2015-04-23 21:18:37
ГлавнаяГражданское право и процесс — Договор строительного подряда в системе гражданско-правовых договоров



Договор строительного подряда в системе гражданско-правовых договоров


При заключении договоров подряда на капитальное строительство различными организациями они подпадали в силу своей подведомственности под действие различных инструктивных указаний, что приводило к увеличению преддоговорных споров. Инструкции одного и того же вида, принимаемые в разных министерствах, по-прежнему разрешали одни и те же вопросы в плоскости своих ведомственных интересов. Акты отдельных министерств по заключению подрядных договоров не были обязательными для заказчика, иногда противоречили друг другу и действующему законодательству.

В начале 1960-х гг. была проведена реформа управления строительством [58], которая внесла определенные изменения в систему инструктивных указаний министерств и ведомств. Вместе с тем, существование недостатков в правовом регулировании капитального строительства было очевидным. Преобладание административных элементов связывало заказчика и подрядчика, в результате чего сфера договорного согласования и, как следствие, свободного волеизъявления были ограничены. Примером могли служить обязательные для сторон Типовой генеральный и Типовой годовой договоры подряда. Эти договоры не содержали ни одного условия, которое стороны могли бы согласовать между собой [59].

Нормы ГК РСФСР 1964 г. о договорах подряда на капитальное строительство и действующие Правила о договорах подряда на капитальное строительство 1969 г., которые по своей юридической природе носили императивный характер, во многом уже не отвечали складывающейся системе хозяйственных связей и гражданских правоотношений, назревала необходимость изменения законодательства о капитальном строительстве.

В начале 1980-х гг. некоторые предприятия строительной индустрии пробуют новую форму хозяйствования, в которой хозяйственный расчет и самофинансирование исключают давление со стороны министерств или сводят его к минимуму [60].

Принятые в новых экономических условиях развития Правила о договорах подряда на капитальное строительство 1986 г. [61] не привели к значительным изменениям в правовом регулировании отношений в строительстве, поскольку продолжали носить императивный характер и отражали процесс планирования.

В условиях изменения экономических рычагов воздействия на систему договорных отношений происходит снижение государственных заказов. Ослабление роли государства в экономике привело к кардинальным изменениям правового регулирования строительства. Основы гражданского законодательства 1991 г. [62] исключили из определения договора подряда на капитальное строительство ссылку на плановые основы и установили ограничение вмешательства со стороны государства в установлении взаимных прав и обязанностей контрагентов, осуществляющих строительную деятельность.

Конституция Российской Федерации гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (ст. 8). Данные положения предопределяют построение гражданского законодательства о строительном подряде.

Основу российского законодательства о строительном подряде составляет гл. 37 ГК РФ. Принципиально новым моментом является то, что в рассматриваемой сфере, в отличие от ранее существовавшего законодательства, действует много общих норм о договорах подряда.

Помимо общих норм о подряде, применительно к договору строительного подряда действуют специальные нормы § 3 гл. 37 ГК РФ. Согласно ч. 2 ст. 702 ГК РФ общие положения о подряде применяются в регулировании отношений по договору строительного подряда, если иное не установлено правилами об этих договорах.

В случаях, если по договору строительного подряда выполняются работы для удовлетворения бытовых или других потребностей гражданина, не связанных с предпринимательской деятельностью (строительство жилого дома, дачи, гаража и т.д.), к такому договору совместно применяются нормы договора бытового подряда и, как следствие, законодательство о защите прав потребителей.

Процесс строительства объектов недвижимости также регулируется федеральным законом от 17 ноября 1995 г. «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» [63], Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. [64].

Строительство представляет собой деятельность, которая согласно федеральному закону от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» [65] требует специального разрешения, выдаваемого лицензируемым органом юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям. В противном случае, согласно ст. 173 ГК РФ, эти договоры могут быть признаны судом недействительными по иску государственных органов, осуществляющих контроль и надзор за строительной деятельностью.

Основные положения законов, регулирующих отношения в области строительства, развиты в подзаконных актах.

Следует также отметить, что сегодня в законодательстве о строительном подряде большой объем занимают акты, разрабатываемые отдельными ведомствами [66]. Такой массив нормативных актов вызывает трудности в их применении. Иногда нормативные акты противоречат друг другу.

