2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяГражданское право и процесс — Мировой суд как форма осуществления ответственности



Мировой суд как форма осуществления ответственности


Мировой суд ведет историю своего существования с древнейших времен. По всей видимости, судебный институт изначально появился в обществе именно как институт мирового суда, то есть суда, осуществляемого миром (общиной) и имеющего своей конечной целью мирное сосуществование в общине всех ее членов. По сути дела, мировой суд в нашем контексте есть форма переживания общиной внутреннего конфликта, что предполагает: с одной стороны, наличие специальных условий, обеспечивающих реализацию примирительных процедур в общине; с другой стороны, наличие специальной процедуры переведения конфликта из его деструктивной фазы (фазы разрушения отношений) в позитивную (в фазу восстановления жизнедеятельности общины путем перевода существующих в ней отношений на новый уровень).

Следует специально отметить, что мировой суд (в нашем его понимании) не есть специально созданный для осуществления судебных функций орган, но форма осуществления общиной ответственности в значении ответа (реагирования) на внутренний конфликт. Что мы имеем в виду, говоря о мировом суде как о форме осуществления ответственности?

Необходимость в мировом суде в общине возникает с момента появления самой общины и служит одним из тех факторов, которые обеспечивают ее существование. Сама же по себе община как некая общность людей появляется и существует только при условии принятия каждым отдельным ее членом для себя ценности данной общности (целостности). Так, первобытный человек немыслим вне рода (общины), только объединившись с другими людьми, включившись с ними в совместную деятельность, он способен выжить в полном опасностей мире, а это означает, что ценность жизни данного человека полностью определяется общиной, говоря точнее, тем, насколько осуществляемая им деятельность востребована для обеспечения жизнедеятельности рода. Однако каждый человек, в свою очередь, самостоятельно определяет для себя ценность его существования в общине, что во многом зависит от обеспечиваемого общиной жизненного уровня индивида, соответствия данного уровня его желаниям и потребностям.

Закономерно появление ряда вопросов: "Чем обеспечивается поддержание существующего в общине уровня разделения труда, а также тесно связанных с ним социальных отношений и систем ценностей? И что вообще обеспечивает существование общины как некоторой общности (целостности) людей?"

С нашей точки зрения, таким фактором, обеспечивающим существование общины, как, впрочем, и существование любой социальной системы, выступает ответственность. Особо следует подчеркнуть, что ответственность нами здесь рассматривается не как неблагоприятное последствие, мера принуждения и т.д. [1], а именно как системное качество. Само системное качество как категория, отражающая сущность системы, проявляется во вне только в ее деятельности. Поэтому и ответственность как качество социальной системы выражается в деятельности и характерна и для социальной системы в целом, и для отдельных ее членов (личностное качество).

Ответственность как личностное качество характеризует желание конкретного человека соотносить и совершать свои действия в соответствии с существующими социальными нормами, а также готовность этого человека в случае, если последние все-таки нарушены, сделать все возможное во избежание неблагоприятных для общности последствий и/или претерпеть наказание. В подтверждение предложенного определения можно привести ряд примеров. Так, нередко, говоря о конкретном человеке, его характеризуют как ответственного работника или, наоборот, замечают, что он безответственно вел себя в данной ситуации. Следует отметить, что степень реализации такого качества,как ответственность^ значительной мере характеризует отношение человека к определенным социальным нормам и в целом к данной общности и может служить своеобразным индикатором уровня включенности человека в ту или иную социальную систему.

Подводя итог, можно еще раз назвать проявления ответственности как личностного качества во вне:

- в деятельности конкретного члена общности, направленной на недопущение нарушения существующих социальных связей и отношений;

- в самостоятельной, осуществляемой по собственной инициативе деятельности по восстановлению нарушений и возмещению вреда конкретным членом общности, который непосредственно нарушил существующие в общине социальные связи и отношения или действия которого привели к такому нарушению.

