2013-06-09 17:29:07
ГлавнаяАдминистративное право — Понятие государственного служащего Российской Федерации и структура его административно-правового статуса



Понятие государственного служащего Российской Федерации и структура его административно-правового статуса


Перед государственной службой Российской Федерации появились новые задачи. Они направлены, прежде всего, на должное обеспечение развития отечественной экономики, реализацию в общественной жизни правовых установлений, соответствующих новейшим реалиям, стабильность, защиты законных прав, интересов и свобод граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства. Соответственно, вопросы, возникающие перед государственным аппаратом (и, таким образом, перед государственной службой) на современном этапе развития российской государственности, предопределяют и качественно иное отношение к государственным служащим, исполняющим государственную службу. В связи с этим, необходимо отметить, что успешная профессиональная деятельность государственных служащих по реализации функций государства во многом зависит от их правового положения.

Конституция Российской Федерации 1993 года заложила надежные правовые основы государственной службы. Основополагающим, по нашему мнению, является право гражданина на равный доступ к государственной службе, которое закреплено в части 4 статьи 32 Конституции российской Федерации. Таким образом, можно заключить, что конституционная норма выделила государственную службу в качестве особого вида общественно-значимой деятельности. Право на равный доступ к государственной службе не отождествляется с правами граждан в сфере труда указанными в статье 37 Конституции Российской Федерации.

По устоявшемуся в отечественной юридической литературе мнению, государственные служащие являются особой разновидностью служащих. Термин «государственный служащий» может пониматься в широком и узком смыслах. В широком понимании государственным служащим является лицо, которое занимает в порядке установленном нормативно-правовыми актами, должность в государственном органе. В узком понимании указанного термина государственным служащим является лицо, занимающее в соответствии с нормативно-правовыми актами должность в органе государственной власти.

Так, согласно Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации», государственным служащим является гражданин Российской Федерации исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, признаются настоящим Федеральным законом государственными служащими Российской Федерации. Размеры расходов на денежное содержание государственных служащих, включая расходы на компенсационные выплаты и оплату предоставляемых им социальных услуг, устанавливаются соответственно федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации.

В Указе Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2267 в редакции указов от 29. 04. 94 г., от 09. 08. 95 г. «Об утверждении Положения о федеральной государственной службе» говорится, что федеральным государственным служащим является гражданин Российской Федерации, занимающий в порядке, установленном настоящим Положением, оплачиваемую государственную должность.

В Законе г. Москвы от 29 октября 1997 г. N 43 «О государственной службе города Москвы» в статье 8 говорится Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы города Москвы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств бюджета города Москвы. Государственные служащие государственных органов города Москвы признаются Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» государственными служащими Российской Федерации.

Из приведенных выше определений можно выделить три основных признака, характеризующих понятие государственного служащего.

1. Государственный служащий - это гражданин Российской Федерации. Иностранные граждане или лица без гражданства не могут быть государственными служащими в Российской Федерации.

Точно так же не могут быть государственными служащими и граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Исключение составляют лишь те ситуации, когда их доступ к государственной службе прямо урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями.

2. Государственный служащий - это гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государственной должности. Государственной должностью считается должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за результаты своей деятельности.

3. Государственный служащий - это гражданин Российской Федерации, исполняющий не любую государственную должность, а должность, отнесенную к государственной службе.

По действующему законодательству к государственной службе относятся государственные должности только категории «Б» и «В». В связи с этим государственными служащими в смысле действующего законодательства являются граждане Российской Федерации, исполняющие обязанности по государственной должности, отнесенной к категории «Б» и «В».

Перечень этих должностей дан в Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих Российской Федерации и в реестрах государственных должностей государственных служащих субъектов Российской Федерации.

Государственная должность устанавливается только в органах государственной власти, а поэтому не являются государственными служащими служащие государственных предприятий, учреждений и организаций (в том числе учреждений здравоохранения, культуры, образования и т.д.). Также не являются государственными служащими лица, работающие в государственных органах, если они не занимают должности, предусмотренные Реестром государственных должностей государственных служащих Российской Федерации (например, вахтер, уборщица, шофер и т.п.).

