2013-06-09 17:04:42
ГлавнаяАдминистративное право — Меры поощрения, ответственности и ограничения государственных служащих Российской Федерации



Меры поощрения, ответственности и ограничения государственных служащих Российской Федерации


В соответствии с Законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» основаниями для поощрения государственных служащих являются:

- успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей;

- продолжительная и безупречная служба;

- выполнение заданий особой важности и сложности.

Должностные обязанности государственного служащего определяются должностными инструкциями, утверждаемыми для каждой категории и группы должностей государственной службы в зависимости от функциональных особенностей данной должности и предмета ведения соответствующего государственного органа.

Успешное и добросовестное выполнение государственным служащим возложенных на него должностных обязанностей означает не только четкое и строгое их исполнение, но и творческий подход, проявление инициативы, обеспечивающей эффективность работы государственного органа.

Продолжительная и безупречная служба как основание для поощрения государственного служащего предполагает наличие одновременно этих двух обстоятельств.

Продолжительность службы определяется на основании документов, подтверждающих стаж государственной службы государственного служащего, в соответствии с Законом об основах государственной службы и соответствующими федеральными законами.

Безупречная служба предполагает неукоснительное исполнение государственным служащим основных обязанностей, возложенных на него законом, иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями и трудовым договором (контрактом).

В отличие от первых двух оснований поощрения, которые учитывают заслуги, связанные с выполнением государственным служащим своих непосредственных должностных обязанностей, имеющих постоянный или длительный характер, выполнение заданий особой важности и сложности — как основание поощрения — применяется за выполнение разовых, конкретных заданий, характер которых может быть и не связан напрямую с основными должностными обязанностями государственного служащего.

Важность и сложность задания, за выполнение которого может быть применено поощрение, определяется в каждом конкретном случае руководителем или органом, в компетенцию которого входит решение данного вопроса.

Как предусмотрено Законом об основах государственной службы, виды поощрения государственных служащих устанавливаются федеральным законом и законами субъектов федерации.

В настоящее время специального федерального закона, определяющего виды поощрений, а также порядок поощрения федеральных государственных служащих, нет. В связи с этим поощрение федеральных государственных служащих производится в соответствии с Положением о федеральной государственной службе, утвержденным Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г., КЗоТ и Указом Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» от б июня 1996 г., в части, касающейся порядка применения поощрений. Предусмотренные указанным Положением виды поощрений государственных служащих в целом соответствуют тем, которые установлены ст. 131 КЗоТ, но с определенной детализацией. Они сформулированы следующим образом:

1. единовременное денежное поощрение;

2. объявление благодарности с денежным поощрением;

3. награждение ценным подарком;

4. присвоение почетного звания;

5. награждение орденами и медалями.

За особые отличия при прохождении государственной службы в порядке поощрения государственному служащему может быть присвоен очередной квалификационный разряд без сдачи им государственного квалификационного экзамена или прохождения аттестации.

Для некоторых категорий государственных служащих наряду с перечисленными предусмотрены и другие виды поощрений. Например, для сотрудников таможенных органов и органов внутренних дел предусмотрены такие виды поощрений, как награждение именным оружием, присвоение очередного специального звания на ступень выше соответствующего занимаемой должности, досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

Единовременное денежное поощрение выплачивается государственному служащему в виде премии за исполнение служебных заданий особой важности или сложности, а также в виде денежного вознаграждения в связи с юбилеями с учетом выслуги лет на государственной службе. Поощрение в виде денежного вознаграждения в размере десяти должностных окладов может быть выплачено федеральному государственному служащему в связи с выходом на пенсию (в отставку).

Поощрение применяется органом или руководителем, имеющими право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы.

Если, по мнению руководителя к государственному служащему, заслуживающему поощрения, должны быть применены меры поощрения, выходящие за пределы его должностных полномочий, он делает об этом представление вышестоящему в порядке подчиненности руководителю или соответствующему органу (например, в Совет по вопросам государственной службы при Президенте РФ).

К государственному служащему может быть применено одновременно несколько видов поощрения, например, выдача премии и досрочное присвоение очередного квалификационного разряда.

Поощрения объявляются в приказе или постановлении, доводятся до сведения всех служащих данного государственного органа и вносятся в трудовую книжку.

В приказе (постановлении) должны содержаться сведения о том, за какие именно заслуги поощряется государственный служащий и какое конкретно поощрение применено.

