2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяГражданское право и процесс — Ликвидация юридических лиц и ликвидационный процесс



Ликвидация юридических лиц и ликвидационный процесс


Общие положения

Проблемы входа на рынок, функционирования на рынке и выхода с него являются «основами рынка». Действующая Конституция (ст. 71 пункт «ж») однозначно относит вопрос установления правовых основ единого рынка к исключительному ведению Российской Федерации (федеральный уровень власти). Кроме того, согласно ст. 51-65 Гражданского кодекса РФ вопросы государственной регистрации и ликвидации юридических лиц регулируются нормами гражданского законодательства. Пункт «о» ст. 71 Конституции РФ относит гражданское законодательство также к исключительному ведению РФ [1]. Следовательно, изменение действующего порядка, внесение в него исправлений и дополнений можно осуществлять, прежде всего, на федеральном уровне.

Одной из основных проблем «основ рынка», устанавливаемых государством, являются в настоящее время порядок и процедуры ухода с рынка (ликвидация, реорганизация). Установление процедур и механизмов ликвидации является основой выхода предприятий любых размеров и форм собственности с рынка, «очищения» рынка от неконкурентоспособных субъектов.

В условиях кризисной экономики современной России рынок становится еще более динамичным, и предприятия, которые еще вчера приносили прибыль, сегодня оказываются аутсайдерами. Очень часто вовремя уйти — означает сохранить ресурс для перспективы. И каждый лишний день пребывания на рынке ставших нерентабельными субъектов предпринимательства только увеличивает институциональные и неформальные издержки (убытки) фирм и их владельцев (аренда, офисные расходы, бухгалтер и т.д.). В первую очередь, это касается малого бизнеса с небольшими оборотами и меньшим запасом «финансовой прочности».

Согласно действующему Гражданскому кодексу РФ, любое юридическое лицо может быть ликвидировано и реорганизовано по решению его учредителей (участников) либо других уполномоченных органов юридического лица, а также по решению суда. То есть речь идет о добровольном и/или принудительном принципе ухода с рынка.

Основной проблемой для самих субъектов малого предпринимательства является именно проблема добровольного (юридически оформленного) ухода бизнеса с рынка. В свою очередь, эта проблема порождает другую — предприятия, не имея возможности быстро и легально уйти с рынка «де юре», делают это «де факто», находят способы «бросить» фирмы, прекращают сдавать отчетность в Министерство по налогам и сборам РФ, внебюджетные фонды, статистический орган и т.д. На рынке скапливается значительное количество «мертвых», «висячих» фирм, которые формально вроде бы существуют, а фактически - нет. Поэтому основной проблемой для органов власти становится проблема принудительного вывода таких предприятий с рынка [2].

Обзор формально действующей процедуры ликвидации и снятия с учета

Оформление ликвидации

Ныне действующий порядок ликвидации юридических лиц определен в основном Гражданским кодексом РФ и лишь за незначительным исключением применим для юридических лиц всех категорий. При этом в расчет не принимаются ни размеры бизнеса, ни сфера деятельности, ни обороты по счетам и т.д.

Устанавливая общие принципы ликвидации, детальных процедур ликвидации (по шагам) Гражданский кодекс РФ, тем не менее, не предусматривает, поэтому в практике уполномоченные органы власти вынуждены самостоятельно детализировать процедуры ликвидации, увязывать данные процедуры со снятием ликвидируемого юридического лица с учета во всех уполномоченных органах (налоговом органе, внебюджетных фондах и т.д.).

Следует отметить, что порядок ликвидации юридического лица в основном больше применим к реалиям крупного и среднего бизнеса. Описанные в Гражданском кодексе РФ этапы работы ликвидационной комиссии нужны именно для того, чтобы выявить всех кредиторов (дебиторов), о которых может знать значительное число ответственных лиц крупных предприятий, или которые могут быть зафиксированы в многочисленных договорах (а люди, готовившие эти договора, могли, например, перейти на другую работу). В мелком бизнесе всех своих кредиторов (дебиторов) и партнеров первое лицо зачастую просто знает в лицо.

