2013-06-09 16:56:01
ГлавнаяАдминистративное право — Административно-правовой статус сотрудника милиции



Административно-правовой статус сотрудника милиции


Особенности административно-правового статуса сотрудника милиции как специфической разновидности государственного служащего.

Административно-правовой статус сотрудника милиции, обладая общими с юридическими статусами иных субъектов права чертами (теоретическая конструкция состава, общее назначение и др.), характеризуется рядом особенностей, которые придают ему качественную и количественную определенность. Рассмотрение данных особенностей направлено на выявление сущности административно-правового статуса; закономерностей его образования, включения в состав тех или иных полномочий и др. Так как проводимое исследование преследует целью изучение внешних аспектов статуса сотрудников, то представляется целесообразным разграничить особенности его проявления во внутренней и внешней сферах деятельности. Полномочия во внутренней сфере определяются такими особенностями службы в милиции как, установление дисциплины применительно к воинской, отнесение милиции к числу военизированных государственных формирований и другими. Они носят вспомогательный организационный характер, направлены на создание условий реализации внешних полномочий, посредством которых и достигаются цели и задачи милиции как правоохранительного государственного формирования.

Во внешней сфере административно-правовой статус сотрудника милиции обладает следующими характерными чертами, выделяющими его из числа правовых статусов иных субъектов права, которые могут быть представлены в виде двух групп. В первую входят относящиеся ко всему статусу в целом - равенство для всего личного состава милиции и наличие специальной правосубъектности. Вторую группу составляют особенности, характеризующие лишь такие элементы статуса как обязанности и права. К их числу могут быть отнесены - преобладание властных полномочий связанных с применением мер принуждения; реализация обязанностей и прав не только в служебное, но и во внеслужебное время, независимо от места нахождения сотрудника; возложение дополнительных полномочий при наступлении особых условий; обеспечение охраны и защиты не только административно-правовых, но и уголовно-правовых отношений и др.

Следует отметить, что административно-правовой статус сотрудника произведен от юридического статуса милиции как формирования, являющегося составной частью органов внутренних дел России. На данную особенность установления правовых статусов государственных служащих обращает внимание В.М. Манохин, который отмечает, что полномочия государственных служащих вытекают из полномочий государственного органа, а реализация последних и составляет содержание деятельности входящего в орган личного состава.

Содержание юридического статуса милиции определяется ее социальным назначением, задачами формами и методами деятельности. Поэтому, представляется целесообразным раскрыть особенности административно-правового статуса сотрудников, через призму упомянутых социально- правовых явлений.

Равенство для всего личного состава.

Основным системообразующим признаком административно - правового и статуса сотрудника милиции является равенство для всего личного состава, независимо от занимаемой должности. На это указывает В.В. Черников, и, отмечая, что российский закон «О милиции» впервые четко зафиксировал и общий правовой статус сотрудника милиции, то есть ту часть обязанностей и прав милиции, которые относятся ко всем без исключения сотрудникам милиции от рядового милиции до министра внутренних дел

К упомянутым полномочиям относятся такие как обязанность оказывать помощь пострадавшим от общественно-опасных событий, принимать меры к предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию подозреваемых и др., а также правомочия предусмотренные Законом «О милиции».

Не все административные полномочия милиции аккумулируются в административно - правовом статусе сотрудника милиции. Остальная часть входит содержанием в должностные и индивидуальные должностные статусы личного состава.

Административно-правовой статус сотрудника милиции приобретается с момента зачисления в кадры органов внутренних дел, с постановкой на должность в милиции (если лицо уже является сотрудником ОВД, то только с постановкой на должность).

Практически всегда, за исключением случаев нахождения за штатами, он дополняется должностным статусом, который отражает особенности данной должности, содержит полномочия единые для всех сотрудников, занимающих подобную должность, например, - участкового инспектора милиции, оперативного уполномоченного уголовного розыска и др.

В.В. Черников называет данный вид статуса сотрудника, милиции «специальным правовым статусом». Подобное определение представляется несколько некорректным.

Индивидуальный должностной статус закрепляет полномочия с учетом специфики конкретной должности, в определенном ГРОВД, УВД и др. На его содержание оказывают влияние как внешние так и внутренние факторы, например, такие как - состояние криминогенной обстановки на обслуживаемой территории; укомплектованность кадрами органа, подразделения, иной структурной единицы милиции, в которой занимает должность сотрудник и др.

Кроме того, существование индивидуальных должностных, статусов определяется тем обстоятельством, что в нормативных актах в основном регламентируется компетенция служб, отделов, иных структурных частей органов внутренних дел, а распределение полномочий по конкретным, должностям осуществляется в соответствии со штатным расписанием, на основании функциональных обязанностей. Поэтому, занимая одинаковые должности, сотрудники могут выполнять различающиеся полномочия. Особенно заметно проявляются различия в индивидуальных статусах сотрудников, занимающих равнозначные должности в службах борьбы с преступлениями в сфере экономики, организации управления, штабах ГРОВД и некоторых других. Так, существенно различаются, урегулированные функциональными обязанностями, полномочия оперуполномоченных ОБЭП обслуживающих различные отрасли экономки. Особенности производства в сельском хозяйстве, деятельности банковской системы и др. предполагают различие в конкретном содержании правовых статусов названных сотрудников.

