2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяГражданское право и процесс — Ликвидация юридических лиц и ликвидационный процесс



Ликвидация юридических лиц и ликвидационный процесс


Как считают в службах занятости, основу нормативно-правовой базы снятия с учета в Фонде занятости регулирует Часть I Налогового кодекса РФ. В Департаменте федеральной государственной службы занятости населения по Владимирской области считают, что «до настоящего времени на федеральном уровне не приняты нормативные акты, регламентирующие порядок снятия с учета плательщиков взносов, ведущих раздельный учет по различным направлениям предпринимательской деятельности».

В случае принятия решения о прекращении деятельности предприятие представляет в отделения Фонда заявление о снятии с учета, основание для ликвидации (решение собственника или уполномоченного им органа о ликвидации, решение суда или другие документы, предусмотренные законодательством), выписку из лицевого счета в банке и приложения к ней. При получении указанных документов представители Фонда проводят документальную проверку. На основании акта проверки плательщик взносов производит полные расчеты с Фондом.

Способы ухода с рынка «де факто»

Поскольку процедура добровольной ликвидации фирм в настоящее время достаточно сложна, трудоемка и длительна по времени, рынок предлагает свои способы ухода бизнеса в «небытие». В настоящее время достаточно развитым является такой специфический сегмент рынка, как оказание услуг по ликвидации (развита система, в которой действует ряд специализированных юридических фирм, так или иначе неформально связанных с Московской регистрационной палатой).

Данные юридические фирмы помогают учредителям и руководству организаций «ликвидировать» фирмы не путем официальной процедуры ухода с рынка (ликвидации), а с помощью смены руководства фирм и внесения локальных изменений в учредительные документы. Самый распространенный способ ухода с рынка — увольнение главного бухгалтера и переназначение первого лица фирмы. При этом «старый» генеральный директор и главный бухгалтер (иногда это одно и то же лицо) официально могут не переназначаться, а просто написать заявления об увольнении. Так, согласно статье 31 действующего КЗоТ РФ «работники имеют право расторгнуть трудовой договор (контракт), заключенный на неопределенный срок, предупредив об этом администрацию письменно за две недели», а по «истечении срока предупреждения об увольнении работник вправе прекратить работу». В данном случае дирекцию фирмы (если менеджер и собственник фирмы — не одно и то же лицо) можно рассматривать как «работников». Ответственность же за предприятие, финансово-бухгалтерскую документацию и т.д. несут первые лица (в большей степени - руководитель фирмы). С момента увольнения дирекции ответственность за деятельность фирмы никто не несет — и с юридической точки зрения в дальнейшем их очень сложно привлечь к ответственности.

Однако зачастую генеральным директором малого предприятия является один из собственников (соучредителей). Чтобы «уйти» с рынка более или менее чисто, процедура неформальной «ликвидации» включает в себя выведение из состава учредителей реальных людей и введение в их состав «бомжей», алкоголиков (даже умерших людей по их паспортам). Вносятся изменения в учредительные документы, что и фиксируется в регистрирующем органе. Затем новые учредители «назначают» новую (такую же мифическую) дирекцию. Старая дирекция по акту «передает» новой всю документацию, печать и т.д. (фактически все это может быть просто уничтожено). После этого фирма «бросается». То есть юридически она существует, а фактически - нет (прекращается сдача отчетности, даже «нулевой», в налоговую инспекцию, в различные фонды).

Иногда фирма «бросается» даже без регистрации изменений в учредительные документы. Учредители «назначают» нового «генерального директора» (он же — главный бухгалтер), который в дальнейшем и несет всю формальную ответственность за фирму. Учредители же формальной ответственности за деятельность фирмы не несут.

Основная проблема, с нашей точки зрения, состоит в том, что в условиях сегодняшнего законодательства добросовестный предприниматель, который платит все налоги и выполняет все свои обязательства, намереваясь по каким-либо причинам закрыть свое предприятие, вынужден действовать точно так же, как и недобросовестный (схема «ухода с рынка» и у того, и у другого одинакова). Поэтому в настоящее время в условиях «вала» фактически невозможно вычленить недобросовестного предпринимателя («бросающего» свою фирму) и наказать его.

