2013-05-12 00:12:24
ГлавнаяАдминистративное право — Значение законодательства, регламентирующего ответственность за правонарушения в сфере налогов и сборов, для юрисдикционной деятельности налоговых органов



Значение законодательства, регламентирующего ответственность за правонарушения в сфере налогов и сборов, для юрисдикционной деятельности налоговых органов


Государственное принуждение в области налогов: сущность, структурные компоненты и его место в системе права

В последние годы ряд авторов обратились к проблеме административной ответственности за правонарушения в области налогов, предпринимая попытки определить ее специфику, осуществить дифференциацию с уголовной ответственностью за налоговые преступления, а также с ответственностью за совершение налоговых правонарушений согласно главам 15, 16 НК РФ.

Правовая природа административного законодательства такова, что оно, прежде всего, призвано быть правовой основой государственного управления. Принципиальная схема такого правового обеспечения состоит в том, что учреждаются определенные органы исполнительной власти, функции которых определяются в нормативных актах. Это, в свою очередь, позволяет органам государственного управления использовать принадлежащие им государственно-властные полномочия в соответствующих управленческих сферах. Безусловно, что основополагающее значение здесь имеет Конституция РФ, Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ», указы Президента РФ. Их положения являются необходимым условием для принятия специальных отраслевых законов, посредством которых организуется отраслевое и межотраслевое государственное управление, а также для принятия и обновления отраслевых кодексов, где соответствующие функции субъектов государственного управления находят свою детальную регламентацию.

Характерная особенность законодательных актов, устанавливающих статус определенных органов исполнительной власти - субъектов государственного управления в определенной сфере, заключается в том, что в специальных статьях они предусматривают систему мер государственного принуждения, которые могут применяться при наличии к тому законных оснований, в том числе за совершенное правонарушение.

Применительно к исследуемой проблеме важно, что для обеспечения межотраслевого управления в налоговой сфере был учрежден специальный орган исполнительной власти в виде Государственной налоговой службы РФ, чей статус был определен Законом РФ «О Государственной налоговой службе РФ». Впоследствии в связи с принятием Налогового кодекса РФ данное ведомство изменило свое наименование. Так, Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 783 было утверждено Положение о Министерстве РФ по налогам и сборам (МНС РФ). В свою очередь, упомянутый выше закон в своей новой редакции стал именоваться законом РФ «О налоговых органах РФ». А Указом Президента от 09.03.2004 была учреждена Федеральная налоговая служба при Министерстве финансов РФ.

Обратившись к тексту Закона РФ «О налоговых органах РФ», можно увидеть, что в ст. 7 предусмотрена соответствующая система мер государственного принуждения, в числе которых законодатель установил меры предупредительного воздействия, меры пресечения, меры защиты (восстановительные меры), а также меры юридической ответственности.

Меры предупредительного воздействия. В силу своей юридической природы эти меры государственного принуждения предназначены для предупреждения возможных правонарушений, в данном налоговых, административно-налоговых правонарушений, а также налоговых преступлений. Анализируя ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах РФ», можно к числу этих мер отнести проверку налоговыми органами денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, платежей в бюджет, получение необходимых объяснений, справок и сведений по вопросам, возникающим при проверках (пункт 1). Предупредительный характер имеют и меры контроля за соблюдением законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью (пункт 2), а также право потребовать от предприятий, учреждений и организаций, у граждан справки, документы и их копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика, необходимые для правильного налогообложения, обследовать производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений и организаций граждан, используемые для извлечения доходов, изымать документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или о сокрытии иных объектов от налогообложения, производить осмотр документов, фиксировать их содержание.

Оценивая перечень этих мер, необходимо признать, что с одной стороны они несут на себе предупредительную нагрузку, побуждая налогоплательщиков под угрозой постоянного контроля со стороны налоговых органов соблюдать налоговое законодательство, правильно исчислять, полностью и своевременно вносить в соответствующий бюджет государственные налоги и другие платежи. С другой стороны, эти меры являются «инструментом» контрольно-проверочной функции налоговых органов, обеспечивая выявление налоговых и административно-налоговых правонарушений, налоговых преступлений. Таким образом существует взаимосвязь между данной группой мер государственного принуждения и теми мерами государственного принуждения, которые наступают за указанные деяния при условии их квалификации в соответствии с положениями, установленными НК РФ, КоАП РФ, УК РФ, а также происхождение процедуры досудебного производства по факту совершения налоговых деликтов.