В частности, в Письме Управления совершенствования ценообразования и сметного нормирования в строительстве Госстроя РФ от 4 декабря 1996 г. № 12-395 «О расчетах за выполненные работы» [67] разъясняется, что в случае, если цена в договоре строительного подряда не определена сторонами, то необходимо руководствоваться ч. 3 ст. 424 ГК РФ (цена при сравнимых обстоятельствах, обычно взимаемая за аналогичные работы).

Такое разъяснение явно противоречит нормам ГК РФ, поскольку цена является существенным условием договора строительного подряда и при ее отсутствии договор не считается заключенным.

Имеется также несоответствие норм ГК РФ и федеральных законов, нормы которых регулируют отношения в строительстве. Например, нормы Градостроительного кодекса РФ 2004 г. предписывают обязанность подготовить проектную документацию застройщику – физическому или юридическому лицу, обеспечивающему на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, выполнение изыскательских работ, проектной документации. Полагаем, застройщик является заказчиком по договору строительного подряда. Вместе с тем, в соответствии со ст. 743 ГК РФ, представление проектной документации может быть по условиям договора строительного подряда возложено на подрядчика, что явно указывает на необходимость приведения в соответствие данных нормативных актов.

Аналогичное несоответствие норм наблюдается при сопоставлении ГК РФ и федерального закона от 22 декабря 2004 г. «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [68].

В долевом участии застройщиком является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который имеет на вещном праве земельный участок и привлекает денежные средства для строительства. По договору строительного подряда заказчиком (застройщиком) может быть также физическое лицо. Кроме того, условия договора долевого участия в строительстве зависят от договора строительного подряда, однако срок передачи застройщиком объекта участнику долевого участия в строительстве не поставлен в зависимость от срока окончания работ по строительному подряду. Нуждается в согласовании вопрос о распределении риска случайной гибели объекта, поскольку в долевом участии риск несет застройщик, а по договору строительного подряда – подрядчик.

Таким образом, отмеченный нами ранее недостаток в советском законодательстве капитального строительства о большом массиве противоречащих друг другу нормативных актов присутствует в современном законодательстве применительно к договорам строительного подряда. Такая тенденция предопределяет совершенствование нормативной базы.

Ситуация, обусловленная принятием отдельными министерствами и ведомствами различного рода нормативных актов, регулирующих общественные отношения в области строительства, негативно отражается на сроках согласования сторонами проектной документации, приводит к ошибкам в составлении договоров строительного подряда, заставляет заказчика и подрядчика искать иные пути легализации отношений.

Так, например, заказчик обязан перед строительством оформить ряд документов, разрешающих такое строительство. Необходимо иметь документы отвода земель, разрешение органов архитектуры, органов пожарного надзора и т.д. В то время как если строительство осуществляется для отдельного ведомства, необходимо согласование иного рода условий. В этом случае ведется самовольное строительство, а затем, согласно ст. 222 ГК РФ, признается право собственности на объект недвижимости. Такой подход позволяет существенно сократить сроки получения ожидаемого результата.

Действующий Градостроительный кодекс РФ не решает проблемы, поскольку содержит нормы, регулирующие общественные отношения в основном на стадии подготовки строительства между его участниками и государственными органами, однако не учитывает интересы отдельных министерств и ведомств, специфику строительства.

Так, нормы Градостроительного кодекса РФ регулируют отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, архитектурно-строительному проектированию, строительству и реконструкции объектов. Вместе с тем в этом законе процессу строительства посвящен всего ряд норм гл. 6: об инженерных изысканиях для строительства, составлении и экспертизе проектной документации, выдаче разрешений на строительство и государственном надзоре за строительной деятельностью.

Таким образом, нормы Градостроительного кодекса РФ регулируют в основном отношения, связанные с организационно-правовыми предпосылками заключения договора строительного подряда. Вместе с тем этот закон не отражает особенностей правового регулирования процесса строительства и оформления договорных связей.

Во-первых, в процессе строительства может быть заключен ряд договоров, которые требуют законодательного закрепления, например инвестиционные договоры, поскольку федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [69] не предусматривает их условия. Нормативно могут быть закреплены условия договоров субподряда, страхования объектов строительства и ответственности подрядчика в случае причинения вреда третьим лицам при осуществлении строительных работ.

Во-вторых, Градостроительный кодекс РФ не устанавливает необходимый объем прав и обязанностей органов государственной власти и местного самоуправления в области контроля и надзора за строительством, не прописано правовое положение иных участников строительства, не закреплены на законодательном уровне особенности строительства для отдельных министерств и ведомств.

