2013-05-12 00:22:44
ГлавнаяАдминистративное право — Проблемы кодификации законодательства, регламентирующего ответственность за правонарушения в сфере налогов и сборов



Проблемы кодификации законодательства, регламентирующего ответственность за правонарушения в сфере налогов и сборов


Основные свойства и сущность ответственности за совершение налоговых правонарушений

Осуществленные в последнее десятилетие XX века и реализуемые в начале XXI века социально-политические и экономические реформы существенно видоизменили те отношения, которые возникали, складывались и существовали в России по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов, в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение противоправных деяний в анализируемой сфере.

Была проведена значительная работа по урегулированию вышеупомянутых отношений, в том числе и тех из них, которые связаны с привлечением к ответственности за совершение правонарушений в области налогов и сборов. Весь этот комплекс норм стал объектом научного интереса, когда правовые установления, предусматривавшие ответственность за противоправные деяния в сфере налогообложения, стали изучаться и как социальное, и как правовое явление. Интерес вызывает и выяснение соотношения правовых категорий и тех научных понятий, которыми оперируют общая теория налогообложения, теория финансов.

Учитывая характер избранной автором темы научного исследования, представляется целесообразным проанализировать вопрос о правовой природе ответственности за совершение налоговых правонарушений. Это обусловлено тем, что подход законодателя к разрешению этого вопроса имел инновационный характер, создавший предпосылки для различных оценок проведенной им работы и разработки на этой основе концепций ответственности за совершение противоправных деяний в сфере налогообложения. Это вполне закономерное явление, так как кардинальное обновление налоговых правоотношений и формирование принципиально новых отношений, связанных с предпринимательской деятельностью, требует тщательного изучения этих вопросов, научного осмысления полученных результатов в интересах создания научной основы фактически вновь созданной подотрасли законодательства как налоговой. Из этого следует, что законодательная база качественно новой системы налогообложения в свою очередь требует развития принципиально новых для отечественных условий отраслей науки в виде теории налогового права, теории налогообложения.

В рамках теории налогового права возникает вопрос о правовой природе ответственности за совершение налоговых правонарушений. Как известно, при моделировании института налогового законодательства было отдано предпочтение отраслевому принципу. Такой подход вступал в противоречие с существующей в теории административного права концепцией о том, что нормы административного права, закрепляя широкий круг мер принудительного воздействия, охраняет не только административно-правовые отношения, но и отношения регулируемые гражданским, трудовым, земельным и иными отраслями права, реализацию которых призваны обеспечить органы исполнительской власти. Это означало признание того факта, что административными санкциями должно охраняться и обновленное налоговое и многие другие экономические отношения, возникшие в ходе экономических преобразований.

Однако, именно подобный подход получил свое развитие в теории налогового права. В определенной степени это было обусловлено чисто практическим аспектом, поскольку уклонение от уплаты налогов получает распространение в российском обществе как негативное социально-правовое явление, повлекшее за собой научный интерес к этому вопросу со стороны специалистов в области административного, налогового, финансового и уголовного права.

Так, при рассмотрении проблемы ответственности налогоплательщиков особое внимание стало обращаться на специфику мер государственного принуждения, применение которых в соответствии с законом стало возможно к налогоплательщикам - правонарушителям. Прежде всего это меры, обеспечивающие поступление намеченных налоговых платежей в казну в соответствии с законодательством. Среди них взыскание суммы недоимки в принудительном порядке; залог денежных и товарно-материальных ценностей поручительством или гарантией кредиторов-налогоплательщиков. Одновременно внимание обращалось и на характер санкций, которые могли применять налоговые органы к лицам, совершившим налоговые правонарушения - финансовые санкции и административные штрафы. При этом подчеркивалось, что эти штрафы также являются в своей сущности финансовыми санкциями, видом финансовой ответственности за налоговые правонарушения, применяемой налоговыми органами в административном порядке в сфере финансовой (налоговой) деятельности государства.

В этих теоретических рассуждениях, которые имели место на этапе, предшествовавшем принятию Налогового кодекса, можно увидеть принципиальную постановку вопроса о появлении нового вида ответственности, а именно финансовой, характерная черта которой заключается в особом государственном принуждении, применяемом к определенному кругу лиц: налогоплательщикам - правонарушителям.

Новый импульс к продолжению исследований вопроса об ответственности за противоправное поведение в области налогов дает нормативный материал Налогового кодекса РФ. Появление в его структуре раздела VI, регулирующего отношения, связанные с привлечением к ответственности за совершение налоговых правонарушений, не привело к появлению в теории налогового права единого взгляда на правовую природу рассматриваемой ответственности. На этот счет стали высказываться различные суждения, демонстрирующие подход того или иного специалиста к этой проблеме. Прежде всего, в юридической литературе можно встретить понимание налоговой ответственности в той трактовке, которая делает акцент на мерах принуждения, применяемых к налогоплательщикам - правонарушителям. Так, отмечается, что налоговая ответственность - это санкция (принудительная мера) за налоговое правонарушение, предусмотренная главой 16 НК РФ, иными словами, это применение уполномоченными организациями к налогоплательщикам и иным лицам, содействующим укрытию налога, налоговых санкций за совершение налогового правонарушения.

