличие и состояние необходимых обозначений таможенного обеспечения (пломб, печатей, знаков и т.п.), таможенные органы выявляют тем самым факты нарушения таможенного законодательства РФ.

При проведении таможенного осмотра таможенный орган исходит из принципа выборочности.

По общему правилу в зоне таможенного контроля таможенный осмотр может производиться в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, их представителей. При этом если указанные лица изъявляют желание присутствовать при таможенном осмотре, такое право им предоставляется.

В ходе таможенного осмотра при внешнем визуальном осмотре товаров и транспортных средств уполномоченные должностные лица таможенных органов могут проверить количество товаров, находящихся под таможенным контролем. В случае установления факта неверного указания количества товаров при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно определить количество товаров в таможенных целях.

Результаты таможенного осмотра могут понадобиться в дальнейшем как самому таможенному органу, так и лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств (например, при разрешении споров в суде, при рассмотрении жалоб в вышестоящем таможенном органе и т.п.). С этой целью результаты таможенного осмотра документируются одним из следующих способов:

- составляется специальный акт [4]. Первый экземпляр акта остается у таможенного органа, второй передается лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств;

- проставляется отметка о факте проведения таможенного осмотра на транспортном (перевозочном) документе имеющемся у подконтрольного лица.

Целью осмотра состоит в осуществлении контроля за надлежащим оборудованием транспортного средства, выявлении внешних признаков наличия скрытых тайников, определении способа осуществления досмотра, сохранности средств идентификации и т.п.

Идентификация есть метод таможенного контроля, используемый с целью исключения случаев изъятия или замены товаров без разрешения таможенного органа. Идентификация товаров производится при проведении таможенного контроля путем наложения таможенных пломб и печатей на транспортное средство, контейнер или на съемный кузов, нанесения цифровой, буквенной или иной маркировки, идентификационных знаков, наложения пломб и печатей на отдельные грузовые места, проставления штампов, взятия проб и образцов, описания товаров и транспортных средств, использования чертежей, изготовленных масштабных изображений, фотографий, видеозаписей, иллюстраций, использования составленных должностными лицами таможенных органов чертежей, изготовленных масштабных изображений, фотографий, видеозаписей, иллюстраций, а также другими средствами, позволяющими идентифицировать товары, включая пломбы отправителя товаров.

Должностное лицо таможенного органа отправления с учетом вида транспорта и условий перевозки товаров вправе выбрать любое средство идентификации товаров. Идентификация товаров осуществляется путем наложения таможенных пломб и печатей на транспортное средство, контейнер или на съемный кузов.

Таможенные органы осуществляют идентификацию транспортных (перевозочных) документов, а также имеющихся у перевозчика коммерческих документов на товары в таможенных целях.

Для целей идентификации документов таможенные органы вправе использовать следующие средства:

- проставление на документах печатей и штампов;

- нанесение специальных наклеек, специальных защитных приспособлений;

- помещение документов, необходимых для таможенных целей, в грузовые отделения транспортных средств, контейнеров или съемных кузовов, на которые налагаются таможенные пломбы и печати;

- помещение документов, необходимых для таможенных целей, в сейф-пакеты [5].

Средства идентификации могут изменяться или уничтожаться только таможенными органами РФ или с их разрешения. Исключение составляют случаи существования реальной угрозы уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств. Таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы. Пломбировочные и запорные устройства, применяемые таможенными органами, являются универсальными устройствами однократного использования для блокирования запирающих узлов грузовых отделений транспортных средств [6]. Одним из способов идентификации подакцизных товаров является маркировка маркой акцизного сбора, контроль за которой ведут акцизные таможенные посты.