В табл. 1 в упрощенном виде представлены последовательность, этапы и сроки проведения процедур добровольной ликвидации юридического лица, составленного на основе Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ и других документов.


Таблица 1

Этапы ликвидации предприятия


Этапы ликвидации юридического лица. установленные Гражданским и Налоговым кодексами РФ, а также другими документами

Сроки согласно правовым нормам

1.

2.

Собрание учредителей, принятие решения о ликвидации Сообщение о решении в регистрирующий орган (учредители)

Не установлены Незамедлительны

3.

4.

Уведомление Фонда социального страхования [1]

Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета о ликвидации [2]

Незамедлительно

Не позднее 3 дней со дня принятия решения о ликвидации

5.

Заявление в Пенсионный фонд о ликвидации с приложением необходимых документов [3]

Не установлены

6.

Назначение учредителями ликвидационной комиссии (ликвидатора), установление порядка и сроков ликвидации

Не установлены

7.

Согласование ликвидационной комиссии с регистрационным органом

Не установлены

8.

Публикация сообщения о ликвидации и сроке заявления требований кредиторами (в специальном органе печати)

Не менее 2 месяцев с момента публикации

9.

Принятие мер к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, письменное уведомление кредиторов о ликвидации юридического лица

Не менее 2 месяцев с момента публикации

10.

Составление ликвидационной комиссией промежуточного ликвидационного баланса

Не установлены

11

12.

Утверждение промежуточного баланса учредителями.

Согласование промежуточного баланса с регистрационным органом

Не установлены

Не установлены

13.

Удовлетворение требований кредиторов в порядке и очередности по ст. 64 ГК РФ

Не установлены

14.

15.

Составление [окончательного] ликвидационного баланса

Утверждение [окончательного] ликвидационного баланса учредителями

Не установлены

Не установлены

16.

Согласование [окончательного] баланса с регистрационным органом

Не установлены

17.

Внесение записи о ликвидации юридического лица в единый государственный реестр (свидетельство об окончании формальной процедуры ликвидации).

Не установлены


Отдельные федеральные законы, регулирующие вопросы ликвидации предприятий и организаций различных организационно-правовых форм (например, Законы РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (от 08.02.98 №14-ФЗ) и «Об акционерных обществах» (от 26.12.95 № 208-ФЗ), порядок и последовательность процедур практически не затрагивают. Например, уточняются уполномоченные на проведение ликвидации органы юридического лица, некоторые особенности распределения имущества после завершения расчетов с кредиторами.

Представленные в табл. 1 данные в целом демонстрируют некий идеальный (и упрощенный) вариант действующей системы ликвидации (представлены минимальные сроки осуществления всех необходимых ликвидационных процедур). При этом, поскольку на каждом этапе регистрирующий орган может найти формальные «недочеты» (на каждом этапе предусмотрена возможность получения отказа регистрирующего органа) и предъявить обоснованные и не вполне обоснованные претензии, сроки всей процедуры могут быть увеличены, а в некоторых случаях вся процедура ликвидации возвращена к исходной точке. Следует отметить также, что в случае необходимости продажи имущества для удовлетворения требований кредиторов (при их наличии) срок может увеличиться еще на 2-6 месяцев. В самом благоприятном варианте ликвидация может занимать срок от 6 месяцев до 1,5 года, что для предприятия (особенно малого) является просто неприемлемым.

Понятно, что в рамках действующего гражданского законодательства эффективный порядок добровольной ликвидации юридических лиц (субъектов предпринимательства) невозможен. В табл. 1 последовательно перечислены в основном те процедуры, прохождение которых связано с регистрирующим органом. Кроме того, у ликвидируемого юридического лица (малого предприятия) возникает необходимость посещения множества уполномоченных органов (налоговой инспекции, внебюджетных фондов), необходимость получения там всевозможных справок и документов с тем, чтобы их затем снова представить в регистрационный орган. Это период активных проверок ликвидируемого субъекта предпринимательства со стороны налоговых и иных уполномоченных органов (налоговая, согласно НК РФ, проводит не только камеральные, но и выездные налоговые проверки).