Меры пресечения. Эта разновидность мер государственного принуждения традиционно применяется для прекращения противоправных действий или для предотвращения их вредных последствий. Включение их в группу мер государственного принуждения связано с тем, что основанием для их осуществления является установленное соответствующим органом государственного управления (в данном случае налоговыми органами) правонарушения. В ст.7 Закона РФ «О налоговых органах РФ» это право данного ведомства предъявлять в суде и арбитражном суде иски о ликвидации предприятий любой организационно-правовой формы собственности по основаниям, установленным законодательством РФ, а также о признании регистрации предприятия недействительной.

К числу подобных мер относится право налоговых органов возбуждать ходатайства о запрещении в установленном порядке заниматься индивидуальной трудовой деятельностью (пункт 9). Как было отмечено ранее, в силу своей правовой природы меры пресечения обеспечивают вмешательство в деятельность налогоплательщика, если тот совершил налоговое, административно-налоговое правонарушение, налоговое преступление, и прекращает ее. Связь с мерами ответственности за совершение этих деликтов проявляется в том, что меры пресечения предшествуют исполнению субъектом права обязанности претерпеть неблагоприятные для него последствия указанного правонарушения.

Меры защиты (восстановительные меры). В ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах РФ» представлены меры государственного принуждения в форме взыскания недоимки по налогам и взыскания пеней (пункт 9), признания сделок недействительными и взыскание в доход государства всего полученного по таким сделкам, взыскание неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий (пункт 11). Это особая группа мер государственного принуждения, поскольку отдельные ученые признают их особым видом юридической ответственности - правовосстановительной ответственности. Проблемным является вопрос, несут ли меры защиты в отношении правонарушителя карательную нагрузку или же только защищают соответствующие субъективные права. Бесспорным является тот факт, что при совершении налогового правонарушения возможно применение анализируемых мер защиты, то есть прослеживается связь между данной группой мер государственного принуждения и мерами юридической ответственности за совершение налоговых деликтов.

Рассматривая систему мер административного принуждения, осуществление которых возможно в области налогов, необходимо особо отметить, что организация государственного управления в анализируемой сфере была связана с созданием двух органов исполнительной власти, составивших, начиная с 1993 года, налоговую администрацию РФ. Так, из состава ГНС РФ в 1993 году было выделено в качестве самостоятельного органа исполнительной власти Главное управление налоговых расследований, которое вплоть до 2003 года функционировало в качестве органов налоговой полиции. Примечательным является то, что согласно п. 2-3 ч. 1 ст. 11 Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции», должностные лица этого ведомства имели полномочия, равноценные с правами сотрудников налоговых органов, то есть могли при наличии к тому законных оснований применять к налогоплательщикам все меры государственного принуждения. Корректирование данного комплекса норм административного законодательства была осуществлена в 1999-2000 годах в связи с принятием и введением в действие части первой НК РФ и касалась полномочий налоговой полиции относительно налогоплательщиков. Вместе с тем, ст. 11 Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции» предоставляла налоговой полиции право осуществлять ряд специфичных, характерных для правоохранительного органа, мер государственного принуждения.

После упразднения федеральных органов налоговой полиции их преемником стала Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям МВД РФ, которая действует, опираясь на полномочия, закрепленные в Законе РФ «О милиции». В ст. 11 этого нормативно-правового документа перечислены различные меры государственного принуждения, в основном предупредительного воздействия, а также позволяющие прекращать противоправные действия или предотвращать их вредные последствия.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что система мер государственного принуждения, ориентированных на предупреждение противоправных деяний в области налогов и их пресечение, а также на восстановление нормального состояния налоговых правоотношений путем побуждения налогоплательщиков к исполнению возложенных на них обязанностей имеет в своей основе ряд правовых норм, предусмотренных Законом РФ «О налоговых органах: РФ», Законом РФ «О милиции» и корреспондирующими им положениями НК РФ (ст.ст. 31,36 НК РФ).



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Первые русские ученые-полицеисты дореформенного периода
Об ответственности за посягательство на здоровье населения и общественную нравственность
Особенности использования источников доказательств по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения.
Административно-правовые режимы в управлении правоохранительной деятельностью
Административное (полицейское) законодательство России XVIII-первой половины XIX веков и возникновение кафедр благоустройства и благочиния на юридических факультетах российских университетов
Вернуться к списку публикаций