2012-04-23 15:33:36
ГлавнаяАдминистративное право — Реформа науки административного права в трудах И.Т. Тарасова



Реформа науки административного права в трудах И.Т. Тарасова


Институт административной юстиции.

Тарасов - один из первых ученых-административистов, кто проанализировал институт обеспечения законности в государственном управлении и стал помещать его в учебники полицейского (административного) права в качестве завершающего раздела Общей части.

Характеризуя исполнительную власть, Тарасов говорит о средствах, с помощью которых можно обеспечить издание этой властью законных актов управления. Это - система средств, которая включает право граждан обжаловать незаконные действия администрации в вышестоящие органы («жалобы по начальству»), контрольную деятельность государственных органов за решениями администрации и полиции контроль общих судов при рассмотрении должностных преступлений. Но, называя и характеризуя данные средства, Тарасов отмечает, что «все эти меры, в отдельности и в совокупности, достигают цели лишь отчасти».

Кода нарушаются права и свободы граждан этих мер бывает недостаточно, т.к. эти нарушения администрации и полиции представляют собой особый вид правонарушений: они не всегда бывают заметны для глаз проверяющих официальных органов. В этом заключается особенность таких действий администрации: внешне они не нарушают объективного права, но, тем не менее, нарушают права, свободы и интересы граждан. Подчеркивая специфику этих правонарушений, Тарасов называет их термином «административная неправда», который затем станет ходовым в сочинениях русских ученых-административистов. Тарасов характеризует «административную неправду», как особую группу правонарушений в сфере государственного управления. По его мнению, со стороны администрации и полиции возможны такие действия, которые, не будучи преступлениями, гражданскими правонарушениями, служебными проступками, при внимательном взгляде на них нарушают субъективные права граждан. В такого рода действиях и распоряжениях администрации и заключается существо так называемой «административной неправды», свойства которой сводятся к следующему: а) это действия, производимые администрацией (органом управления); б) хотя они затрагивают интересы отдельного лица, но имеют общее, публично-правовое значение; в) они нарушают права граждан, не могут внешне облекаться в форму законного акта; г) в большинстве случаев эти действия имеют характер длящейся «неправды».

Наиболее эффективным средством устранения «административной неправды» и восстановлением нарушенных прав гражданина является административная юстиция, т.е. система специальных административных судов, которые рассматривают административные иски граждан по поводу нарушения их прав администрацией. Тарасов, несмотря на свои консервативные политические взгляды и монархические убеждения, был одним из первых русских правоведов, который понял значение административной юстиции в деле защиты прав граждан от произвола властей. По его мнению, вопрос об административной юстиции - продукт новейшего, более глубокого изучения начал государственного управления и результат более глубокого политического сознания». Для России - это новый вопрос, и его необходимо основательно осмыслить, чтобы сделать необходимые практические выводы.

В целом по вопросу об административных судах Тарасов стоит на позициях немецкого ученого-административиста Р. Гнейста. Основная цель административных судов, непременно совершенно независимых от администрации, - стоять на страже законности в управлении. В сферу компетенции административных судов входят две сферы государственно-управленческих отношений: 1) разрешение споров о компетенции между органами управления; 2) разрешение споров между органами управления (администрацией и полицией) и гражданами.

Указывая на независимость административных судов, Тарасов полагает, что эти органы не должны быть совершенно оторваны от администрации. Они должны быть совершенно независимы от последней, «однако в личный состав их не только могут, но и должны входить такие судьи, которые приобрели достаточное знакомство с административным механизмом и с всею его деятельностью». Опыт показывает, что судьям общих судов не достает специальных знаний и управленческого опыта, необходимых для правильного решения наиболее сложных дел об «административной неправде».

Тарасов подчеркивает важность процессуальных форм для деятельности административных судов, указывает на необходимость разработки административно-процессуальных норм, которые могли бы составить правовую основу деятельности административных судей.

Рассуждая об органах административной юстиции в России, Тарасов останавливается на деятельности Первого департамента Правительствующего сената и губернских присутствий смешанного типа, Последние органы он относит к административной юстиции с натяжкой, называя их «только подобиями» органов административной юстиции. Интересно резюме Тарасова по этому вопросу: «Очевидно, для удовлетворительной организации административной юстиции в России остается сделать еще весьма много», но выполнить это трудно из-за отсутствия в «наличности настолько совершенных образцов, которыми можно было бы или должно было бы подражать».

Некоторые из положений Тарасова об административной юстиции были противоречивыми. С одной стороны, говоря о деятельности администрации и особенно полиции, он постоянно подчеркивал значение ответственности, которая бы препятствовала произволу должностных лиц. С другой стороны, Тарасов не относил «административную неправду» к правонарушениям, влекущим ответственность. Задача административной юстиции, по его мнению, «заключается совсем не в наложении каких-либо взысканий или наказаний, а исключительно только в кассации, в отмене неправомерных, незаконных актов администрации, в интересах возможно более полного единения между законом и его исполнением, без которого немыслимо устранение произвола в деятельности администрации, одинаково пагубного для всех».

В дальнейшем в сочинениях более поздних отечественных ученых- административистов (Д.И. Елистратова, В.И. Ремнева, Н.Г. Салищевой) произойдет поворот в сторону признания нарушения прав и свобод гражданина в сфере государственного управления нарушением объективного права, влекущего административную, дисциплинарную и административно-юстиционную ответственность виновного лица. Забегая вперед, отметим, что такое понимание данного правонарушения будет зафиксировано в ст. 10 Кодекса об административных правонарушениях, принятого в 1984 году.

И.Т. Тарасов - фигура исключительного значения и огромного масштаба в истории науки административного права. В его сочинениях наука полицейского права как бы начинает течение в новом, более широком русле и с этого времени получает другое название: «наука административного права». Изменения, которые произошли в этой науке благодаря творческому уму Тарасова, его умению творчески перерабатывать все лучшее, что было в западноевропейской мысли (Р. Моль, Л. Штейн, Р. Гнейст), носили как количественный, так и качественный характер. С этой стороны он может рассматриваться как реформатор этой науки, Эта реформа будет закреплена в трудах ученых-административистов молодого поколения: В.В. Ивановского, Э.Н. Берендтса, В.Ф. Дерюжинского.


Гасаналиев Айгум Шапиевич



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Понятие и признаки должностного административного правонарушения - юридического основания административной ответственности должностных лиц
Административно-налоговая деликтология
Признаки дисквалификации
Классификация доказательств по делам об административных правонарушениях и их источников.
Лицензирование как институт административного права
Вернуться к списку публикаций