2013-06-09 16:56:01
ГлавнаяАдминистративное право — Административно-правовой статус сотрудника милиции



Административно-правовой статус сотрудника милиции


Принудительный и властный характер.

Особенностью административно-правового статуса сотрудника милиции является присутствие в нем преобладающего объема полномочий, связанных с применением административного принуждения. По своему содержанию оно заключается во внешнем государственно-правовом (психическом и физическом) воздействии на сознание и поведение людей в форме ограничений (лишений) личного, организационного или имущественного характера, то есть тех или иных неблагоприятных последствиях.

Большинство составляющих административно-правовой статус личного состава полномочий носят властный характер, они направлены на лиц организационно не подчиненных сотруднику, которые обязаны выполнить его законные требования. В практической деятельности личный состав выступает «от имени государства, реализует предоставленные государством полномочия в пределах строго ограниченной законом компетенции».

Упомянутые черты административно-правового статуса сотрудника милиции во многом определяются социальным назначением милиции как государственного формирования. Проблемы социальной роли милиции (полиции) в обществе, сущности ее деятельности получили разработку в трудах многих исследователей. Не вдаваясь в подробности рассмотрения вопроса, так как это выходит за рамки данной работы, представляется необходимым отметить, что социальное назначение милиции (полиции) в основном определяется существованием в любом обществе противоречия между публичными и частными (личными) интересами. Этот феномен, обусловленный очевидно как социальными, так и биологическими причинами, вызывает появление в любом обществе отдельных индивидов, желающих реализовать свой личный интерес в ущерб законному чужому. Обращая на это обстоятельство внимание и обосновывая необходимость существования властных государственных органов, призванных принуждать определенную категорию граждан соблюдать права и законные интересы иных лиц.

Приведенное выше во многом определяет историческую необходимость выделения полиции из числа иных публичных органов и ее дальнейшее развитие как самостоятельного государственного института. Данный процесс сопровождался перераспределением прав на принудительные, насильственные действия по отношению к «лихим людям» от населения с специально нанятым обществом государственным служащим - полицейским. В результате чего, в абсолютном большинстве стран ушли в прошлое такие обычаи как кровная месть, проведение поединков и др.

Соответствующий подход получил свое развитие в работах многих юристов. Так, Лоренц Штейн, создавший учение о внутреннем управлении, представляющем собой систему государственных мер, обеспечивающих человеку условия индивидуального развития, недостижимых его собственными усилиями, считал принудительные полицейские меры определяющими сущность полиции. В его трактовке, полиция имеет своим назначением охрану общественной безопасности посредством ограничения свободы отдельного лица методом принуждения.».

Большинство российских полицеистов также придерживались соответствующих взглядов. Например, В.М. Гессен отмечал, что «органы административной власти, осуществляющие принудительную власть, носят техническое название полицейских органов». Полиция - пишет М. Загряцков, - как организованная сила принуждения неизбежна во всех отраслях управления, где может идти речь о принудительных мерах».

Также акцентирует внимание на принудительных действиях полиции, как отражающих ее сущность, известный специалист в области уголовного права Н.С. Таганцев, который пишет: « ... полиции должна принадлежать власть на принятие мер, стесняющих или ограничивающих права личности, но в определенном объеме. Охраняя общественный порядок и спокойствие, она естественно поставлена в необходимость предупреждать нарушения в самый момент их развития, хотя бы это и потребовало известного стеснения чьих - либо личных прав. Нельзя допустить, чтобы на улицах валялись пьяные, чтобы в театрах или церквах производились кулачные бои, чтобы проституция проявляла себя публично без всяких стеснений и т.п., нельзя отрицать, что полиция должна быть снабжена для исполнения своих обязанностей известными средствами и полномочиями, хотя бы ей пришлось иногда прибегать к насилию, аресту, удалению из места пребывания ...».

Следует отметить, что принуждение как метод государственного управления присущ для деятельности многих государственных органов, должностных лиц. Особенностью административно-правового статуса сотрудника милиции является возможность применения мер непосредственного принуждения (физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия).

Следует поддержать справедливое мнение Ю.П. Соловья, о что сердцевина всех полномочий милиции состоит в праве насильственно заставить неопределенный круг лиц что-либо сделать или, наоборот воздержаться от каких- либо действий... для этого общество, сознающее, что механизм социальной саморегуляции срабатывает далеко не всегда, и имеет полицию.

Таким образом, сущностью милицейской деятельности является защита и охрана правопорядка, обеспечение общественной безопасности своими специфическими методами, которые осуществляются в основном в форме принуждения. Даже, когда принуждение не применяется сотрудником в конкретной ситуации, такая возможность всегда присутствует в природе его властных полномочий.

Данные сущностные черты деятельности милиции, проявляют себя в административном статусе личного состава милиции придавая ему властный принудительный характер. Это служит юридической гарантией выполнения законных требований сотрудника, а следовательно, и поставленных перед милицией задач. Российский законодатель подчеркнул подобную черту административно-правового статуса милиции закрепив такой признак, как - наделенность правом применения мер принуждения, о чем в прежних нормативных актах, регламентирующих правовой статус личного состава, прямо не упоминалось.