Таким образом, в процессе осуществления таможенного осмотра товаров и транспортных средств проверяется также наличие и состояние средств идентификации. Уничтожение, повреждение, утрата либо изменение средств идентификации, примененных таможенным органом отправления при доставке товаров под таможенным контролем, влечет применение к перевозчику мер ответственности, предусмотренных статьей 16.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Для обеспечения контроля за соблюдением режима зоны таможенного контроля необходимо проведение определенных мероприятий, позволяющих отслеживать и оценивать оперативную обстановку. Одним из таких мероприятий является визуальное наблюдение, которое заключается в получении необходимой оперативной информации о поведении и деятельности в конкретных зонах таможенного контроля определенных или неизвестных лиц. Визуальное наблюдение проводится также с целью выявления фактов незаконного пересечения таможенной границы физическими лицами с транспортными средствами, участия работников железной дороги, аэродрома, порта, грузчиков в проведении таможенного контроля и хранении несопровождаемого багажа, грузовых и контейнерных упаковок, передачи каких-либо предметов другим лицам и т.д.

Исследование сущности осмотра товаров и транспортных средств позволяет соотнести его с таможенным досмотром, используя системно-сравнительный метод. Безусловно, осмотр и досмотр - две равнозначные формы таможенного контроля. Они проводятся должностными лицами таможенных органов в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. Целью их проведения является установление законности внешнеторгового оборота.

Отграничить же одну форму от другой возможно, благодаря способам их осуществления. Так, досмотр товаров и транспортных средств предполагает фактическую их проверку путем вскрытия тары и упаковки. А в процессе осмотра целостность предметов не может быть нарушена. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что осмотр обладает более поверхностным характером, чем досмотр. Кроме того, осмотр, как правило, предшествует досмотру, являясь стадией, в ходе которой, в частности, решаются вопросы о целесообразности досмотра, объеме и способах его осуществления.

Целями осмотра помещений и территорий как формы таможенного контроля являются:

1) подтверждение нахождения в этих помещениях и на этих территориях товаров и транспортных средств, пребывающих под таможенным контролем;

2) выявление товаров, ввезенных на таможенную территорию РФ, с нарушением порядка, предусмотренного ТК РФ.

В первом случае объектами осмотра выступают: склады временного хранения, таможенные склады, помещения магазина беспошлинной торговли, а также иные помещения и территории, где в соответствии с условиями таможенных режимов и таможенных процедур могут храниться товары, находящиеся под таможенным контролем (цеха предприятий, где размещено иностранное оборудование, временно ввезенное на таможенную территорию РФ, складские помещения предприятий, на которых хранятся товары, ввезенные под таможенным режимом переработки на таможенной территории, и т.п.). В данной ситуации правовым основанием проведения осмотра может стать информация об утрате товаров, находящихся под таможенным контролем, их отчуждении или использовании в нарушение требований и условий, установленных ТК РФ. Кроме того, осмотр помещений и территорий может проводиться в порядке выборочной проверки.

Во втором случае целью осмотра является выявление товаров, ввезенных на таможенную территорию РФ с нарушением порядка, установленного ТК РФ. Основанием для таких осмотров является информация, поступающая в таможенные органы. Объектами осмотра в подобных случаях обычно являются пункты пропуска через Государственную границу РФ, зоны таможенного контроля, созданные вдоль таможенной границы, а также помещения, где ведется оптовая или розничная торговля ввезенными товарами.

Следует различать осмотр помещений и территорий как форму таможенного контроля и обследование помещений, зданий, сооружений как оперативно-розыскное мероприятие. В последнем случае речь идет об оперативном (непроцессуальном) осмотре помещений в целях поиска следов преступной деятельности, орудий совершения преступления, разыскиваемых преступников, а также получения другой информации, необходимой для решения задач оперативно-розыскной деятельности.

Оперативный осмотр регулируется нормами Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», а осмотр помещений в порядке осуществления таможенного контроля - нормами ТК РФ.

Для проникновения в помещение (на территорию) с целью проведения осмотра должностное лицо таможенного органа предъявляет служебное удостоверение и предписание [7]. Решение о проведении осмотра помещения (территории) принимается начальником таможенного органа или лицом, его замещающим. Он подписывает предписание на проведение осмотра конкретного помещения (территории).

Таможенные органа должны стремится свести к минимуму неблагоприятные последствия проводимых ими осмотров. Он должен руководствоваться положениями ст. 365 ТК РФ, в которой закреплена недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля. Таможенный осмотр жилых помещений не допускается. Результаты осмотра оформляются в акте составляемом в двух экземплярах.

