2013-06-09 17:21:25
ГлавнаяАдминистративное право — Система прав, обязанностей и гарантий государственного служащего Российской Федерации



Система прав, обязанностей и гарантий государственного служащего Российской Федерации


В Российской Федерации нет правового акта, который регулировал бы весь комплекс основных прав и обязанностей государственных служащих. Последние осуществляют свои полномочия в соответствии с Конституцией России и конституциями республик, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и её субъектов. К ним относятся Закон об основах государственной службы, Положение о федеральной государственной службе Утверждённое Указом Президента России от 22 декабря 1993 г., Кодекс законов о труде РСФСР и рядом других.

Специальными правовыми актами определяются многие вопросы, касающиеся регламентирования прав и обязанностей государственного служащего в военизированных и правоохранительных органах, а также в органах, работники которых в силу служебных обязанностей соприкасаются с населением, деятельностью различных предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих специальные контрольно-надзорные функции (транспорта, связи, различных инспекций и др.).

В различных правовых актах предусматриваются права и обязанности государственного служащего и особенности государственной службы в тех или иных государственных органах.

Отношение конституций и уставов соответствующих субъектов Российской Федерации к вопросам закрепления прав и обязанностей государственных служащих отличатся пестротой. С этой точки зрения можно сгруппировать Конституции и Уставы, которые: содержат отдельные главы, посвящённые государственной службе данного субъекта Российской Федерации. Например, уставы Липецкой, Курганской, Свердловской областей. Так, Устав Свердловской области в этом отношении является уникальным. В нём достаточно подробно регламентируются вопросы, касающиеся понятия и организации государственной службы; понятия государственного служащего области, ответственности и ограничения прав государственных служащих, гарантий осуществления ими прав и обязанностей. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации являются не единственными актами, содержащими нормы касающиеся административно-правового положения государственных служащих. Субъекты Российской Федерации вправе регулировать его с помощью других правовых актов. В ряде субъектов уже приняты законы о государственной службе. Так, например, в городе Москве принят и действует Закон «О государственной службе города Москвы».

В систему правовых актов, закрепляющих административно- правовой статус государственных служащих входят уставы и положения о дисциплине, действующие в ряде отраслей и сфер государственной деятельности; положения о конкретных органах и их подразделениях, содержащие нормы о статусе тех или иных должностных лиц; должностные инструкции и ряд других.

Как правило, специальные правовые акты, закрепляющие административно-правовой статус государственного служащего, распространяют своё действие на определённые категории государственных служащих.

Следует отметить, что в административно-правовой науке вопросу регламентации административно-правового статуса государственного служащего, а также классификации их прав и обязанностей в современный период уделено недостаточное внимание. Между тем большая по масштабам и интенсивности проводимая в нашем государстве работа по совершенствования российского законодательства (в том числе - по кодификации административного права) настоятельно требуют решения существующих проблем классификации прав, обязанностей и гарантий государственного служащего в Российской Федерации.

Административно-правовой статус выражает наиболее важные и существенные связи государственного служащего с органами государственного управления Российской Федерации.

Вследствие этого административно-правовой статус государственного служащего в нашей стране, с одной стороны, составляет базу для становления и реализации иных прав и обязанностей, конкретизируясь и развиваясь в них, а с другой - непосредственно входит в любой из правовых статусов в качестве его важнейший составной части.

Исходя из этого, административно-правовой статус государственного служащего в Российской Федерации в самом общем виде можно определить, как систему предоставленных государственным служащим прав и возложения на них обязанностей в сфере государственного управления.

Многие учёные-юристы рассматривают административно-правовой (и правовой статус в целом) личности как сложное явление, объединяющие не только права и обязанности, но и ряд других элементов: гражданство, принципы, правоспособность, гарантии, ответственность, законные интересы и т.д.

Причём, предлагая различные подходы к количеству элементов, высказывают точки зрения, нередко во многом противоположные друг другу.

Не вступая в общую дискуссию относительно предлагаемых элементов статуса, необходимо отметить одну общую закономерность, которая прослеживается практически у всех авторов, независимо от используемых ими подходов. Они заключаются в том, что основу, определяющий исходный элемент любого статуса, его главное содержание составляют соответствующие права и обязанности. Система прав и обязанностей - отмечает Г.В. Мальцев - сердцевина, центр правовой сферы, и здесь лежит ключ к решению основных юридических проблем.