В-третьих, нуждаются в детальной проработке вопросы договорной и внедоговорной ответственности участников строительства, поскольку действующее гражданское законодательство закрепляет лишь основные направления решения этих вопросов.

Полагаем, что в рыночных условиях хозяйствования назрела необходимость разработки специального законодательства о капитальном строительстве, что обусловлено особенностью общественных отношений, возникающих в процессе строительства, и отсутствием системности в правовом регулировании этих отношений. Нормы о капитальном строительстве как бы «разбросаны» по нормативным актам. На необходимость разработки и систематизации строительного законодательства справедливо указывают В.А. Язев [70], В.П. Бугорский [71] и другие ученые [72].

Механизм согласования интересов хозяйствующих субъектов, а также отдельных ведомств применительно к строительству может быть весьма различным. В рамках первого подхода ряд ученых предлагает ввести Строительный устав, или Строительный кодекс Российской Федерации [73]. В рамках второго подхода В.П. Бугорский полагает, что совершенствование строительного законодательства следует проводить в форме систематизации (разделении норм права по отраслям) и систематики (межотраслевой группировки норм) [74].

На наш взгляд, мнение В.П. Бугорского является наиболее обоснованным. Во-первых, Конституция Российской Федерации прямо не закрепляет положений, в соответствии с которыми строительство относится к ведению Российской Федерации или совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Поэтому разработка и принятие Строительного кодекса РФ вызывает сомнение.

Во-вторых, Концепция развития российского законодательства в целях обеспечения единого экономического пространства, подготовленная в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ с учетом ежегодного послания президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию на 2002 г. [75], не предполагает принятие кодифицированного акта в области строительства.

В-третьих, оказывается неразрешимой юридико-техническая задача выделения и последовательного расположения в общей и особенной частях кодифицированного акта правовых норм, которые носят комплексный характер.

В-четвертых, классификатор правовых актов, утвержденный президентом РФ [76], уже фактически предусматривает элементы системы построения строительного законодательства, которые увязаны с отдельными этапами строительной деятельности.

С учетом вышеизложенного, на наш взгляд, модель построения законодательства о капитальном строительстве может выглядеть в виде системы нормативно-правовых актов, нормы которых должны регулировать общественные отношения на отдельных этапах строительной деятельности. При этом основу данной системы должен составлять ГК РФ, а все иные акты не должны ему противоречить.

Вместе с тем следует обратить внимание на то, что такой подход порождает существенные недостатки. Во-первых, нормативные акты разрабатываются разными законотворческими группами, что неизбежно порождает противоречия. Во-вторых, ГК РФ закрепляет лишь основные подходы в регулировании отношений, связанных со строительством, однако детальная правовая регламентация отсутствует. Так, например, вопросу консервации строительства посвящена всего одна норма, которая не может в полной мере нормативно урегулировать такого рода отношения. Нормы Градостроительного кодекса РФ и ряда других законов не восполняют этот пробел, поскольку регулируют отношения на отдельных этапах строительной деятельности.

В таких условиях представляется целесообразным принятие федерального закона «О строительстве в Российской Федерации», который бы закреплял основные направления, принципы и механизмы правового регулирования строительной деятельности. Затем, развивая отдельные положения данного нормативного акта, принимаются иные законы, нормы которых регулируют отношения на отдельных этапах строительства, например, Градостроительный кодекс РФ, федеральный закон «Об инвестициях и инвестиционной деятельности», федеральный закон «О долевом участии в строительстве» и т.д. Такой подход позволит избежать противоречия нормативных актов и определить основные тенденции и направления развития строительного законодательства.

Полагаем, что принятие федерального закона «О строительстве в Российской Федерации» становится возможным и с позиций юридической техники. Строительство следует отнести к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, несмотря на то что это прямо не закреплено в ст. 72 Конституции РФ.

Во-первых, согласно ст. 11 Конституции РФ, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, федеральными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Таким образом, отсутствуют какие-либо препятствия, чтобы отнести строительство к совместному ведению РФ и ее субъектов.

Во-вторых, в ведение Российской Федерации отнесено все то, что необходимо и достаточно для защиты суверенитета и верховенства РФ, обеспечения целостности и неприкосновенности ее территории. К совместному ведению РФ и субъектов РФ должно быть отнесено то, что, исходя из объективных условий существования государства, не может решаться только Российской Федерацией или ее субъектами [77].

