2013-06-09 17:21:25
ГлавнаяАдминистративное право — Система прав, обязанностей и гарантий государственного служащего Российской Федерации



Система прав, обязанностей и гарантий государственного служащего Российской Федерации


В состав административно-правового статуса государственного служащего входят: специальная правосубъектность, права и обязанности. Совокупность прав и обязанностей является ядром правового положения личности, так выступая одной из разновидностей правового статуса индивида и обладая в силу этого сходными с ним чертами (общее назначение, теоретическая конструкция состава и др.), административно-правовой статус государственного служащего характеризуется рядом особенных признаков. В соответствии с этим, вся совокупность полномочий образует тот минимум, который равен для любого государственного служащего. Данные обязанности и права составляют общий правовой базис, который дополняется должностными полномочиями государственного служащего, отражающими специфику занимаемой ими должности.

К числу основных особенностей административно-правового статуса государственного служащего относятся возложение:

- на каждого государственного служащего обязанности реализовывать, независимо от времени и места нахождения, полномочия, связанные с осуществлением служебной деятельности (например, обязанность сотрудника милиции осуществлять свои полномочия, связанные с предотвращением и пресечением правонарушений и задержанием лиц, подозреваемых в их совершении, оказания помощи потерпевшим и др.);

- дополнительных полномочий при наступлении особых условий деятельности, связанных с осложнением оперативной обстановки, проведением массовых мероприятий, возникновением аварий, эпидемий, эпизоотий и др.

Перечисленные особенности административно-правового статуса государственного служащего определяют необходимость постоянной готовности служащего к выполнению указанных обязанностей и реализацией прав.

Таковы некоторые общие положения, которые необходимо иметь в виду при рассмотрении административно-правового статуса государственного служащего в Российской Федерации.

При рассмотрении содержания административно-правового статуса государственного служащего в Российской Федерации нельзя оставить без внимания вопрос о роли и значении гарантий. Дело в том, что мало провозгласить права и обязанности и записать их в законах, необходимо ещё обеспечить их гарантиями, то есть дать возможность реального использования государственным служащим предоставленных им прав и исполнения возложенных на них обязанностей в сфере государственного управления. В этом как раз и проявляется социальное назначение гарантий.

В своё время в юридической науке проблеме гарантий уделялось достаточно много внимания. Ей было посвящено большое количество научных статей и монографий. Среди юристов было распространено мнение о том, что гарантии по своему содержанию и характеру действия могут подразделяться на общие и специальные (юридические). Общие гарантии выступали в качестве определённых экономических, политических, социальных и идеологических условий и предпосылок, обеспечивающих возможность реализации прав и обязанностей. Под специальными (юридическими) гарантиями понимались правовые нормы, определяющие юридическими средствами конкретный порядок реализации и защиты прав и обязанностей.

На наш взгляд, названные виды гарантий продолжают существовать и игнорировать их не следует. Между тем в современных условиях некоторым изменениям подвержены общие гарантии. Это обусловлено тем, что государство отказывается от прежней сверхидеологизации и кардинально изменяется его роль и функции в экономической сфере.

Среди общих гарантий административно-правового статуса государственных служащих в Российской Федерации первую группу составляют экономические гарантии. При их характеристике ограничимся указанием на то, что права и свободы данной категории лиц, как и граждан, могут быть реализованы и надёжно обеспечены при наличии в обществе экономического достоинства личности.

Экономические гарантии - это материальные условия для фактической реализации прав и обязанностей государственных служащих. Они базируются на экономической системе Российской Федерации, основу которой составляют частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Многообразие форм собственности является главной экономической гарантией прав и свобод человека в Российской Федерации, так как собственность в то же время представляет собой источник формирования и развития всей системы экономических гарантий во всех непосредственно конкретных проявлениях.

Систему политических гарантий административно-правового статуса государственных служащих в Российской Федерации в первую очередь составляет: основа государственного строя, политическая систему общества. Важным достижением, в политической сфере является провозглашение идеи формирования правового государства, принцип разделения властей, принадлежность государственной власти народу, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина государством, широкие возможности для участия граждан в управлении делами государства и общества, реорганизация органов государственной власти и управления, создание в обществе правовых условий гласности и политического плюрализма. Все это объективно может создать политические условия для обеспечения административно-правового статуса государственных служащих.

Стабильный режим законности в условиях формирования правового государства может основываться лишь на прочных идеологических гарантиях, обеспечивающих приоритет общечеловеческих ценностей над государственными, верховенство права в общественной жизни.

