2013-06-09 16:56:01
ГлавнаяАдминистративное право — Административно-правовой статус сотрудника милиции



Административно-правовой статус сотрудника милиции


Пути дальнейшего совершенствования административно-правового статуса государственного служащего в Российской Федерации.

Переход, в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 года к преимущественно иному общественному и государственному устройству закономерно обуславливает глубокие преобразования во всей системе социальных отношений, формирование новых государственных структур и, как следствие, пересмотр многих теоретических положений в сфере административно-правового статуса государственного служащего.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что административно-правовое положение государственного служащего в Российской Федерации находится в числе институтов, подлежащих совершенствованию и преобразованию в первую очередь. Иначе и быть не может, так как государственная служба предназначена обеспечить жизнедеятельность государственных и негосударственных органов, нормальные условия государственного и общественного уклада жизни.

Рассматривая вопрос об административно-правовом положении государственного служащего следует отметить, что процесс формирования его правовой основы находиться в начальной стадии. В связи, с этим важно определить основные тенденции начавшейся правовой регламентации и формирования административно-правового статуса государственного служащего Российской Федерации и направления дальнейшего их претворения в конкретные общественные отношения.

Представляется возможным выделить в процессе формирования и развития государственной службы и направления совершенствования административно-правового статуса государственного служащего в современных социально-экономических и политических условиях.

Во-первых, это многообразие разновидностей государственной службы. Так, понятие, государственной службы, включает государственную федеральную службу и государственную службу в субъектах Российской Федерации.

Во-вторых, в системе видов государственных служащих можно отметить тенденцию к увеличению видов государственных служащих, а также изменению соотношения между видами службы (например, в части объёма охватываемых отношений и численности государственных служащих).

В-третьих, стремление государства поставить организацию и функционирование государственного служащего в правовые рамки на законодательном уровне.

С учётом отмеченной специфики развития государственной службы и административно-правового статуса государственного служащего Российской Федерации и соответствующего правового регулирования можно сформулировать следующие основные направления развития законодательства о государственной службе в ближайшее время.

Как уже ранее отмечалось, с принятием ряда нормативно-правовых актов (Закона Российской Федерации «Об основах государственной службы в Российской Федерации», Положения о федеральной государственной службе, утвержденного Указом Президента России от 22 декабря 1993 года), в которых закреплены основные принципы государственной службы, перечень государственных должностей, обязанности, права и ограничения государственных служащих, их ответственность, порядок прохождения государственной службы. Таким образом было официально положено начало реформированию государственной службы и совершенствованию административно-правового положения государственного служащего Российской Федерации, а также кодификации значительной по объёму части российского административного права, нормы которого адресованы, как служащим государственного аппарата, так и всем гражданам, вступающим в отношения с указанными структурами.

В связи с этим мы поддерживаем мнение ряда учёных-административистов, и в частности К.С. Вельского, о том, что строить концепцию реформы государственной службы и совершенствовать административно-правовой статус государственного служащего в Российской Федерации следует нашей стране с учётом опыта государственной службы царской России и положений апробированных в опыте, передовых европейский странах, и в первую очередь (в Англии, Франции, Германии), которые имеют наиболее работающую «бюрократию».

Анализ исторического опыта и сегодняшнего функционирования института государственной службы в указанных странах позволяет сделать вывод, что совершенствование административно-правового статуса государственного служащего должно включать в себя решение следующих основных вопросов:

а) на федеральном уровне учреждение специализированной структуры, которая профессионально занималась проблемами реформирования государственной службы на всей территории России;

б) принятие пакета нормативно-правовых актов по вопросам государственной службы и определение конкретных этапов их реализации;

в) законодательное закрепление основных принципов построения и функционирования государственной службы, и особенно принципа рангирования должностей;

г) обеспечение эффективного социального контроля за государственными служащими в целях предупреждения административного произвола и ущемления прав и законных интересов граждан.

Таким образом, реальное совершенствование административно-правового статуса государственного служащего Российской Федерации возможно лишь на основе соответствующего нормативного обеспечения, то есть на основе соответствующих нормативно-правовых актов. Среди, последних центральное место должен занять Закон о гражданской службе, который не дублировал бы или подменял существующие нормативно-правовые акты, касающиеся государственной службы, а регулировал государственно-служебные отношения от администрации Президента или Правительства до структур власти города или района на одном уровне.