Вместе с тем, большой объем практической деятельности сотрудников занимают меры убеждения, к основным формам которых относятся: воспитательная работа, агитационно-пропагандистская деятельность, критика антиобщественных поступков, передача общественности навыков борьбы с правонарушениями, поощрение граждан активно участвующих в охране общественного порядка. При этом, в законодательных актах регламентирующих юридический статус личного состава милиции крайне редко упоминается о подобных полномочиях. Например, в законе «О милиции» о мерах убеждения говорится лишь один раз, и то не в связи со статусом сотрудников (п. 32 ст. 11).

Однако, на практике обойтись без применения подобных мер бывает невозможно и нецелесообразно так как использование убеждения позволяет более экономично, с меньшими затратами сил и средств достигать задачи, поставленные перед сотрудниками милиции.

Обосновывая опасность нормативного забвения такого важного метода деятельности сотрудников как убеждение, приведем мнение известного западного ученого Роберта. Пиля, сформулировавшего в 1829 году принципы деятельности полиции. В частности он отмечал, что используя тактичные и примирительные методы, всегда можно добиться у людей соблюдения даваемых им указаний. Тот, кто именно таким образом использует свою власть, лучше выполняет функции полицейского, чем его коллега, слишком полагающийся на силу, а потому рискующий столкнуться с сопротивлением и рано или поздно потерпеть поражение. Основываясь на приведенных выше соображениях, представляется целесообразным отразить в тексте Закона « О милиции» положение предусматривающее, что сотрудник милиции в процессе реализации своих полномочий должен стремиться к использованию наименьшего принуждения и достижению поставленных целей, по возможности мерами убеждения.

Рассмотренные выше признаки административно-правового статуса личного состава милиции характеризуют его в целом (равенство для всего личного состава, наличие специальной правосубъектности, принудительный, властный характер). Другие важные черты административно-правового статуса связаны со структурными особенностями такого его элемента как - полномочия.

Особенности структуры полномочий, входящих в административно-правовой статус.

Изучение полномочий, входящих в административно-правовой статус личного состава, позволяет сгруппировать их по нескольким структурным блокам, обладающим общими правовыми чертами.

Прежде всего, можно выделить:

а) полномочия, которыми сотрудник милиции обладает постоянно, независимо от времени и места нахождения;

б) дополнительные полномочия, возлагаемые на сотрудника при осложнении оперативной обстановки, возникновении чрезвычайных обстоятельств и др.

Подобное деление полномочий личного состава производно от структуры компетенции милиции как государственного формирования. На это обстоятельство обращают внимание некоторые авторы, которые отмечают наличие общей и специальной компетенции милиции, где первая направлена на обеспечение реализации задач и функций милиции в повседневной деятельности, а вторая - в особых условиях (например, при возникновении стихийных бедствий, аварий, катастроф, при введении режима чрезвычайного положения и др.). Соответственно этому, сотрудник милиции обладает «повседневными» полномочиями и дополнительными, предоставляемыми при наступлении особых условий.

а) К первому структурному блоку можно отнести следующие основные полномочия личного состава:

- обязанность оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных проступков, несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином, опасном для жизни состоянии; принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушения, в случае обращения граждан с заявлениями о событиях, угрожающих личной либо общественной безопасности, либо в случае непосредственного обнаружения таких событий; осуществить задержание лица подозреваемого в совершении правонарушения.

- обеспечить охрану места происшествия и сообщить о нем в ближайшее подразделение милиции;

- право требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления либо административного проступка; получать от них необходимые объяснения, сведения; изымать документы, имеющие признаки подделки; использовать транспортные средства, а также средства связи, принадлежащие предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям и гражданам, в установленных законом случаях и пределах;

- применять физическую силу, специальные средства;

- использовать и применять огнестрельное оружие и др.

Особенностью указанных полномочий является то, что они могут быть реализованы как в обычных, так и в особых условиях. В большинстве случаев решение об их использовании принимается самим сотрудником по-своему усмотрению. Однако в ряде случаев, особенно связанных с участием личного состава в проведении специальных операций, решение о реализации возложенных полномочий может быть принято руководителем операции либо командиром подразделения.

Одним из существенных признаков рассматриваемого блока административных обязанностей и прав сотрудника милиции является их реализация независимо от времени и места нахождения последнего. Данная особенность создает особый правовой режим не только служебной деятельности личного состава милиции, но и всей его жизни. По сути, сотрудник находится на службе, при исполнении своих обязанностей все 24 часа в сутки.

Представляется, что подобный правовой аспект административно-правового статуса личного состава определяются вескими объективными причинами. Прежде всего, повышенной общественной опасностью преступлений и административных проступков, что предопределяет необходимость борьбы с ними повсеместно и независимо от времени обнаружения. Кроме того, данная особенность статуса позволяет, как бы увеличить плотность сотрудников милиции в общественных местах, где могут быть совершены правонарушения.

Реализация личным составом упомянутых полномочий во внеслужебное время способствует сокращению времени, затраченному на обнаружение, выявление противоправного деяния и адекватное реагирование.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Меры поощрения, ответственности и ограничения государственных служащих Российской Федерации
Понятие и правовая основа дисквалификации
Некоторые вопросы вынесения прокурором постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении
Особенности правового регулирования административно-правовых режимов
О правовой природе лицензирования
Вернуться к списку публикаций