Снятие с учета в налоговом органе

Порядок и процедуры снятия налогоплательщика с учета в налоговых органах регулируются Налоговым кодексом РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января 2000 г.), приказом Госналогслужбы РФ от 27 ноября 1998 г. №ГБ-3-12/309 «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц» (зарегистрирован в Минюсте РФ 10.03.2000№ 2145 в редакции приказа МНС РФ от24.12.99 №АП-3-12/412) и Методическими рекомендациями налоговых органов (письмо МНС РФ от 31 декабря 1998 г. №ВП-6-12/932).

Налоговый кодекс РФ гласит, что после подачи заявления о ликвидации налогоплательщик снимается с учета в течение 14дней, причем бесплатно. Методические рекомендации по процедуре снятия с учета налогоплательщика-организации были разработаны в соответствии с п. 3 ст. 31 части первой Налогового кодекса РФ.

Аналогично четырем вариантам постановки на учет существуют четыре варианта процедур снятия с учета по месту нахождения (при ликвидации организации): 1) налогоплательщика, 2) филиалов (представительств), 3) имущества, 4) транспортных средств.

Мы рассмотрим первый вариант (как наиболее полный) — процедуру снятия с учета в налоговом органе по месту нахождения налогоплательщика.

Ликвидируемые организации должны сообщить в налоговый орган по месту учета о прекращении своей деятельности (ликвидации) не позднее трех дней со дня принятия такого решения. Форма сообщения о ликвидации юридического лица приведена в Приложении №5 к «Порядку и условиям присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика» (приложение утверждено приказом Госналогслужбы РФ от 27 ноября 1998 г. №ГБ-3-12/309). Налоговый инспектор фиксирует поступившее от налогоплательщика-организации сообщение о ликвидации с приложенными документами, подтверждающими принятие решения о ликвидации организации, в Журнале учета документов с указанием даты поступления сообщения о ликвидации и наличия документов. Должны быть представлены копии следующих распорядительных документов, подтверждающих принятие решения о ликвидации организации:

- решение, постановление, приказ собственника или уполномоченного органа либо решение суда о ликвидации;

- документа о порядке и предполагаемом сроке ликвидации организации;

- документа о создании ликвидационной комиссии.

При отсутствии какого-либо из этих документов до налогоплательщика-организации письменно доводятся замечания с указанием срока представления в налоговую инспекцию недостающих документов.

В случае нарушения налогоплательщиком-организацией срока представления сообщения о ликвидации или непредставления приведенных выше документов в установленный в письме срок, налоговым органом подготавливаются протокол о налоговом правонарушении, а также проекты решения о применении мер ответственности к виновным в соответствии с пунктом 3 статьи 119 Налогового кодекса РФ.

Методические рекомендации регулируют также последовательность этапов и процедур, которые обязано исполнить ответственное лицо налогового органа (налоговый инспектор) внутри самого органа.

Далее на основании распоряжения руководителя налоговой инспекции структурные подразделения, осуществляющие контроль над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогоплательщиками налогов и сборов в бюджеты разных уровней, проводят камеральную и выездную проверки на ликвидируемом предприятии.

Снятие с учета налогоплательщика-организации в случае ликвидации производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика. (Заявление о снятии с учета в налоговом органе юридического лица по форме №12-1-6 и порядок его заполнения утверждены соответственно приложениями №12 и №13 к приказу Госналогслужбы РФ от 27 ноября 1998 г. №ГБ-3-12/309).

Данное заявление заполняется в одном экземпляре и представляется по месту нахождения филиала/представительства одновременно со следующими документами:

- свидетельством о постановке на учет в налоговом органе (или первыми экземплярами Карты постановки на учет налогоплательщика-организации, выданными как по месту учета организации, так и по месту учета филиалов/представительств и иных обособленных подразделений, являвшихся самостоятельными налогоплательщиками до 01.01.99 г.);

- всеми уведомлениями о постановке на учет (при снятии с учета филиала /представительства);

- копиями заверенных в установленном порядке документов, подтверждающих в соответствии с действующим законодательством ликвидацию (реорганизацию) организации, закрытие филиала(представительства);

- другими документами, необходимыми для снятия налогоплательщика-организации с учета в налоговом органе.

