2012-04-23 15:40:36
ГлавнаяАдминистративное право — Концепция «общественного права» В.Н. Лешкова



Концепция «общественного права» В.Н. Лешкова


Концепция общественного права.

В.Н. Лешков различал в основном четыре отрасли права: гражданское (частное), регулирующее имущественные отношения между отдельными лицами; государственное, определяющее устройство государства и деятельность верховной власти, т.е. правительства; общественное право, нормы которого регулируют непосредственную жизнь людей, соединенных в союзы типа «семьи», «двора», села, города и т.д.; уголовное право, обслуживающее все названные отрасли права. Наиболее обширной и сложной отраслью права является общественное право, которое у Лешкова в других случаях называется земским правом.

По Лешкову, в исторической жизни народов постоянно взаимодействуют три фактора: частные лица, общественные союзы и государство. Между частными лицами («частным гражданским элементом») и государством («политическим союзом») имеют место общественные союзы как промежуточные звенья, необходимые в условиях возникающих от случая к случаю конфликтов между первым и вторым факторами. Но так как этот промежуточный элемент живет своей, самостоятельной жизнью, то у него складывается свое право - «общественное право», действующее наряду с гражданским, государственным и уголовным.

Можно сказать, что какого-то точного и универсального определения общественного права в работах В.Н. Лешкова не встречается. Имеется множество определений «общественного права», но каждое определение показывает только какой-то аспект «общественного права». «Система этого права, - писал В.Н. Лешков, - обнимает законы о лицах, предметах, правах и средствах защиты этих прав. Законы общественного права разделяются на законы установительные и законы охранительные». Законы установительные - это законы благоустройства, регламентирующие свободную и позитивную деятельность людей. Законы охранительные - это законы благочиния, направленные на сохранение всего общественного на пользу будущих поколений и на пресечение противоправных деяний.

Вопрос о лицах или субъектах общественного права разработан В.Н. Лешковым достаточно подробно, но не систематизировано. Он утверждает, что «субъектами общественного права являются, прежде всего, семейства, общины, сословия, вообще органические соединения, представляющие собой весь народ и все население, все общество». Особое место среди субъектов общественного права занимает община: семья, двор, улица, село, небольшой город. Община представляет собой территорию, пространство земли, занятое населением, «это население рассматривает занятое пространство как свою землю, а себя как собственника и владельца земли, оно чувствует себя чем-то отдельным и целым, округленным и замкнутым». Но община, по мнению Лешкова, получает свою завершенность и определенность благодаря общинному органу самоуправления, такому, как вече в Древней Руси, Земский собор в Московском государстве, сельский сход в пореформенной России. «Современные сельские сходы, - писал В.Н. Лешков, - необходимо предполагать состоящими в кровной связи с древними вечам. Вече, в этом общем своем значении, было искони и повсюду до нашего времени общерусским общенародным учреждением». Показав общину в связке с органом общинного самоуправления, Лешков, по глубоко верному замечанию известного историка права И.А. Емельяновой, раскрыл общину как политико-юридическое учреждение, внес в ее объяснение «юридическую определенность», достаточно убедительно обрисовал общину как субъект общественного права.

Важное место в системе очерченных В.Н. Лешковым субъектов общественного права занимает народ. Народ - не есть простое арифметическое соединение лиц без всякой организации. Народ - это не стадо коров. Народ, по Лешкову, «требует правильного внутреннего устройства посредством соединения отдельных лиц в союзы - семейства, общины и т.д., союзы, говорящие одним языком, имеющие одну религию, мораль, право и прочее». И об этом должно подумать государство, чтобы иметь нормальное общество и чтобы самому функционировать на должном уровне.

Именно с народом как субъектом общественного права, В.Н. Лешков связывает категорию «субъективные права». Общественное право есть совокупность субъективных прав народа. Общественное право, уточняет ученый, есть право как на развитие народа в целом, так и на развитие личности. Лешков называет эти права. Прежде всего это право народа на бытие, на прогрессивное нарождение. Народ вечен, он должен постоянно нарождаться и ничто не должно этому препятствовать. Государство обязано постоянно осуществлять перепись населения, чтобы иметь информацию о количестве живущего в нем населения и знать об образовании и здоровье народа. По мнению Лешкова, стомиллионное население, необразованное или больное, не составляет силы государства.

