2013-05-12 00:12:24
ГлавнаяАдминистративное право — Значение законодательства, регламентирующего ответственность за правонарушения в сфере налогов и сборов, для юрисдикционной деятельности налоговых органов



Значение законодательства, регламентирующего ответственность за правонарушения в сфере налогов и сборов, для юрисдикционной деятельности налоговых органов


Особый интерес представляет то обстоятельство, что изначально в ст. 7 Закона «О налоговых органах РФ» определявшей статус органов налоговой службы, предусмотрены в том числе меры юридической ответственности за совершение административных правонарушений. В п. 8 ст. 7 анализируемого закона налоговым органам предоставлено право выносить решение о привлечении органов, организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а в пункте 12 этой же статьи - налагать на определенный круг субъектов соответствующих административно-налоговых правонарушений административные штрафы.

Оценивая эти нормы, можно отметить, что законодатель четко разграничил меры государственного принуждения, которые могли применяться за совершение налоговых правонарушений в соответствии с НК РФ и меры государственного принуждения - административного взыскания виде штрафа, подлежащие применению к субъектам административно-налоговых правонарушений.

Таким образом, была обозначена позиция относительно возможности использования в борьбе с правонарушениями в области налогов как финансовых санкций (п. 8 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах РФ»), так и административного взыскания в виде штрафа (п. 2 ч. 1 ст. 24, ст. 27 КоАП РСФСР).

В теории административного права к моменту принятия закона, закрепившего статус налоговых органов, сложилась стабильная концепция, обосновывающая такой правовой институт как административная ответственность. Этому благоприятствовала кодификация законодательства об административных правонарушениях, которая приобрела форму КоАП РСФСР.

Анализируя этот правовой документ, специалисты в области административного права сформулировали теоретические положения, касающиеся признаков данной ответственности, ее основных свойств, специфических особенностей, дали обстоятельную характеристику основным элементам административного правонарушения. Опираясь на эти критерии, представляется целесообразным выделить характерные свойства административной ответственности за совершение административно-налоговых правонарушений, исходя из анализа п. 12 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах РФ», гл. 2-4 КоАП РСФСР, ст. 156.1 КоАП РСФСР.

Во-первых, административная ответственность за совершение административно-налоговых правонарушений стала представлять собой государственное принуждение в форме такого вида административного взыскания как штраф.

Во-вторых, основанием рассматриваемой административной ответственности было признано правонарушение, характеристика основных элементов которого была зафиксирована в абз. 1-3 п. 12 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах РФ», ст. 156.1 КоАП РСФСР. Субъектами административной ответственности за совершение правонарушений в сфере налогов были признаны должностные лица предприятий, учреждений и организаций, руководители этих структур, а также граждане, виновные в нарушении законодательства о предпринимательской деятельности, в отсутствии учета доходов, в непредставлении или несвоевременном представлении декларации о доходах. Таким образом, законодатель учредил специальный субъект административно-налоговых правонарушений, указав на его конструктивные признаки.

В-третьих, специфика административной ответственности за совершение правонарушений в налоговой сфере состояла в том, что применять государственное принуждение за их совершение получили право руководители налоговых органов и их заместители.

В-четвертых, применение государственного принуждения в виде административного штрафа за совершение административно-налогового правонарушения могло сочетаться с иными мерами государственного принуждения, предусмотренными ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах РФ», ст. 31 НК РФ. Это означало, что процедуре привлечения налогоплательщика к административной ответственности могли предшествовать предупредительные меры в виде проверок соблюдения налогового законодательства, меры пресечения, прекращающие противоправное поведение налогоплательщика. Кроме того, привлечение налогоплательщика к административной ответственности не исключало применения мер защиты в интересах восстановления нормального состояния налоговых правоотношений.

В-пятых, процедура привлечения к административной ответственности лиц, перечисленных в абз. 1-3 п. 12 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах РФ», осуществлялась только в соответствии с правилами, предусмотренными разделом IV КоАП РСФСР, не отождествляясь с процедурами, предусмотренными главой 14 НК РФ.

В-шестых, правовую основу применения мер государственного принуждения за совершение административно-налоговых правонарушений составили нормы Закона РФ «О налоговых органах РФ» и КоАП РСФСР. Они образовали в своем единстве относительно обособленную систему правовых положений, регулирующих отношения, возникающие при привлечении налогоплательщиков к административной ответственности. При этом данный комплекс норм стал содержать и материально-правовые, и процессуальные положения, что объективно свидетельствовало о выделении в правовом институте административной ответственности подинститута административноналоговой ответственности.