«Борьбу» с мертвыми фирмами периодически ведут различные уполномоченные органы (налоговая инспекция, внебюджетные фонды), но безрезультатно. Между тем, степень остроты проблемы несуществующих правоотношений (не ликвидированных фирм) подтверждает письмо Фонда социального страхования от 3.02.98 №02-10/06-436, направленное его региональным и центральным отраслевым отделениям. Отделениям Фонда предложено ежеквартально составлять списки страхователей, не представляющих отчетность. На основании составленного списка (реестра) исполнительным органом Фонда принимается решение об отнесении таких страхователей к категории не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность.

Очевидно, что действующее законодательство нуждается во введении жесткой ответственности учредителей за незаконный уход учрежденных ими фирм с рынка (возможно, уголовной). Однако введение таких санкций и принудительное «очищение» рынка от мертвых субъектов предпринимательской деятельности не может быть произведено прежде, чем будет упрощен порядок добровольной ликвидации малых предприятий.

Условия и принципы, при которых допустимо применение упрощенного порядка ликвидации юридического лица

На взгляд исследователей, введение упрощенной системы добровольной ликвидации малого предприятия как юридического лица возможно (и необходимо) в следующих случаях.

1. Субъект хозяйственной деятельности является субъектом малого предпринимательства, определенного действующим законодательством. Для крупных (и большей частью средних) предприятий упрощенный порядок ликвидации не может быть применен в силу специфики и значительного объема их деятельности.

Субъект малого предпринимательства добровольно желает юридически ликвидироваться (подает соответствующее заявление).

Субъект малого предпринимательства функционирует на рынке не более 5 лет (в этом случае объем его финансово-бухгалтерской, договорной и иной документации не может быть слишком велик и трудоемок для комплексных проверок).

Субъект малого предпринимательства на момент подачи заявления о ликвидации в уполномоченный регистрирующий орган свободен от любых обязательств перед бюджетами всех уровней, внебюджетными фондами, работниками (штатными и внештатными), партнерами, любыми иными юридическими и физическими лицами.

К субъекту малого предпринимательства к моменту подачи заявления о ликвидации нет не снятых претензий со стороны правоохранительных, контролирующих и проверяющих органов.

От имени ликвидируемого юридического лица в качестве ответственного руководителя (председателя) ликвидационной комиссии выступает (а также занимается оформлением всех необходимых документов) генеральный директор лично (или иное первое лицо), который руководил данным малым предприятием сроком не менее года, предшествовавшего дате подачи заявления о ликвидации, либо (если предприятие просуществовало менее одного года) весь предшествующий ликвидации период.

При введении в действие упрощенного порядка ликвидации субъектов малого предпринимательства к малому предприятию должен применяться принцип «презумпции невиновности». Не сам предприниматель должен документально подтверждать те или иные позиции, а уполномоченные органы (в случае необходимости) должны доказывать обратное. При закрытии фирмы предприниматель должен заполнить нечто вроде «декларации», ответив при этом на ряд вопросов («да» или «нет»), сдать всю необходимую документацию [1] «в одно окошко» (регистрационную палату) и через месяц получить свидетельство о ликвидации юридического лица. Все остальные процедуры должны осуществляться «внутри» уполномоченного органа власти (государственной и местной).

При этом понятно, что предприниматель, намеренно исказивший информацию при заполнении «декларации», даже по истечении длительного времени (если по законодательству не истек срок давности) должен быть привлечен к строгой ответственности (в том числе и уголовной).

Упрощенный порядок регистрации позволит «как сквозь сито» просеять тех добросовестных предпринимателей, которые сейчас составляют с недобросовестными одну кластерную группу (тем, кому нечего бояться, пойдут на упрощенную систему). После этого все усилия уполномоченных (и правоохранительных) органов можно будет сосредоточить на тех фирмах, которые не ликвидировались, как положено, и не сдают отчетность.

