2013-06-09 16:56:01
ГлавнаяАдминистративное право — Административно-правовой статус сотрудника милиции



Административно-правовой статус сотрудника милиции


Оперативность принятия мер, связанных с изменением оперативной обстановки, является одним из важнейших требований к деятельности сотрудников. От уровня последнего во многом зависит не только качество проведения предварительного следствия, дознания либо производства по делам об административных правонарушениях, но и выявление, задержание подозреваемых и др.

На важность обеспечения быстроты реагирования милиции (полиции) при возникновении общественно-опасных событий обращали внимание многие авторы исследовавшие проблемы деятельности данного государственного формирования. Еще Ш. Монтескье отмечал, что «действия полиции быстры...». Сама специфика охраны общественного порядка - пишет Л.Л. Попов, - объективно определяет необходимость самостоятельной и быстрой реакции работников милиции на правонарушения, оперативного использования ими дозволенных правом мер... Нарушения правопорядка должны быть прекращены немедленно, ибо они затрагивают интересы всего общества...».

Возложение на личный состав обязанности реализовывать свои служебные полномочия в любое время суток, независимо от времени нахождения является не нововведением, а скорее правовой традицией, встречающейся уже в нормативных актах, регламентирующих юридический статус полицейского в дореволюционной России. Так, уже в Уставе благочиния закреплялись подобные полномочия. «Дом частного пристава, - гласила статья 38 этого документа, - не запирается ни днем, ни ночью, подобно пристанищу в опасности находящимся, или нужды имеющим». Другое нормативное положение Устава предписывало: «Буде кто днем или ночью кого найдет в уголовном преступлении, да даст о том, не мало не мешкав знать частному приставу ... да отведут к нему и преступника». В более позднем правовом документе, адресованном нижним чинам российской полиции «Букваре современного городового», содержалось положение, обязывающее полицейских во внеслужебное время «предупреждать и обнаруживать преступления всеми возможными способами, и все время, помня о достоинстве своей профессии, быть на страже интересов общества.».

Для правовых институтов, регламентирующих правовой статус полицейских во многих развитых странах мира, также характерны сходные положения. Причем, в правотворческой практике существуют два способа установления общей обязанности сотрудника милиции (полиции) во внеслужебное время. Так, во Франции, Германии, США и некоторых других странах подобные полномочия содержатся в деонтологических кодексах, определяющей чертой которых является добровольное принятие на себя полицейскими определенных обязанностей, определенных ограничений, вытекающих из таких этических категорий как - честь, долг, нравственность и др. Поэтому, рассматриваемая обязанность является не юридической, а скорее моральной. Несомненно, подобный способ закрепления отдельных полномочий полицейского имеет веские основания. Именно честь, совесть, чувство собственного достоинства должны побудить сотрудника осуществить служебное вмешательство во вне рабочее время.

Например, сотрудник национальной полиции Франции обязан «даже в тех случаях, когда он не исполняет служебные обязанности, по собственной инициативе оказывать помощь гражданам, находящимся в опасности, предотвращать или пресекать всякое деяние, нарушающее общественный порядок, защищать гражданина или группу людей от посягательств». В семи заповедях для полицейских служащих - нормативном документе закрепляющем правовой статус полицейского в Германии, первая из заповедей гласит: назначение на государственную службу является проявлением особого доверия правительства. Это доверие служащий должен оправдать верным исполнением долга. Верность в исполнении долга означает полное применение знаний, навыков и всех возможностей. Обязанность полицейского служащего верно исполнять свой долг не ограничивается рабочим временем, она существует в любое время. Аналогичное положение содержится в Кодексе поведения сотрудника ФБР (США). Статья 1 последнего предписывает служащим «быть готовыми служить народу честно и бесстрашно 24 часа в сутки».

Другой подход используется при закреплении отдельных элементов правового статуса личного состава в нормотворческой практике стран бывшего социалистического лагеря, Здесь правовой традицией стало закрепление рассматриваемой обязанности в законах о полиции. В данном случае, моральный долг сотрудника оформляется в виде правового предписания - обязанности.