В соответствии с общими правилами, установленными КЗоТ, к государственным служащим в течение срока действия дисциплинарного взыскания поощрения не должны применяться (ст. 137 КЗоТ). В отношении должностных лиц и работников федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которых наложено дисциплинарное взыскание за нарушение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, неисполнение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и вступивших в законную силу решений судов, это правило оговорено особо в Указе Президента Российской Федерации «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» от 6 июня 1996 г.

Эти должностные лица и работники, как предусмотрено Указом, не подлежат в течение года со дня наложения на них дисциплинарного взыскания премированию, представлению к награждению государственными наградами (кроме случаев проявления мужества на пожаре, при защите правопорядка или в условиях боевых действий) и знаками отличия, повышению в должности или представлению для присвоения очередного квалификационного разряда (классного чина, воинского или специального звания).

Тот или иной вид поощрения как форму общественного признания заслуг государственного служащего, оказание ему публичного почета следует отличать от продвижения по службе и увеличения денежного содержания с учетом результатов и стажа работы государственного служащего, уровня его квалификации, право на которые государственный служащий имеет в силу Закона об основах государственной службы.

В случае нарушения этого права государственный служащий может обратиться за его защитой в соответствующий государственный орган или суд.

Принципиальные особенности установлены законодательством и в отношении дисциплинарной ответственности государственных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей (за дисциплинарный проступок).

Законом «Об основах государственной службы» (ст. 14) увеличил по сравнению с КЗоТ перечень дисциплинарных взысканий, которые могут быть применены к государственным служащим.

Наряду с видами дисциплинарных взысканий, предусмотренных ст. 135 КЗоТ (замечание, выговор, строгий выговор, увольнение), указанный Закон устанавливает дополнительный вид взыскания — предупреждение о неполном служебном соответствии.

Законодательство о службе в органах внутренних дел и прокуратуре наряду с перечисленными видами взысканий предусматривает также понижение в должности, снижение в специальном звании на одну ступень, лишение нагрудного знака.

Снижение в специальном звании на одну ступень как вид дисциплинарного взыскания предусмотрен и для сотрудников налоговой полиции.

В соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» от 6 июня 1996 г. должностные лица и работники федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нарушившие федеральные законы и указы Президента Российской Федерации, не исполнившие или ненадлежаще исполнившие федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и вступившие в законную силу решения судов, могут быть понижены в должности (классном чине, воинском или специальном звании).

Следует, однако, отметить, что понижение в должности и снижение в специальном звании (по существу, перевод на другую работу без согласия сотрудника) как средство поддержания дисциплины (в том числе в системе государственной службы) рассматривается в соответствии с международными нормами как форма принудительного труда, который запрещен Конституцией РФ (ст. 37 Конституции РФ, Конвенция МОТ № 29, 1930 г. «Принудительный труд» и № 105, 1957 г. «Упразднение принудительного труда»). Не случайно в связи с этим Закон об основах государственной службы не предусматривает подобных мер дисциплинарного взыскания. Учитывая это, необходимо, на наш взгляд, чтобы соответствующие законодательные акты в части, касающейся видов дисциплинарных взысканий, были приведены в соответствие с основным законом, регламентирующим государственную службу.

От мер дисциплинарного взыскания следует отличать временное отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей, предусмотренное Законом об основах государственной службы (ст. 14). Такое отстранение допускается в случаях, когда для решения вопроса о дисциплинарной ответственности государственного служащего, совершившего должностной проступок, необходимо выяснение или проверка тех или иных обстоятельств, связанных с должностным проступком (в частности, подтверждающих вину государственного служащего, степень этой вины и др.), а продолжение исполнения им своих должностных обязанностей в этот период нецелесообразно.

Отстранение производится органом или руководителем, имеющими право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы.

Срок, на который государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть отстранен от выполнения должностных обязанностей, не должен превышать одного месяца. За все время отстранения за государственным служащим сохраняется денежное содержание.

При этом не имеет значения, какое взыскание будет наложено на государственного служащего. Денежное содержание должно быть ему выплачено за все время отстранения и в том случае, если в - качестве меры взыскания к нему применено увольнение.

Не является дисциплинарным взысканием и предусмотренное Указом Президента Российской Федерации «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» от 6 июня 1996 г., направление на внеочередную переаттестацию должностных лиц и работников федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нарушивших федеральные законы и указы Президента Российской Федерации, не исполнивших или ненадлежаще исполнивших федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и вступившие в законную силу решения судов. Направление на внеочередную переаттестацию осуществляется в этих случаях в целях определения уровня профессиональной подготовки лиц, допустивших указанные нарушения, для решения вопроса о соответствии их занимаемой государственной должности и применения соответствующих дисциплинарных мер.

Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий, согласно Закону об основах государственной службы, устанавливается федеральным законом. В настоящее время специального федерального закона о порядке применения и обжалования дисциплинарных взысканий государственных служащих не принято. До его принятия следует руководствоваться статьей 136 КЗоТ, которая регламентирует общий порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий, и Законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. в редакции Федерального закона от 14 декабря 1995г.

Дисциплинарное взыскание на государственного служащего возлагается органом или руководителем, имеющими право назначать государственного служащего на должность государственной службы.

До применения взыскания от государственного служащего, допустившего дисциплинарный проступок, должно быть затребовано письменное объяснение.

Отказ государственного служащего дать объяснение по существу совершенного проступка не может служить препятствием к применению дисциплинарного взыскания, если факт такого отказа подтвержден соответствующим документом (например, актом с указанием лиц, в присутствии которых был высказан отказ).

Предельные сроки, в течение которых может быть наложено дисциплинарное взыскание, установлены ст. 136 КЗоТ.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни государственного служащего или пребывания его в отпуске.

Месячный срок для наложения дисциплинарного взыскания исчисляется со дня обнаружения проступка.

Днем обнаружения проступка, с которого начинается течение месячного срока, считается день, когда лицу, которому в силу служебного положения подчинен государственный служащий, стало известно о совершении проступка, независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий. В месячный срок для применения дисциплинарного взыскания не засчитывается только время болезни государственного служащего или пребывания его в отпуске. Отсутствие на работе по другим основаниям, в том числе и в связи с использованием дней отдыха (отгулов) независимо от их продолжительности, не прерывает течение указанного срока.

К отпуску, прерывающему течение месячного срока, относятся все отпуска, предоставляемые государственному служащему в соответствии с законом, в том числе ежегодные отпуска, дополнительные сверх ежегодного оплачиваемые отпуска, отпуска без сохранения заработной платы, отпуска в связи с обучением в образовательных учреждениях и др. (см. пп. 3 п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 1992 г.).

Взыскание не может быть применено позднее шести месяцев, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности — позднее двух лет со дня совершения проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

По законодательству о службе в органах внутренних дел дисциплинарное взыскание должно быть наложено до истечения 10 суток с того дня, когда начальнику стало известно о совершенном проступке, а в случае проведения служебной проверки, возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении — не позднее одного месяца соответственно со дня окончания проверки, рассмотрения компетентным органом или должностным лицом уголовного или административного дела и вынесения по ним окончательного решения, не считая времени болезни виновного и нахождения его в отпуске.

Дисциплинарное взыскание может быть применено к государственному служащему, допустившему дисциплинарный проступок, и в том случае, когда он до совершения этого проступка подал заявление об увольнении со службы по своей инициативе, поскольку трудовые отношения в данном случае прекращаются лишь по истечении срока предупреждения (п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 1992 г.).

За каждый дисциплинарный проступок может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание. Однако, если неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине государственного служащего возложенных на него обязанностей продолжалось, несмотря на наличие дисциплинарного взыскания, допустимо применение к нему нового дисциплинарного взыскания, в том числе и увольнение по п. 3 ст. 33 КЗоТ Российской Федерации, т.е. за систематическое неисполнение государственным служащим без уважительных причин возложенных на него должностных обязанностей.

Дисциплинарное взыскание оформляется приказом (распоряжением) или постановлениями соответствующего руководителя или органа.

Приказ (распоряжение) или постановление о применении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется государственному служащему, подвергнутому взысканию, под расписку.

Сотрудникам органов внутренних дел такие виды взысканий, как замечание и выговор, могут быть объявлены устно.

Дисциплинарное взыскание является действующим в течение года. Если в течение года со дня наложения взыскания государственный служащий не был подвергнут новому взысканию, он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию.

Устное взыскание, наложенное на сотрудников внутренних дел, считается снятым по истечении одного месяца.

Дисциплинарное взыскание может быть снято по инициативе соответствующего руководителя досрочно, в том числе в порядке поощрения.

Наряду с общими правилами, установленными КЗоТ, Закон об основах государственной службы предусматривает возможность применения особой процедуры привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности.

Как уже отмечалось, государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть по решению соответствующего руководителя временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Некоторые проблемы практики административно-юрисдикционной деятельности
Таможенные органы Российской Федерации как субъекты таможенного контроля
Административная ответственность должностных лиц
Организация и проведение выборов Президента России
Порядок применения дисквалификации в административном праве Российской Федерации
Вернуться к списку публикаций