В свою очередь, ответственность как социальное (системное) качество характеризует способность социальной системы оценивать действия членов общности относительно системы социальных норм и ценностей и, в случае признания этих действий потенциально или реально социально опасными, осуществлять в зависимости от ситуации следующие виды деятельности:

- деятельность по контролю за лицом, нарушившим какие-либо социальные связи и отношения, в рамках самостоятельно осуществляемой им деятельности по их восстановлению и возмещению вреда;

- деятельность, направленную на привлечение нарушителя к деятельности, имеющей своей целью восстановление нарушенных им отношений и возмещение причиненного вреда;

- деятельность по организации членов общности на действия, имеющие своей целью минимизацию причиненного нарушителем вреда и восстановление нарушенных отношений;

- деятельность по наказанию нарушителя (вплоть до изоляции от других членов общины и лишения его жизни) в случаях, если, например, существует опасность совершения данным лицом других действий, опасных для общности, или если возмещение причиненного вреда и восстановление нарушенных отношений в принципе невозможно в конкретных социально-исторических условиях, или если нарушитель не желает компенсировать вред, а также и в других случаях.

Вся деятельность по реализации ответственности как системного качества имеет своей целью поддержание целостности социальной системы путем сохранения существующих в ней связей и отношений. Однако по общему содержанию этой деятельности ее можно подразделить на следующие виды: деятельность "по недопущению нарушения" и деятельность "по реагированию на нарушение".

Следует отметить, что если первый вид совпадает по содержанию с социально заказанной субъекту деятельностью и реализуется в рамках регулирующих ее норм, то второй принципиально отличается как от изначально заказанной деятельности, так и от деятельности, нарушающей привычный ход дел. Кроме того, в отличие от деятельности "по недопущению нарушения", начинающейся и' заканчивающейся одновременно с основной деятельностью, деятельность "по реагированию на нарушение" напротив начинается с выявления опасности или самого нарушения и завершается в момент восстановления нарушенных отношений и/или возмещения вреда. Несколько отличается друг от друга и направленность этих двух видов деятельности по реализации ответственности. Так, если первая деятельность направлена на то, чтобы удержать реализуемую деятельность в рамках социально определенных норм, то вторая направлена на недопущение дальнейшего нарушения и восстановление нарушенных отношений. По сути дела, по тому, насколько реализуется в том или ином виде деятельности ответственность, можно сделать вывод, существует ли заданное количество элементов как система (целостность) или как простое множество (скопление).

Теперь, после того как мы несколько разобрались с ролью ответственности в жизнедеятельности социальной системы, вернемся к мировому суду и его значению в деятельности по реализации ответственности.

Как уже отмечалось ранее, мировой суд, с нашей точки зрения, представляет собой некоторую социальную форму осуществления общиной ответственности в значении ответа (реагирования) на внутренний конфликт. Поскольку любой социальный конфликт порождается рассогласованием в деятельности ее участников, ответственность в рамках мирового суда осуществляется как специально организованная деятельность общины "по реагированию на нарушение". Отличительная черта такого рода деятельности в том, что независимо от того, кто ее реализует - весь мир или один человек - она естественным образом аккумулирует в себе волю всех членов общины.

Соответственно, являясь результатом гласного или негласного согласования мнений в отношении случившегося, деятельность "по реагированию на нарушение" представляет собой нормальную, т.е. реализуемую в рамках общепринятых общиной социальных норм (правил), деятельность. А форма мирового суда, таким образом, полностью задается социальными нормами, регулирующими ту или иную деятельность "по реагированию на нарушение".

Если мы обратимся к этнографической литературе, то найдем немало тому примеров. Так, например, описывая социальный строй у американских эскимосов, В.Г. Тан-Богораз сообщает, что община у них следующим образом реагирует на нарушение общественных порядков: "... если человек совершил ряд убийств или вообще стал ненавистен соседям многими обидами, он в виде правосудия может быть убит другим мстителем из состава общины. Такой мститель должен, прежде всего, обойти своих соседей и спросить их мнение о том, нужно ли убить обидчика. Совещание исполнителя с соседями, сородичами сводится к минимуму, оно совершается в последнюю минуту - по существу решение принимается молча, бесшумно, как естественно возникший заказ исполнителю от данной общественной ячейки" [2, с.39-40].