Аргумент противников упрощенной системы ухода предпринимательских структур с рынка относительно того, что таким образом с рынка в массовом порядке начнут уходить те, кто уклоняется от своих обязательств, не может считаться убедительным — они и сейчас очень легко в случае необходимости неофициально уходят с рынка, продолжая его «засорять».

Предлагаемый порядок упрощенной системы добровольной ликвидации субъектов малого предпринимательства

В ст. 61-64 Гражданского кодекса РФ, регулирующую процесс добровольной ликвидации, на наш взгляд, необходимо внести следующие изменения и дополнения.

1. Юридические лица, определенные в соответствии с действующим федеральным законодательством как субъекты малого предпринимательства, имеют право на упрощенный порядок ликвидации по решению учредителей (участников) юридического лица или органа, уполномоченного на то учредительными документами юридического лица и принявшего решение о его ликвидации.

2. Упрощенный порядок добровольной ликвидации юридического лица, являющегося субъектом малого предпринимательства, возможен только в случае выполнения ряда условий, установленных настоящим Гражданским кодексом РФ [2].

3. Учредители (участники) юридического лица, являющегося субъектом малого предпринимательства, или уполномоченный орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить (сделать письменное заявление)об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе упрощенного порядка ликвидации.

4. В случае, если не все учредители желают ликвидации данного юридического лица, то решение о начале процедуры ликвидации считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от числа всех учредителей независимо от того, физическим или юридическим лицом является учредитель (один учредитель - один голос).

5. В день получения заявления о начале процедуры упрощенного порядка ликвидации юридического лица регистрационный орган обязан выдать учредителю или любому уполномоченному учредителям и лицу, предоставившему заявление о начале процедуры упрощенного порядка ликвидации, бланк «Декларации об отсутствии обязательств».В случае, если такое заявление пришло по почте, то на любом из последующих этапов в любой день такую декларацию может получить ликвидатор или председатель ликвидационной комиссии.

6. После того как регистрационный орган письменно уведомлен о начале процедуры ликвидации, учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, в трехдневный срок назначают персональный состав ликвидационной комиссии из числа не менее трех и не более пяти человек. Состав ликвидационной комиссии юридического лица, являющегося субъектом малого предпринимательства, в случае применения к нему упрощенного порядка добровольной ликвидации, назначается без согласования с регистрационным органом (о составе ликвидационной комиссии регистрационный орган письменно уведомляется).При этом состав ликвидационной комиссии должен состоять из лиц, ранее не судимых и не имеющих судимостей по тем статьям уголовного кодекса, которые касаются преступлений в сфере экономики (раздел VIII УК РФ). Члены ликвидационной комиссии могут представить учредителям устные или письменные сообщения о том, что ранее не были судимы за преступления в сфере экономики. В случае, если потенциальный член ликвидационной комиссии такое сообщение в письменном виде предоставить отказался, то учредители вправе не включать его в состав этой комиссии. За предоставление ложных сведений ответственность в соответствии с законом несет лицо, предоставившее учредителям такие сведения, содержащиеся в письменном документе. В том случае, если такие заявления от членов ликвидационной комиссии учредителями (участниками) были получены в письменном виде, ответственности учредители не несут, а процедура упрощенной ликвидации прекращению не подлежит [3].

7. Учредители имеют право не назначать ликвидационную комиссию, а назначить одного ликвидатора. Ликвидатором в этом случае может выступить только первое лицо субъекта малого предпринимательства (генеральный директор), которое руководило данным юридическим лицом сроком не менее одного года, предшествовавшего дате подачи заявления о ликвидации, либо (в случае, если предприятие просуществовало менее одного года) весь предшествующий ликвидации период. В данном случае всю ответственность за процедуру ликвидации и достоверность представляемых в уполномоченные органы сведений несет ликвидатор лично. Все сведения в уполномоченные органы в этом случае ликвидатор должен представлять также лично.

8. В случае назначения ликвидационной комиссии при применении к юридическому лицу упрощенного порядка добровольной ликвидации ее председателем назначается первое лицо юридического лица(генеральный директор), его заместителем — главный бухгалтер (а в случае отсутствия главного бухгалтера в штате юридического лица —один из членов ликвидационной комиссии).

