2013-12-25 10:09:59
ГлавнаяАдминистративное право — Особенности правового регулирования административно-правовых режимов



Особенности правового регулирования административно-правовых режимов


Что касается комплексных административно-правовых режимов, действующих в данной сфере, то она требует особого рассмотрения, хотя в отдельных чертах уже затрагивалась выше. Здесь же мы лишь подчеркнем, что комплексные режимы административно-политической сферы - это наиболее признаваемая большинством исследователей сфера режимной организации государственного управления. Иного в целом и нельзя было ожидать, ибо именно здесь, как нигде еще, проявляется властная суть государственного управления, его жесткая вертикальная направленность, наиболее четкая определенность управленческих отношений и их обеспеченность особыми видами правового принуждения. Именно здесь более всего проявляются особенности правоохранительных административно-правовых режимов.

Прежде чем перейти к обобщающим выводам, подчеркнем особую значимость и роль комплексных административно-правовых режимов в государственном управлении. Здесь важно иметь в виду три основных момента.

Во-первых, это нацеленность комплексных режимов на неуклонное обеспечение требований безопасности и эффективного функционирования наиболее важных сфер и отраслей государственно-управленческой деятельности. Нормативность комплексных режимов - как раз одно из средств решения этих важнейших задач.

Действительно, основа комплексных режимов обычно оказывается урегулирована на уровне федерального законодательства, и в этом отношении она более устойчива к ситуативным реакциям, чем сама система исполнительной власти и государственного управления. Следует подчеркнуть, что комплексные административно-правовые режимы, как ничто другое, способствуют стабилизации и общей урегулированности системы и главное - важнейших функций государственного управления. Через комплексные режимы они становятся в известной мере автономными даже от колебаний в системе власти, не говоря уже о множественных трансформациях, наблюдаемых ныне в государственном управлении.

При этом подчеркнем, что такого рода стабильность вовсе не означает торможение необходимых изменений. В конце концов, стабильность материальных и управленческих функций первична в отношении реализующих их органов и организаций. В условиях действия отлаженных комплексных режимов последние могут меняться, что никак не скажется на функциональной стабильности государственного управления.

Во-вторых, комплексные административно-правовые режимы во многих отношениях являются своего рода опорой власти в ее более или менее стабильных функциях. Наличие этих режимов вовсе не предполагает окостенения и серьезной бюрократизации государственного аппарата, поскольку нормативность комплексных режимов оставляет простор для организационных новаций.

В-третьих, режимная регламентация государственного управления, осуществляемая в нормативной форме комплексных административно-правовых режимов, оставляет известный простор и для административного усмотрения, без которого нельзя представить по-настоящему эффективной управленческой деятельности, тем более, когда речь идет о глубинных реформах общества и государства. Причем простор этот оказывается заключен в жесткие рамки режимной организации, что гарантирует минимизацию негативных последствий ощутимого административного усмотрения. Тем самым налицо действенное средство ограничения произвола и злоупотреблений в части осуществления реформаторской деятельности.

Не секрет, что ощущаемая ныне повсеместно тяга к порядку и дисциплине, преодолению коррупции и борьбе с организованной преступностью все чаще связывается с мыслью об отказе от дальнейшего активного реформаторского процесса. Однако этому всегда есть альтернатива, и она давно известна в практике государственного управления. Заключается такая альтернатива в эффективном государственном управлении самими реформами, и комплексные административно-правовые режимы могут быть здесь немалым подспорьем.

Все эти весьма привлекательные свойства и функции комплексных административно-правовых режимов пока, увы, используются далеко не в полную меру. Преодоление этой ситуации - общая и весьма актуальная задача юридической теории и практики. Здесь еще есть весьма широкий простор для плодотворных изысканий и формулирования крайне важных для практики рекомендаций.

Резюмируем изложенное в качестве основных выводов, касающихся классификации и роли комплексных административно-правовых режимов в теории и практике государственного управления.

1. Главным основанием классификации комплексных режимов является их принадлежность к той или иной сфере государственного управления. Среди комплексных режимов выделяются следующие:

- антимонопольной деятельности;

- управления экономической сферой;

- управления социально-культурной сферой;

- управления административно-политической сферой.

2. Достаточно часто комплексные административно-правовые режимы не имеют четко выраженной отраслевой принадлежности. В связи с этим целесообразно выделять:

- межотраслевые режимы, действующие во всех или нескольких сферах или отраслях государственного управления;

- многомерные комплексные режимы, которые включают в себя целый ряд комплексных административно-правовых режимов, действующих в различных сферах и отраслях государственного управления.