В акте надлежит полно и объективно отражаются все действия должностного лица таможенного органа, проводившего осмотр, и указывается обнаруженное с тем, чтобы получить достаточное представление об обстановке места осмотра, товарах и иных предметах.

Акт осмотра состоит из вводной, основной (описательной) и заключительной частей В вводной части акта указываются: основания проведения осмотра; место, дата, время начала и окончания осмотра; должность, фамилия и инициалы лица, осуществившего осмотр и составившего акт; фамилия, инициалы, должность всех участников осмотра, а в отношении понятых - адрес места жительства; условия проведения осмотра (дождь, снег, температура воздуха при осмотре на открытой местности, характер освещения и т.д.); запись о разъяснении прав и обязанностей специалисту, участвующему в осмотре.

В основной (описательной) части акта осмотра описываются все действия лица, его осуществляющего, все обнаруженное при осмотре описывается в том порядке, в каком проводился осмотр, и в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент осмотра. При необходимости, описания снабжаются заголовками (например, при осмотре магазина: «Осмотр помещения склада», «Осмотр помещения бухгалтерии» и т.д.). При описании различных объектов используется принятая в специальной литературе терминология. Описываемые объекты могут быть пронумерованы в соответствии с их обозначениями на плане места осмотра.

В акте осмотра должны быть указаны конкретные технические средства (их наименование, тип, марка, модель), примененные при осмотре, условия и порядок их использования, объекты, в отношении которых они были применены, и полученные результаты. В акте осмотра должна быть отметка о предупреждении лиц, участвующих в осмотре, о применении при осмотре технических средств. Если в ходе осмотра делались перерывы, то поясняется их причина, а также время начала перерыва и время возобновления осмотра.

В заключительной части акта указываются: заявления специалиста; замечания понятых и других участников осмотра о неправильных, по их мнению, действиях должностного лица таможенного органа, о необходимости отражения в акте дополнительных обстоятельств, иные замечания, связанные с обстановкой места осмотра или влияющие на выявление важных по делу обстоятельств, приложения к акту осмотра (планы, схемы, таблицы и т.д.).

Таможенные органы осуществляют проверку наличия на товарах или их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Наряду с таможенной ревизией одной из форм последующего таможенного контроля является проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков. Объектом контроля в данном случае выступают товары, которые подлежат обязательной маркировке.

В частности, вся алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке; при этом алкогольная продукция, ввозимая на таможенную территорию РФ, маркируется акцизными марками, которые приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции [8]. Алкогольная продукция, табак и табачные изделия, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат обязательной маркировке акцизными марками установленного образца за исключением ввозимой алкогольной продукции, разлитой в упаковку (тару) емкостью до 0,05 и более 25 литров [9]. Указанные товары, если они реализуются в магазинах беспошлинной торговли («Дьюти Фри»), не подлежат маркировке марками акцизного сбора или специальными марками. Однако алкогольная продукция, табак и табачные изделия, ввозимые на территорию Российской Федерации или произведенные на ее территории, подлежащие маркировке марками акцизного сбора или специальными марками, могут помещаться под таможенный режим магазина беспошлинной торговли для реализации в магазинах беспошлинной торговли при наличии на этикетках и контрэтикетках (для алкогольной продукции) и упаковках (для табака и табачных изделий) обозначения на русском языке: «Только для продажи в магазине беспошлинной торговли» или текстом аналогичного содержания на английском языке» [10]. Обозначение должно наноситься типографским способом или путем нанесения дополнительных наклеек (стикеров), которые не могут быть удалены с товара без повреждения этикетки, контрэтикетки или упаковки.

Законодатель закрепляет презумпцию, в соответствии с которой отсутствие на товарах, подлежащих обязательной маркировке, специальных марок означает, что данные товары были ввезены на таможенную территорию РФ без таможенного оформления и выпуска товаров. На лицо, у которого были обнаружены немаркированные товары, возлагается бремя доказывания факта легального ввоза таких товаров.

Проверка маркировки товаров как форма контрольной деятельности тесно связана с другой формой таможенного контроля - осмотром помещений и территорий. В соответствии с п. 2 ст. 375 ТК РФ осмотр помещений и территорий может производиться таможенными органами у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, при наличии информации о нахождении в помещениях или на территории этих лиц товаров, ввезенных с нарушением установленного порядка. Одним из видов контрольных мероприятий, осуществляемых в ходе осмотра помещений и территорий, как раз и является проверка хранящихся там товаров на предмет маркировки специальными марками и наличия на них идентификационных знаков.