В связи с этим принятие Закона о гражданской службе в Российской Федерации позволило бы регламентировать большинство аспектов государственно-служебных отношений на всех иерархических уровнях. В частности, условия поступления на гражданскую службу, основные обязанности и права, порядок продвижения на основе личных заслуг и экзаменов, гарантии пребывания в должности, поощрения и ответственность государственных служащих, оплату труда, прекращение служебных отношений и пенсионное обеспечение.

В связи с проблемой совершенствования административно-правового положения государственного служащего Российской Федерации заслуживает самого пристального внимания и дальнейшего законодательного закрепления принцип стабильности государственной службы. Думается, что этот принцип обусловлен не только соображениями экономии, но и стремлением обеспечить профессионализм в осуществлении управленческих функций, стабильность в функционировании всего аппарата управления плановую и постепенную преемственность при переходе от одной политической программы к другой. В условиях неизбежной смены президентов, правительств и министров, партийных и политических программ только постоянный контингент государственных служащих обеспечит компетентное руководство государством, внутреннюю стабильность каждого конкретного ведомства. Благодаря проведению в жизнь этого принципа государство сможет иметь аппарат компетентных государственных служащих. Это в конечном итоге отразится на совершенствовании их административно-правового статуса.

Для процесса совершенствования административно-правового статуса государственных служащих серьезную трудность в настоящее время представляет принцип рангирования должностей и званий в аппарате государственного управления. А ведь проведение в жизнь указанного принципа способствовало бы превращению имеющейся массы государственных служащих в организованные и иерархически структурированные подразделения, которые смогли бы качественно и профессионально выполнять полученные задачи. При реализации принципа рангирования должностей следует основное внимание уделять не конкретному исполнителю или лицу, а самой организационной структуре с её должностями. Актуальность введения принципа рангирования заключается и в том, что на его основе возможно нормальное функционирования института продвижения государственных служащих, которое может происходить путём получения государственным служащим более высокого звания. Вместе с тем, думается, что проведение указанного принципа потребует большой осмотрительности и должного юридического обеспечения.

В ближайшей перспективе эта проблема может быть решена по примеру ряда зарубежных государств. В частности, возможно принять Закон о классификации и иерархии должностей. Классификационные стандарты должны составить важнейшее направление кадровой политики Российской Федерации при совершенствовании административно-правового статуса государственного служащего. Введением указанных мер будет обеспечиваться детальное распределение обязанностей и ответственности государственных служащих.

Как нам представляется совершенствование административно-правового статуса государственного служащего заключается и в том, чтобы, образовать количественно небольшой корпус профессиональных государственных служащих, способных защищая общие интересы эффективно управлять страной, и в то же время порядок и управление, не нарушая прав и свобод граждан.

Помимо этого совершенствование административно-правового государственного служащего только тогда будет отличаться полнотой, когда будет чётко очерчен механизм социального контроля, предупреждающие такие явления, как было уже сказано выше, как административный произвол и коррупция. Как нам представляется необходимо внести в законодательство предложение предусматривающие формы социального контроля за деятельностью государственных служащих. Среди них важное место должно принадлежать парламентскому и судебному контролю. Особую роль при этом может сыграть закреплённый на конституционном уровне институт Уполномоченного по правам человека. Важную роль в контроле за деятельностью государственных служащих может играть также институт опросов общественного мнения, которые постепенно становятся регулярно действующей и признанной частью политической жизни современной России. Помимо этого формами социального контроля над государственными служащими должна стать гласность и статистика. Гласность позволит снять секретность и таинственность, которой окружена деятельность служащих аппарата управления, особенно на федеральном уровне.

Статистика, в свою очередь, предоставит данные о заработанной плате государственных служащих, их привилегиях, в случае привлечения к уголовной ответственности за должностные преступления. Все эти меры, на наш взгляд, будут иметь несомненное значение при совершенствование административно-правового статуса государственного служащего в нашей стране.