9. Ликвидатор, председатель или заместитель председателя ликвидационной комиссии в течение трех дней с момента своего назначения сообщают в банк (банки) о закрытии (замораживании) всех счетов в связи с ликвидацией юридического лица. Банк обязан в тот же день выдать представителю юридического лица справку о закрытии (замораживании) всех счетов для представления в регистрационный орган.

10. После получения заявления о начале упрощенного порядка добровольной ликвидации юридического лица, являющегося субъектом МП, регистрационный орган самостоятельно помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о ликвидации данного юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами.

11. Регистрационный орган, получив заявление о начале процедуры ликвидации, обязан в срок, не превышающий 7 календарных дней, опубликовать полученные от ликвидатора, председателя ликвидационной комиссии или уполномоченного члена ликвидационной комиссии сведения о ликвидации данного юридического лица в уполномоченном органе печати, в котором публикуются сведения о ликвидации юридического лица.

12. Стоимость оплаты за публикацию данного объявления не может превышать половину минимального размера оплаты труда, установленного действующим законодательством. Датой подачи объявления в орган печати о ликвидации юридического лица, к которому применяется упрощенная система ликвидации, считается дата получения регистрационным органом заявления о начале процедуры ликвидации. Об этом свидетельствует любая отметка представителя регистрационного органа (штамп, печать, подпись работника регистрационного органа с указанием даты, фамилии работника, его инициалов и должности) или любое уведомление, пришедшее в адрес ликвидационной комиссии по почте в ответ на заказное (ценное) письмо (на котором указана дата получения регистрационным органом данного сообщения).

13. Оплатить стоимость объявления в уполномоченном печатном органе ликвидатор, председатель или уполномоченный им член ликвидационной комиссии должны в срок не более пяти календарных дней с момента уведомления регистрационного органа о начале упрощенной процедуры ликвидации юридического лица. После истечения указанного срока каждый последующий день размер стоимости объявления увеличивается на 30% от первоначальной стоимости. Подтверждением уплаты служит документ, выданный банком или иным уполномоченным органом или организацией. В случае неуплаты стоимости объявления к моменту получения юридическим лицом, являющимся субъектом малого предпринимательства, свидетельства о ликвидации, процедура упрощенного порядка ликвидации считается утратившей силу, а юридическое лицо - обязанным ликвидироваться в общем порядке.

14. Банковские реквизиты и счета, на которые должны быть перечислены средства для оплаты объявления в печатном органе, должны быть размещены в регистрационном органе на доступном для посетителей месте, а также быть выданы под расписку ликвидатору или председателю ликвидационной комиссии в момент приема от него заявления о начале процедуры упрощенного порядка ликвидации.

15. В случае, если объявление не будет опубликовано органом печати, в котором публикуются сведения о ликвидации юридического лица, в установленный законом срок, юридическое лицо, к которому применим порядок добровольной ликвидации, может опубликовать такое объявление в любом ином органе печати, зарегистрированном в установленном законом порядке и издающемся тиражом не менее 1000 экземпляров. В этом случае ответственность за все последующие претензии, требования, иски (в том числе материальные) со стороны любых юридических и физических лиц, имеющих соответствующие правомочия, могут быть переадресованы регистрационному органу, его руководителю и другим ответственным лицам регистрационного органа, виновным в том, что объявление не было опубликовано в установленный законом срок [4].

16. Срок действия публикации объявления о начале упрощенной процедуры ликвидации юридического лица не может быть менее 20 дней и более одного месяца с момента публикации о ликвидации. В случае, если в указанный срок требования со стороны кредиторов не предъявлены ,процесс упрощенной ликвидации юридического лица становится необратимым. В случае, если в указанный срок кредиторами были предъявлены обоснованные и документально подтвержденные требования, которые до окончания данного срока были переданы в регистрационный орган, процедура применения упрощенной ликвидации к юридическому лицу, являющемуся субъектом малого предпринимательства, прекращается, и юридическое лицо подлежит ликвидации на общих основаниях. В том случае, если впоследствии требования, предъявленные кредитором, окажутся необоснованными и одновременно содержащими в себе заведомо ложные сведения (информацию), физическое или юридическое лицо, предъявившее такие требования, несет ответственность (включая уголовную [5]) в соответствии с законодательством [6].

