2012-04-23 15:30:47
ГлавнаяАдминистративное право — Владимир Федорович Дерюжинский (1861-1920)



Владимир Федорович Дерюжинский (1861-1920)


Наряду с трудами Тарасова и Ивановского в конце ХIХ-начале XX веков появились работы по административному праву В.A. Дерюжинского, который также полагал, что на смену полицейскому праву пришло административное право. С этой точки зрения наиболее привлекают из написанного Дерюжинским следующие работы: книга «Habeas corpus акт и его приостановка по английскому праву», изданная в 1895 году; учебное пособие для студентов «Полицейское право», выдержавшее несколько изданий с 1903-го по 1917 годы; монография «Административные суды в государствах Западной Европы», вышедшая в 1906 году.

Приступая к характеристике названных работ, следует предварительно отметить, что Дерюжинский по своему мировоззрению был либералом- конституционалистом, политическим идеалом которого были английский государственный строй с укорененными в этот строй правами и свободами английских граждан. Об этом свидетельствуют историко-правовые сочинения Дерюжинского, но в первую очередь работа «Habeas corpus акт и его приостановка по английскому праву», сыгравшая стартовую роль в становлении его как ученого-административиста и формировании той системы административного права, которая нашла отражение в учебном пособии «Полицейское право».

Необходимо отметить, что система полицейского (административного) права в учебном пособии Дерюжинского построена по отраслевому принципу и в известной степени напоминает Особенную часть советских и современных российских учебников административного права, но каждая отрасль управления рассмотрена через субъективные права человека. Данная система имеет очень скромную догматическую (общую) часть. В ней автор признает за полицейским правом только историческое значение, полагая, что ему на смену пришло учение об управлении или административное право. Однако в названии учебника выносится традиционное наименование «Полицейское право», что сам Дерюжинский объясняет соображениями формального характера. Дело в том, что университетский Устав 1863 г. закрепил за учебной дисциплиной название «Полицейское право», а университетский Устав 1884 г. оставил это название без изменений. В проекте же нового университетского Устава, который разрабатывался в первые десятилетия XX века, предусматривалось переименование этой дисциплины в «Административное право», а кафедр полицейского права в кафедры административного права. «Таким переименованием, - писал Дерюжинский, - этот предмет преподавания на наших юридических факультетах будет поставлен в большее соответствие с тем научным направлением, которое является ныне господствующим в области изучения системы государственного управления».

По существу в учебном пособии Дерюжинского полицейское право и административное право рассматриваются как синонимы, т.е. также как в работах Тарасова и Ивановского, Дерюжинский не подразделяет «полицейское право» на полицию благочиния и полицию «благоустройства», как это делали классические ученые-полицеисты, но подчеркивает, что его предметом является «так называемое внутреннее управление», т.е. управленческие отношения, которые являются элементом социальной действительности. Дерюжинский, обосновывая это положение, ссылается на Л. Штейна, утверждавшего в работе «Руководство к учению об управлении», что управление с его принципами является «вечно живой частью общественной жизни». Причем управление, регламентируемое правом, - это «право управления» (Verwaltungsrecht), т.е. административное право, охватывающее наряду с деятельностью правительства деятельность органов местного самоуправления, а также деятельность общественных союзов, которые контролируются государственной властью.

Управление, по мнению Дерюжинского, охватывает ряд сфер социальной действительности и вследствие этого подразделяется на финансовое управление, управление внешними делами, военное управление, судебное управление и внутреннее управление в собственном смысле. Первые четыре сферы управления охватываются четырьмя самостоятельными отраслями права: финансовым правом, международным правом, военным правом, гражданским и уголовным судопроизводством.

Внутреннее управление, на долю которого выпадает оказание населению всевозможного содействия к развитию его культурных интересов и удовлетворения многочисленных материальных и духовных потребностей является предметом полицейского (административного) права. Внутреннее управление, как полагает Дерюжинский, в свою очередь подразделяется на три большие группы явлений или общественных отношений, регулируемых нормами полицейского (административного) права: 1) «все те отрасли государственной и общественной деятельности, которые имеют своим предметом различные стороны хозяйственной жизни»; 2) «те отрасли государственной и общественной деятельности, которые имеют своею задачей содействие духовно-интеллектуальному развитию населения»; 3) «ту отрасль государственной деятельности, которая проявляется в охране общественного порядка и которую принято обозначать понятием «полиция безопасности».