Описанным выше способом община действовала в случаях, когда все имеющиеся у нее ресурсы для разрешения социального конфликта были исчерпаны, а сам конфликт так и не был разрешен, в результате чего жизнь нарушителя традиционного уклада жизнедеятельности в глазах остальных общинников полностью обесценивалась и единственной возможностью разрешения конфликта и восстановления нарушенного спокойствия община видела физическое уничтожение виновника. Однако в литературе по этнографии встречаются также и описания разрешения общиной крайне серьезных социальных конфликтов путем восстановления на новом уровне разрушенных отношений и/или возмещения ущерба.

Среди горцев Кавказа и индейцев Северной Америки в прошлом, к примеру, был распространен очень интересный обычай разрешения социального конфликта, порожденного убийством. Между двумя родами общины, враждовавшими на почве убийства члена одного из них, с помощью посредников устанавливался мир на таких условиях: "... семье, к которой принадлежала жертва совершенного преступления, уплачивается известный выкуп и, кроме того, один из взрослых членов рода обидчика вступает путем усыновления в род потерпевший. С этого времени он будет занимать в нем место убитого, получит даже его имя, а усыновившая его семья наделит его теми же правами и возложит на него те же обязанности, которые имел покойный"[2,с.48].

Не менее интересна сама процедура (обычай) разрешения социального конфликта, основанная на имитации в отношении лица, совершившего убийство, наказания в виде смертной казни. М.М.Ковалевский следующим образом описывал осуществление этого обычая в Моравии: "Убийца с родственниками и знакомыми шел к гробу убитого, босой, без пояса, и падал ниц на самый гроб, а ближайший родственник убитого обнажал меч над его головой так, чтобы острие меча направлено было к самой шее его; три раза спрашивал родственник убийцу: "Также был ты властен над жизнью моего брата ... совершая убийство". Три раза также давал убийца следующий ответ: "Да, ты властен над моей жизнью, но прошу ради Бога оживить меня". После этого родственник убитого говорил: "Оживляю тебя". И убийца получал прощение"[2, с.44].

Необходимо, однако, специально оговориться, что предложенные вниманию процедуры разрешения социального конфликта, связанного с убийством кого-либо, во многом основываются на особенностях мировоззрения первобытного человека и не могут быть успешно реализованы сегодня по причине отсутствия важнейшего условия их эффективного проведения первобытного сознания.

В форме мирового суда общиной естественным образом разрешаются все возникающие в ней конфликты. С этой целью мировой суд может осуществляться: непосредственно миром на общем собрании, где, собственно, и происходит согласование способа "реагирования на нарушение" между членами общины; отдельными представителями, специально наделенными общиной судейскими функциями (например, старейшинами), в соответствии с обычаями предков и действующими социальными нормами; в виде негласного осуждения человека в общине, проявляющегося в изменении его социального статуса и отношения к нему со стороны окружающих и традиционно наступающего в случаях совершения того или иного нарушения.

Постепенно с развитием и усложнением структуры социальной системы (от общины к обществу) в ней также развиваются и усложняются формы осуществления ответственности. Как результат, в обществе для поддержания стабильности в жизнедеятельности и целостности выделяется специальная система правоохранительных органов, призванная следить за соблюдением людьми действующих в обществе законов и в случаях нарушения последних принимать соответствующие меры. Однако появление этой системы отнюдь не означает, что исчезла такая форма осуществления ответственности^как мировой суд (в нашем его понимании).

Мировой суд по-прежнему выполняет важнейшую функцию поддержания целостности общества через поддержание целостности образующих его групп людей, связанных друг с другом межличностными отношениями (в общинах), хотя с появлением в обществе системы правоохранительных органов, включающей в себя суды общей юрисдикции, часть традиционных для мирового суда видов деятельности перешла туда. Сказанное, в частности, касается социальных конфликтов, разрешение которых имеет значение для общества в целом, а не только для какой-то его части.

