2013-05-12 00:22:44
ГлавнаяАдминистративное право — Проблемы кодификации законодательства, регламентирующего ответственность за правонарушения в сфере налогов и сборов



Проблемы кодификации законодательства, регламентирующего ответственность за правонарушения в сфере налогов и сборов


Изучение Закона «Об основах налоговой системы в РФ» позволяет сделать вывод, что из ряда положений данного нормативного акта «выводились» составы нарушений налогового законодательства, субъектами которых признавались руководители банков, кредитных учреждений, бирж и т.п. Представляется возможным выделить следующие юридические факты, которые могли бы служить основанием для применения к указанным лицам мер государственного принуждения:

а) открытие банком или иным кредитным учреждением расчетного или иного счета налогоплательщику без предъявления последним документа, подтверждающего его постановку на учет в налоговом органе и несообщение об открытии указанных счетов в пятидневный срок в налоговый орган (ч. 2 ст. 4);

б) непредставление банками и другими кредитными учреждениями налоговым органам данных о хозяйственных операциях налогоплательщиков - клиентов этих учреждений и предприятий за истекший финансовый год (ч. 2 ст. 15);

в) задержка банками и кредитными учреждениями исполнения поручений налогоплательщиков на перечисление налогов и иных обязательных платежей и использование неперечисленных сумм налогов в качестве кредитных ресурсов (ч. 3 ст. 15);

г) нарушение порядка расчета налога на прибыль и налога на добавленную стоимость при реализации предприятиями продукции работ услуг по ценам не выше фактической себестоимости; неуведомление налогового органа о намерении продать продукцию по ценам ниже себестоимости; нарушение порядка определения выручки (оборота) для расчета налога на прибыль и налога на добавленную стоимость при обмене предприятиями продукцией (работами, услугами) либо ее передача безвозмездно.

О данном нарушении законодательства о налогах и сборах можно было говорить на основе анализа положений, предусмотренных абз. 3 ч. 1 ст. 11 Закона РФ «О налоговой системе в РФ», п. 5 ст. 2 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и абз. 3 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость». Для формулирования данного состава важное значение имел пункт первый Указа Президента РФ «Об уточнении действующего порядка взимания налога на прибыль и налога на добавленную стоимость» от 10 августа 1994 года № 1677;

д) сокрытие или занижение дохода (прибыли). Это нарушение налогового законодательства было предусмотрено п. «а» ч. 1 ст. 13 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» и корреспондировало с нормой, имеющейся в абз. 1 ч. 1 ст. 11 этого же закона, обязывавшей налогоплательщика своевременно и в полном объеме уплачивать налоги;

е) отсутствие учета объектов налогообложения и ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшее за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период. Возможность применения мер ответственности за данное нарушение налогового законодательства предусматривал п. «б» ч. 1 ст. 13 Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ». Эта норма была связана с обязанностью налогоплательщика вести бухгалтерский учет и составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности (абз. 2 ч. 1 ст. 11);

ж) непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога, что признавалось нарушением налогового законодательства согласно абз. 2 п. б ч. 1 ст. 13 и абз. 3 ч. 1 ст. 11 Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ»;

з) непредставление или несвоевременное представление нотариусами, а также должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия, документов, необходимых для исчисления налога на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения. Данное нарушение налогового законодательства вытекало из абз. 3 ч. 1 ст. 11 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ», а также п. 3 ст. 5 Закона РФ «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения». Эти требования были адресованы такому специальному субъекту как нотариус и другим должностным лицам, уполномоченным в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате совершать нотариальные действия. Нормы этих правовых документов позволяли сформулировать состав рассматриваемого нарушения налогового законодательства, объективная сторона которого заключалась в непредставлении в налоговый орган справок о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан в порядке наследования или дарения в установленные для этого сроки либо представление в соответствующих справках искаженных данных, в результате чего налоговые органы оказывались в ситуации, не позволяющей им исчислить соответствующий налог.

Сказанное позволяет отметить, что конкретные составы нарушений налогового законодательства формировались не только с опорой на нормы Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» (ст. ст. 4, 11, 13, 15), но и на положения ряда законов, регулировавших отдельные аспекты налогообложения в РФ.

Необходимо указать, что в упомянутом выше перечне составов налоговых правонарушений большая часть связана с неисполнением обязанностей налогоплательщиков своевременно и в полном размере уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности и предоставлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения.

Четвертая особенность проявилась в том, что в налоговом законодательстве появился такой элемент ответственности за нарушение налоговых законов как правовосстановительные меры, призванные восстанавливать нормальное состояние налоговых правоотношений. Этот аспект получил свое развитие в п. «а» ст. 13 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ», который предусматривал такую меру государственного принуждения как взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения. В свою очередь п. «в» ч. 1 ст. 13 устанавливал возможность взыскания пени с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога в размере 0,3 % неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога, если законом не предусмотрены иные размеры пени.

