2013-06-09 16:56:01
ГлавнаяАдминистративное право — Административно-правовой статус сотрудника милиции



Административно-правовой статус сотрудника милиции


Особый порядок прохождения службы в органах внутренних дел определяется специальными нормативными актами: так действующим Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, указом Президента Российской Федерации «Об утверждении перечня должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел РФ и соответствующих этим должностям специальных званий», постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке присвоения специальных званий работникам суда и прокуратуры, поступившим на службу в органы внутренних дел, и исчислении выслуги лет на получение процентной надбавки, а также ведомственными нормативными правовыми актами, утвержденными приказом Министра внутренних дел РФ, например, инструкцией «О порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации».

Вопрос о моменте приобретения особого правового статуса должностного лица не всегда определяется только в законодательстве о милиции Российской Федерации. Так, в разных источниках содержатся правовые нормы, согласно которым, должностное лицо приобретает особый статус с момента занятия должности, с момента присвоения специального звания и др.

Особенности правового статуса должностного лица зависят от занимаемой должности в органах внутренних дел. Так, Указом Президента Российской Федерации от 13 июля 1993 года «Об утверждении перечня должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел Российской Федерации» и соответствующим этим должностям специальных званий установлены наименования должностей (например, Министра и начальника). Каждое должностное лицо, замещающее должности младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава, состоит в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, Особенность его правового статуса заключается в том, что должностное лицо может, не замещая должности, иметь специальное звание. Кроме этого, при замещении должности в органах внутренних дел учитываются, прежде всего, специальные звания, профессиональная подготовка, готовность к надлежащему исполнению должностных обязанностей. Соответствие таким требованиям необходимо подтверждать документами о профессиональной подготовке, об образовании. Наряду с профессиональной и специальной подготовкой, должностное лицо должно иметь определенную положительную репутацию, которая видна, например, из поданной на конкретное лицо характеристики.

Именно наличие в совокупности двух условий пребывание в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации и присвоение специального звания определяют особенности правового статуса должностного лица.

Особенность правового статуса должностного лица органов внутренних дел связана со специальным порядком присвоения им специальных званий. Следует подчеркнуть, что перечень должностей высшего начальствующего состава и соответствующие этим должностям специальные звания утверждаются Президентом Российской Федерации. Это определяется Постановлением Правительства Российской Федерации, которое устанавливает, что работникам суда и прокуратуры, поступившим на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, после назначения на должность среднего, старшего, высшего начальствующего состава первые специальные звания присваиваются Министром внутренних дел Российской Федерации. Вместе с тем, руководителям территориальных органов внутренних дел делегированы права по присвоению специальных званий до подполковника включительно. Это также является особенностью правового статуса руководителя органов внутренних дел.

По новому сформулированы условия присвоения первого специального звания офицерам запаса Вооруженных Сил РФ при назначении их на должность среднего, старшего и высшего начальствующего состава на одну ступень выше имеющихся у них воинских званий.

Специальные звания должностного лица органов внутренних дел являются пожизненными, а при прекращении службы к имеющемуся званию добавляются слова «в отставке».

Таким образом, существует многолетняя административно-правовая традиция в органах внутренних дел в вопросах присвоения специальных званий должностным лицам, которая понятна и поддерживается населением, так как должностное лицо органов внутренних дел носитель властных полномочий, и наличие специальных знаков различия помогает ему исполнять свои функции.

Каждое должностное лицо органов внутренних дел в индивидуальном порядке принимает Присягу. Текст Присяги утвержден постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года. Смысл Присяги - это торжественная клятва служить закону и народу, которая подчеркивает особое положение и характер деятельности должностного лица.

Из акта Присяги вытекают правовые и этические обязанности должностного лица - беззаветно служить Родине, ее гражданам, охранять их жизнь, здоровье, честь и достоинство, личную неприкосновенность от противоправных посягательств, соблюдать права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Особенность правового статуса должностного лица органов внутренних дел обусловлена перемещением по службе, которое предусмотрено законодательством о милиции в двух вариантах: перемещение по должности и перемещение на службу в другую местность.

Перемещение должностного лица органов внутренних дел по должности производится:

а) на вышестоящую должность - в порядке продвижения по службе: в этом случае должностное лицо получает дополнительные права и обязанности, например, право издавать нормативно-правовые акты, выходящие за пределы системы органов внутренних дел и регулировать в той или иной мере правовой статус граждан, например, дача разрешения на приобретение оружия, выдача регистрационных документов на транспортное средство и т.п.;

б) на равнозначную должность - с согласия должностного лица. В этом случае должностное лицо наделяется специальными правами и обязанностями, например, право проведения оперативно-розыскных мероприятий и др.;

в) на нижестоящую должность - при сокращении штатов, с согласия должностного лица, по состоянию здоровья, по личной просьбе, по служебному несоответствию в аттестационном порядке, в порядке дисциплинарного взыскания;

г) при поступлении на учебу в образовательные учреждения Министерства внутренних дел Российской Федерации. В этом случае правовой статус зависит от прав и обязанностей, которые заключаются в том, чтобы выполнять распорядок дня образовательного учреждения;

д) в порядке прикомандирования к представительным и исполнительным органам государственной власти при командировании должностное лицо приобретает дополнительные функции, права и обязанности, например, при работе в комиссиях по разработке законодательных актов должностное лицо может быть наделено нормотворческой функцией и др.