Права и обязанности являются настолько бесспорными элементами правового статуса, что признаются в качестве таковых всеми исследователями. «Административно-правовой статус гражданина немыслим без единства прав и обязанностей» - справедливо отмечает А.П. Коренев.

Анализ вышеизложенного позволяет сделать вывод о том, содержание административно-правового статуса государственных служащих в структурном плане должно определяться основными правами и обязанностями. Это позволит достаточно чётко выделить функциональную направленность и структуру административно-правового статуса государственного служащего в Российской Федерации и тем самым не допустить «размывания» границ этого понятия.

Так, административно-правовой статус государственного служащего, обладая общими с юридическими статусами иных субъектов права чертами (теоретическая конструкция состава, общее назначение и др.), характеризуется рядом особенностей, которые придают ему качественную и количественную определённость. Выявление основных признаков административно-правового статуса государственного служащего, позволяет объединить и систематизировать многочисленные, содержащиеся в различных правовых источниках, нормативные положения в рамках одной правовой институции. Что, в свою очередь, предполагает закрепление наиболее важных из них в едином нормативном акте - законе, так как большинство прав и обязанностей государственного служащего связаны с осуществлением им деятельности государственно-властного, исполнительно-распорядительного характера.

Между тем мы считаем, что такие явления правовой действительности, как гражданство, правоспособность, дееспособность, и гарантии являются в известном смысле элементами административно-правового статуса, имеют важное, а порой и решающие влияние на его регулирование и реализацию. Остальные элементы, упоминающиеся в юридической литературе (ответственность, законные интересы и т.д.), вряд ли целесообразно включать в данную структуру, так как они являются производной, обобщающей характеристикой уже названных компонентов или не оказывают заметного воздействия на административно-правовой статус государственных служащих.

Таким образом, административно-правовой статус государственных служащих в общем, виде характеризуется тем, что:

а) права и обязанности государственного служащего устанавливаются, как правило, в пределах компетенции органов, в которых они состоят на государственной службе;

б) деятельность государственных служащих подчинена осуществлению задач, возложенных на соответствующий орган, и носит официальный характер;

в) служебные права и обязанности государственных служащих обладают единством, своеобразие которого состоит в том, что их права одновременно являются обязанностями, ибо они должны использоваться в интересах службы, а обязанности - правами, ибо в противном случаи их (обязанности) нельзя будет осуществить;

г) осуществление служащими служебных прав и обязанностей гарантируется законодательством;

д) законные предписания и требования государственных служащих подлежат исполнению всеми, кому они адресованы;

е) они имеют право на продвижение по службе, то есть на служебную карьеру. Порядок и условия реализации этого права устанавливается нормативными актами;

ж) предусмотренные ограничения их общегражданских прав в целях эффективности служебной деятельности;

з) для них предусмотрены определенные льготы, а также повышенная ответственность за совершённые ими правонарушения.

В целом содержание административно-правового положения государственных служащих характеризуется их:

1. Общегражданскими правами и обязанностями.

2. Обязанностями и правами по занимаемой государственной должности.

Общегражданские права и обязанности государственных служащих такие же, что и у других граждан. Государственные служащие пользуются всеми правами и свободами, а также несут обязанности перед обществом наравне со всеми гражданами. Общегражданские права призваны косвенно обеспечивать эффективную деятельность государственного служащего, заинтересовывая его в получении премий, в продвижении по службе и т. п. В этой группе прав можно выделить те, которые связаны: 1) с реализацией права на материальное обеспечение, отдых. Так подгруппа прав на материальное обеспечение включает в себя денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные нормативно-правовыми актами, ежегодно оплачиваемый отпуск, медицинское обслуживание его и членов его семьи, пенсионное обеспечение, обязательное государственное социальное страхование и др.; 2) с реализацией права на защиту, содержание этого права включает в себя, право государственного служащего на ознакомление с материалами своего личного дела, проведением по его требованию служебного расследования, объединения в профессиональные союзы (ассоциации), обращения в государственные органы или в суд для разрешения споров, связанны с государственной службой, защиту его и членов его семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в порядке установленном федеральным законодательством.