17. По истечении установленного Гражданским кодексом РФ срока предъявления требований ликвидатор или ликвидационная комиссия составляют и подписывают ликвидационный баланс, утверждают его у учредителей.

18. По истечении установленного Гражданским кодексом РФ срока действия публикации объявления ликвидатор или председатель ликвидационной комиссии в любое удобное для него и рабочее для регистрационного органа время представляет в регистрационный орган ликвидационный баланс, «Декларацию об отсутствии обязательств». За предоставление заведомо ложных сведений ликвидатор, председатель и члены ликвидационной комиссии несут установленную законом ответственность [7].

19. Вместе с ликвидационным балансом и декларацией ликвидатор или председатель ликвидационной комиссии по описи передает в регистрационный орган все необходимые бухгалтерские, финансово-хозяйственные и иные документы, наличие и ведение которых предусмотрены действующим законодательством. Регистрационный орган обязан принять у ликвидатора или председателя ликвидационной комиссии все передаваемые документы. Регистрационный орган должен выдать представителю ликвидируемого юридического лица письменное уведомление, в котором назначена дата и время проведения комплексной проверки всех представленных документов. В уведомлении также должна быть зафиксирована обязательность или необязательность присутствия ликвидатора или председателя ликвидационной комиссии и его заместителя при данной проверке. Комплексная проверка может быть проведена как в присутствии ликвидатора или председателя ликвидационной комиссии, так и в их отсутствие в течение 14 календарных дней с момента сдачи всех необходимых документов.

20. При сдаче документации в регистрационный орган ответственные сотрудники обязаны проверить их полноту. Ликвидатор или председатель ликвидационной комиссии должны представить весь комплект необходимых документов не менее чем за один час до официально установленного окончания рабочего дня, в противном случае представленные ими документы могут быть не приняты, и их прием перенесен на следующий день.

21. В случае недостачи каких-либо документов регистрационный орган устной письменно сообщает об этом ликвидатору или председателю ликвидационной комиссии в срок, не превышающий семи календарных дней с момента передачи регистрационному органу всех необходимых документов. При этом регистрационный орган получает у ликвидатора или председателя ликвидационной комиссии отметку (подпись) о вручении.

22. В течение двух календарных дней с момента получения всех необходимых документов регистрационный орган устно и письменно уведомляет о дате и времени проведения комплексной проверки все уполномоченные на то органы. К этому времени уполномоченные органы в случае необходимости направляют своих полномочных представителей в регистрационный орган. В случае необходимости представители уполномоченных органов имеют право проверить документы до назначенного срока комплексной проверки (дата и время согласовываются уполномоченным органом с регистрационным органом).

23. В установленный срок и в отдельном помещении регистрационной палаты, которое было определено для проведения комплексной проверки, собираются ответственные представители всех уполномоченных органов. В случае наличия претензий со стороны уполномоченных органов и согласия с ними уполномоченных представителей юридического лица выявленные недостатки и претензии устраняются в срок не более семи дней. Все претензии и требования уполномоченных органов должны быть представлены уполномоченному представителю ликвидируемого юридического лица в письменном виде вдень проведения комплексной проверки. Предъявление претензий и требований после этого срока возможно уже исключительно в судебном порядке после выдачи свидетельства о ликвидации юридического лица.

24. В случае неявки представителей какого-либо уполномоченного органа для проведения комплексной проверки представитель юридического лица получает свидетельство о ликвидации независимо от причины неявки представителя уполномоченного органа.

25. Ликвидатор или председатель ликвидационной комиссии имеет право получить свидетельство о ликвидации юридического лица в срок не позднее чем через два дня после проведения комплексной проверки, а при наличии письменных претензий со стороны уполномоченных органов — в течение суток после их устранения.

