2013-12-25 10:09:59
ГлавнаяАдминистративное право — Особенности правового регулирования административно-правовых режимов



Особенности правового регулирования административно-правовых режимов


Что касается комплексных административно-правовых режимов, действующих в данной сфере, то она требует особого рассмотрения, хотя в отдельных чертах уже затрагивалась выше. Здесь же мы лишь подчеркнем, что комплексные режимы административно-политической сферы - это наиболее признаваемая большинством исследователей сфера режимной организации государственного управления. Иного в целом и нельзя было ожидать, ибо именно здесь, как нигде еще, проявляется властная суть государственного управления, его жесткая вертикальная направленность, наиболее четкая определенность управленческих отношений и их обеспеченность особыми видами правового принуждения. Именно здесь более всего проявляются особенности правоохранительных административно-правовых режимов.

Прежде чем перейти к обобщающим выводам, подчеркнем особую значимость и роль комплексных административно-правовых режимов в государственном управлении. Здесь важно иметь в виду три основных момента.

Во-первых, это нацеленность комплексных режимов на неуклонное обеспечение требований безопасности и эффективного функционирования наиболее важных сфер и отраслей государственно-управленческой деятельности. Нормативность комплексных режимов - как раз одно из средств решения этих важнейших задач.

Действительно, основа комплексных режимов обычно оказывается урегулирована на уровне федерального законодательства, и в этом отношении она более устойчива к ситуативным реакциям, чем сама система исполнительной власти и государственного управления. Следует подчеркнуть, что комплексные административно-правовые режимы, как ничто другое, способствуют стабилизации и общей урегулированности системы и главное - важнейших функций государственного управления. Через комплексные режимы они становятся в известной мере автономными даже от колебаний в системе власти, не говоря уже о множественных трансформациях, наблюдаемых ныне в государственном управлении.

При этом подчеркнем, что такого рода стабильность вовсе не означает торможение необходимых изменений. В конце концов, стабильность материальных и управленческих функций первична в отношении реализующих их органов и организаций. В условиях действия отлаженных комплексных режимов последние могут меняться, что никак не скажется на функциональной стабильности государственного управления.

Во-вторых, комплексные административно-правовые режимы во многих отношениях являются своего рода опорой власти в ее более или менее стабильных функциях. Наличие этих режимов вовсе не предполагает окостенения и серьезной бюрократизации государственного аппарата, поскольку нормативность комплексных режимов оставляет простор для организационных новаций.

В-третьих, режимная регламентация государственного управления, осуществляемая в нормативной форме комплексных административно-правовых режимов, оставляет известный простор и для административного усмотрения, без которого нельзя представить по-настоящему эффективной управленческой деятельности, тем более, когда речь идет о глубинных реформах общества и государства. Причем простор этот оказывается заключен в жесткие рамки режимной организации, что гарантирует минимизацию негативных последствий ощутимого административного усмотрения. Тем самым налицо действенное средство ограничения произвола и злоупотреблений в части осуществления реформаторской деятельности.

Не секрет, что ощущаемая ныне повсеместно тяга к порядку и дисциплине, преодолению коррупции и борьбе с организованной преступностью все чаще связывается с мыслью об отказе от дальнейшего активного реформаторского процесса. Однако этому всегда есть альтернатива, и она давно известна в практике государственного управления. Заключается такая альтернатива в эффективном государственном управлении самими реформами, и комплексные административно-правовые режимы могут быть здесь немалым подспорьем.

Все эти весьма привлекательные свойства и функции комплексных административно-правовых режимов пока, увы, используются далеко не в полную меру. Преодоление этой ситуации - общая и весьма актуальная задача юридической теории и практики. Здесь еще есть весьма широкий простор для плодотворных изысканий и формулирования крайне важных для практики рекомендаций.

Резюмируем изложенное в качестве основных выводов, касающихся классификации и роли комплексных административно-правовых режимов в теории и практике государственного управления.

1. Главным основанием классификации комплексных режимов является их принадлежность к той или иной сфере государственного управления. Среди комплексных режимов выделяются следующие:

- антимонопольной деятельности;

- управления экономической сферой;

- управления социально-культурной сферой;

- управления административно-политической сферой.

2. Достаточно часто комплексные административно-правовые режимы не имеют четко выраженной отраслевой принадлежности. В связи с этим целесообразно выделять:

- межотраслевые режимы, действующие во всех или нескольких сферах или отраслях государственного управления;

- многомерные комплексные режимы, которые включают в себя целый ряд комплексных административно-правовых режимов, действующих в различных сферах и отраслях государственного управления.