Как известно, в 2001 году было модернизировано административное законодательство в целом, в т.ч. и регламентирующее административно-налоговую ответственность. Преобразование состояло в том, что законодатель исключил из ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах РФ» пункт 12 и сосредоточил все нормы, регулирующие привлечение к ответственности за совершение административно-налоговых правонарушений, в КоАП РФ.

Особо следует отметить, что при разрешении вопроса принципиального обновления КоАП РСФСР высказывались различные предложения о совершенствовании содержания указанного правового документа, его структурирования, устройства материально-правовых и процессуальных норм. Традиционный подход был связан с сохранением существовавшей прежде концепции, когда рассматриваемый кодификационный акт, как и иные кодексы, состоял из Общей и Особенной частей. Исходя из этого, высказывалась точка зрения о том, что соотношение общих положений с особенными и отдельными нормами есть соотношение общего, особенного и единичного, поэтому новая редакция КоАП РФ должна предусматривать общие положения, а также иметь в своей структуре Особенную часть, охватывающую различные правонарушения.

Иной подход заключался в использовании той концепции, которая характерна для кодификации законодательства, непосредственно регулирующего общественные отношения в области борьбы с преступностью. Как известно, при правовом регулировании общественных отношений, возникающих в процессе привлечения граждан к уголовной ответственности, материально-правовые нормы сконцентрированы в УК РФ, а процессуальные — в УПК РФ. С учетом этого предлагалось создать федеральный законодательный акт, который мог бы именоваться либо административнопроцессуальным кодексом РФ, либо Основами административно-процессуальной деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации, а нормы материально-правового характера должны быть сосредоточены в ином кодифицированном акте.

Также предлагалось подготовить и принять основы законодательства РФ об административной ответственности, содержащие положения, в общем виде определяющие состав административного правонарушения, указывающие на субъекты административной ответственности и на виды административных взысканий. Одновременно считалось целесообразным сохранить и развивать в дополнение к Основам законодательства об административной ответственности систему отраслевых кодексов, нормы которых вполне обоснованно могут включать положения, характерные для законодательства об административных правонарушениях.

Тем не менее, в законодательстве сохранилась преемственность с ранее существовавшей концепцией систематизации законодательства об административных правонарушениях. Это проявилось в структурном построении КоАП РФ 2001 года и в содержательных моментах. Вполне закономерно и то, что данный нормативно-правовой акт по определенным параметрам отличается от КоАП РСФСР 1984 года, поскольку он вобрал в себя большинство положений федерального законодательства об административной ответственности принятого с 1991 по 2001 год. Принципиально важным моментом, позволившим осуществить данную работу, стало распространение в ст. 2.10 КоАП РФ административной ответственности на юридических лиц, так как КоАП РСФСР содержал материальные и процессуальные нормы, относящиеся только к гражданам.

Обращает на себя внимание обстоятельство, что в 2001 году законодатель не отказался от идеи регулирования отношений, связанных с привлечением к ответственности за различного рода правонарушения, в отраслевых кодексах. Характерным примером являются положения Налогового кодекса РФ, устанавливающие ответственность за совершение налоговых правонарушений. Законодатель лишь включил в гл. 15 КоАП РФ 2001 года те нормы, которые имелись в п. 12 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах РФ». Сопоставляя текст п. 12 ст. 7 указанного закона и гл. 15 КоАП РФ 2001 года, можно увидеть, что положения, имевшиеся в абз. 1 п. 12 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах РФ», касающиеся наложения административных штрафов на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, виновных в отсутствии бухгалтерского учета, а также в ведении его с нарушением установленного порядка или искажении, стали охватываться диспозицией ст. 15.11 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.

Нормы, абз.1 п. 12 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах РФ», предусматривающие штрафные санкции за непредставление бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет, стали охватываться ст. 15.6 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

В абз. 2 п. 12 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах РФ» предусматривается ответственность граждан, виновных в нарушении законодательства о предпринимательской деятельности. КоАП РФ за подобное противоправное поведение предусматривает ответственность в ст.ст. 15.12.; ч. 1 ст. 14.1.; ч. 2 ст. 14.2. Речь идет об ответственности за выпуск организацией- производителем товаров и продукции без маркировки; за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).

Ранее абз. 2 п. 12 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах РФ» предусматривал ответственность граждан, виновных в непредставлении декларации о доходах либо о включении в декларацию искаженных данных. Подобное противоправное поведение в соответствии с КоАП РФ предполагает ответственность по ст. 15.5.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Меры поощрения, ответственности и ограничения государственных служащих Российской Федерации
Первые русские ученые-полицеисты дореформенного периода
Организация и проведение выборов Президента России
Взаимодействие Совета Федерации с иными органами государственной власти в России и за рубежом
Возникновение и развитие науки административного (полицейского) права в Западной Европе в XVIII-XIX веках
Вернуться к списку публикаций