2013-12-25 09:57:24
ГлавнаяАдминистративное право — Административно-правовые режимы в управлении правоохранительной деятельностью



Административно-правовые режимы в управлении правоохранительной деятельностью


Среди административно-правовых режимов, действующих в административно-политической сфере, заметное место занимают те, которые связаны с преодолением ситуаций чрезвычайного и в целом неординарного характера. Это уже упоминавшиеся режимы военного и чрезвычайного положения, режимы защиты населения от угроз, связанных со стихийными бедствиями и техногенными катастрофами [11] и др. Следует заметить, что преодоление ситуаций отклонения от нормального функционирования требует от органов государственного управления, действующих в административно-политической сфере, особых режимов функционирования применительно к их собственной организации и непосредственной деятельности. Это, в частности, уже упоминавшиеся усиленные варианты несения службы, свойственные воинским формированиям, органам внутренних дел, безопасности и другим структурам, специальные плановые операции, которые переводят в жесткий режим функционирования соответствующие структуры при наступлении тех или иных неблагоприятных последствий и подобные им меры [12].

Специфика задач, которые решаются в административно-политической сфере с акцентом на интересы власти, определяет и особенности построения соответствующих управленческих структур. Большей частью они имеют выраженную централизацию. По сути, сегодня все основные субъекты государственного управления в рассматриваемой сфере являются федеральными органами исполнительной власти, имеющими свое представительство на территориях субъектов федерации, либо даже строящиеся вне зависимости от федеральной структуры России. При этом особое значение получают административно-правовые режимы, определяющие соподчиненность звеньев структур государственного управления и их взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В силу важности решаемой здесь задачи обеспечения должной дееспособности власти такого рода режимы закрепляются не только и не столько на уровне утверждаемых Правительством или Президентом Российской Федерации положениях о той или иной структуре или органе исполнительной власти. Все чаще режимы эти становятся предметом законодательного регулирования в форме федеральных законов о структурах административно-политической сферы государственного управления.

Примером могут служить Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» [13], Федеральный закон «О государственной охране» [14], Закон Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» [15], Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» [16], Федеральный закон «О внешней разведке» [17], Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» [18], Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [19] и др.

Следующее, это наличие у целого ряда структур административно-политической сферы, осуществляющих функции правоохраны, обороны и безопасности, права использования особых средств решения поставленных перед ними задач. Наиболее ярким примером такого средства является оперативно-розыскная деятельность. Ее крайне специфичный характер обусловила необходимость введения в действие особого режима оперативно-розыскной деятельности, основы которого заложены в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» [20] и конкретизируются ведомственными инструкциями и наставлениями.

Значительная часть органов, функционирующих в административно-политической сфере, относится к так называемым «силовым структурам», которые используют в своей деятельности оружие. Отсюда берет истоки еще один административно-правовой режим пользования оружием, основы которого заложены в Федеральном законе «Об оружии» [21] и конкретизируются на уровне служебных уставов и нормативных правовых актов подзаконного характера.

Наконец, последнее, о чем хотелось бы упомянуть в данном разделе, - это особый характер государственной службы, который свойственен органам исполнительной власти административно-политической сферы. Именно здесь формируются наиболее развитые формы видовых режимов государственной службы [22].

Режимы государственной службы, действующие в соответствующих структурах исполнительной власти, отличаются особой жесткостью и наличием дополнительных требований к госслужащим. Реализуется это через нормативную регламентацию дисциплинарных отношений, которые основаны на формализованном служебном долге и его воплощении в статусных отношениях. В результате в большей части видов государственной службы, имеющих место в административно-политической сфере, появляется деление на материальные и процессуальные отношения государственной службы. Первые обычно представлены в нормах, регулирующих саму государственную службу, вторые - в дисциплинарных уставах органов исполнительной власти [23].

Остановимся на основных выводах, которые следуют из изложенного:

1. Административно-политическая сфера, в которой протекает правоохранительная деятельность, - важнейшая сфера государственного управления, которая в наибольшей мере насыщена властью и властными полномочиями действующих здесь государственных органов и должностных лиц. Это обстоятельство предопределяет ее наполненность административно-правовыми режимами. Без этого правомерная реализация имеющегося здесь объема власти вряд ли достижима.