В-пятых, развитие совокупности норм, устанавливающих ответственность за нарушения налогового законодательства, проявилось в том, что в законе были определены последствия, которые наступали за несоблюдение предусмотренных в нормативном акте приведенных выше положений, указывающих на основание налоговой ответственности. Обратившись к Закону РФ «Об основах налоговой системы в РФ», Закону РФ «О государственной налоговой службе РФ», можно увидеть, что реакция государства на нарушение налогового законодательства могла проявиться в различной форме. Так, структурные элементы норм, которые содержались в ст. ст. 13, 14, 15 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» и в п. 12 ст.7 Закона РФ «О государственной налоговой службе РФ», указывали на различные по своей правовой природе санкции, подлежащие применению за нарушение предписаний, содержащихся в перечисленных нормах указанных законов. Так, в ст. 13 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» предусматривалась такая санкция как штраф, при этом, использовалась абсолютно определенная форма данной санкции, то есть конкретный размер штрафов. Вместе с тем, в п. «г» ч. 2 ст. 14 этого же нормативного акта речь идет о праве должностных лиц налоговых органов в установленном законом порядке налагать на руководителей банков, кредитных учреждений, а также финансовых органов административные штрафы в случае невыполнения указаний налоговых органов. Нормы ст. 15 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» предусматривали штраф, назначаемый в случае привлечения к административной ответственности руководителей банков, кредитных учреждений и предприятий. Словосочетание «административный штраф» было использовано законодателем в качестве составного элемента норм, которые указывали именно на эту меру государственного принуждения, которая должны была назначаться при нарушении предписаний, содержащихся в п. 12 ст. 7 Закона РФ «О государственной налоговой службе РФ».

Сказанное свидетельствует о том, что законодатель счел целесообразным использовать в отношении налогоплательщиков-правонарушителей и правовосстановительные меры, принуждая их к исполнению невыполненной обязанности по уплате налогов, и карательные санкции в виде денежных взысканий - штрафов. При этом в налоговых законах были установлены разновидности данного денежного взыскания, для чего в законодательстве предусматривалась возможность назначения налогоплательщикам, нарушившим налоговое законодательство, штрафов, исходя из оснований, закрепленных ст. 13 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» и административных штрафов, давая тем самым отсылку к ст. 27 КоАП РСФСР.

В процессе формирования комплекса норм, устанавливающих ответственность за нарушение налогового законодательства, были затронуты такие аспекты, связанные с государственным принуждением, как регламентация их определенных видов, касающихся применения к налогоплательщикам правонарушителям, мер принудительного воздействия, а также мер пресечения. Подобный подход был характерен для ст. 14 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» и ст.7 Закона РФ «О государственной налоговой службе РФ».

Подводя итог вышеизложенному необходимо отметить следующее.

1. Изменение характера таких функций государства как налогообложение и финансовый (налоговый) контроль, в частности трактовка их исходя из существования специфических обязательственных отношений между государством и плательщиками налогов, повлекла за собой создание современной системы налогового законодательства. В его рамках неизбежно должна была быть разрешена проблема моделирования частно-публичного статуса налогоплательщиков, что означало фиксацию предъявляемых к ним требований в сфере налогообложения, невыполнение которых влекло применение мер государственного принуждения.

2. При моделировании законодательства об экономической, в том числе предпринимательской деятельности, были регламентированы вопросы налогообложения предприятий, исходя из новых условий хозяйствования. Кроме того, были предприняты меры к формированию законодательства о предпринимательской деятельности, в котором были предусмотрены положения, связанные с нарушениями предпринимателями установленных для них ограничений, в сфере экономической деятельности. Исходя из этого, стал формироваться межотраслевой правовой институт, связанный с ответственностью налогоплательщиков - предпринимателей за нарушение налогового и связанного с ним предпринимательского законодательства.

3. При создании в рамках налогового законодательства комплекса норм, устанавливающих ответственность за нарушение предусмотренных для налогоплательщиков обязанностей, был использован особый порядок применения к налогоплательщикам мер государственного принуждения, заключающийся в том, что законодатель использовал для его закрепления нормы базовых налоговых законов. Именно в этом правовом поле были установлены нормы, указывающие на конкретные нарушения налогового законодательства. Наряду с этим в налоговых законах была предусмотрена особая система санкций к налоговым правонарушителям. С одной стороны это правовосстановительные меры, а с другой - карательные санкции в виде штрафов. Также был определен круг субъектов, к которым могли применяться указанные санкции. Новеллой здесь стала возможность применения мер ответственности за нарушение налогового законодательства к юридическим лицам.

4. В период формирования системы норм, устанавливающих ответственность за противоправное поведение в сфере налогообложения, появилась дифференциация нарушений налогового законодательства на различные виды в зависимости от объекта противоправных посягательств. В качестве таковых называлась не только область налогов и сборов, но и финансов, предпринимательства, порядка управления.

5. Правовые нормы, устанавливающие ответственность за нарушение налогового законодательства, отличались определенным несовершенством, поскольку законодатель не использовал в полной мере тот опыт, который у него имелся в сфере кодификации законодательства об административных правонарушениях, поэтому юридические конструкции составов нарушений налогового законодательства отличались сложностью. Отдельные составы можно было выявить на основе анализа различных нормативных актов, отсутствовала надлежащая систематизация соответствующего круга правовых норм. Это создавало предпосылки для дальнейшего развития и совершенствования такого принципиально нового института налогового законодательства как ответственность за правонарушения в сфере налогов и сборов.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789




Интересное:


Об ответственности за посягательство на здоровье населения и общественную нравственность
История развития законодательства об административной ответственности должностных лиц
Понятие государственного служащего Российской Федерации и структура его административно-правового статуса
Лицензирование как институт административного права
Особенности использования источников доказательств по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения.
Вернуться к списку публикаций