3. По своей роли в обеспечении регулирования различных отраслей государственного управления и нужд самого государственного управления комплексные административно-правовые режимы могут быть разделены следующим образом:

- предметные, ориентированные на конкретные, не являющиеся непосредственно управленческими, виды деятельности;

- управленческие или те, что обеспечивают нужды самого государственного управления.

4. Среди предметных комплексных административно-правовых режимов наиболее значимыми представляются:

- режимы государственной безопасности;

- режимы общественной безопасности;

- режимы безопасности осуществления тех или иных видов предметной деятельности;

- тесно связанные с режимами обеспечения безопасности охранные режимы;

- режимы обеспечения требуемого уровня результатов тех или иных видов производственной деятельности;

- процедурные режимы, в том числе режимы лицензирования, стандартизации, метрологии и др.

5. Среди управленческих режимов необходимо отметить:

- режимы построения и функционирования субъектов государственного управления;

- режимы построения и функционирования объектов государственного управления;

- особые режимы осуществления отдельных управленческих функций в определенных видах деятельности (режимы государственного регулирования, государственного контроля, государственного надзора и др.);

- сложную группу информационных режимов, включающую особые режимы распространения и передачи информации, режимы государственной, служебной и коммерческой тайны и др.;

- режимы государственной и муниципальной службы и их разновидностей.

Такова в целом классификация основных разновидностей комплексных административно-правовых режимов.

Их роль в государственном управлении сводится к трем основным положениям.

Во-первых, это нацеленность комплексных режимов на неуклонное обеспечение требований безопасности и эффективного функционирования наиболее важных сфер и отраслей государственно-управленческой деятельности.

Во-вторых, комплексные административно-правовые режимы во многих отношениях начинают играть своего рода опоры государственной власти в ее более или менее стабильных и наиболее важных функциях.

В-третьих, режимная регламентация государственного управления, осуществляемая в нормативной форме комплексных административно-правовых режимов, оставляет достаточный простор для административного усмотрения, без которого нельзя представить себя по-настоящему эффективной управленческой деятельности. При этом одновременно создается действенное средство ограничения произвола и злоупотреблений в части осуществления реформаторской и вообще государственно-управленческой деятельности.



[1] Приведенная классификация сфер государственного управления в целом общепризнанна. См.: Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова и Л.J1. Попова. М., 1999. Ч. 2; Колодкин Л.М. Российская юридическая энциклопедия. М.: Ин- фра-М, 1999. Раздел: Административное право.

[2] Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 499; Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 32. Ст. 1882; № 34. Ст. 1966; СЗ РФ. 1995. № 22. Ст. 1977; Российская газета. 1998. 12 мая.

[3] Федеральный закон «О естественных монополиях» // Российская газета. 1995. 24 авг.

[4] См.: Мясникович М.В. Финансово-промышленные группы и их роль в становлении рыночных отношений: Автореф. дис. ... докт. эконом, наук. СПб., 1998.

[5] СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3179.

[6] СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1667.

[7] Российская газета. 1995. 30 авг.

[8] См.: Федеральный закон от 8 января 1998 г. // Российская газета. 1998. 17 янв.

[9] СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 600; Российская газета. 1999. 13 янв.

[10] См.: Козлов В.Б. Совершенствование принципов и методов управления использованием финансовых ресурсов почтовой связи: Автореф. дис. ... канд. эконом, наук. М., 1998.

[11] СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3697.

[12] СЗ РФ. 1994. № 34. Ст. 3547.

[13] Российская газета. 1993. 21 сент.; 1997. 9 окт.

[14] Российская газета. 1995. 22 февр.

[15] СЗ РФ. 1996. № 28. Ст. 3347.

[16] Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4553; 1997. № 3. Ст. 359; Российская газета. 1999. 19 янв.

[17] См.: Федеральный закон «Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» // СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3476; Федеральный закон «О временном запрете импорта этилового спирта» // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1659; Федеральный закон «О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции» // Российская газета. 1998. 13 янв.; Федеральный закон «Об акцизах» // СЗ РФ. 1996. №11. Ст. 1016; 1997. № 3. Ст. 356; Российская газета. 1998. 18 февр.

