2013-05-12 00:22:44
ГлавнаяАдминистративное право — Проблемы кодификации законодательства, регламентирующего ответственность за правонарушения в сфере налогов и сборов



Проблемы кодификации законодательства, регламентирующего ответственность за правонарушения в сфере налогов и сборов


Государственное принуждение к правонарушителям, осуществляемое в интересах восстановления нарушенного налогового правопорядка и воздействие на правонарушителей. В теории права признается, что государственное принуждение выступает содержанием юридической ответственности. При этом существует два основных подхода к пониманию таких категорий как юридическая «ответственность» и «государственное принуждение», а также оценки их соотношения между собой. Первый подход разграничивает государственное принуждение на подвиды, исходя из чего связывает юридическую ответственность с обязанностью лица претерпевать определенные лишения, предусмотренные санкцией юридической нормы, что и обеспечивается государственным принуждением, выражающимся в форме лишения личного, организационного или имущественного характера.

Другой подход связан с дифференциацией юридической ответственности на два типа: штрафную и правовосстановительную, в результате чего прослеживается отказ от отождествления юридической ответственности с функцией, которая восполняет либо штрафную, либо правовосстановительную роль.

Данное принципиальное положение теории права о двух типах юридической ответственности находит свое подтверждение в налоговом законодательстве. Согласно ст. 114 НК РФ установлена штрафная ответственность за совершение налогового правонарушения. Мерой такой ответственности выступает штраф, размер которого установлен применительно к каждому из налоговых правонарушений, предусмотренных главой 16 НК РФ.

Одновременно НК РФ устанавливает и правовосстановительную ответственность налогоплательщиков и плательщиков сборов, которой присущ компенсационный характер по возмещению убытков государства вследствие нарушения налогового законодательства в форме уклонения от уплаты налогов. В этом плане примечательна глава 11 НК РФ, статья 75 которой возлагает на налогоплательщика, налогового агента или иное обязанное лицо уплачивать пени за несвоевременную уплату налогов и сборов. Безусловно, такая постановка вопроса носит дискуссионный характер, так как по своей природе пени не отнесены к категории финансовой или налоговой санкции. Однако нельзя отрицать и то обстоятельство, что данная правовая мера имеет характер государственного принуждения со стороны налоговых органов к налогоплательщику, на что указывает п. 6 ст. 75 НК РФ, предусматривающий принудительное взыскание сумм пеней за счет денежных средств на банковских счетах, а также за счет иного имущества в порядке, предусмотренном ст.ст. 46-47 НК РФ для организаций и ст. 48 НК РФ для физических лиц.

Особо следует отметить, что Налоговый кодекс РФ в главе 11 предусмотрел ряд иных мер, обеспечивающих исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов, в числе которых и залог имущества, поручительство, а также довольно жесткое воздействие в форме приостановления операций по счетам в банке и наложение ареста на имущество налогоплательщика.

Таким образом, в пределах целой подотрасли права (налогового права) существует штрафная ответственность, когда налоговое правонарушение обусловливает появление особого охранительного правоотношения, в рамках которого у налогоплательщика — правонарушителя появляются обязанности претерпеть предусмотренные налоговой санкцией соответствующие лишения, то есть уплатить штраф. Кроме того, нарушение налогового законодательства влечет за собой появление правоотношения, предполагающего обязанность налогоплательщика, несвоевременно уплатившего налоги и сборы, выплатить пени. Одновременно у налоговых органов возникает обязанность потребовать пени, а согласно п. 6 ст. 75 НК РФ взыскать их в принудительном порядке. Именно этот логически упорядоченный блок норм, регулирующих данное правоотношение представляется целесообразным признать институтом правовосстановительной ответственности в налоговом праве. Даже в случае, если нормы, предусматривающие штрафную ответственность за противоправные проступки в области налогообложения, будут полностью консолидированы в КоАП РФ, институт правовосстановительной налоговой ответственности неизбежно сохранится в структуре налогового законодательства. Это, в частности, подтверждает результаты реформы налогового законодательства в Республике Казахстан, где из новой редакции Налогового кодекса был исключен раздел об ответственности за налоговые правонарушения, однако сохранен и расширен блок норм, посвященных способам обеспечения исполнения невыполненного в срок налогового обязательства (глава 8), а также мерам принудительного взыскания налоговой задолженности (глава 9).

Подводя итог сказанному, необходимо отметить следующее. Ответственность за налоговые правонарушения может быть признана особым видом юридической ответственности, поскольку согласно критериям, позволяющим разграничить различные виды юридической ответственности, налоговая ответственность отличается целым рядом специфических особенностей.

Во-первых, налоговая ответственность предполагает применение мер государственного принуждения к особому кругу субъектов, среди которых и юридические лица - организации, и физические лица. При этом их можно признать специальными субъектами налоговых правонарушений, т.к. они обладают специальными признаками, то есть являются налогоплательщиками, участниками процесса налогово-проверочной работы и производства по делам о налоговых правонарушениях.

Во-вторых, основанием возникновения властных отношений по привлечению к налоговой ответственности являются особого рода юридические факты - налоговые правонарушения, систематизированные в специальных главах Налогового кодекса РФ. При этом предусмотрены общие положения об ответственности, и юридические конструкции конкретных составов налоговых правонарушений, формирующие в итоге институт отраслевых правонарушений, не тождественных административным правонарушениям.

В-третьих, специфическими являются меры государственного принуждения за совершение налоговых правонарушений, урегулированные налоговым законодательством. В связи с этим можно вести речь о двух компонентах налоговой ответственности — штрафном и восстановительном. Если штрафную ответственность можно унифицировать, то правовосстановительная ответственность неизбежно останется собственно налоговой, а правонарушитель будет претерпевать соответствующие меры государственно-налогового принуждения.

В-четвертых, налоговая ответственность имеет особый процессуальный порядок реализации, который, по мнению некоторых ученых, осуществляется через комплекс процессуальных отношений двуступенного характера, когда первая ступень возможна на основе норм ст. 100 НК РФ, а вторая требует применения не только норм НК РФ, но и норм Арбитражного процессуального кодекса РФ. Необходимо также указать, что первый этап реализации ответственности за совершение налоговых правонарушений также отличается особым порядком, не тождественным досудебному производству по делам об административных правонарушениях. Так как осуществляется модель налогово-проверочной работы, процесс которой охватывает деятельность по выявлению признаков налоговых правонарушений, доказыванию вины правонарушителя и оформлению полученных данных, предусмотренных особым процессуальным документом - актом налоговой проверки.

Все перечисленные особенности не позволяют признать налоговую ответственность разновидностью административной ответственности, хотя, безусловно, можно говорить о сходстве отдельных признаков этих видов ответственности.


Чарухин Денис Юрьевич



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789




Интересное:


Некоторые проблемы совершенствования законодательного регулирования мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
Правовые аспекты применения иных форм таможенного контроля
Реформы 60-70-х годов XIX века в России и переход от полицейского государства к правовому
Таможенные органы Российской Федерации как субъекты таможенного контроля
К вопросу о структуре административного процессуального кодекса
Вернуться к списку публикаций