Представляется, что строительство оказывает влияние на экономику государства, следовательно, и на его существование.

В-третьих, анализ ряда нормативных актов [78] тоже указывает на то, что строительство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Так, например, Градостроительный кодекс РФ 2004 г. предусматривает возможность регулирования отношений в строительстве на уровне федеральных законов, а также на уровне нормативных актов субъектов Российской Федерации.

Структура предлагаемого федерального закона «О строительстве в Российской Федерации» обусловлена спецификой отношений, возникающих в строительстве. Эти отношения характеризуются непрерывностью, взаимосвязанностью и взаимообусловленностью. Здесь имеют место отношения по проектированию, финансированию строительства, реконструкции и техническому переоборудованию, незавершенному строительству, консервации, договорные отношения.

Представляется, что указанные отношения, а также классификатор нормативных актов в строительстве, отражающий не только элементы системы строительного законодательства, определяют примерную структуру предлагаемого нормативного акта. В частности, федеральный закон «О строительстве в Российской Федерации» должен содержать нормы о правовом положении участников строительства, инвестировании, проектировании строительства, реконструкции, переоборудовании и капитальном ремонте, консервации, ответственности участников строительства, договорных отношениях.

Так, например, в предлагаемом нормативном акте могут быть закреплены нормы о договорах субподряда в строительстве, договорах возмездного оказания услуг в строительстве, инвестиционных договорах, договорах страхования объекта строительства и ответственности за причинение вреда третьим лицам в результате осуществления строительства, смешанных договорах в строительстве.

Вполне уместно в данном законе нормативно закрепить организационные отношения участников строительства между собой и с отдельными министерствами и ведомствами. Нуждаются в закреплении нормы, обеспечивающие контроль над строительством со стороны органов государственной власти и местного самоуправления на всех этапах строительной деятельности.

Следует учитывать, что на необходимость разработки специального закона о капитальном строительстве указывалось ранее в юридической литературе [79]. Однако разработка и принятие такого закона должны были исключить из Гражданского кодекса РСФСР ряд норм, посвященных капитальному строительству. Предлагаемый нами нормативный акт должен разрабатываться в рамках принципиально нового подхода. В частности, федеральный закон «О строительстве в Российской Федерации», на наш взгляд, должен разрабатываться с учетом следующих положений.

Во-первых, этот закон не должен противоречить ГК РФ и иным кодифицированным актам, например, Земельному кодексу РФ, Жилищному кодексу РФ и т.д., поскольку призван детализировать отдельные положения «базовых» законов, регулирующих отношения участников процесса строительства, и направлен на упрощение юридического оформления интересов хозяйствующих субъектов.

Так, например, с учетом особенностей строительства могут быть детализированы вопросы гражданско-правовой ответственности за несвоевременное осуществление строительства, по качеству выполненных работ, возмещения вреда третьим лицам, причиненного в результате строительства, поскольку строительство представляет собой деятельность, создающую опасность для окружающих (ст. 1079 ГК РФ) и т.д.

В предлагаемом законе может быть предусмотрен порядок проведения и юридического оформления результатов экспертизы, к которой могут прибегнуть заказчик и подрядчик в случае возникновения разногласий по качеству работ на стадии сдачи-приемки объекта строительства. Поскольку ГК РФ не предусматривает порядок проведения экспертизы, то здесь возможно ее правовая детализация.

Во-вторых, федеральный закон «О строительстве в Российской Федерации» должен иметь юридическую силу на всей территории РФ и быть обязательным для всех участников строительства. Это позволит избежать случаев «индивидуальной» застройки, при которой не принимаются во внимание обязательные требования для процесса строительства, что может в последующем привести к причинению имущественного вреда, а также вреда жизни и здоровью.

В-третьих, в этом акте следует предусмотреть нормы, которые регулируют отношения участников строительства с учетом интересов отдельных министерств и ведомств, осуществляющих строительство зданий и сооружений для своих нужд, и также министерств и ведомств, выполняющих контрольные и фискальные функции.

