2012-04-23 15:45:33
ГлавнаяАдминистративное право — Реформы 60-70-х годов XIX века в России и переход от полицейского государства к правовому



Реформы 60-70-х годов XIX века в России и переход от полицейского государства к правовому


Отмена крепостного права в 1861 году и изменение правового положения подданного Российской империи.

В юридической науке существует точка зрения, согласно которой правовое государство в России начало формироваться только после 1905-1906 годов, когда был издан Манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» и была избрана Государственная дума. Но с данной точкой зрения можно спорить. Представляется, что первые шаги на пути становления правового государства царским правительством были сделаны в результате проведенных реформ 60-70-х годов XIX века. В результате этих реформ: а) все крепостные крестьяне Российской империи становились слободскими людьми; б) судебная ветвь государственной власти была отделена от административной и отныне функционировала самостоятельно; в) возникли механизмы ответственности должностных лиц (органов управления) по жалобам жителей России в случае нарушения их прав и свобод.

Необходимо отдать должное императору Николаю I: он подготовил Россию к нормальному и в целом плавному переходу к новому политическому и гражданско-правовому состоянию, которое возникло в результате отмены крепостного права в 1861 г. 18 октября 1858 г. Александр II дал руководящие основы подготовляемой реформы: «а) чтобы крестьянин немедленно почувствовал, что быт его улучшен; б) чтобы помещик немедленно успокоился, что интересы его ограждены; в) чтобы сильная власть ни на минуту на месте не колебалась, отчего ни на минуту же и общественный порядок не нарушался».

19 февраля 1861 г. Александром II были утверждены «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» были утвержден Александром И. Положения состояли из ряда отдельных законов. Наиболее важным из них было «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», излагавшее основные условия крестьянской реформы: крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом; помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в постоянное пользование крестьянам «усадебную оседлость», а также полевой надел «для обеспечения их быта и для восполнения их обязанностей перед правительством и помещиком».

Крестьяне получали ряд гражданских прав: могли заключать гражданские сделки, предъявлять в суде иски, заниматься торговлей и промыслами, владеть, движимым и недвижимым имуществом, вступать в брак. Помещикам запрещалось перекреплять, переселять, отдавать их в услужение посторонним лицам и отдавать в исправительные учреждения. Вместе с тем с введением в действие Положения с помещика слагались следующие обязанности: ходатайствовать за крестьян по делам гражданским и уголовным; оказывать им помощь при бедственном положении; отвечать за уплату государственных податей и повинностей. Таким образом, крестьяне стали не только свободными личностями, но и сословием свободных землевладельцев, хотя и ограниченных в свободе распоряжения землей, платежами за землю и общинными порядками.

Один из наиболее энергичных деятелей крестьянской реформы Ю. Ф. Самарин, характеризуя через несколько лет после отмены крепостного права русского крестьянина, писал: «Он - без преувеличения - преобразилелся с ног до головы. Новое Положение развязало ему язык и разорвало окружавший его заколдованный круг. Его язык, манеры, походка - все изменилось. Сегодня он не раб, вчера лишь освобожденный, он выше государственного крестьянина, конечно, не в экономическом отношении, а как гражданин, сознающий, что у него есть права, которые он должен и может защищать сам... Бывший крепостной, при столкновении с помещиком думает про себя: посмотрим, чья возьмет, на чью сторону станет правительство. В этой борьбе за право крестьянин впервые является, как субъект права...».

Трудно согласиться с гражданскими историками и историками права, утверждающими, что императорская Россия после отмены крепостного права оставалась по-прежнему полицейским государством. Полицейское государство, достигшее своего апофеоза в царствование Николая Павловича, медленно и зигзагообразно с учетом контрреформ, проведенных в 60-х годах, трансформировалось в правовое, в котором также медленно, но неуклонно формировалось гражданское общество. В этом обществе личность уже не поглощается государством, но получает известную самоценность и автономию. Режим личного усмотрения, лежавший в основе полицейского вмешательства в жизнь свободных подданных и помещичьего вмешательства в жизнь принадлежавших им на праве собственности крестьян, уступает место началам законности.

Отмена крепостного права расчистила почву для проведения других реформ, к которым относились: преобразование полиции, введение земских и городских органов самоуправления, изменения в статусе должности губернатора, реформа суда и создание органов административной юстиции, реформа цензуры печати 1865 г., реформа государственного контроля и введения единства кассы, замена рекрутской повинности всеобщей воинской повинностью в 1874 году. На некоторых из перечисленных реформ необходимо остановиться и кратко их охарактеризовать, чтобы более ясно представить процесс вытеснения полицейского законодательства административным и постепенного перехода науки полицейского права в науку права административного.