Ограничения возможны с их согласия, но общеслужебные ограничения являются обязанностью. Например, государственные служащие, замещающие государственные должности, не могут заниматься предпринимательской деятельностью: у граждан есть выбор либо быть государственным служащим или предпринимателем; нельзя заниматься другой оплачиваемой работой (педагогической, научной и иной творческой деятельности); состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное непредусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией; получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего; использовать з неслужебных целях средства материально- технического, финансового и информационного обеспечения государственное имущество и служебную информацию и др.

Помимо названных ограничений социально-экономических прав служащих, закон ограничивает и некоторые их политические права. Так государственный служащей не вправе:

а) быть депутатом законодательных органов Российской Федерации, её субъектов и органов местного самоуправления;

б) принимать без разрешения Президента России награды, почётные звания иностранных государств, международных организаций;

в) принимать участие в забастовках;

г) использовать своё служебное положение в интересах политических партий, общественных и религиозных объединений для агитации отношения к ним и др.

Таким образом, гражданские права и свободы государственных служащих могут быть ограничены законом, когда это диктуется интересами нормального функционирования государственной службы.

Служебные обязанности и права предоставляются государственным служащим для успешного осуществления служебной деятельности по занимаемой государственной должности.

Служебные права и обязанности делятся на общие для всех государственных служащих и специальные, обладание которыми связано с конкретными должностями.

В свою очередь общие служебные права и обязанности могут быть подразделены на две подгруппы.

Первую составляют обязанности и права, относящиеся к существу служебной деятельности. Например:

а) добросовестно исполнять должностные обязанности;

б) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан; исполнять приказы, распоряжения и указания, вышестоящих в порядке подчинённости руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением не законных;

в) поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения служебных обязанностей; соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, а также порядок работы со служебной информацией;

г) в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения;

д) хранить государственную или иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известные в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан;

е) государственный служащий имеет право на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, получать необходимые для исполнения должностных обязанностей информацию и материалы;

ж) государственный служащий в случае сомнения в правомерности полученного им для исполнения распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящей руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавшей распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, служащей обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно или уголовно наказуемым деянием.

Вторую подгруппу составляют служебные права и обязанности, сопутствующие административно-правовому статусу государственных служащих зависят от правового положения органа, в котором они состоят на службе, от вида занимаемой государственной должности. Так, специальными являются обязанности и права главных бухгалтеров в области бухгалтерского учёта и отчётности, налоговых инспекторов - в области контроля за соблюдением налогового законодательства и т.д. Они предусматриваются в законах, должностных инструкциях и иных нормативных актах.

Имеются особенности в классификации обязанностей и прав государственных служащих органов военизированных и некоторых других отраслей. Так, обязанности военнослужащих делятся на общие, должностные и специальные. К общим обязанностям отнесены защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражения вооруженного нападения.

Должностные обязанности военнослужащих и порядок их выполнения определяется законодательными актами, воинскими уставами и другими нормативными документами. Так, командиры (начальник) отвечает за постоянную боевую и мобилизационную готовность, успешное выполнение боевых задач, воинскую дисциплину, безопасность военной службы, за состояние сохранности вооружения и т.д.

Специальные обязанности и порядок их выполнения устанавливается законодательством и общевойсковыми уставами. Специальные обязанности военнослужащие выполняют, когда находятся на боевом дежурстве, в суточных гарнизонных нарядах, при чрезвычайных обстоятельствах. Для выполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться дополнительными правами - на применения оружия, предъявлять требования, обязательные к исполнению, подчинения строго определённым лицам.

Исходя из правового анализа прав и обязанностей государственного служащего в Российской Федерации, можно сделать вывод, что

1. Административно-правовой статус государственного служащего характеризует место, занимаемое им в системе общественного разделения труда;

2. Административно-правовой статус государственного служащего определяет границы деятельности государственного служащего по отношению к иным субъектам права. Так, исследуемый правовой институт относит к числу специальных статусов, с регламентацией которых законодатель связывает возложенное на лицо дополнительных (специальных) полномочий.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


О правовой природе лицензирования
История развития законодательства об административной ответственности должностных лиц
Институт ответственности за правонарушения в сфере налогов и сборов
Реформы 60-70-х годов XIX века в России и переход от полицейского государства к правовому
Преодоление коррупции в государственном аппарате
Вернуться к списку публикаций