Говоря о социальных гарантиях административно-правового статуса государственных служащих, мы имеем в виду процесс проведения различных преобразований в социальной сфере: в области материальных условий жизнедеятельности, условий труда и быта.

Подтверждением этому является закрепленное в Конституции России положение о том, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Как уже отмечалось, важное место в системе условий и средств обеспечения административно-правового статуса государственных служащих в Российской Федерации принадлежит также юридическим гарантиям, то есть тем правовым средствам и способам, с помощью которых в российском обществе обеспечивается реализация прав граждан и выполнение ими своих обязанностей.

Следует однако отметить, что в научно-юридической литературе вопрос о понятии юридических (правовых) гарантий и об их составе решается далеко не однозначно.

Как утверждают одни авторы, к юридическим гарантиям следует отнести лишь юридические нормы определённой разновидности, так называемые нормативно-правовые средства обеспечения законности. По мнению других учёных, в состав юридических гарантий, помимо нормативно-правовых средств обеспечения законности, необходимо также включить деятельность государственных органов (в некоторых случаях и общественных объединений), которая регулируется этими нормами. Представители третьей точки зрения полагают, что юридическими гарантиями является основанная, на нормах права, собственно деятельность государственных органов и общественных объединений. И, наконец, некоторые учёные выражают точку зрения, являющуюся своеобразным синтезом рассмотренных позиций других авторов. Как утверждают они, к юридическим гарантиям следует относить определённые нормы права, основанную на них правоприменительную деятельность по обеспечению прав и свобод личности, а также индивидуальные юридические акты, в которых эта деятельность фиксируется.

Наиболее убедительной из всех приведённых, на наш взгляд, является последняя точка зрения. Её обоснованность, по нашему мнению, в первую очередь обуславливается функциональным назначением юридических гарантий, заключающейся в обеспечении фактической реализации и надёжной охраны прав личности. Исходя из этого формальное закрепление в правовых нормах соответствующих предписаний само по себе ещё не может обеспечить действительность юридических гарантий. Это достигается лишь на последующих уровнях деятельности государственных органов (их должностных лиц); организацией и обеспечением исполнения правовых предписаний, содержащих требования, направленные на обеспечения прав и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, а также деятельность по непосредственному исполнению этих предписаний, то есть реализации юридических гарантий.

Только в процессе реализации, отмечает А.П. Коренев, «административно-правовые нормы достигают своей цели- субъективные права и обязанности воплощаются в поведение конкретных участников управленческих отношений.

Рассматривая юридические (правовые) гарантии административно-правового статуса государственных служащих, нельзя не упомянуть о том, что все нормы российского права образуют целостную иерархически разветвлённую систему, между элементами которой существуют структурные, функциональные и другие связи.

Благодаря наличию таких связей реализация каждой конкретной правовой нормы непосредственно зависит от действительности других норм права, которые тем или иным образом с нею связаны. Так, реальность, неприкосновенности личности (ст. 22 Конституции России) обуславливается действием многочисленных норм уголовного, уголовно-процессуального и административного права. Поэтому, как справедливо отмечается в литературе, «в широком смысле любая юридическая норма, поддерживающая, «обслуживающая» действие другой нормы, может рассматриваться как гарантия последней». В месте с тем понятие юридических гарантий в узком, специфическом значении должно охватывать лишь те нормы, у которых обеспечение реализации других правовых норм является непосредственной (ближайшей) и основной целью, то есть такие, у которых чётко проявляется важная относительно самостоятельная функциональная специализация: гарантирование реальности, выполнимости, действительности правовых предписаний.

Характеризуя юридические гарантии административно-правового статуса государственных служащих, нельзя не отметить, что правовые гарантии от иных способов обеспечения прав и обязанностей государственных служащих, отличаются особой, предусмотренной законом процедурой применения. Но вместе с тем юридические гарантии не существуют изолированно от экономических, политических и идеологических и социальных, а выступают в неразрывной связи с ними и на их основе.

Так юридические (правовые) гарантии, являясь в определённом смысле производными от экономических и политических, идеологических, социальных будучи весьма многочисленными и многообразными как было подмечено выше, обладают общим свойством - все они выражены и закреплены в законах и подзаконных актах, в тех нормах, которые раскрывают и конкретизируют права и обязанности государственных служащих, а так же устанавливают порядок их осуществления. Однако непосредственными правовыми гарантиями являются лишь правовые нормы, определяющие средства и способы, при помощи которых достигаются беспрепятственное пользование правами и исполнение обязанностей, защита прав и исполнение обязанностей, защита прав и восстановление их в случае нарушения.