Реформа полицейских органов. Уничтожение крепостного права и изменение поземельных отношений, введение местного самоуправления, создание новой судебной системы, реформирование армии необходимым образом повлекли за собой реформу полицейских органов, которые в дореформенный период рассматривались и как органы борьбы с правонарушениями, и как органы государственного управления.

Следует отметить, что к 60-м годам XIX века полицейские органы сохраняли организацию, которая им была придана еще во времена Екатерины П. При отсутствии в XVIII веке органов местного самоуправления или, как писал И.Е. Андреевский, при слабом развитии «самодеятельности общины», правительства этого столетия возлагали все надежды на полицию. Полиция выполняла управленческие, охранительные и юрисдикционные функции. Она обязана была, как об этом говорилось выше, в первой главе, заботиться о школах, о помощи бедным, о продовольствии для городов, о взимании налогов. На полицию возлагались судебные функции. Устав благочиния, принятый в период царствования Екатерины II, закрепил подобное положение полиции. Однако полиция не справлялась с таким «поэтическим объемом» (по выражению И.Е. Андреевского) работы и, разбрасывая свои силы на самые различные объекты деятельности, функционировала далеко не эффективно, на что не один раз обращали внимание и императоры, и высшие сановники империи. И.Е. Андреевский по этому поводу писал: «Опыт показал, что такая гигантская работа оказалась не по силам персоналу земской полиции».

Поэтому параллельно с подготовкой реформы по отмене крепостного права проводилась подготовка полицейской реформы. Органом, координирующим эту работу, было Министерство внутренних дел. В 1858-1859 годах были подготовлены Основные начала реформы полиции. Одним из действующих актов, который практически начинал эту реформу, были «Временные правила об устройстве полиции в городах и уездах» от 25 декабря 1862 г., действовавшие вплоть до начала XX века. Эти Правила начинали реформу полиции снизу, в уезде, путем осуществления организационно-структурных изменений в системе полицейских органов. Вместо городской и земской полиции в каждом уезде учреждался единый полицейский орган - уездное полицейское управление во главе с уездным исправником. Уезды делились на станы, в которых полицейские функции выполняли становые приставы. В городах, подведомственных уездному полицейскому управлению, полицейскую службу несли городские и участковые приставы и полицейские надзиратели. Нижними чинами полиции в уездах оставались сотские и десятские, избиравшиеся из крестьян.

Другой важный элемент полицейской реформы заключался в том, что компетенция полиции значительно сужалась. «Временные правила», а затем судебные Уставы от 20 ноября 1864 г. изымали из ведения полиции следственные и хозяйственно-распорядительные функции. На полицию возлагалось проведение дознания и выполнение законных требований судебных органов. Все материалы дознания полиция передавала судебному следователю и с этого момента обязана была выполнять его отдельные поручения, из ведения полиции были изъяты хозяйственные и социально-культурные вопросы и переданы земским учреждениям: постройка школ и больниц, запасных хлебных магазинов, мощение улиц, их озеленение и др. По словам И.Е. Андреевского, полицейская реформа освободила полицию от «целой массы обязанностей, которые до тех пор лежали исключительно на одной земской полиции».

Реформа полиции нацеливала полицейские органы на то, чтобы они занимались делами благочиния - обеспечивали «тишину и порядок» на вверенной им территории. В.А. Шелкопляс не совсем права, утверждая, что полицейская реформа не вносила точность и определенность в компетенцию полиции. Напротив, компетенция полиции по Уставу благочиния 1782 г. была безбрежна и в силу этого точно не определена. Реформа полиции 1862 г. вносила большую определенность в ее компетенцию, сосредоточивая внимание на главной функции - охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

В 1880 г. была проведена реформа политической полиции. Созданная императором Николаем I в 1826 г. и сосредоточенная в одном из отделений личной канцелярии императора - в так называемом «III отделении», эта структура в 1880 г. была упразднена как самостоятельная и передана Министерству внутренних дел. Управление всеми видами полиции сосредоточивалось в специальном департаменте государственной полиции, а общее руководство корпусом жандармов было возложено на министра внутренних дел, получившего звание шефа жандармов. К этому соединению политической и общей полиции в составе Министерства внутренних дел побудили начавшийся в стране глубокий правительственный кризис и возникшее из-за слабости правительства революционное движение.

Законодательство, определявшее компетенцию органов внутренних дел, отныне не делало больших различий между двумя полициями - общей и политической. Принятое 14 августа 1881 г. «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» разрешало в местностях, объявленных на положении усиленной или чрезвычайной охраны, производить аресты по подозрению в совершении государственного преступления и общей полиции и жандармерии.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Проблема разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами по установлению административной ответственности
Акты Президента Российской Федерации
Проблема сужения круга субъектов административной юрисдикции
Административно-правовые режимы в управлении правоохранительной деятельностью
Административно-правовая система предупреждения принятия незаконных актов
Вернуться к списку публикаций