2013-05-12 00:02:44
ГлавнаяАдминистративное право — Административно-налоговая деликтология



Административно-налоговая деликтология


В новой редакции кодифицированного правового акта эти нормы из текста были исключены, сохранились лишь правовые положения общего характера, указывая, например, что налогоплательщик несет ответственность за нарушение срока прохождения регистрации, достоверность представляемых сведений при присвоении регистрационного номера налогоплательщика и постановке на регистрационный учет, за правильность проставления регистрационного номера налогоплательщика в налоговой отчетности в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан (ст. 519). Здесь законодатель имеет в виду КоАП и УК этой республики, на что имеется прямое указание в п. 13 ч. 1 ст. 17 НК Казахстана, которое обязывает органы налоговой службы налагать на налогоплательщика административные штрафы в соответствии с Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях, в структуре которого имеется глава 16, посвященная исключительно административным правонарушениям в области налогообложения.

Оценивая подобный подход к унификации административно-налоговых деликтов, следует признать, что его можно было бы реализовать в отечественных условиях, исключив из НК РФ главы 15, 16 и 18. В этом случае, например, утратят свою силу такие статьи НК РФ, как ответственность свидетеля (ст. 128 НК РФ), отказ эксперта, переводчика, специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного перевода (129 НК РФ). Действующий КоАП РФ уже содержит статью «Заведомо ложные показания свидетеля, пояснения специалиста, заключения эксперта или заведомо неправильный перевод» (ст. 17.9). Статья 124 НК РФ «Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда на территорию или в помещение», например, утратила свою силу ввиду того, что КоАП РФ содержит ст. 19.4 «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)».

Прецедент подобной унификации уже существует. В ходе работы над новым Таможенным кодексом, российский законодатель перенёс в КоАП нормы об ответственности за нарушения таможенных правил, в том числе и за нарушение сроков уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации (ст. 16.22 КоАП РФ). Представляется, что подобные изменения упростят механизм привлечения к ответственности и позволят устранить существующие пробелы действующего законодательства об ответственности за налоговые правонарушения.

Возможен и иной способ унификации, заключающийся в том, чтобы перенести нормы ответственности за нарушения налогового законодательства из главы 15 КоАП РФ в главу 16 и 18 НК РФ. При этом имеет смысл дополнить и сгруппировать нормы налоговой ответственности путем включения в налоговый кодекс следующих разделов:

- правонарушения против системы налогов;

- правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков;

- правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика;

- правонарушения против исполнения доходной части бюджета;

- правонарушения против контрольных функций налоговых органов;

- правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и налоговой отчетности;

- правонарушения против обязанности по уплате налогов.

Радикальным вариантом унификации норм, регулирующих ответственность за противоправное поведение в области налогообложения может быть создание Кодекса РФ о налоговых проступках, который состоял бы из нескольких частей. Раздел первый, например, отводился бы Общей части и содержал задачи и принципы Кодекса о налоговых проступках, давал бы определение ответственности за нарушение налогового законодательства, устанавливал виды наказаний и общий порядок их назначения. Второй раздел содержал бы Особенную часть, предусматривающую конкретные виды нарушений, за которые установлена ответственность. И, наконец, раздел третий был бы посвящен производству по делам о нарушениях налогового законодательства.

Таким образом, можно представить следующую структуру Кодекса о налоговых проступках:

I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Задачи и принципы Кодекса о налоговых проступках Глава 2. Понятие налогового проступка и его виды Глава 3. Лица, подлежащие ответственности Глава 4. Вина. Соучастие

Глава 5. Виды наказаний и порядок их назначения

II. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Глава 6. Правонарушения против системы налогов

- незаконное установление и/или введение налогов;

- незаконное взимание налогов;

- незаконное освобождение от уплаты налогов

Глава 7. Правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков

- незаконное воспрепятствование хозяйственной деятельности налогоплательщика;

- отказ от консультирования или предоставления консультаций; разглашение налоговой тайны

Глава 8. Правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика

- нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;

- уклонение от постановки на учет в налоговом органе;

- непредставление налоговой отчетности, а также документов, необходимых для проведения мониторинга налогоплательщика, а равно несвоевременное предоставление информации, необходимой для исчисления налоговым органом налога;

- уклонение от предоставления информации, необходимой для исчисления налоговым органом налога;

- ответственность свидетеля;

- отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода;

- уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта;

- неправомерное несообщение сведений налоговому органу

Глава 9. Правонарушения против исполнения доходной части бюджета

- нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора;

- неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

- неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пени;

- неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда;

- невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов.

Глава 10. Правонарушения против контрольных функций налоговых органов

- воспрепятствование контрольным действиям;

- неповиновение законному требованию или распоряжению должностного лица налогового органа;

- оскорбление должностного лица налогового органа;

- незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда на территорию или в помещение

Глава 11. Правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и налоговой отчетности

- грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;

- непредставление налоговой декларации в налоговый орган;

- нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций;

- выпуск или продажа подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки;

- невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций

Глава 12. Правонарушения против обязанности по уплате налогов

- неуплата или неполная уплата сумм налога

III. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О НАЛОГОВЫХ ПРОСТУПКАХ

Глава 13. Общие положения о производстве по делам о налоговых проступках. Глава 14. Участники производства по делам о налоговых проступках Глава 15. Предмет доказывания. Доказательства Глава 16. Меры обеспечения по делам о налоговых проступках Глава 17. Возбуждения дела о налоговом проступке Глава 18. Расследование по делу о налоговом проступке Глава 19. Рассмотрение дела о налоговом проступке Глава 20. Исполнение постановлений по делам о налоговых проступках Представляется, что Кодекс РФ о налоговых проступках должен содержать полный перечень нарушений налогового законодательства и ответственности за их совершение, а также детально предусмотреть порядок досудебного урегулирования налоговых споров.

Вместе с тем, такой вариант модернизации на законодательном уровне института ответственности за совершение налоговых правонарушений является сложно реализуемым в непосредственной нормотворческой деятельности, так как для отечественной правовой системы характерными являются кодифицированные правовые акты, которые регламентируют ответственность за преступления, административные правонарушения, а также составляют правовую основу для разрешения комплекса вопросов, как это имеет место в Налоговом кодексе РФ.

Смысл предложенных вариантов унификации ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах заключается в совершенствовании налогового законодательства путем ликвидации множественности разновидностей ответственности и устранении недостатков юридической конструкции налогового и административного права.

В связи с этим можно высказаться в пользу модернизации положений Налогового кодекса РФ, имеющихся в главах 15, 16, 18 с тем, чтобы в них была бы представлена модель межотраслевого правового регулирования ответственности налогоплательщиков за совершение противоправных деяний в области налогообложения.


Чарухин Денис Юрьевич



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Административная и уголовная ответственность в сфере лицензирования
Правовые аспекты досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации
Правовые аспекты применения иных форм таможенного контроля
Административное (полицейское) законодательство России XVIII-первой половины XIX веков и возникновение кафедр благоустройства и благочиния на юридических факультетах российских университетов
Признаки дисквалификации
Вернуться к списку публикаций