В-четвертых, на наш взгляд, разрабатывая федеральный закон «О строительстве в Российской Федерации», законодателю следует учитывать технические нормы, определяющие требования к качеству строительных работ, что обусловлено спецификой процесса строительства и эксплуатацией объекта. В частности, знание технических предписаний и технологии строительства будет способствовать качественной проработке вопросов ответственности сторон, сроков обнаружения недостатков. Такой подход позволит выработать рекомендации по срокам осуществления строительства, а также формированию договорной цены на строительную продукцию.

Думается, что одним из положительных моментов федерального закона «О строительстве в Российской Федерации» является установление на федеральном уровне ориентиров для правотворческой деятельности субъектов Российской Федерации в области строительства. В рамках предлагаемого закона и иных федеральных законов субъекты РФ могут принимать нормативные правовые акты, не противоречащие федеральному законодательству.

Полагаем, разработка и принятие федерального закона «О строительстве в Российской Федерации» позволит уточнить ряд норм ГК РФ и иных федеральных законов. В частности, с учетом специфики отношений в строительстве становится возможным пересмотреть нормы о предмете и иных условиях договора строительного подряда, правах, обязанностях и ответственности сторон.

Таким образом, правовой анализ истории становления и развития договора строительного подряда в России позволяет сформулировать ряд научно обоснованных выводов:

1. На этапе становления государственности и договорного права до XVII в. договор строительного подряда не выделялся в самостоятельную правовую конструкцию, а существовал, как правило, в рамках договора личного найма, по которому одна сторона за вознаграждение выполняла определенную работу. Это было обусловлено наличием несовершенных орудий производства и отсутствием экономической потребности общества в законодательном закреплении отношений, связанных с выполнением работ. Такая тенденция развития законодательства связана с отношениями собственности на землю, которые формировались в условиях феодализма.

В XVII в. отечественное гражданское право в значительной мере восприняло многие западноевропейские правовые традиции и институты, которые развивались под влиянием римского частного права. Это привело к самостоятельному выделению договора подряда, содержанием которого была комбинация трудового и капиталистического элементов, что было обусловлено отменой крепостного права, а также ростом промышленности и торговли. Вместе с тем в этот период договор строительного подряда не получил самостоятельного законодательного закрепления, поскольку строительство осуществлялось в основном хозяйственным способом, отсутствовала строительная индустрия и инженерно-техническая база.

Смена общественно-экономической формации в 1917 г. не способствовала развитию строительного законодательства и сложившемуся в условиях капиталистических отношений подрядному способу ведения строительных работ в связи с тем, что государство делает попытку установить приоритет права государственной собственности на объекты недвижимости. Вследствие чего правовое регулирование отношений строительного подряда осуществляется некодифицированными актами административно-планового характера.

Специализация и кооперирование в строительстве предопределили дальнейшее развитие строительного законодательства. В ГК РСФСР 1964 г. законодатель закрепляет самостоятельный договор подряда на капитальное строительство, который имеет плановую основу. В качестве обязательных предпосылок заключения договора подряда на капитальное строительство выступали включение строительства в титульные списки, наличие утвержденной проектно-сметной документации и финансирования.

Следует учитывать, что законодательство о капитальном строительстве в СССР по своей юридической природе состояло из большого количества императивных норм, что существенно ограничивало свободу контрагентов. В таких условиях договор подряда на капитальное строительство не имел характерных признаков договора. Общий подход в управлении экономикой, ориентированный на административно-плановую систему, не позволял решить ряд проблем в правовом регулировании строительства, связанных с наличием противоречащих друг другу ведомственных нормативных актов одного уровня.

2. Состояние современного законодательства о строительстве, в том числе о договорах строительного подряда, нельзя признать удовлетворительным. Большой массив нормативно-правовых актов, разрабатываемых отдельными ведомствами, несоответствие нормативных актов между собой вызывают трудности в их применении.

Анализ нормативных актов, нормы которых регулируют отношения в строительстве, позволяет сделать вывод об отсутствии концепции развития законодательства в этой сфере. Градостроительный кодекс РФ обеспечивает в основном правовое регулирование отношений по поводу планирования, освоения и развития территории РФ, однако не обеспечивает правовое регулирование отношений, складывающихся в процессе самого строительства. Нормы иных нормативных актов также лишь фрагментарно регулируют отношения в строительстве.

