2013-06-09 17:29:07
ГлавнаяАдминистративное право — Понятие государственного служащего Российской Федерации и структура его административно-правового статуса



Понятие государственного служащего Российской Федерации и структура его административно-правового статуса


Реформирование государственной службы в Российской Федерации логически предполагает подробную регламентацию правового статуса государственных служащих. Детальное закрепление системы обязанностей государственных служащих Российской Федерации, необходимых для их эффективного исполнения прав, регламентация соответствующих гарантий, мер ответственности и поощрения являются одной из важнейших составляющих воссоздания института отечественной государственной службы в его истинном понимании. Существенной стороной юридического статуса государственного служащего является, с нашей точки зрения, его административно-правовое положение. Это обусловлено, прежде всего, тем, что большинство аспектов, связанных с осуществлением государственной службы, так или иначе, регулируется нормами административного права. Для того, чтобы проанализировать специфику административно-правового статуса государственного служащего Российской Федерации необходимо прежде определиться с его структурой, а также рассмотреть понятие государственного служащего.

Институт государственной службы, в широкой его трактовке, достаточно древен. Со времени появления государства и соответствующего ему государственного аппарата появилась и особая обособленная группа людей, профессионально осуществляющих деятельность по реализации общественно-значимых дел в том или ином сообществе, которая на определенном этапе этатического развития составила государственный аппарат. Государственный аппарат представляет собой систему органов и их служащих, при помощи которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигается решение стоящих перед государством задач и целей.

Таким образом, эффективное выполнение государством своих функций в социально-экономической и политической сферах, во многом зависит от эффективности деятельности соответствующих государственных органов и их служащих, с помощью которых непосредственно решаются задачи, стоящие перед государственным аппаратом. Успешная работа тех или иных органов государства в немалой степени зависит от верного подбора, расстановки и рационального использования кадров, входящих в состав этих органов, их профессиональной подготовки, квалификации и опыта работы.

Кадровый состав государственных органов составляют государственные служащие. Профессиональная деятельность государственных служащих по обеспечению исполнения полномочий государственных органов именуется государственной службой.

Государственной службе всегда принадлежала весьма важная роль в деле становления и развития российского государства. Именно государственная служба в силу предоставленных ей полномочий по реализации функций государства призвана претворять в жизнь политику государства во всех сферах его жизнедеятельности (экономике, науке, культуре, образовании, здравоохранении, социальной сфере и др.).

Термин «служба» употребляется в русском языке издавна. В Толковом словаре Даля указанное слово разъясняется как польза, угода, деятельность, жизнь для других, полезное дело. Первое упоминание о людях состоящих на государственной службе в России относится к XV веку. Указанная категория в то время носила название «служилых людей». Служилые люди состояли из дворян владели поместьями с условием несения службы. По критерию выполняемых функций служилые люди делились на несколько иерархически структурированных групп. Высшую группу составляли думные чины: думные бояре, думные дворяне и окольничьи, думные дьяки. В привилегированном отношении находились служилые люди, обслуживающие монарха, дворцовые чины. В другую категорию, входили чины московские - стольники, конюшенные, стряпчие, постельники, жильцы и дворяне московские. Далее шли служилые люди местного управления, которые состояли из городовых дворян и детей боярских, образующих основной командный состав дворянского войска. Органом управления их службой был специальное ведомство. Прохождение службы, служилых людей регламентировалось Уложением о службе 1556 года.

С XVI века в России появляется новая категория служилых людей, которых набирали по набору и за службу давали не поместье, а хлебное жалованье, одежду и обувь. К этой категории относились: воротники, стрельцы, пушкари, городовые, казаки. Термин «служилые люди» вышел из обращения после реформ Петра I, результатом которых стала организация регулярной армии и профессионального чиновничества.

Вместо него стал употребляться термин «чиновник», т.е. «служащий государю и жалованный чином». Основным нормативно-правовым актом в то время был Устав о службе гражданской по определению от правительства.

Во времена СССР термин «служащие» стал употребляться наравне с термином «рабочие» (КЗоТ). В этимологическом значении стал означать «гражданин, работающий по найму в различных учреждениях, в сфере обслуживания, но не на производстве». Это диктовалось существовавшей системой работы с кадрами партийного и государственного аппарата, входившими в номенклатуру должностей, назначение на которые осуществлялось высшей инстанцией в персональном порядке.

Номенклатура состояла из детально разработанного и действовавшего на протяжении длительного времени негласного перечня наиболее важных ключевых должностей, кандидатуры на замещение которых предварительно рассматривались и утверждались партийными комитетами - от районных до центрального включительно. Номенклатурные кадры постоянно пополнялись за счет выпускников Академии общественных наук, Высшей партийной и Заочной высшей партийной школ при ЦК КПСС, республиканских и межобластных высших партийных школ, советско-партийных школ. Комсомольские и профсоюзные работники из числа коммунистов для занятия номенклатурных должностей обучались в Высшей комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ и Высшей школе профсоюзного движения.

Лица, окончившие указанные учебные заведения, распределялись на номенклатурные должности, включая, выборные. Кроме того, руководящий управленческий персонал пополнялся за счет наиболее активной, политически подготовленной, обладающей организаторскими способностями части специалистов народного хозяйства и выпускников других государственных вузов и техникумов.

Нормативной базой государственной службы тогда были Основы законодательства о труде Союза ССР и союзных республик, КЗоТы союзных республик и даже постановление Комиссии советского контроля при СНК СССР 1936 г. «О рассмотрении жалоб трудящихся», в котором устанавливались требования к совслужащим: возрастной, образовательный ценз, стаж работы по специальности, порядок прохождения испытательного срока.

