2012-04-23 15:26:54
ГлавнаяАдминистративное право — Эдуард Николаевич Берендтс (1862-1926)



Эдуард Николаевич Берендтс (1862-1926)


Важное значение в становлении науки административного права в России имели труды видного ученого-административиста Э.Н. Берендтса. Специальностью Берендтса было финансовое право, но он занимался проблемами административного права и государственным управлением. В 1898 г. вышла в свет его книга «Опыт системы административного права», в 1900 г. изданы его «Лекции по административному праву Великого Княжества Финдляндского», в 1913 г. опубликована работа «О прошлом и настоящем русской администрации», написанная на основе составленной для министра внутренних дел В.К. Плеве Записки.

Берендтс - один из первых отечественных ученых-административистов, кто уделяет большое внимание догматической (теоретической) части административного права.

Берендтс определяет административное право, во-первых, как совокупность правовых норм, регулирующих деятельность органов государственной власти, общественных групп и граждан; во-вторых, как совокупность обусловленных этой деятельностью юридических отношений между органами государства, общественными группами и гражданами. Такое понимание административного права обуславливает новый подход к предмету науки административного права. Данная наука, по его мнению, с помощью формальнодогматического метода исследует юридические нормы и юридические отношения в области государственного управления.

Знаменательно, что Берендтс избегает в своих сочинениях выражений типа «полиция безопасности», «полиция благосостояния», «наука полицейского права». С точки зрения научной терминологии он - вполне современный административист. Кроме того, Берендтс, как современный ученый-административист, признает науку административного права строго юридической наукой и отказывается от исследования «общей политики» государства, что особенно любили ученые-полицеисты от Юсти и Зенненфельса до Моля и Андреевского.

Существенное достоинство взглядов Берендтса в области административного права - это понимание им национального характера административно-правовых институтов, приближенность административного права в сравнении с другими отраслями права к национальной «почве». В этом пункте теоретических построений чувствуется влияние Лешкова, которого Берендтс уважал, ценил, хотя не во всем с ним соглашался. «Различные административно-правовые институты, - говорит он, - до такой степени обусловлены индивидуальностью данного государства, до такой степени срослись с почвой, на которой они появились и развились, что, несмотря на близость и сходство во внешних явлениях, несмотря на тождество названий, сведение их в общие отвлеченные группы возможно только при замене объективного исследования субъективными взглядами и произвольными построениями.».

В 1914 г. вышла другая работа Берендтса «О прошлом и настоящем русской администрации». В своей книге Берендтс поставил задачу объяснить исторически, на опыте и делах русской администрации состояние современного ему общества.

В работе дан набросок истории государственного управления в России за последние четыреста лет. Автор фиксирует три крупных органических недостатка русской администрации, которые в определенные промежутки истории создают кризисные или революционные ситуации. Прежде всего это слабый национальный дух в представителях господствующего класса, оторванность этого класса от народа. Другим недостатком Берендтс называет нечестность и распущенность корпуса руководителей, то, что сейчас объединяется словом «коррупция». Наконец, третий недостаток, который фактически анализируется на протяжении всей книги, - это дуализм государственного управления. Автор подчеркивает этот коренной недостаток русской государственной жизни следующей формулой: «Отсутствие единства в строе нашей администрации и в направлении ее деятельности». Отсутствие гармонии между центром и местными органами управления или, как выражался Берендтс, «двоевластие князя и земщины красной нитью проходит через русскую историю, составляет трещину в государственном здании России. Такому дуализму особенно способствовало Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1864 г., исходившее, по словам автора, «из противоположения местного общества государству, общественных интересов политическим, общегосударственным». Земские органы управления не были «соединены в одно органическое целое с правительственными учреждениями» и подобное двоевластие за прошедшие сорок лет расшатало великое государство.

В работах Берендтса выразился полный отказ от традиций и методологии науки полицейского права, признание фундаментом науки административного права государственно-управленческих отношений. Берендтса можно признать одним из первых современных ученых-административистов, который правильно понял задачи административно-правовой науки и правильно сформулировал предмет ее изучения.

Работы по административному праву Ивановского, Дерюжинского и Берендтса не только закрепляли реформу науки административного права, осуществленную в России Тарасовым, но и продолжали ее. В сочинениях названных ученых, в центре их научных построений - государственное управление, которое не всегда, правда, последовательно признается предметом административного права, а само административное право - предметом административно-правовых исследований. Большое значение в работах этих ученых получают догматические положения, связанные с анализом административно-правовых норм и административных правоотношений. Вместе с тем в работах данных ученых-административистов исследуется отраслевое управление. Иначе говоря, работы Ивановского, Дерюжинского и Берендтса ставили науку административного права на прочный юридический фундамент и намечали основу для построения институционной и отраслевой систем административного права, а это в свою очередь в перспективе позволит сконструировать общую и особенную части науки. Но эта проблема будет решаться поколением ученых-административистов, который выступят на научной сцене в нашей стране в 20- 40 годах.


Гасаналиев Айгум Шапиевич







Интересное:


Концепция «общественного права» В.Н. Лешкова
Классификация доказательств по делам об административных правонарушениях и их источников.
Правовое регулирование проверки документов и сведений в таможенном контроле
Некоторые проблемы совершенствования законодательного регулирования мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
Эдуард Николаевич Берендтс (1862-1926)
Вернуться к списку публикаций