Рассматривая систему юридических гарантий прав и обязанностей личности в Российской Федерации, Н.В. Витрук подразделяет их на две основные группы: гарантии реализации прав и исполнения обязанностей и гарантии их охраны. К первой группе автор относит: «закреплённые законодательством: конкретизация пределов (границ) прав, обязанностей и законных интересов; юридические факты, с которыми связывается их реализация; процессуальные формы реализации прав, обязанностей и законных интересов, меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной инициативной их реализации». Ко второй группе относятся: меры надзора и контроля за правомерностью поведения субъектов права с целью выявления субъектов правонарушений; меры правовой защиты, меры юридической ответственности, меры пресечения и другие правоохранительные меры; процессуальные формы охраны прав и обязанностей (включая формы применения правоохранительных мер); норм профилактики и предупреждения правонарушений. Данная классификация наиболее приемлема для целей научного (в том числе и нашего) исследования и имеет большую практическую направленность. Уже из названия видно, что гарантии реализации направлены на создание для государственных служащих оптимальных условий реализации своих прав и обязанностей. К ним: относится: правовые средства, при помощи которых определяются (конкретизируются) границы, пределы прав и обязанностей государственных служащих, юридические факты, с которыми связывается их реализация, меры стимулирования реализации и некоторые другие.

Необходимость в защите прав государственных служащих возникает в случае неисполнения кем-либо соответствующих обязанностей или злоупотребление правом, когда появляется препятствие к реализации их административно-правового статуса, а иногда и в случае возникновения спора о наличии самого права или обязанности. Обобщая сказанное, можно определить, что гарантии защиты в основном направлены на устранение препятствий в нормальном осуществлении прав и обязанностей. В число гарантий защиты входят меры правовой защиты: процессуальные формы охраны прав и обязанностей, меры профилактики и предупреждения правонарушений и некоторые другие. Разумеется, что при всём различии в содержании и отмеченной специфике, гарантии реализации и защиты тесно взаимосвязаны между собой, так как только в своей совокупности они могут создать надёжный и реальный механизм обеспечения прав и обязанностей государственных служащих в Российской Федерации.

Юридические гарантии административно-правового статуса государственных служащих в Российской Федерации, основываясь на изложенных выше общих положениях о гарантиях прав личности в России, непосредственно связаны с применением норм административного права. Их реализация носит стадийный характер и выражается в деятельности вышестоящих должностных лиц органов государственного управления, а также прокуратуры и суда и самих государственных служащих.

Стадии приобретения субъективного права, характеризующего непосредственно административно-правовой статус, требует уже значительной большей конкретизации. Иначе говоря, гарантии на данной стадии должны получить уже форму более конкретных правовых установлений. Для этого необходимо принимать законы, постановления и другие правовые акты, определяющие условия, при которых государственные служащие приобретает конкретные субъективные права и несут определённые обязанности перед российским государством.

Вместе с тем, следует согласится с тем, что в настоящие время правовое регулирование общественных отношений с участием государственных служащих существенно отстаёт от общего процесса развития российской государственности.

Следует отметить, что нормативная база по обеспечению административно-правового статуса сотрудника органа внутренних дел, не соответствует современным социально-экономическим условиям. И мы поддерживаем точку зрения о необходимости принятия нового нормативно-правового акта регламентирующего прохождение службы в органах внутренних дел (милиции).

Издание названного выше правового акта целесообразно и с точки зрения соответствия его современному этапу правового регулирования в нашей стране.

Как известно, принятие Конституции России потребовало разработки и принятия ряда кодифицированных правовых актов в различных сферах социальной жизни нашего государства.

Таким образом, демократический характер издаваемых законов и подзаконных нормативных актов органов государственного управления, обеспечение строжайшей законности в деятельности всех органов государства, широкая работа по предупреждению правонарушений, чёткий механизм восстановления нарушенных прав и принятие должных мер к лицам, виновным в этих нарушениях, являются гарантией надежной охраны прав и обязанностей государственных служащих.

Важное значение имеет также систематизация и кодификация действующих указов Президента России и постановлений Правительства Российской Федерации, ведомственных нормативных актов, регулирующих прохождение государственной службы (в том числе и службы в органах внутренних дел).