б) Ко второму блоку, включающему дополнительные полномочия личного состава, относятся:

- обязанность обеспечивать правопорядок в общественных местах;

- принимать при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах неотложные меры по спасению людей и оказанию им первой медицинской помощи, а также по охране имущества, оставшегося без присмотра; участвовать в обеспечении правового режима чрезвычайного или военного положения, в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии; осуществлять проверку документов в местах скопления граждан, личный досмотр, досмотр вещей, жилища, транспортных средств и др. право производить оцепление (блокирование) участков местности при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, проведении карантинных мероприятий, пресечении массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений, организаций, а также в иных предусмотренных законом случаях;

- временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, а также не допускать граждан на отдельные участки местности, объекты и др.

Данные полномочия могут быть временно возложены на любого сотрудника милиции в связи с возникновением особых условий. Об этом прямо говорится в некоторых ведомственных документах МВД России. Так, в процессе проведения специальных операций, указанные полномочия возлагаются на личный состав милиции приказом (указанием, распоряжением) руководителя вышестоящего органа внутренних дел, при получении достоверной информации о чрезвычайном происшествии криминального характера.

Одной из характерных черт рассматриваемых обязанностей и прав является то, что их реализация не сопряжена с назначением сотрудника на другую должность.

Присутствие в составе административно-правового статуса личного состава милиции подобных полномочий, вызвано высокой общественной опасностью событий, с наступлением которых связано их возложение на сотрудников. Негативные явления криминогенного, природного, техногенного характера, к которым относятся захваты заложников, массовые беспорядки, землетрясения, ураганы, эпидемии, эпизоотии, катастрофы, аварии и др., которые оказывают дестабилизирующее и дезорганизующее воздействие на функционирование общества. Они зачастую сопряжены с уничтожением значительного объема материальных ценностей, гибелью людей и т.д. Все это предопределяет необходимость быстрого и эффективного реагирования, при получении информации о соответствующих событиях, компетентных органов, в том числе милиции.

Именно на обеспечение этого нацелены дополнительные полномочия личного состава. Их нормативное закрепление позволяет быстро собрать сотрудников, сконцентрировать силы и средства на выполнении конкретных задач и др.

Полномочия, входящие в состав административно-правового статуса сотрудника милиции, можно группировать по иным основаниям:

а) связанные с предупреждением, пресечением противоправных деяний, задержанием лиц подозреваемых в их совершении;

б) связанные с оказанием помощи гражданам, иным субъектам права.

В первую группу входят обязанности, и права сопряженные большей частью с применением мер административного принуждения.

К числу иных относятся полномочия, направленные на оказание помощи гражданам, пострадавшим от правонарушений, несчастных случаев, иных общественно-опасных событий, как то: оказание первой медицинской помощи пострадавшим, уничтожение опасных животных и др.

Возложение на личный состав милиции большинства из упомянутых обязанностей и прав вызвано теми причинами, что зачастую сотрудники милиции первыми оказываются на месте происшествия и в конкретной ситуации только они могут оперативно принять меры по спасению жизни граждан, устранению угрозы их здоровью, имуществу и т.д.

На необходимость отнесения к полномочиям сотрудников не только мер по борьбе с правонарушениями, но и по оказанию помощи населению обращали внимание многие исследователи. Одно из первых упоминаний об этом принадлежит Роберту Пилю, который писал, - «каждый сотрудник полиции должен помнить, что его долг состоит в защите и оказании помощи гражданам не меньше, чем в поимке преступников. Отсюда вытекает, что, проявляя энергию в предотвращении преступлений и в поимке преступников, он должен рассматривать себя как слугу и защитника общественности.».

Таким образом, основным системообразующим признаком административно-правового статуса является равенство для всего личного состава. Другое черты - необходимость реализации независимо от времени и места нахождения сотрудника, властный характер и т.д., характеризуют отдельные элементы состава статуса.