Кроме того, в налоговый орган по мере появления документов должны быть представлены:

- копия промежуточного баланса, утвержденного учредителями(участниками) организации или органом, принявшим решение о ликвидации организации по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц;

- копия объявления в средствах массовой информации (периодических изданиях) о ликвидации;

- копия ликвидационного баланса, утвержденного учредителями(участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц;

- сообщение о закрытии счета (счетов) в банке (форма утверждена приложением № 1 к «Порядку и условиям присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика», утвержденному приказом Госналогслужбы РФ от 27 ноября 1998 г. №ГБ-3-12/309).

В случае непредставления сообщения о ликвидации в установленный срок подготавливаются протокол о налоговом правонарушении, а также проекты решения о применении мер ответственности к виновному налогоплательщику. При отсутствии какого-либо из документов ликвидационной комиссии письменно сообщаются замечания с указанием конкретного срока представления в налоговую инспекцию недостающих документов или накладываются соответствующие санкции.

Протокол о налоговом правонарушении, а также проекты решения о применении мер ответственности к виновным и постановления о применении мер ответственности к виновным лицам представляются руководству налоговой инспекции по мере их подготовки.

После проведения всех внутренних процедур ликвидатору выдается информационное письмо о снятии с учета в налоговом органе налогоплательщика-организации в связи с ее ликвидацией, осуществляется рассылка данного информационного письма, а учетное дело налогоплательщика передается в архив налогового органа.

Согласно статье 84 части первой Налогового кодекса РФ, снятие с учета налогоплательщика должно осуществляться бесплатно. Порядок снятия с налогового учета во всех регионах также должен быть одинаков. В региональных управлениях Министерства РФ по налогам и сборам утверждают: «Все документы, связанные с учетом и снятием с учета в налоговом органе, заполняются налогоплательщиками по единым формам, утвержденным МНС РФ. Использовать в работе документы, формы которых не утверждены МНС РФ, не допускается. Документы, выдаваемые налоговыми органами после завершения снятия с учета, также единого образца и изменению не подлежат».

Следует отметить, что все региональные налоговые органы декларируют единый порядок снятия налогоплательщика с учета. В целом это подтверждается фактическим отсутствием регионального и местного нормотворчества в этой сфере.

Снятие с учета в Пенсионном фонде

Порядок снятия с учета плательщика взносов в Пенсионный фонд РФ при его ликвидации регулируется постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 11 ноября 1994 г. №258 «Об утверждении Инструкции о порядке уплаты страховых взносов работодателями-гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации» (с изменениями от 6, 19 марта, 28 августа 1996 г.).

В случае принятия решения о прекращении деятельности плательщик взносов представляет уполномоченному Пенсионного фонда РФ:

заявление о снятии с учета,

основание для ликвидации (решение собственника или уполномоченного им органа о ликвидации, решение суда или другие документы, предусмотренные законодательством),

выписку из лицевого счета в банке и приложения к ней.

При получении указанных документов уполномоченный Пенсионного фонда РФ проводит документальную проверку. На основании акта проверки плательщик взносов производит полные расчеты с Пенсионным фондом РФ. После предъявления уполномоченному Пенсионного фонда РФ документов о погашении задолженности перед этим фондом плательщик взносов получает и передает в орган государственной регистрации справку о взаиморасчетах с Пенсионным фондом. Копия справки о сумме непогашенной задолженности плательщика взносов направляется ликвидационной комиссии.

Ликвидационная комиссия обязана до прекращения своей деятельности внести причитающуюся сумму насчет Пенсионного фонда РФ либо включить эту сумму в баланс по передаче правопреемнику ликвидируемого плательщика взносов, оформив такое включение особым актом. В акте указываются правопреемник ликвидируемого плательщика взносов, суммы причитающихся платежей и дата их внесения (но не позднее даты, установленной органом Пенсионного фонда РФ для их погашения ликвидируемым плательщиком взносов).