Так как, стадия реализации субъективного права требует самого широкого её обеспечения юридическими гарантиями, поскольку правовая регламентация вопросов, связанных с проведением закона в жизнь, определяет, что конкретно государственные служащие вправе требовать от того или иного государственного органа или должностного лица и какие обязанности они должны выполнять. В то же время в правовом акте должно быть чётко указано каждому органу государственного управления и его должностным лицам, что они обязаны сделать для удовлетворения прав обращающегося в этот орган, а также для обеспечения выполнения государственным служащим возложенных на него обязанностей. Административно-правовые нормы подобного рода содержаться в упомянутых выше Законах и других нормативно-правовых актах, а также в приказах и инструкциях МВД России и других министерств и ведомств по применению того или иного административно-правового акта.

Реализация субъективных прав государственного служащего со всей остротой ставит также вопрос о чёткой организации деятельности органов государственного управления, призванных защищать права человека и гражданина и вместе с тем обеспечивать выполнения ими своих обязанностей.

Ряд учёных справедливо акцентируют внимание на важности и необходимости сегодня не только правовых и общих, но и организационных гарантий.

Под организационными гарантиями понимают специальную организационную деятельность государственных органов (а в некоторых случаях и уполномоченных на это общественных объединений), которую они должны выполнять для обеспечения наиболее полного и всестороннего осуществления принадлежащих личности прав и исполнения возложенных обязанностей.

Правоохранительная деятельность органов управления в данном случае осуществляется целой системой организационно-правовых средств и мер в самых различных формах: в процессе руководства вышестоящих органов управления деятельностью нижестоящих органов управления и должностных лиц в целях строжайшего соблюдения законности; посредствам издания актов управления, в частности, связанных с реализацией предоставленных государственным служащим прав и возложенных на них обязанностей; в процессе приёма и рассмотрения вышестоящими органами управления заявлений и жалоб на незаконные действия и акты органов управления и их должностных лиц; посредством применения мер государственного воздействия к лицам, нарушившим законные права и интересы государственного служащего.

Российское законодательство предусматривает дисциплинарную, административную, материальную и уголовную ответственность должностных лиц за правонарушения, связанные с их служебным положением, в том числе и за нарушение законных прав и интересов личности.

Опыт показывает, что такой подход является вполне оправданным и правомерным, так как чёткая и научно обоснованная организационная деятельность во многом определяет эффективность всей системы гарантий, существующей в государстве. Красноречивым подтверждением этому являются многочисленные примеры из деятельности различных государственных органов (в том числе и органов внутренних дел), когда при наличии одинаковых возможностей в одних случаях права и свободы личности реализуются быстро и точно, а в других - имеются нарушения этих прав и различные проволочки.

Большую роль в защите прав и законных интересов государственных служащих играют судебные органы и органы прокуратуры.

Суды рассматривают административно-правовые споры между органами государственного управления, возникшие в связи с исполнением вышестоящими должностными лицами своих служебных обязанностей. В судах могут разрешаться также заявления и жалобы определённой категории, поступающие от этих лиц, на действия органов государственного управления и их должностных лиц (например, жалобы на постановления о наложении административного штрафа).

Рассматривая административные споры, суды контролируют законность актов и действий органов управления и должностных лиц путём проверки их соответствия требованиям российского законодательства. Суды могут отменять или изменять противоречащие закону акты органов исполнительной власти и выносить соответствующие решения, подлежащие обязательному исполнению органами исполнительной власти и их должностными лицами.

Органами прокуратуры права и законные интересы государственных служащих охраняются теми же формами и методами обще надзорной деятельности, что и права и интересы граждан. Осуществляя общий надзор за деятельностью вышестоящих органов управления и их должностных лиц, органы прокуратуры проверяют правильность применения и соблюдения ими законов и изданных на их основе нормативных и индивидуальных актов, касающихся служебной деятельности. В случае выявления конкретных нарушений законности в деятельности поднадзорных органов прокурор принимает соответствующие меры.

Таким образом, гарантии имеют важное значение для характеристики административно-правового статуса государственного служащего в Российской Федерации. Причём важно подчеркнуть, что они тесно взаимосвязаны между собой и взаимодополняют друг друга.


Хатюшенко Олег Михайлович



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Некоторые проблемы совершенствования законодательного регулирования мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
Теория административно-правовых режимов
Некоторые проблемы практики административно-юрисдикционной деятельности
Значение законодательства, регламентирующего ответственность за правонарушения в сфере налогов и сборов, для юрисдикционной деятельности налоговых органов
Правовой статус лица, привлекаемого к административной ответственности
Вернуться к списку публикаций