В 1989-1992 гг. союзная система работы с номенклатурными кадрами была упразднена. Формирование новой российской государственности и новой кадровой парадигмы на всех уровнях управления - федеральном, местном, отраслевом - проходит в сложных условиях и сталкивается с рядом проблем.

Наиболее острыми проблемами являются: организационная нестабильность государственных структур; недостатки нормативно-правового регулирования статуса и служебной деятельности государственных служащих; отсутствие единой государственной кадровой политики; снижение престижа государственной службы; слабая профессиональная подготовленность и некомпетентность значительной части государственных служащих, особенно в правовых, финансово-экономических и кадровых вопросах; коррумпированность государственного аппарата.

Мировой опыт показывает, что часть указанных недостатков может устранить хорошо налаженная государственная служба - основная гарантия устойчивости и эффективности аппарата. Обеспечение единства системы государственной службы на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ невозможно и без соблюдения единства правовой терминологии, ключевым звеном которой является понятие «государственный служащий» Российской Федерации как правопреемник и продолжатель дела российских «служилых людей» и чиновников Российской империи, служащих аппарата власти и управления советского периода.

Государственный служащий - это физическое лицо, обладающее гражданством Российской Федерации, назначенное в установленном нормативными актами порядке на государственную должность и возмездно исполняющее служебные обязанности в объеме предоставленных по ней обязанностей и прав.

Все граждане России в соответствии с ч. 4 ст. 32 Конституции РФ имеют равный доступ к государственной службе. Это положение соответствует требованиям п. «С» ст. 23.) Международного пакта о гражданских и политических правах (резолюция 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН 19 декабря 1966 года, вступила в силу 23 марта 1976 года), согласно которому каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений должен иметь право и возможность допускаться в своей стране к государственной службе. Это означает равное право всех граждан Российской Федерации на занятие любой государственной должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой. Не допускается установление при приеме на государственную службу каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений для граждан, помимо установленных Законом. Одним из таких ограничений является обязательное для государственного служащего гражданство Российской Федерации.

Гражданство представляет собой устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

В настоящее время вопросы гражданства регулируются Законом РФ «О гражданстве Российской Федерации». Гражданство - основополагающий элемент правового статуса личности. Объем прав и обязанностей того или иного лица в значительной мере зависит от наличия или отсутствия гражданства. В полном объеме оно принадлежит гражданам государства.

Под исполнением обязанностей по государственной должности государственной службы следует понимать осуществление, проведение в жизнь, реализацию должностных обязанностей возмездно, т.е. за установленное денежное вознаграждение.

Денежное вознаграждение в зависимости от финансирования государственной должности может выплачиваться за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Порядок формирования, утверждения и исполнения этих бюджетов регламентирован ст.ст. 114 и 132 Конституции РФ. При этом в статью расходной части бюджета на содержание государственного аппарата наряду с денежным вознаграждением включаются расходы на компенсационные выплаты и предоставление социальных услуг.

К государственным служащим специфических видов службы относятся военнослужащие (кроме рядовых военнослужащих срочной службы и курсантов военных учебных заведений), сотрудники правоохранительных органов, иных военизированных структур, деятельность которых регулируется специальными правовыми актами: Федеральным законом «О статусе военнослужащих», Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», Федеральным законом «О федеральных органах налоговой полиции», а также Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и др.

Согласно законодательству государственными служащими считаются служащие как центрального аппарата федеральных органов государственной власти, так и их территориальных органов, создаваемых на местах для осуществления полномочий федеральных органов власти (ст.78 Конституции РФ). Государственными служащими Российской Федерации признаются также служащие органов государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с Федеративным договором, подписанным 31 марта 1992 г., к компетенции Российской Федерации отнесено установление системы, порядка организации и деятельности, только федеральных органов государственной власти. Республики в составе Российской Федерации решают эти вопросы самостоятельно. В ряде республик учреждены посты президентов, неоднократно менялись системы министерств, ведомств и других органов государственной власти. Системы органов государственной власти субъектов РФ создаются с учетом федеральных принципов организации представительных и исполнительных органов власти, закрепленных в Конституции РФ основ конституционного строя Российской Федерации.

Федеральным законодательством определен примерный перечень управлений, комитетов, отделов и других структур органов государственной власти областной, краевой, городской (Москва, Санкт-Петербург) администрации. Наряду с этим создаются не предусмотренные перечнем управленческие структуры, отражающие региональные особенности того или иного субъекта РФ. Однако служащие всех этих структур, занимающие государственные должности, признаются федеральным законодательством государственными служащими Российской Федерации.

Только централизованное, устанавливаемое федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, финансирование денежного содержания государственных служащих, других достаточно многочисленных и разноплановых потребностей органов государственной власти (строительство, ремонт служебных помещений, зданий и сооружений; приобретение, эксплуатация и ремонт транспорта, оргтехники, средств связи и информационных систем и т.п.) в состоянии оградить органы государственной власти от влияний частных коммерческих, финансовых и предпринимательских структур, создать заслон их лоббированию и коррумпированности, унифицировать на должностном уровне механизм государственного управления.

В современных социально-экономических условиях, в связи с переходом страны к многоукладной экономике, обострением социальных проблем, роль и значение государственной службы особенно возрастает.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Административно-правовой статус сотрудника милиции
Теория административно-правовых режимов
Таможенный и личный досмотр: понятие, сущность, порядок проведения
О некоторых проблемах законодательного регулирования административной ответственности в субъекте РФ
Проблемы кодификации законодательства, регламентирующего ответственность за правонарушения в сфере налогов и сборов
Вернуться к списку публикаций