26. В последующем в соответствии с учредительными документами ликвидированного юридического лица осуществляется распределение оставшегося имущества (включая уставный капитал).

27. Регистрационный орган распределяет и сдает всю документацию в уполномоченные органы, а оставшиеся - в архив.

28. В остальных случаях, которые не предусмотрены правилами ликвидации, применяемыми при упрощенной процедуре добровольной ликвидации юридического лица, являющегося субъектом малого предпринимательства, применяются общие нормы и правила, регулирующие ликвидацию юридических лиц (ст. 61-64 настоящего Кодекса).

Таким образом, после упрощения существующей процедуры ликвидации для субъектов малого предпринимательства юридическое лицо-малое предприятие будет взаимодействовать только с двумя органами — банком (один-единственный раз) и с регистрационным органом. Все остальные процедуры (согласований, уведомлений) должны осуществляться внутри «регистрационно-ликвидационной» системы (табл. 2) [8].


Таблица 2

Этапы ликвидации малого предприятия


Этапы упрощенного порядка добровольной ликвидации юридического лица, определенного в качестве субъекта малого предпринимательства

Сроки согласно предлагаемым правовым нормам

Предполагаемые фактические сроки

1

Собрание учредителей, принятие решения о ликвидации, письменное заявление об этом в регистрирующий орган, получение бланка декларации

Не установлены

От 2 до 7 дней

2 [9]

Назначение учредителями ликвидатора или ликвидационной комиссии, сообщение в банк о «закрытии счетов» в связи с ликвидацией и уведомление об этом регистрирующего органа

3 дня

3 дня

2

Оплата стоимости объявления за публикацию

5 дней

5 дней

2

Публикация сведений о ликвидации юридического лица, являющегося субъектом МП и имеющего право на упрощенный порядок ликвидации

Не более 7 дней

7 дней

3

Ожидание предъявления требований от кредиторов

от 20 дней до 1 месяца

от 20 дней до I месяца

4

Составление ликвидационного баланса и утверждение его учредителями

Не устанавливать

1—2 дня

5

Представление в регистрационный орган ликвидационного баланса, «декларации об отсутствии обязательств» и иных необходимых документов

Не устанавливать

от 1 дня до 7 дней

6

Ожидание комплексной проверки, предоставление недостающих документов

14 дней

14 дней

7

Устранение недостатков в случае их наличия

7 дней

7 дней

8

Получение свидетельства о ликвидации юридического лица

1-2 дня

1-2 дня


Таким образом, при упрощенном порядке добровольной ликвидации юридического лица вся ликвидационная процедура на практике займет максимум 2,5 месяца.


В.В. Буев, президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства



[1] Как результат зафиксированной жизнедеятельности предприятия.

[2] Об этом см. в предыдущем разделе.

[3] Предлагаемые нормы ГК РФ должны быть увязаны с санкциями, установленными Уголовным кодексом РФ.

[4] Предлагаемые нормы ГК РФ должны быть увязаны с санкциями, установленными Уголовным кодексом РФ.

[5] Предлагаемые нормы ГК РФ должны быть непосредственно увязаны с санкциями, установленными Уголовным Кодексом РФ (см. ниже).

[6] Это не позволит «заинтересованным» органам и организациям каким-то образом манипулировать малым предприятием, стремящимся уйти с рынка, и взимать с него«дань» (поборы и т.д.).

[7] Предлагаемые нормы ГК РФ должны быть непосредственно увязаны с санкциями, установленными Уголовным Кодексом РФ (см. ниже).

[8] Табл. 1 не учитывала время посещения всех уполномоченных органов и организаций.

[9] Один и тот же номер при нумерации этапов свидетельствует, что сроки данных этапов «накладываются» друг на друга, а не следуют один за другим.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Вещно-правовые последствия заключения, изменения и расторжения договора о продаже жилого помещения
Кому нужна интеллектуальная собственность в XXI веке
Подсудность гражданских дел мировому судье
Односторонние сделки в гражданском праве Российской Федерации
Общетеоретические аспекты административно-правового исследования проблем управления государственной собственностью субъекта Российской Федерации
Вернуться к списку публикаций