3. По своей роли в обеспечении регулирования различных отраслей государственного управления и нужд самого государственного управления комплексные административно-правовые режимы могут быть разделены следующим образом:

- предметные, ориентированные на конкретные, не являющиеся непосредственно управленческими, виды деятельности;

- управленческие или те, что обеспечивают нужды самого государственного управления.

4. Среди предметных комплексных административно-правовых режимов наиболее значимыми представляются:

- режимы государственной безопасности;

- режимы общественной безопасности;

- режимы безопасности осуществления тех или иных видов предметной деятельности;

- тесно связанные с режимами обеспечения безопасности охранные режимы;

- режимы обеспечения требуемого уровня результатов тех или иных видов производственной деятельности;

- процедурные режимы, в том числе режимы лицензирования, стандартизации, метрологии и др.

5. Среди управленческих режимов необходимо отметить:

- режимы построения и функционирования субъектов государственного управления;

- режимы построения и функционирования объектов государственного управления;

- особые режимы осуществления отдельных управленческих функций в определенных видах деятельности (режимы государственного регулирования, государственного контроля, государственного надзора и др.);

- сложную группу информационных режимов, включающую особые режимы распространения и передачи информации, режимы государственной, служебной и коммерческой тайны и др.;

- режимы государственной и муниципальной службы и их разновидностей.

Такова в целом классификация основных разновидностей комплексных административно-правовых режимов.

Их роль в государственном управлении сводится к трем основным положениям.

Во-первых, это нацеленность комплексных режимов на неуклонное обеспечение требований безопасности и эффективного функционирования наиболее важных сфер и отраслей государственно-управленческой деятельности.

Во-вторых, комплексные административно-правовые режимы во многих отношениях начинают играть своего рода опоры государственной власти в ее более или менее стабильных и наиболее важных функциях.

В-третьих, режимная регламентация государственного управления, осуществляемая в нормативной форме комплексных административно-правовых режимов, оставляет достаточный простор для административного усмотрения, без которого нельзя представить себя по-настоящему эффективной управленческой деятельности. При этом одновременно создается действенное средство ограничения произвола и злоупотреблений в части осуществления реформаторской и вообще государственно-управленческой деятельности.



[1] Приведенная классификация сфер государственного управления в целом общепризнанна. См.: Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова и Л.J1. Попова. М., 1999. Ч. 2; Колодкин Л.М. Российская юридическая энциклопедия. М.: Ин- фра-М, 1999. Раздел: Административное право.

[2] Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 499; Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 32. Ст. 1882; № 34. Ст. 1966; СЗ РФ. 1995. № 22. Ст. 1977; Российская газета. 1998. 12 мая.

[3] Федеральный закон «О естественных монополиях» // Российская газета. 1995. 24 авг.

[4] См.: Мясникович М.В. Финансово-промышленные группы и их роль в становлении рыночных отношений: Автореф. дис. ... докт. эконом, наук. СПб., 1998.

[5] СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3179.

[6] СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1667.

[7] Российская газета. 1995. 30 авг.

[8] См.: Федеральный закон от 8 января 1998 г. // Российская газета. 1998. 17 янв.

[9] СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 600; Российская газета. 1999. 13 янв.

[10] См.: Козлов В.Б. Совершенствование принципов и методов управления использованием финансовых ресурсов почтовой связи: Автореф. дис. ... канд. эконом, наук. М., 1998.

[11] СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3697.

[12] СЗ РФ. 1994. № 34. Ст. 3547.

[13] Российская газета. 1993. 21 сент.; 1997. 9 окт.

[14] Российская газета. 1995. 22 февр.

[15] СЗ РФ. 1996. № 28. Ст. 3347.

[16] Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4553; 1997. № 3. Ст. 359; Российская газета. 1999. 19 янв.

[17] См.: Федеральный закон «Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» // СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3476; Федеральный закон «О временном запрете импорта этилового спирта» // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1659; Федеральный закон «О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции» // Российская газета. 1998. 13 янв.; Федеральный закон «Об акцизах» // СЗ РФ. 1996. №11. Ст. 1016; 1997. № 3. Ст. 356; Российская газета. 1998. 18 февр.