Перемещение должностного лица органов внутренних дел на службу в другую местность также определяется особенностями правового статуса должностного лица, которые связаны с передислокацией органа внутренних дел. Такая процедура допускается только с согласия должностного лица. Перемещение должностного лица в другую местность по собственной инициативе допускается только по согласованию руководителей соответствующих органов внутренних дел.

Перемещение должностного лица всегда оформляется приказом соответствующего руководителя с указанием основания перемещения.

В этих случаях должностное лицо получает дополнительные социальные права и обязанности (надбавку к денежному содержанию за особые условия службы или право на увеличение выслуги лет и т. д.).

Особенности правового статуса должностного лица органов внутренних дел зависят от условий, в которых протекает служба. В этих условиях особенности правового статуса определяются объективно возникшим правовым режимом, под которым понимается особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права. В качестве примеров различных по характеру правовых режимов можно выделить режим чрезвычайного положения или военного положения, объявление мобилизации, введение установленных специальными законами других административно-правовых режимов, например, ст. 15 Закона РФ «Об особо охраняемых природных территориях» закрепляет особый режим охраны территории национальных парков или режим территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В этих случаях правовой статус значительно изменяется, должностное лицо органов внутренних дел получает особые права, для него устанавливаются специальные обязанности и особые условия прохождения службы, юридическая ответственность.

В случае введения режима чрезвычайного положения должностное лицо получает дополнительные права: поддерживать комендантский час, запрещать находиться на улицах и в иных общественных местах людям без специального пропуска и документов; проверять документы в местах скопления граждан, а в исключительных случаях, при имеющихся данных о наличии у граждан оружия, проводить личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств; ограничение или запрещение продажи оружия, ядовитых веществ, спиртных напитков; в исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан огнестрельного и холодного оружия, боеприпасов, ядовитых и взрывчатых веществ; выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту их постоянного проживания либо за пределы территории, на которой введено чрезвычайное положение, за их счет, а также применять к нарушителям правопорядка штраф в размере 100 до МРОТ, административный арест до тридцати суток.

Особенности правового статуса проявляются в установленных ограничениях общегражданских прав и обязанностей. Так, согласно Указу Президента Российской Федерации от 4 апреля 1992 года «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» установлено, что государственным служащим, а таковыми являются и должностные лица органов внутренних дел, запрещается:

а) заниматься предпринимательской деятельностью; б) оказывать любое, не предусмотренное законом, содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения в осуществлении предпринимательской деятельности и получать за это вознаграждения; в) самостоятельно или через представителя принимать участие в управлении акционерными обществами, товариществами с ограниченной ответственностью или иными хозяйствующими субъектами и др.

Тем не менее, особенность правового статуса должностного лица определяется набором особенных прав и обязанностей, которые закреплены в федеральном законе «О милиции», например, должностное лицо, имеет право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, а также право хранить, носить, применять и использовать оружие и специальные средства.

Нарушение указанных ограничений влечет освобождение от занимаемой должности или иную ответственность, предусмотренную законом.

Следовательно, особенность правового статуса должностного лица органов внутренних дел зависит не только от прав и обязанностей, но и от ответственности. Таким образом, можно говорить о специальном субъекте, под которым понимается должностное лицо органов внутренних дел, обладающее, наряду, с общими, также специальными признаками, предусмотренными в соответствующем нормативном акте в качестве конструктивного признака состава проступка, характеризующими особенности правового статуса, возникшего у него на основе индивидуального акта управления.

Специальные признаки должностного лица органов внутренних дел разнообразны и характеризуют различные его стороны: права и обязанности, вид деятельности и т.д. Тем не менее, специальные признаки, во-первых, закреплены в нормативно-правовых актах; во-вторых, выражают, как правило, особенности правового статуса должностного лица; в-третьих, они возникают на основе индивидуального акта управления, например, приказа о назначении на ту или иную должность.

Актуальным является вопрос об особенностях правового статуса должностного лица органов внутренних дел. Учитывая особый порядок прохождения службы в органах внутренних дел, особый порядок занятия должности должностным лицом, специальные права и обязанности, а также ответственность, целесообразно в целях совершенствования правового статуса сотрудников органов внутренних дел разработать и издать нормативный акт о государственной службе в органах внутренних дел, который поможет более углубленно закрепить его правовой статус.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Институт президентства в системе разделения властей в Российской Федерации
Понятие и сущность административной ответственности должностных лиц
Некоторые проблемы совершенствования законодательного регулирования мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
Административно-правовой статус Президента России
Административная и уголовная ответственность в сфере лицензирования
Вернуться к списку публикаций