Представляется необходимым учитывать выявленные особенности административно-правового статуса сотрудника милиции в процессе его нормативной регламентации. Так, основываясь на них, было бы полезным сгруппировать основные статутные полномочия личного состава в одном правовом документе, а не в нескольких как в настоящее время, что облегчило бы восприятие их правоприменителем и иными субъектами возникающих правоотношений и др.

Особенности правового статуса должностного лица органов внутренних дел необходимо рассматривать в общем, контексте правового статуса и концепций развития государственной службы в органах внутренних дел РФ до 2005 года.

Особенности содержания правового статуса должностного лица вытекают из условий выполняемых задач, функций, прав и обязанностей, а также специфики деятельности органа внутренних дел, в котором должностное лицо проходит службу.

Под особенностями правового статуса должностного лица следует понимать совокупность структурных элементов, направленных на реализацию государственных задач и функций в сфере исполнительно-распорядительной деятельности органов внутренних дел.

В юридической литературе совокупность структурных элементов правового статуса рассматривалась такими учеными-исследователями, как Л.М. Колодкин, А.В. Фатула, В.М. Манохин, Ю.С. Адушкин, З.А. Багишаев, А.П. Коренев, Б.П. Кондратов, Е.А. Черенков, В.В. Черников и др.

Л.М. Колодкин и А.Ф. Фатула под структурными элементами правового статуса должностного лица органов внутренних дел понимают совокупность элементов, вызывающих изменения служебно-правового положения в органах внутренних дел. К числу таких элементов они относят: зачисление в кадры органов внутренних дел; назначение на должность; присвоение специального звания; служебное аттестование; перемещение по службе и увольнение из органов внутренних дел.

В.М. Манохин, Ю.С. Адушкин, З.А. Багишаев выделяют особенности правового статуса через объем полномочий, которыми наделены должностные лица. Под объемом полномочий должностного лица понимаются все права и обязанности по занимаемой должности.

А.П. Коренев выделяет особенности правового статуса через институт прохождения службы в органах внутренних дел, который обусловлен: во-первых, особым порядком нормативно-правового регулирования; во-вторых, индивидуальным принятием присяги; в-третьих, назначением на должность рядового и начальствующего состава; в-четвертых, ношением форменной одежды, табельного и огнестрельного оружия и специальных средств; в-пятых, наделением специальными обязанностями и. правами применения меры административного и государственного принуждения; в-шестых наличием определенных запретов и ограничений; в-седьмых, установлением специальных званий и возрастных ограничений; в-восьмых, установлением дополнительных правовых и социальных гарантий.

Кондратов Б.П., Черенков Е.А., Черников. В.В. определяют статус сотрудника органов внутренних дел через должности рядового и начальствующего состава, принципы службы в органах внутренних дел, служебные права и обязанности.

Тем не менее, возникает вопрос, какие элементы следовало бы выделить в особенностях правового статуса должностного лица органов внутренних дел в качестве основных по данной проблематике.

Анализ основных точек зрения показывает, что особенности правового статуса должностного лица можно определить в виде схемы, состоящей из четырех элементов:

1) особый порядок прохождения службы в органах внутренних дел;

2) занятие должности должностным лицом органов внутренних дел;

3) специальные права и обязанности;

4) специальный субъект ответственности.

Особенности правового статуса должностного лица органов внутренних дел конкретизируются в порядке прохождения им службы, занимаемой должности, присвоения специальных званий, принятия Присяги, перемещения по службе.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Порядок применения дисквалификации в административном праве Российской Федерации
Административно-правовой статус сотрудника милиции
Возникновение и развитие науки административного (полицейского) права в Западной Европе в XVIII-XIX веках
Меры поощрения, ответственности и ограничения государственных служащих Российской Федерации
Административное (полицейское) законодательство России XVIII-первой половины XIX веков и возникновение кафедр благоустройства и благочиния на юридических факультетах российских университетов
Вернуться к списку публикаций