На основании вышеизложенного, выдвигаются следующие предложения по совершенствованию административно-правового положения государственных служащих Российской Федерации, и в частности, сотрудников милиции:

1. Разработать и принять нормативно-правовые акты в области государственно-служебных отношений, направленных на сближение административно-правового статуса сотрудника милиции и правового статуса военнослужащего с целью комплектования органов внутренних дел квалифицированными кадрами Вооруженных Сил Российской Федерации при изменении места службы последними.

2. Принять в установленном порядке Кодекс поведения сотрудника милиции, в котором приоритет должен быть отдан регламентации отношений граждан и сотрудников милиции. При его разработать следует проводить аналогию с Кодексом поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый на 34 - сессии Генеральной Ассамблее ООН 17 декабря 197 9 года.

3. Разработать и принять в установленном порядке Федеральный Закон «О государственной службе в органах внутренних дел Российской Федерации».

В указанном нормативно-правовом акте следует обязательно предусмотреть: понятие государственной службы, ее пределы, объем; задачи, принципы государственной службы в органах внутренних дел; определение понятия должности, классификация должностей, и их реестр и квалификационные требования к ним; раскрытие административно-правового статуса сотрудника органов внутренних дел, и в первую очередь, сотрудников милиции; порядок формирования кадрового резерва и т.д.

4. Разработать систему подбора кандидатов на руководящие должности, при которой каждый новый уровень должностных лиц характеризовался соответствующим комплексом качеств.

5. Усовершенствовать механизм ответственности сотрудников органов внутренних дел за незаконные действие или бездействие при реализации нормативно-правовых актов.

6. Создать в органах внутренних дел единую действенную систему предотвращения и борьбы с коррупцией. Нормативное закрепление перечня должностей, которые потенциально в наибольшей степени могут быть подвержены различным проявлениям коррупции.

Установление за этими должностями особого контроля. Создание ведомственного контрольно-наблюдательного совета по борьбе с коррупцией.

7. Разработать механизм по практической реализации положений Кодекса чести сотрудника органов внутренних дел.

8. Принять ряд нормативно-правовых актов по обеспечению личной безопасности сотрудника органов внутренних дел.

9. Создать аналитические подразделения с задачами систематизации распространения передового опыта по вопросам функционирования государственной службы в органах внутренних дел и устранения выявленных недостатков.

10. Нормативно закрепить организацию проведения соответствующими учреждениями системы министерства внутренних дел серию научных исследований по следующим проблемам государственной службы в органах внутренних дел:

а) история и современное состояние государственной службы в России, в странах СНГ, других развитых странах;

б) правовой статус сотрудника органов внутренних дел:

в) правовое регулирование государственной службы;

г) методы борьбы с коррупцией в государственной службе;

д) кадровая работа в органах внутренних дел

е) способы повышения престижности государственной службы в органах внутренних дел и факторы.

11. Разработать и обеспечить механизм финансирование мероприятий связанных с адаптацией сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях работы.

12. Создать механизм финансирование всех льгот, гарантий, прав сотрудников органов внутренних дел, вытекающих из действующего законодательства о государственной службе.

Внедрение указанных выше новелл в практическую деятельность государственных служащих, в том числе работников милиции, по нашему мнению позволит:

а) Максимально приблизить кадровую работу в органах внутренних дел к современным условиям с помощью принятия на вооружение новейших методик определения реальной потребности в кадрах, стимулирования служебной деятельности, повышения квалификации.

б) нормативно закрепить комплекс требований к сотруднику милиции и выявить реальность соответствия им каждого конкретного работника

в) Отбирать для работы в милиции граждан с соответствующей профессиональной подготовкой и достаточным уровнем культуры.

г) Обеспечить приток в органы внутренних дел кадров, обладающих совокупностью качеств необходимых для эффективного исполнения обязанностей.

д) Создать условия, которые приблизят работу милиции к мировым стандартам. Что позволит сотрудникам милиции предотвращать, пресекать и раскрывать правонарушения в тесном взаимодействии с международными и зарубежными правоохранительными организациями.


Хатюшенко Олег Михайлович



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Теория административно-правовых режимов
Некоторые проблемы совершенствования законодательного регулирования мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
Правовые аспекты досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации
Система прав, обязанностей и гарантий государственного служащего Российской Федерации
Реформы 60-70-х годов XIX века в России и переход от полицейского государства к правовому
Вернуться к списку публикаций