Существенным отличием мирового суда от появившегося суда государственного (общей компетенции) является уровень охраняемых и используемых для охраны социальных норм. Если в первом случае это социальные нормы, отражающие специфику и действующие в данной социальной группе (общине), то во втором - это законодательно закрепленные нормы, распространяющиеся в равной мере на все общество. Кроме того, в то время как деятельность по осуществлению ответственности является непосредственной обязанностью правоохранительных органов, возложенной на них извне, аналогичная деятельность, осуществляемая социальной группой (общиной) в рамках мирового суда, - это самопроизвольная, естественная реакция на нарушение.

Как правило, мировой суд не является формально организованной структурой в общине, хотя история знает достаточно успешные попытки его формализации. Так, в Российской империи составителями судебных уставов 1864 года из общей системы общих судебных установлений были выделены мировые судебные установления на том основании, что судебной деятельности мировых судьей предполагалось придать особый характер, а именно в отличие от судей общих судебных установлений судьи мировых судов должны были быть по преимуществу судьями совести и примирителями сторон и только после этого вершителями закона. Более того, особое значение придавалось личности мирового судьи: им должен был быть человек, хорошо знающий и понимающий местные обычаи и нравы, пользующийся авторитетом у жителей данной местности [3].

На сегодняшний день в условиях наличия тенденций к росту преступности и снижению авторитета правоохранительных органов в обществе особо важным видится серьезное изучение феномена ответственности и изменения форм ее реализации в контексте существующей общественной структуры, а также взаимодействия и взаимовлияния естественных (произвольных) форм осуществления ответственности и специально для этого созданных в обществе органов. Не менее значимо сегодня в ситуации осуществляемых законодателем попыток воссоздания института мирового суда в судебной системе Российской Федерации определиться с местом и ролью этого института в существующей структуре общества, понять, за счет каких социальных механизмов будет осуществляться его деятельность. В противном случае мировая юстиция не только не оправдает возлагаемые на нее надежды по созданию суда скорого и доступного населению, пользующегося у него авторитетом в разрешении споров, но, наоборот, еще более ухудшит отношение рядовых граждан к работе правоохранительных органов, а возможно, разрушит естественные отношения по осуществлению ответственности, реализуемые на различных уровнях в самых разных социальных группах общества, чем создаст дополнительные условия для роста преступности.


А.Н.Гончарова



1. В юридической литературе, посвященной вопросу ответственности, достаточно распространены следующие группы мнений. Одна группа ученых под понятием ответственности подразумевает применение и реализацию правовых санкций. Другие ученые видят в ней обязанность тех или иных лиц подлежать действию соответствующих правовых норм за свои противоправные деяния. Третьи расценивают юридическую ответственность как меру государственного принуждения, основанную на юридическом и моральном осуждении поведения правонарушителя и заключающуюся в установлении для него определенных отрицательных последствий в форме ограничений личного или имущественного порядка. Наконец, в некоторых теоретических исследованиях юридическая ответственность трактуется как несение лицом предусмотренных юридическими санкциями неблагоприятных последствий противоправного деяния, претерпевание неблагоприятных последствий от проступка. Приведенные здесь мнения не исчерпывают всех точек зрения на понятие ответственности, но относятся к числу наиболее распространенных.

2. Чельцов-Бебутов М.А. Курс уголовно-процессуального права: Очерки по истории суда и уголовного процесса в рабовладельческих, феодальных и буржуазных государствах. СПб.,1995.

3. Случевский В. Учебник русского уголовного процесса. Судоустройство. Судопроизводство. СПб., 1913. С.100-112; Анциферов К. К вопросу о реформе нашего мирового суда // Журнал гражданского и уголовного права. 1885. № 2; Учреждение судебных установлений // Судебные уставы 20 ноября 1864 года с изложением рассуждений на коих они основаны, изданные государственной канцелярией. 2-е изд. СПб., 1867. Ч.2.; и др.







Интересное:


Содержание договора аренды здания, сооружения и нежилого помещения
Правовое регулирование неустойки на современном этапе
Система залоговых прав и основные начала вотчинной системы по проекту Вотчинного устава
Пожертвование как разновидность дарения
Особенности устройства мирового суда в национальных окраинах Российской империи
Вернуться к списку публикаций