Государственные должности предусматриваются в штатном расписании государственного органа. В штатное расписание в соответствии со структурой государственного органа включаются все государственные должности согласно их наименованию в реестрах государственных должностей государственных служащих в Российской Федерации. В целях технического обеспечения деятельности государственных органов в их штатное расписание могут быть внесены должности, не относящиеся к государственным должностям государственной службы.

Вопрос. о структуре административно-правового статуса государственного служащего можно отнести к числу, в некоторой степени устоявшихся в отечественной юридической литературе.

Как правило, в состав административно-правового статуса государственных служащих включают комплекс прав и обязанностей, гарантии их реализации и ответственность государственных служащих.

Исполнение государственной службы независимо от ее вида предполагает вступление государственного служащего в определенного рода правовые отношения.

Во-первых, это отношения государственного служащего с государственным органом по поводу своей профессиональной (трудовой) деятельности.

Во-вторых, это отношения государственного служащего с третьими лицами — организациями или гражданами. Такие отношения возникают в связи с исполнением государственным служащим государственно-властных полномочий (издание соответствующих указаний и распоряжений, принятие решений, обязательных для третьих лиц и др.).

Отношения по поводу осуществления профессиональной (трудовой) деятельности возникают в связи с поступлением на государственную службу, ее прохождением и прекращением. Эти отношения являются трудовыми.

В правовой литературе их именуют «внутренними» отношениями. В трудовые правоотношения с государственным органом государственный служащий, как и всякий другой работник, вступает от своего имени на основании трудового договора.

В отношениях с третьими лицами, в связи с осуществлением государственно-властных функций, государственный служащий выступает от имени государственного органа, в котором состоит на государственной службе. Такие отношения, именуемые в правовой литературе «внешними», являются административно-правовыми и регулируются нормами административного законодательства.

Трудовые и административные правоотношения, возникающие у государственных служащих в связи с исполнением ими государственной службы, являются самостоятельными видами правовых отношений. Они регулируются различными отраслями права и поэтому не могут быть объединены в единое «служебное» правоотношение, как это иногда утверждается в правовой литературе.

В трудовых правоотношениях с государственным органом государственный служащий состоит в течение всего периода прохождения государственной службы. В административные правоотношения он вступает по мере необходимости исполнения тех или иных властных полномочий. Таким образом, государственные служащие, находясь в трудовых правоотношениях с государственным органом, могут в то же время вступать и в административно-правовые отношения с третьими лицами от имени этого органа.

В этом заключается одна из специфических черт правового положения государственных служащих, обусловившая выделение их в особую категорию работников.

Тем не менее следует отметить тот факт, что право вступать во «внешние» правоотношения предоставлено не всем государственным служащим, а лишь ограниченному контингенту должностных лиц. Подавляющее большинство государственных служащих по характеру своих должностных обязанностей не наделена подобным правом, то есть не обладает властными полномочиями. На государственных служащих как работников, состоящих в трудовых правоотношениях с государственными органами, распространяется законодательство о труде, но с особенностями, установленными законодательством о государственной службе.

Установление особенностей в правовом регулировании труда государственных служащих обусловлено особенностями их профессиональной деятельности, которая связана с реализацией функций государства, управления, осуществлением государственно-властных полномочий, а также важностью и сложностью задач, стоящих перед государственной службой, характером должностных обязанностей, возлагаемых на государственных служащих, и их значимостью в деле социальных и экономических преобразований, проводимых в стране. Суть этих особенностей состоит в том, что, с одной стороны, они закрепляют более жесткие требования к государственным служащим, а с другой - устанавливают для них дополнительные, по сравнению с законодательством о труде, льготы и социальные гарантии.

Предусмотренные законодательством о государственной службе особенности касаются различных вопросов регламентации трудовых отношений государственных служащих, в том числе связанных с поступлением на государственную службу, условиями прохождения службы, ответственностью за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, основаниями и порядком прекращения государственной службы и т.д.


Хатюшенко Олег Михайлович



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Таможенная ревизия как форма последующего таможенного контроля
Административно-налоговая деликтология
Правовые аспекты досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации
Система прав, обязанностей и гарантий государственного служащего Российской Федерации
Некоторые вопросы вынесения прокурором постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении
Вернуться к списку публикаций