Другое важное субъективное право народа - это право на природу, на обладание ею и в первую очередь право на землю, «Земля есть сложное понятие». Народ владеет землей, но пользуются ею отдельные члены общины. Лешков цитирует Библию: Господь говорит: «Земля моя, я господь этой земли, а ты только владеешь ею». Называет он и другие права народа: на самозащиту, охрану своих прав и т.д.

Обосновывая общественное право, Лешков логичен и историчен: он полагает, что это право предшествовало «праву правительства» и регламентировало внутреннее устройство и управление славянских племен еще до призвания варяжских князей. Лешков говорит: «И до прихода князей были на Руси народ, устройство, власть и управа, только по землям и областям, племенам и непосредственным подразделениям народа», под которыми он понимает общественные союзы: семейства, села, деревни, торжище. Варяжские князья приняли уже сложившуюся систему управления на Руси и только завершили процесс складывания государства. Общинное управление определило государственное управление, а общественное право было продолжено государственным.

В целом концепция общественного права не была понята современниками Лешкова. Критики этой системы - видные ученые-правоведы (в царской России - Ф.М. Дмитриев, В.А. Гольцев, Голубев, в СССР - П.Н. Галанза, В.Е. Чиркин) полагали, что общественные структуры в построениях Лешкова существуют независимо от государства, а общественное право разрывает с государственным правом. Думается, что более правильным является мнение, высказанное в царское время С.М. Шпилевским, а в советское - И.А. Емельяновой, а именно, что общественное право развивается при содействии и под надзором государства, опирается на нормативно-правовую основу, на полицейское законодательство. По Лешкову, «государственность» логически продолжает общинность.

Другой упрек критиков общественного права заключается в том, что якобы Лешков по существу ничего не изменил в системе полицейского права, но только дал ей другое название. Так, Ф.М. Дмитриев в большой критической статье о книге Лешкова «Руский народ и государство» писал об общественном праве следующее: это «вовсе не наука, даже не сбор для нее материалов, это - полицейское право, нисколько не изменившее свое содержание, точно полк, которому переменили имя». Но такой взгляд на концепцию общественного права был узким и поверхностным. В.Н. Лешков отрицал полицейское право не формально, а в плане содержания. Общественное право - это «право снизу», но санкционированное сверху. Полицейское право - это «право сверху», которое тотально регламентирует все общественные отношения на всех уровнях. Строго говоря, общественное право Лешкова - это право местного управления или самоуправления, которое он противопоставляет «праву правительства», но не отторгает его от этого права. «Праву правительства» он оставляет регламентацию деятельности верховной власти, т.е. общественные отношения, которые в настоящее время регламентируются конституционным правом. Что касается общественного права, то оно у Лешкова регламентировало не общественные отношения, которые в наше время регулируются административным и муниципальным правом. К.С. Вельский в статье о В.Н. Лешкове справедливо пишет: «Давая ретроспективную оценку «общественному праву» Лешкова, можно сказать, что оно явилось аналогом, а Лешков - правовестником административного и муниципального права. И в самом деле: отдельные положения Лешкова являются чрезвычайно актуальными для современной российской управленческой действительности и могли бы хорошо вписаться как в текст Федерального закона от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», так и в текст федерального закона от 26 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Вместе с тем, рассматривая концепцию общественного права, следует указать на то, что эта концепция создавалась на традиционном полицейском фундаменте и только наметила переход от полицейского права к административному. Данный переход осуществила группа ученых-правоведов, научная деятельность которых пришлась на последнюю треть XIX-начало XX веков.


Гасаналиев Айгум Шапиевич



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Преодоление коррупции в государственном аппарате
Реформы 60-70-х годов XIX века в России и переход от полицейского государства к правовому
О правовой природе лицензирования
Понятие доказательств по делам об административных правонарушениях и их источников.
Некоторые вопросы административной ответственности при обеспечении законности ведомственного нормотворчества
Вернуться к списку публикаций