[18] См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июля 1999 г. № 797 «Об обязательной маркировке специальными марками алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3760; Письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 18 августа 1999 г. № ВБ-6-31/653 «О продлении срока действия лицензий на производство этилового спирта и алкогольной продукции»; «Временные правила заполнения деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Утверждено Министерством Российской Федерации по налогам и сборам 24 июня 1999 г.; Приказ Министра здравоохранения Российской Федерации от 24 июня 1999 г. № 250 «О введении Положения о порядке выделения квот на закупку и поставку спирта этилового на медицинские цели»; Приказ Министра Российской Федерации по налогам и сборам от 21 июня 1999 г. № АП-3-20/186 «Об утверждении Положения о межрегиональной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по контролю за алкогольной и табачной продукцией».

[19] Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1990. № 30. Ст. 418.

[20] СЗ РФ. 1995. № 22. Ст. 1977 (новая редакция).

[21] СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3595.

[22] СЗ РФ. 1995. №36. Ст. 3551; 1996. №31. Ст. 1552; 1997. № 13. Ст. 1552.

[23] СЗ РФ. 1999. № 30. Ст. 3774.

[24] См.: Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» // Ведомости ВС РСФСР. 1990. № 30. Ст. 418.

[25] СЗ РФ. 1996. №20. Ст. 2321.

[26] См.: Федеральный закон «О финансово-промышленных группах» // Российская газета. 1995. 6 дек.

[27] См.: Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 27. Ст. 357; СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492; 1999. № 28. Ст. 3469.

[28] Российская газета. 1993. 12 авг.

[29] Российская газета. 1997. 30 июля.

[30] См.: Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» // Российская газета. 1995. 28 нояб., а также конкретизирующий его положения Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» // Российская газета. 1996. 17 янв.

[31] Данный вопрос анализировался выше на примере лицензирования.

[32] См.: Закон Российской Федерации «О стандартизации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1993. № 25. Ст. 917; Российская газета. 1996. 10 янв.; Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» // Российская газета. 1993. 25 июня; Закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» // Российская газета. 1993. 9 июня.

[33] СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3824.

[34] Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. №31. Ст. 1224; Российская газета. 1995. 22 июня; 1996. 10 янв.

[35] См.: Суслов Н.А. Система таможенных органов Российской Федерации: административно-правовой статус и проблемы его совершенствования: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999.

[36] СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3586.

[37] Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 29. Ст. 1114; Российская газета. 1995. 27 дек.

[38] См.: Федеральный закон «О семеноводстве» // СЗ РФ. 1997. №51. Ст.5715; Федеральный закон «О животном мире» // Российская газета. 1995. 4 мая; Закон Российской Федерации «О селекционных достижениях» // Российская газета. 1993. 3 сент.; Закон Российской Федерации «О зерне» (ред. от 02.12.94 г.).

[39] См.: Федеральный закон «О государственном регулировании агропромышленного производства» // СЗ РФ. 1997. № 29. Ст. 3501.

[40] Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 766; 1993. № 29. Ст. 111; Российская газета. 1996. 16янв.

[41] Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» // Российская газета. 1996. 16 янв.

[42] См.: Инструкция о порядке маркирования знаками соответствия с учетной информацией к ним, защищенными от подделок, товаров и продукции, реализуемых на территории Российской Федерации, и учете их движения. Утверждена Министерством торговли Российской Федерации 30 декабря 1998 г., а также Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии 29 декабря 1998 г. См. также: Малышков В.И. Стратегия развития потребительского рынка в условиях реформирования экономики: Автореф. дис. ... докт. эконом, наук. М., 1998.

[43] Российская газета. 1995. 25 июля.

[44] СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.

[45] См.: Закон Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1993. № 2. Ст. 62.

[46] См.: Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1913.

[47] См.: Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Российская газета. 1998. 15 янв.

[48] См.: Федеральный закон «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1799; Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. Ст. 2591; Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» // СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024; Закон Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей» // Российская газета. 1993. 15 мая.

[49] СЗ РФ. 1995. №47.

[50] СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024.

[51] Российская газета. 1992. 3 марта.

[52] Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 3. Ст.1915; СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5503; 1998. №31. Ст. 3822; 1999. № 14. Ст. 1665.

[53] Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3833.

[54] Российская газета. 1998. 24 дек.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Вопросы полицейского (административного) права в трудах И.Е. Андреевского
К вопросу о структуре административного процессуального кодекса
Особенности правового регулирования административно-правовых режимов
Формирование доктринального понятия должностного лица, его организационно-правовая основа
Особенности использования источников доказательств по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения.
Вернуться к списку публикаций