В таком же контексте, но в несколько более широком смысле, предлагается определение термина «ответственность за совершение налоговых правонарушений», которое формулируется, исходя из концепции, которая реализована в ст. 107 НК РФ. В связи с этим, указанная ответственность определяется как предусмотренная законом мера государственного воздействия на лицо, совершившее налоговое правонарушение, которое влечет отрицательные экономически невыгодные последствия имущественного характера, выраженные в виде штрафа (пени). При этом не приводится оценка правовой природы такой ответственности.

Отдельные авторы в работах по налоговому праву используют словосочетание «налоговая ответственность». Для характеристики этого понятия подчеркивается, что данная ответственность обладает рядом признаков, характерных для любого из видов юридической ответственности, а с другой — отличается специфическими чертами (основание — налоговое правонарушение; урегулированность нормами налогового права; применение к нарушителю специальных финансовых санкций; особый порядок привлечения к ответственности, предусмотренный НК РФ; налогоплательщики и иные обязанные лица). Определяя правовую природу налоговой ответственности в налоговых правоотношениях, ряд специалистов подчеркивает, что она наступает только в соответствии с Налоговым кодексом РФ, поскольку именно ст.ст. 106, 108-110 НК РФ предопределяют, что основанием для привлечения лица к налоговой ответственности является виновно совершенное противоправное деяние, образующее состав налогового правонарушения, закрытый перечень составов которых дан в главе 16 НК РФ. Это означает недопустимость привлечения лица к налоговой ответственности иначе как по основаниям и в порядке, установленном НК РФ. При этом справедливо обращается внимание на п. 3, 4 ст. 108 НК РФ, определяющие соотношение налоговой ответственности с другими видами ответственности, а именно уголовной и административной. На основе таких рассуждений делается вывод о том, что в ходе развития налогового законодательства и практики его применения сложилась определенная совокупность признаков, позволяющая сделать вывод о формировании в российской правовой системе института ответственности за налоговые правонарушения, получившего с принятием НК РФ такое обозначение как «налоговая ответственность».

Вместе с тем, подчеркивая вышеприведенные характерные черты данного вида ответственности, отдельные авторы вопреки обозначенной ими же системе специфических свойств налоговой ответственности, подчеркивают, что она имеет административную природу и является разновидностью административной ответственности, а налоговое правонарушение - разновидностью административного правонарушения. Поэтому, несмотря на специфику правового закрепления налоговой ответственности, сделать вывод о ее полной самостоятельности наравне с уголовной, гражданской, административной и дисциплинарной, по мнению авторов этой концепции, нельзя.

Еще более категоричным является суждение о том, что налоговые правонарушения в полной мере содержат признаки административных правонарушений, что в свою очередь характеризует юридическую природу ответственности за налоговые правонарушения как административную ответственность. Такой подход обосновывается тем, что административно-правовые налоговые правоотношения, связанные с обращением взыскания на имущество налогоплательщика, относятся к сфере исполнительной и распорядительной деятельности государства по реализации им своих имущественных (денежных) интересов. При этом государство всегда выступает в качестве одной из сторон этих отношений, а правонарушитель несет ответственность перед государством. Однако при таком порядке также делаются оговорки относительно существенных особенностей административной имущественной ответственности по НК РФ: государственный орган теряет право самостоятельного применения мер ответственности к правонарушителю (только через суд); в качестве субъекта по сути административной ответственности выступает юридическое лицо.

Существует особый подход к анализу проблемы ответственности за налоговые правонарушения. Он заключается в том, что основным объектом при рассмотрении данного вопроса выступает такая категория как налоговые правонарушения, в частности, признается, что к налоговым относятся правонарушения, касающиеся налоговой системы непосредственно. При этом основанием для привлечения лица к юридической ответственности за такое правонарушение может быть только поведение, отличающееся противоправностью, виновностью лица, нарушившего закон, наличие причинной связи противоправного действия и вредных последствий, а также наказуемость такого действия или бездействия. Исходя из такой трактовки, в зависимости от объекта правонарушителя, выделяются основные группы налоговых правонарушений. При этом данная дифференциация этих правонарушений ограничивается рамками НК РФ.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789




Интересное:


Вопросы полицейского (административного) права в трудах И.Е. Андреевского
Лицензирование как институт административного права
Дисквалификация в системе мер административного наказания и ее соотношение с иными видами наказания
Об ответственности за посягательство на здоровье населения и общественную нравственность
О некоторых процессуальных новеллах кодекса РФ об административных правонарушениях
Вернуться к списку публикаций