2012-04-23 15:55:52
ГлавнаяАдминистративное право — Возникновение и развитие науки административного (полицейского) права в Западной Европе в XVIII-XIX веках



Возникновение и развитие науки административного (полицейского) права в Западной Европе в XVIII-XIX веках


Первые шаги Н. Деламар, И. Юсти, И. Зенненфельс, Р. Моль.

Из юридических наук, изучающих четыре самые фундаментальные отрасли права, - государственное, гражданское, уголовное и административное, наука административного права наиболее молодая. Процесс ее зарождения начался около трехсот лет назад под одним именем и закончился оформлением на рубеже XIX-XX веков в самостоятельную науку уже под другим именем.

Эта наука возникла в Западной Европе. Ее зачаточное состояние и первые шаги приходятся на Францию Людовика XIV, Пруссию Фридриха II, Австрию Иосифа II. Все названные монархии были в это время мощными централизованными административно-командными государствами, которые на внешнеполитической арене могли выставить сильные флот и армию, а во внутренней жизни - хорошо вышколенный полицейский аппарат. При простоте управленческой жизни того времени полиция оказывалась центром по управлению обществом: она руководила всем, за всеми наблюдала, обязана была во все вмешиваться.

Однако возникновение и формирование в крупных городах Западной Европы полицейского аппарата - это реакция государственной власти на те изменения, которые произошли в социальной жизни западноевропейских стран. Дело в том, что на смену средним векам с их небольшими городами-бургами пришла эпоха Возрождения, отличавшаяся интенсивным развитием экономических отношений и культуры, ростом крупных городов, таких, как Лондон, Париж, Кельн, Лион, Венеция, Москва. Процессы урбанизации, как в Западной Европе, так и в России приводили к скоплению в общественных местах городов - на улицах, площадях, базарах, ярмарках, - не только торгово-промышленного населения, но и случайных людей: бродяг, нищих, дезертиров, цыган, беглых крепостных крестьян, что, естественно, увеличивало уровень преступности и постоянно угрожало тому, что сейчас называется «общественным порядком» и «безопасностью», а на юридическом языке того времени обозначалось как «благочиние», «безопасность», «благоустройство».

Поэтому центральная власть, которая в XVII-XVIII веках постоянно усиливалась и превращалась в абсолютную в странах Западной Европы и России, реагирует на новую ситуацию в городах созданием единого полицейского пространства и специального полицейского аппарата, призванного оперативно и профессионально охранять общественный порядок, предупреждать преступные проявления обитателей городов, бороться с преступностью.

Увеличение размеров Парижа и других городов Франции в середине XVII века побудило французское правительство провести реформу полиции и издать в первой половине XVIII века первый полицейский кодекс. Нормативные акты XVIII столетия, во Франции, Германии, Австрии, России и в других европейских странах регламентировавшие деятельность полиции, объединились в полицейское законодательство.

Практика вызвала теорию. На базе этого законодательства появился первый ученый труд французского администратора Н. Деламара (1639-1723) под названием «Трактат о полиции». Первоначально этот труд, заказанный парижскими властями, должен был представлять полный свод полицейских постановлений. Но Деламар посмотрел на свою задачу гораздо шире - он дал научное описание всего, касающегося полиции и управления государством, и положил первый камень в основание науки полиции, или полицейского права.

Почему Деламар дал такое заглавие своей работе? Термин «полиция» употреблялся в Западной Европе в VII-VIII веках в нескольких смыслах: в широком, охватывая всю правительственную деятельность, направленную на обеспечение благосостояния и безопасности общества, в узком - деятельность специального аппарата по охране общественного порядка. Именно в таком понимании, но более всего в широком смысле, это слово стало использоваться в официальном языке законодательных актов, а уже затем попало на титульный лист работы Деламара.

Деламар полагает, что полиция должна охватывать все важные для населения вопросы, а именно вопросы безопасности и здоровья граждан, продовольствия, гигиены, путей сообщения. Она заботится о нравах и религии, науке и искусстве, о бедных и нищих. Деламар рассуждает о полиции как об одном из административных ведомств, более других приближенных к народу и обязанном думать о его благополучии.

Дело, начатое Деламаром, продолжили немецкие ученые Юсти, Зонненфельс, Берг и Моль, которые на более солидном научном и юридическом фундаменте разрабатывали науку полицейского права. Вполне правомерно говорить о немецкой линии в истории науки административного права, оказавшей сильное влияние на пробуждение и развитие русской административноправовой мысли.