2. Административно-правовые режимы в административно-политической сфере, в том числе в области правоохранительной деятельности, распространены шире, чем в какой-либо другой области государственного управления. Часть из них пронизывает собой всю административно-политическую сферу, лишь конкретизируясь применительно к специфике ее отдельных составляющих и органов, другая часть распространяется исключительно на отдельные государственные структуры.

3. Как правило, административно-правовое режимы в административно-политической сфере имеют более жесткую, чем где-либо еще регламентацию системы управления. В частности, это особенно выпукло просматривается в режимах безопасности и обороны.

4. Административно-правовые режимы в административно-политической сфере обычно берут свои истоки внутри этой сферы и имеют тенденцию к распространению своего действия на другие сферы государственного управления.

5. Несмотря на то, что режим безопасности затрагивает защиту интересов личности, общества и уже затем самого государства, реальные действия по обеспечению безопасности исходят от самого государства и тем самым дают приоритет законодательно закрепляемым государственным интересам. То же, но в гораздо более резкой форме имеет место в режиме обороны.

6. Административно-правовые режимы безопасности, обороны и правоохраны достаточно широко используют конституционную норму о возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина для решения соответствующих задач. Последнее является характерным для административно-политической сферы государственного управления, которая ориентирована в первую очередь на приоритетное обеспечение интересов государства.

7. Административно-правовые режимы правоохранительной деятельности являются не только комплексными, но и многомерными. Переплетаясь между собой, они помимо этого включают в себя значительное множество иных административно-правовых режимов, распространяющих свое действие на другие сферы и отрасли государственного управления.



[1] Имеются в виду работы Петрова С.М., Жданкина Д.С., Кожанкова Ю.А., Купцова В.Н. и др.

[2] Среди них хотелось бы отметить работы Кожанкова Ю.А., посвященные режиму государственной службы. В их числе: Государственная служба в Российской Федерации как разновидность административно-правового режима (работа подготовлена в соавторстве с Петровым С.М.) // Право и жизнь. 2000. № 26; Режимная организация государственной службы и ее составляющие // Право и жизнь. 2000. № 26.

[3] «Российская газета». 1993. 21 сент.

[4] См.: Федеральный закон «О гражданской обороне» // СЗ РФ. 1998. №> 7. Ст. 799.

[5] Основы этого режима определены Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» // Российская газета. 1995. № 245.

[6] См.: Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Российская газета. 1996. 22 авг.

[7] В ред. 24.12.93 г.

[8] СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2594.

[9] Российская газета. 1995. 28 ноября.

[10] Российская газета, № 106, 1996. 6 июня.

[11] См.: Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Российская газета. 1994. 24 дек.

[12] См.: Петров С.М. Административно-правовые режимы // Административное право. М., 1999. Гл. 22.

[13] Российская газета. 1995. 12 апр.

[14] СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2594.

[15] Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 29. Ст. 1114; СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4973.

[16] Российская газета. 1997. 12 февраля.

[17]СЗРФ. 1996. №3. Ст. 143.

[18] Российская газета. 1995. 31 авг.

[19] Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1316.

[20] Российская газета. 1995. 18 авг.

[21] Российская газета. 1996. 18 дек.

[22] Предметно отнесенность государственной службы и ее разновидностей к числу административно-правовых режимов обоснована в работах Петрова С.М. и Кожанкова Ю.А., о чем уже упоминалось выше.

[23] Подробно этот вопрос рассмотрен и обоснован в диссертации Ю.А. Кожанкова. См.: Кожанков Ю.А. Режим государственной службы в таможенных органах Российской Федерации (теоретико-прикладной аспект). Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Некоторые проблемы практики административно-юрисдикционной деятельности
Виктор Викторович Ивановский
Административно-правовой статус сотрудника милиции
Свойства доказательств по делам об административных правонарушениях.
Институт ответственности за правонарушения в сфере налогов и сборов
Вернуться к списку публикаций