При преобразовании колхозов (совхозов) в другие организационно-правовые формы, а также при прекращении ими деятельности недоимки по платежам в Пенсионный фонд и текущим взносам предъявляются к уплате отделением Пенсионного фонда соответствующим комиссиям по прекращению деятельности колхозов (совхозов) не позднее 5-дневного срока со дня их организации. Для особо отдаленных территорий срок может быть продлен отделением Пенсионного фонда до 30 дней.

На основании письменного подтверждения соответствующего регистрационного органа о ликвидации плательщика взносов и при отсутствии правопреемника уполномоченным Пенсионного фонда оформляется закрытие дела плательщика взносов. Регистрационный номер ликвидированного плательщика взносов в дальнейшем не используется. Платежи ликвидированного плательщика взносов учитываются в базе данных до конца текущего года.

Снятие с учета в Фонде обязательного медицинского страхования

В соответствии с Порядком регистрации работодателей в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в исполнительных органах Фонда социального страхования РФ (приказ Фонда от 13 января 2000 г. №6 [6]) «в случаях реорганизации, изменения наименования, места нахождения, вида деятельности, иных изменений, которые могут оказать влияние на обязательства страхователя перед застрахованным и (или) страховщиком, страхователь обязан сообщить в исполнительный орган Фонда в течение 30 дней для принятия решения о соответствующем изменении. Исполнительный орган Фонда принимает решение о снятии страхователя — юридического лица с учета после внесения органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, записи о ликвидации в единый государственный реестр юридических лиц».

Очевидно, что в определение «иные изменения» подпадает и ликвидация. В случае ликвидации (в том числе и в связи с банкротством) ликвидационная комиссия организации обязана незамедлительно письменно уведомить исполнительный орган Фонда о принятом решении и о снятии страхователя с учета.

Однако порядок и процедура сообщения детально не определены. Очевидно, что территориальные Фонды могут понимать это по-разному.

Снятие с учета в Фонде занятости

Только в одном из всех внебюджетных фондов к концу года категорично заявляли, что «с 1 января 2001г. контроль над учетом организаций, правильностью исчисления и своевременностью внесения взносов в государственные внебюджетные фонды будет осуществляться налоговыми органами РФ, а Государственный фонд занятости населения РФ как социальный внебюджетный фонд будет ликвидирован, в связи с чем вопрос подготовки порядка ликвидации организаций в Фонде занятости неактуален в настоящее время». Такое заявление было сделано Комитетом труда и занятости Правительства Москвы, Департаментами федеральной государственной службы занятости населения по Новгородской и Томской областям. В связи с Бюджетным посланием Президента РФ Федеральному Собранию «О бюджетной политике на 2001 год и на среднесрочную перспективу» и реформированием налогового законодательства сотрудники Фонда занятости готовятся к его ликвидации с 1.01.2001 года (ни в одном другом внебюджетном фонде к ликвидации не готовятся).



[1] В силу этого заместитель председателя Нижегородской регистрационной палаты, например, считает, что при осуществлении деятельности по регистрации и ликвидации юридических лиц Палата может руководствоваться только нормативными актами, изданными федеральными органами власти.

[2] Хотя о рынке в данном случае говорить не вполне уместно — речь идет о «бумажном закрытии» уже не функционирующих субъектов предпринимательства.

[3] Нормативные документы Фонда социального страхования (см. далее).

[4] Налоговый кодекс, часть 1.

[5]Постановление Правления Пенсионного фонда РФ № 258 от 11 ноября 1994 года с последующими изменениями.

[6] Еще раньше данное положение было предусмотрено «Инструкцией о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного страхования», утвержденной совместным постановлением ФСС РФ, Минтруда, Минфина и Госналогслужбой РФ от 2.10.1996 г. № 162/2/87/07-1-07.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Мировой суд в России 1864-1917 гг.
Сущность эвтаназии и ее правовое регулирование
Общетеоретические аспекты административно-правового исследования проблем управления государственной собственностью субъекта Российской Федерации
Общие положения об объектах права общей собственности
Понятие вины в нарушении договорных обязательств в современном гражданском праве РФ
Вернуться к списку публикаций