В связи с этим модель построения строительного законодательства может выглядеть в виде системы нормативных правовых актов, нормы которых должны регулировать общественные отношения на отдельных этапах строительной деятельности. В целях устранения противоречий между нормативными актами и детальной правовой регламентацией отношений в строительстве представляется целесообразным принятие федерального закона «О строительстве в Российской Федерации», который закрепляет основные направления, принципы и механизмы правового регулирования строительной деятельности. Затем, развивая отдельные положения данного нормативного акта, принимаются иные законы, нормы которых регулируют отношения на отдельных этапах строительства.

Следует учитывать, что функционирование российской экономики в рыночных условиях во многом предопределило новый подход в регулировании товарно-денежных отношений, основу которого составляет принцип свободы договора. В связи с отменой плановых предпосылок развития хозяйства, участники гражданского оборота исходя из дозволительной направленности и диспозитивности метода правового регулирования частных правоотношений [80] конструируют юридические связи, не подчиняясь друг другу. Такой подход во многом отразился и на подрядных договорных отношениях в области строительства, что предопределяет необходимость их детального рассмотрения.



[1] Гражданское право. Т. 2. Учебник. Изд. 3-е, перераб. и доп. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: ПБОЮЛ Л.B. Рожников, 2000. - С. 308.

[2] Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. - Изд. 3-е, стереотип. - М.: Статут, 2001. - С. 380.

[3] Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. - М.: Статут, 2002. - С. 16.

[4] Черниловский З.М. Лекции по римскому частному праву. - М.: Юридическая литература. 1991. - С. 183.

[5] Чернов В.М. Римское частное право: Конспект лекций. – Томск, 1994. – С. 41.

[6] Черниловский З.М. Указ. соч. - С. 184.

[7] Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. - М.: Юрист, 2001. - С. 43-45.

[8] Российское законодательство Х-ХХ веков. В девяти томах. Т. 1. Законодательство Древней Руси. - М.: Юридическая литература, 1984. - С. 363.

[9] Там же. - С. 363.

[10] См.: Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археологической экспедиции Императорской академии наук. Т. 1. - СПб., 1836. - С. 450.

[11] См.: Соборное Уложение государя, царя и великого князя Алексея Михайловича 1649 г. / Полное собрание законов Российской империи. Т. 1. - СПб., 1830. - С. 108.

[12] Стешенко Л.А., Сафроненко К.А. Государственный строй России в первой четверти XVIII в. - М.: МГУ, 1972. - С. 21.

[13] См.: Регламент Камер-коллегии 1719 года / Полное собрание законов Российской империи. Т. 5. - СПб., 1830. - С. 762.

[14] Российское законодательство Х-ХХ веков. В девяти томах. Т. 5. Законодательство периода расцвета абсолютизма. - М.: Юридическая литература, 1986. - С. 410.

[15] См.: Полное собрание законов Российской империи. Т. 20. - СПб., 1830. - С. 464-469.

[16] Бугорский В.П. Гражданско-правовые основы предпринимательской деятельности в строительстве. - М., 2004. - С. 49.

[17] Свод законов гражданских. Ч. 1. Т. 10 Общего свода законов Российской империи, изд. 1842. - СПб., 1845. - С. 422.

[18] См.: Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. - Изд. 6-е. - СПб., 1907. - С. 539; Победоносцев К. Курс гражданского права. Третья часть. Договоры и обязательства. - СПб., 1896. - С. 424; Синайский И. Русское гражданское право. - М.: Статут, 2002. - С. 415.

[19] Мейер Д.И. Русское гражданское право / Под ред. А.И. Вицина. - 7-е изд., исправ. и доп. - СПб., 1897.-С. 528.

[20] Анненков К. Система русского гражданского права. Т. IV. – СПб., 1904. – С. 181.

[21] Завидов Б.Д. Договорное право России. – М.: ИПК «Лига Разум», 1998. – С. 192.

[22] Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. - М.: Статут, 2002. - С. 102.

[23] Брауде И.Л. Договоры по капитальному строительству в СССР. - М.: Госюриздат, 1952. - С. 102.

[24] Гражданский кодекс РСФСР, утвержденный постановлением ВЦИК 11 декабря 1922 года // Собрание узаконений РСФСР. – 1922. – № 71. – Ст. 904.

[25] Положение о государственных подрядах и поставках 30 сентября 1921 г. // Собрание узаконений РСФСР. - 1921. - № 69. - Ст. 549.

[26] Собрание законодательства СССР. - 1928. - № 38. - Ст. 297.

[27] Наше строительство. - 1937. - № 7. - С. 289.