[18] См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июля 1999 г. № 797 «Об обязательной маркировке специальными марками алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3760; Письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 18 августа 1999 г. № ВБ-6-31/653 «О продлении срока действия лицензий на производство этилового спирта и алкогольной продукции»; «Временные правила заполнения деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Утверждено Министерством Российской Федерации по налогам и сборам 24 июня 1999 г.; Приказ Министра здравоохранения Российской Федерации от 24 июня 1999 г. № 250 «О введении Положения о порядке выделения квот на закупку и поставку спирта этилового на медицинские цели»; Приказ Министра Российской Федерации по налогам и сборам от 21 июня 1999 г. № АП-3-20/186 «Об утверждении Положения о межрегиональной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по контролю за алкогольной и табачной продукцией».

[19] Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1990. № 30. Ст. 418.

[20] СЗ РФ. 1995. № 22. Ст. 1977 (новая редакция).

[21] СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3595.

[22] СЗ РФ. 1995. №36. Ст. 3551; 1996. №31. Ст. 1552; 1997. № 13. Ст. 1552.

[23] СЗ РФ. 1999. № 30. Ст. 3774.

[24] См.: Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» // Ведомости ВС РСФСР. 1990. № 30. Ст. 418.

[25] СЗ РФ. 1996. №20. Ст. 2321.

[26] См.: Федеральный закон «О финансово-промышленных группах» // Российская газета. 1995. 6 дек.

[27] См.: Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 27. Ст. 357; СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492; 1999. № 28. Ст. 3469.

[28] Российская газета. 1993. 12 авг.

[29] Российская газета. 1997. 30 июля.

[30] См.: Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» // Российская газета. 1995. 28 нояб., а также конкретизирующий его положения Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» // Российская газета. 1996. 17 янв.

[31] Данный вопрос анализировался выше на примере лицензирования.

[32] См.: Закон Российской Федерации «О стандартизации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1993. № 25. Ст. 917; Российская газета. 1996. 10 янв.; Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» // Российская газета. 1993. 25 июня; Закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» // Российская газета. 1993. 9 июня.

[33] СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3824.

[34] Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. №31. Ст. 1224; Российская газета. 1995. 22 июня; 1996. 10 янв.

[35] См.: Суслов Н.А. Система таможенных органов Российской Федерации: административно-правовой статус и проблемы его совершенствования: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999.

[36] СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3586.

[37] Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 29. Ст. 1114; Российская газета. 1995. 27 дек.

[38] См.: Федеральный закон «О семеноводстве» // СЗ РФ. 1997. №51. Ст.5715; Федеральный закон «О животном мире» // Российская газета. 1995. 4 мая; Закон Российской Федерации «О селекционных достижениях» // Российская газета. 1993. 3 сент.; Закон Российской Федерации «О зерне» (ред. от 02.12.94 г.).

[39] См.: Федеральный закон «О государственном регулировании агропромышленного производства» // СЗ РФ. 1997. № 29. Ст. 3501.

[40] Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 766; 1993. № 29. Ст. 111; Российская газета. 1996. 16янв.

[41] Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» // Российская газета. 1996. 16 янв.

[42] См.: Инструкция о порядке маркирования знаками соответствия с учетной информацией к ним, защищенными от подделок, товаров и продукции, реализуемых на территории Российской Федерации, и учете их движения. Утверждена Министерством торговли Российской Федерации 30 декабря 1998 г., а также Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии 29 декабря 1998 г. См. также: Малышков В.И. Стратегия развития потребительского рынка в условиях реформирования экономики: Автореф. дис. ... докт. эконом, наук. М., 1998.

[43] Российская газета. 1995. 25 июля.

[44] СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.

[45] См.: Закон Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1993. № 2. Ст. 62.

[46] См.: Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1913.

[47] См.: Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Российская газета. 1998. 15 янв.

[48] См.: Федеральный закон «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1799; Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. Ст. 2591; Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» // СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024; Закон Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей» // Российская газета. 1993. 15 мая.

[49] СЗ РФ. 1995. №47.

[50] СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024.

[51] Российская газета. 1992. 3 марта.

[52] Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 3. Ст.1915; СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5503; 1998. №31. Ст. 3822; 1999. № 14. Ст. 1665.

[53] Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3833.

[54] Российская газета. 1998. 24 дек.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Организация и проведение выборов Президента России
Административная ответственность за нарушение правил лицензирования
Свойства доказательств по делам об административных правонарушениях.
Некоторые проблемы совершенствования законодательного регулирования мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
Административная ответственность должностных лиц
Вернуться к списку публикаций