Одинаковые по наименованию должности инспекторов аналитических подразделений служб организации управления могут быть не равнозначны - ми по выполняемым обязанностям, закрепленными за такими участками деятельности как анализ, планирование, контроль и др.

Таким образом, административно-правовой статус сотрудника милиции, являясь равным по содержанию для всего личного состава, вбирает в себя общие полномочия, посредством использования которых достигается реализация существующих должностных статусов сотрудников, выполнение задач милиции в целом.

Специальная административная правосубъектность.

Специфической чертой административно-правового статуса сотрудника милиции является наличие в его составе такого элемента как специальная административная правосубъектность.

Специальная правосубъектность характеризуется возможностью субъекта права действовать в рамках определенного круга правоотношений. Ей обладают органы внутренних дел, сотрудники милиции в пределах административных правоотношений. Данный вид правосубъектности характеризуется рядом юридических требований к лицу, желающему поступить на службу в милицию. К ним относятся следующие: достижение определенного возраста (от 18-ти до 35-ти лет, а для поступления в учебные заведения МВД России допускается менее 18-ти лет, при наличии среднего образования); высокие деловые, личные, нравственные качества, а также состояние здоровья, позволяющие выполнять служебные полномочия; образование не ниже среднего.

Следует отметить, что специальная административная правосубъектность сотрудника милиции сужает границы общего юридического статуса гражданина. Так, нормативное установление запретов: на принятие в милицию лиц признанных, вступившим в силу решением суда, недееспособными или ограниченно дееспособными; на занятие предпринимательской деятельностью, а также работу по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях, не входящих в систему МВД России, за исключением творческой, научной и преподавательской деятельности, ограничивает общую дееспособность сотрудника милиции как гражданина.

Кроме того, нормативный запрет принимать на службу в милицию лиц имеющих либо имевших судимость сужает объем общей правоспособности граждан.

Предъявление повышенных требований к кандидатам на службу в милицию, а соответственно и ко всему личному составу определяется высокой степенью заинтересованности всего общества в эффективности результатов их деятельности, серьезностью полномочий сотрудников, зачастую связанных с правомерным вторжением в сферу прав и законных интересов граждан. В практической деятельности личному составу нередко приходится сталкиваться с ситуациями,

характеризующимися высокой степенью дискретности в выборе линии поведения, средств их разрешения и в конечном итоге правильный выбор во многом зависит не только от уровня профессионализма, но и именно от нравственных и иных личных качеств.

Следует отметить, что предоставление сотрудникам милиции правомочий на применение физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия предполагает, что при наступлении оговоренных в законе событий, представитель власти может причинить правонарушителю телесные повреждения и даже лишить его жизни. Моральная и юридическая ответственность личного состава милиции в случае принятия неправомерного решения в экстремальной ситуации очень велика. Все это предопределяет необходимость тщательного отбора на службу в милицию контингента лиц, обладающего высокими нравственными, деловыми, физическими и иными качествами.

Нормативное закрепление повышенных требований к кандидатам на службу в милицию (полицию) не является правовым нововведением российского законодателя, так как имеет свои исторические корни и зарубежные аналоги. Необходимость подобного подхода была осознана разработчиками правовых актов очевидно с момента возникновения полиции как самостоятельного государственного формирования.

Одним из первых юридических документов, достаточно подробно, регламентирующих правовой статус полицейского в дореволюционной России явился «Устав благочиния или полицейский», утвержденный Екатериной II в 17 82 году. В Уставе так определялись качества, которыми должен обладать российский полицейский - здравый рассудок, добрая воля к отправлению порученного, верность службе, человеколюбие, усердие общему делу, радение о должности, честность и бескорыстие, отсутствие явных пороков.

В более позднем нормативном документе Руководстве для полицейских чинов, принятом в начале нашего века, уже более четко были сформулированы критерии для отбора лиц на службу в полиции. К их числу относятся: полное физическое здоровье, безусловная трезвость, сдержанность, безусловная честность, умение хранить честь и профессиональное достоинство, наблюдательность, быстрая сообразительность, неуемная энергия.

Еще более жесткие требования предъявлялись к кандидатам на некоторые конкретные полицейские должности. Так, агенты наружного наблюдения, кроме перечисленных выше качеств, должны были удовлетворять следующим критериям: пройти воинскую службу и быть уволенными в запас в чине не ниже унтер-офицера армии, гвардии, флота. Также от кандидатов требовалось представить отличные рекомендации и аттестаты от войскового начальства.

Действующее законодательство многих стран мира также предусматривает повышенные требования к желающим поступить на службу полицию.

Например, для зачисления в штаты железнодорожной полиции США, претендент должен: иметь среднее образование, быть физически здоровым и находиться в возрасте не моложе 21 года. При этом не иметь склонности к употреблению алкоголя или наркотических средств и не подвергаться ранее обвинению в совершении преступления и др.

Соответствующие положения содержатся в законе Словацкого национального совета «О служебных отношениях сотрудников полицейского корпуса Словацкой Республики», которым предусматривается, что на службу в полицию могут быть приняты граждане старше 18-ти лет, имеющие требуемое (среднее) образование, физически и психологически способные к выполнению службы, отслужившие основную или резервную воинскую службу и др.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Особенности использования источников доказательств по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения.
Об административной ответственности в сфере недропользования
Признаки дисквалификации
Проблема законодательного закрепления понятия «должностное лицо»
Некоторые проблемы практики административно-юрисдикционной деятельности
Вернуться к списку публикаций