[28] Собрание законодательства СССР. - 1938. - № 9. - Ст. 58.

[29] Советское гражданское право. Ч. 2. Учебник / Отв. ред. В.Я. Рясенцев. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Юридическая литература, 1987. - С. 178.

[30] Курс советского гражданского права. Отдельные виды обязательств. - М.: Юридическая литература, 1954. - С. 248.

[31] Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам строительства. - М., 1956. - С. 123.

[32] Антипин А. Некоторые вопросы развития специализации и кооперирования в строительстве // Экономика строительства. - 1959. - № 8. - С. 8; Ровченко H.Л. О дальнейшей организации и кооперировании в строительстве // Промышленное и гражданское строительство. - 1961. - № 4. - С. 5.

[33] Шихман И. Основное внимание специализации // Экономика строительства. - 1970. - № 9. - С. 12-14; Бродский Б. О специализации строительных организаций // Экономика строительства. - 1964. - №5. - С. 51-52.

[34] Басин Ю.Г. Гражданско-правовые методы борьбы за удешевление строительства И Советское государство и право. - 1957. - № 3. - С. 29-30; Верб С.А. Правовое регулирование отношений производственного кооперирования строительных организаций: Учебное пособие. - Свердловск, 1974. - С. 5.

[35] Верб С.А. Правовое регулирование отношений производственного кооперирования строительных организаций: Учебное пособие. - Свердловск, 1974. - С. 7.

[36] Каравайкин А.А. Правовые вопросы капитального строительства // Вопросы советского гражданского права в практике суда и арбитража. - М.: Издательство МГУ, 1960. - С. 235.

[37] Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. - М., 1964.

[38] Советское гражданское право: Учебник. В двух томах. Т. 2 / Под ред. О.А. Красавчикова. - Изд. 3-е, исправ. и доп. - М.: Высшая школа, 1985. - С. 172.

[39] Собрание постановлений СССР. – 1970. – № 2. – Ст. И. В них были внесены изменения Постановлением Совета Министров СССР от 12 июля 1970 г. // Собрание постановлений СССР. – 1970. - №11.- Ст. 87.

[40] Собрание постановлений СССР. - 1969. - № 15. - Ст. 82.

[41] Там же. - Ст. 84.

[42] См., подробнее Черняк М.Я. Хозяйственная реформа в строительстве // Законодательство о капитальном строительстве. Вып. 4. - М.: Юридическая литература, 1971. - С. 5-21.

[43] Собрание постановлений СССР. - 1965. -№ 19-20. - Ст. 155.

[44] Там же. - №21.- Ст. 156.

[45] Верб С.А. Правовое регулирование отношений производственного кооперирования строительных организаций: Учебное пособие. – Свердловск, 1974. – С. 185.

[46] Гражданское право. Часть вторая. Учебник для юридических вузов. – М.: Изд-во НКЮ СССР, 1938. - С. 159-160.

[47] Советское гражданское право. Учебник в двух томах. Т. 2. / Под ред. О.А. Красавчикова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 1985. – С. 193.

[48] Курс советского гражданского права. Отдельные виды обязательств. – М.: Юридическая литература, 1954. – С. 251.

[49] Советское гражданское право. Часть вторая. Учебник / Отв. ред. В.А. Рясенцев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юридическая литература, 1987. – С. 187.

[50] Правовое регулирование капитального строительства в СССР. – М.: Юридическая литература, 1972. - С. 251.

[51] Собрание постановлений СССР. – 1969. – № 15. – Ст. 82.

[52] Собрание постановлений СССР. - 1967. - № 17. - Ст. 119.

[53] Барышев М.И. Правовые вопросы капитального строительства в СССР. - М., 1958. - С. 32.

[54] Чигир В.Ф. Договор подряда по капитальному строительству. - Минск, 1959. - С. 19.

[55] См. более подробно Постановление Совета Министров СССР от 21 ноября 1964 г. № 950 // Собрание постановлений СССР. - 1964. - № 25. - Ст. 148.

[56] Кабатов В.А. Правовые проблемы планирования и экономического стимулирования капитального строительства в СССР: Автореф. дис. ... доктора юрид. наук. - М., 1970. - С. Ю.

[57] Садиков О.Н. Преддоговорные споры, возникающие при заключении договоров подряда на капитальное строительство / Научно-практический комментарий арбитражной практики. Вып. 5. - М.: Юридическая литература, 1972. - С. 4-13.