И. Юсти (1708-1771) переработал и систематизировал результаты сочинений Деламара, придал им вид самостоятельной отрасли знания. В работе «Основные начала полицейской науки», изданной в 1756 г., он прямо заявляет, что его сочинение есть первый научный трактат о полиции, в котором эта наука представлена вполне самостоятельной и со своим лицом. «Совершенство наук, - говорил он, - заключается в том, что они вполне отделены друг от друга и границы каждой из них строго определены».

Юсти характеризует науку полиции как науку, ставящую задачу организации государства таким образом, чтобы безопасность и благосостояние отдельной семьи находились в согласии с безопасностью и благосостоянием всего общества. О своем материальном благополучии граждане заботятся сами, но государство обязано позаботиться об охране общественного порядка и содействии благосостоянию народа путем проведения каналов, устройства плотин, дорог, приспособления почвы для хлебопашества и скотоводства. Большое значение Юсти придает семейному воспитанию, которое способствует укреплению государства.

Почти одновременно с сочинением Юсти в 1765 году была издана работа австрийского ученого И. Зонненфельса (1733-1817) под названием «Основные начала полицейской, торговой и финансовой науки». Предметом науки полиции Зонненфельс считает две задачи государства: 1) обеспечение безопасности граждан; 2) обеспечение их материального благополучия. Безопасность есть такое состояние, при котором граждане ничего не опасаются и могут спокойно трудиться. Под материальным благополучием Зонненфельс понимает возможность для граждан посредством труда создавать материальный достаток, но при известном содействии со стороны государства. Главную роль в реализации этих задач государства Зонненфельс отводит аппарату управления, который получает название полиции. Таким образом, в отличие от Юсти, Зонненфельс понимает полицию в узком смысле как специальный аппарат, обеспечивающий внутреннюю безопасность населения.

Высокого уровня наука полиции достигает на рубеже XVIII-XIX веков в сочинениях Г. Берга (1765-1843), главное сочинение которого «Руководство к немецкому полицейскому праву» (1799) признавалась в свое время образцовым «Полиция, - говорил Берг, - есть та часть государственной власти, которая не только заботится вообще о предупреждении и устранении общевредных зол внутри государства, но также стремится содействовать безопасности граждан во всех тех случаях, когда другие отрасли государственной власти, согласно особому своему назначению, недействительны». Берг тщательно анализирует полицейскую власть и полагает, что она может осуществляться в различных формах: в издании юридических актов, в управлении, надзоре и контроле, в юрисдикционной деятельности.

Важное место в науке полиции Берг отводит полицейскому законодательству или полицейскому праву. Термин «полицейское право» появился до Берга, но именно он поставил его на юридическую основу, разделив полицейское законодательство на законодательство о полиции и законодательство, созданное полицейской властью. Берг также классифицировал полицию на два вида: полицию безопасности и полицию благосостояния. Эти термины принадлежат Бергу и сохранились в науке полицейского права до 70-х годов XIX века, т.е. до реформы, которую совершили в этой науке Л. Штейн и О. Майер.

Трансформация в первой половине XIX века полицейского государства в буржуазно-правовое изменяет и характер полицейского права, которое начинает постепенно превращаться в административное. Это последнее рассматривает, помимо старого традиционного правоотношения, в котором гражданин отвечал перед государством, другое правоотношение, в котором должностное лицо в свою очередь, отвечает перед гражданином. Именно в период этого перехода появляется термин «правовое государство» (Rechtstaats), автором которого признают немецкого ученого Р. Моля. В 1832 г. Моль создал сочинение «Наука о полиции как учение о правовом государстве», которое составило эпоху в истории науки полиции, выдержало несколько изданий и было особенно радушно принято русским читателем. Автор подчеркивает два положения: первое - полицейская деятельность есть исключительно деятельность правительства и его органов; второе - задача такой деятельности является отрицательной, заключающейся в обеспечении безопасности и благосостояния отдельного человека. При этом Моль подробно рассматривает вопрос о границах полицейского вмешательства государства. Полиция не должна действовать там, где внешние препятствия на пути к благосостоянию могут быть устранены посредством применения человеком собственных усилий.

Моль - последний крупный представитель науки полицейского права в Западной Европе. Вместе с тем он ученый, который делает шаг в сторону преобразования данной науки в науку административного права: пытаясь объединить два понятия - полицию безопасности и полицию благосостояния - в одно. Моль выдвигает, правда, в самой начальной форме, категорию внутреннего или государственного управления, которая станет исходной для развития науки административного права в исследованиях выдающегося немецкого ученого-административиста Л. Штейна.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


О некоторых процессуальных новеллах кодекса РФ об административных правонарушениях
Первые русские ученые-полицеисты дореформенного периода
Аппарат Президента Российской Федерации
Теория административно-правовых режимов
Понятие и сущность административной ответственности должностных лиц
Вернуться к списку публикаций