Интересно, что эти отрасли Дерюжинский рассматривает с позиции субъективных прав граждан. Дерюжинский отмечает: «государственная власть, осуществляя разнообразные функции управления и вступая на этой почве в соприкосновение с гражданами, должна действовать не произвольно, а в постоянном признании неприкосновенности прав граждан...».

Под таким углом зрения автор учебного пособия «Полицейское право» рассматривает право на свободу передвижения («право свободного передвижения»). Это право, которым дорожит каждый человек. Экономическая деятельность общества, покоящаяся на развитии гражданского оборота, сложных промышленных и торговых связях, немыслима без реализации этого права.

Вместе с тем, государство, охраняя это право, не может относиться безучастно к тому, как данное право осуществляется, а потому контролирует его реализацию. Этого требуют разные обстоятельства: необходимость задержания лица, подозреваемого в совершении правонарушения; обязанность не покидать данный район вследствие подписки о невыезде и т.п.

Аналогичным образом, т.е. через субъективное право, Дерюжинский рассматривает стремление граждан объединяться в различные общественные ассоциации (объединения). Право свободно объединяться в союзы и проводить собрания «составляют естественную принадлежность общежития, неизбежное проявление всякой сколько-нибудь развитой общественной жизни». Автор подразделяет эти общественные союзы на следующие виды: промышленные ассоциации, благотворительные организации, литературные и хозяйственные объединения, политические союзы.

Данные союзы (по современной нормативной терминологии: «общественные объединения») являются могущественным инструментом в деле удовлетворения различных материальных, культурных и духовных потребностей, достижения политических целей. Поэтому государство обязано содействовать их деятельности, относиться к ним без ревности и враждебности. Вместе с тем, отмечает Дерюжинский, возможны злоупотребления свободами в этой области и создание таких объединений, которые могут иметь незаконные цели и представляют собой источник бедствий для общества. Поэтому государство, разрешая создание подобных объединений и не стесняя их деятельности, не может не осуществлять контроль за их деятельностью. Но в законе должны быть точно определены границы этой контрольно-надзорной деятельности, особенно в отношении политических объединений.

Значительное место у Дерюжинского в системе изложения административно-правового материала занимает право на свободу слова или, как выражается автор, «полиция печати». Управление печатью - очень трудное дело для государства. С одной стороны, оно обязано обеспечить свободу печати, с другой стороны - предотвращать злоупотребления этой свободой.

Периодическая и любая другая печать является главным фактором просвещения, поднятия культуры всего народа, но она может выполнять свое назначение лишь при наличии свободного развития. Вместе с тем, государство в лице исполнительных органов власти обязано принимать меры, которые могли бы предупреждать, пресекать факты злоупотребления этой свободой, а также привлекать конкретно виновных лиц к ответственности. Одной из таких мер Дерюжинский называет предварительную цензуру. Автор анализирует историю цензуры и доводит ее до Временных правил о печати от 24 ноября 1905 г., которые регулировали деятельность периодической печати вплоть до октября 1917 года.

Нужно сказать, что анализ отраслей управления через субъективные права граждан в учебном пособии Дерюжинского не отличался полнотой и последовательностью. Он проанализировал, говоря о полицейском (административном) праве, только небольшой ряд субъективных прав. В другой части учебного пособия исследовались чрезвычайные меры полиции безопасности, деятельность санитарной и медицинской полиции, полиции нравов, давалась характеристика народному образованию, причем - и это портило картину, - этот материал излагался в традиционном для ученых-полицеистов плане. Такой подход к изложению административно-правового материала дал известному ученому-административисту С.В. Ведрову повод сказать, что «своей системы у проф. Дерюжинского нет, а есть только попытка оправдать известный подбор материала, который он располагает самым произвольным образом.

Мнение С.В. Ведрова было в целом пристрастным. В работе Дерюжинского «Полицейское право» административно-правовой материал излагался достаточно систематизировано, оригинально. Автор показывает полицейские (управленческие) органы как органы, которые не только применяют принудительную власть, но и обеспечивают благодаря этой власти реализацию прав и свобод граждан. К сожалению, система изложения административного права у Дерюжинского не получила своего завершения. Однако это не умаляет того вклада, который внес видный ученый-административист Дерюжинский в науку административного права на рубеже ХIХ-ХХ веков.


Гасаналиев Айгум Шапиевич







Интересное:


Некоторые вопросы административной ответственности при обеспечении законности ведомственного нормотворчества
Свойства доказательств по делам об административных правонарушениях.
Административно-правовая система предупреждения принятия незаконных актов
Административная ответственность за нарушение правил лицензирования
Концепция «общественного права» В.Н. Лешкова
Вернуться к списку публикаций