Осуществление всех форм таможенного контроля предполагает тесное сотрудничество таможенных органов РФ с иными государственными органами. Одной из важнейших задач в этой связи является координация усилий федеральных органов исполнительной власти, информирование друг друга о планируемых действиях, согласованность действий. Разрешить их в значительной степени поможет создание и дальнейшее развитие нормативно-правовой базы, устанавливающей механизм такого взаимодействия. Конечной же целью будет являться обеспечение соблюдения текущего законодательства на всей территории страны.

Многообразие форм таможенного контроля позволяет эффективно достигать цели обеспечения соблюдения таможенного законодательства. В то же время в таможенном кодексе отсутствует положение о том, что перечень форм таможенного контроля может изменяться и дополняться только на уровне изменений в ТК РФ. В настоящее время складывается ситуация когда исполнительные органы государственной власти пытаются расширить перечень форм таможенного контроля (например, за счет включения в него взятия проб и образцов). Такая практика может привести к произволу со стороны таможенных органов, которые, прикрываясь новой формой таможенного контроля, будут нарушать законные интересы участников внешнеэкономической деятельности.


Сергеев Евгений Владимирович



[1] п. 5 Приказа ГТК РФ от 28 ноября 2003 г. № 1356 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров» // Таможенный вестник. 2004. № 2.

[2] Голощапов H.A. Таможенный контроль / Под ред. И.А. Ильина. М., 1999. С.67.

[3] Основы таможенного дела: учеб. пособие. Вып. II. Организация и технология таможенного контроля / Рук-ль авт. кол-ва А.С. Круглов. М., 1995. С.8.

[4] Форму акта таможенного осмотра товаров и транспортных средств Приказ ГТК РФ от 20 октября 2003 года № 1166 «О формах актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств» // Российская газета. 2003. № 237.

[5] Приказ ГТК РФ от 08 сентября 2003 г. № 973 «об утверждении инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров» // БНА федеральных органов исполнительной власти. 2003. № 3.

[6] п.31 приказа ГТК РФ от 22 августа 2002 г. № 883 «Об утверждении положения о применении средств защиты документов, необходимых для таможенных целей, и таможенных средств идентификации товаров, перемещаемых под таможенным контролем автомобильным транспортом» // БНА федеральных органов исполнительной власти. 2002. № 44.

[7] Форму предписания Приказ ГТК РФ от 19 сентября 2003 г. № 1023 «Об утверждении форм документов, используемых при проведении таможенной ревизии и осмотре помещений и территорий и инструкции по их заполнению»// Российская газета. 2003. № 208.

[8] ст. 12 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (с изм. и доп. включая от 12 ноября 2003 г.)// СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4553; 1999. № 2. Ст. 245; 2001. № 53 (ч.1). Ст. 5022; 2002. № 30. С. 3026,3033; 2003. № 47. Ст. 4586.

[9] Постановление Правительства РФ от 04 сентября 1999 г. № 1008 «Об акцизных марках» (с изм. и доп., включая от 04 октября 2002 г.) // СЗ РФ 1999. № 37. Ст. 4502.2000. №17. Ст. 1884; 2001. № 9. Ст. 857; 2002. №41. Ст. 3988.

[10] Постановление Правительства РФ от 7 марта 2000 г. № 200 «О маркировке отдельных подакцизных товаров, предназначенных для реализации в магазинах беспошлинной торговли (с изм. и доп., включая от 15.12.2000 г.)// СЗ. 2000. № 11. Ст. 1186; № 52 (ч.2). Ст. 5151.







Интересное:


Проблема четкого определения состава должностного административного правонарушения в нормах административного права
Таможенные органы Российской Федерации как субъекты таможенного контроля
Административная ответственность должностных лиц
Институт ответственности за правонарушения в сфере налогов и сборов
Административная ответственность за нарушение правил лицензирования
Вернуться к списку публикаций