[58] Европин В. К вопросу о дальнейшем совершенствовании управления строительством // Экономика строительства. - 1963. - № 1. - С. 41-42.

[59] См. Верб С.А. Типовые и примерные договоры как средство правового регулирования общественных отношений // Договорная дисциплина в советском гражданском праве. - Свердловск, 1985. - С. 146.

[60] Шор Л.М. План и договор в новых условиях хозяйствования. - М.: Знание, 1989. - С. 5-9.

[61] Собрание постановлений СССР. - 1987. - №4. - Ст. 19; Собрание постановлений СССР. - 1990. - №25. - Ст. 118.

[62] Основы законодательства СССР и союзных республик от 31 мая 1991 года // Ведомости СССР. - 1991. - №26. - Ст. 733.

[63] Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ (СЗ). - 1995. - № 47. - Ст. 4473; СЗ РФ. - 2002. - № 1(4.1). - Ст. 2; СЗ РФ. - 2003. - № 2. - Ст. 167; СЗ РФ. - 2004. - № 35. - Ст. 3607.

[64] Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ // Российская газета. - 2004. - № 290.

[65] Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ (в ред. 02.11. 2004 г.) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 33. - Ст. 3430; СЗ РФ. - 2002. - № 11. - Ст. 1020; СЗ РФ. - 2002. - № 12. - Ст. 1093; СЗ РФ. - 2003. - № 2. - Ст. 169; СЗ РФ. - 2003. - № 9. - Ст. 805; СЗ РФ. - 2003. - № 11. - Ст. 956; СЗ РФ. - 2003. - № 13. - Ст. 1178; СЗ РФ. - 2003. - № 52. - Ст. 5037; СЗ РФ. - 2004. - № 45. - Ст. 4377.

[66] См., например, Основные положения порядка организации и проведения подрядных торгов (конкурсов) на строительство объектов (выполнение строительно-монтажных работ и проектных работ), утвержденное постановлением Госстроя РФ 6 мая 1997 г. № БЕ-18-9 // Экспресс-закон. – 1997. – №31. - С. 111; Постановление Госстроя РФ от 26 апреля 1999 г. №31 «Об утверждении методических указаний по определению стоимости строительной продукции» // Экспресс-закон. – 1999. – № 46.

[67] Письмо Управления совершенствования ценообразования и сметного нормирования в строительстве Госстроя РФ от 4 декабря 1996 г. № 12-395 «О расчетах за выполненные работы» // Вестник управления совершенствования ценообразования и сметного нормирования в строительстве. Вып. 1(9). – 1997.

[68] Федеральный закон от 22 декабря 2004 г. Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации // Российская газета. - 2004. - № 292.

[69] Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ (в ред. 02.01.2000 г.) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 9. - Ст. 1096; СЗ РФ. - 2000. - № 2. - Ст. 143; СЗ РФ. - 2004. - № 35. - Ст. 3607.

[70] Язев В.А. Современное гражданское законодательство России о коммерции, предпринимательстве: состояние, дискуссии, проблемы развития. Материалы научно-практической конференции «Коммерческое дело в России: история, современное состояние, будущее». – М., 1999.

[71] Бугорский В.П. Гражданско-правовые основы предпринимательской деятельности в строительстве. – М., 2004.

[72] Иванов А.В. Правовое положение строительных предприятий. Характерные черты и пути совершенствования // Государство и право. – 1994. – № 7. – С. 48.

[73] Тригер А.А. Совершенствование законодательства о капитальном строительстве // Советское государство и право. – 1976. – № 8. – С. 70; Юшкевич С.П. Договор строительного подряда. – М., 2002. – С. 24.

[74] Бугорский В.П. Указ. соч. – С. 78.

[75] Журнал российского права. - 2002. - № 6.

[76] Указ Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 511 «О классификаторе правовых актов» // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 12. - С. 1260.

[77] Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. - М., 1996.

[78] См., например, Федеральный закон от 4 июля 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 27. - Ч. II. - Ст. 2709.

[79] Черняк М.Я. О дальнейшем совершенствовании правового регулирования капитального строительства // Советское государство и право. – 1964. – № 2. – С. 63-64.

[80] См.: Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. - Свердловск, 1972. - С. 64-69; Брагинский М.И. Общие положения нового ГК РФ // Хозяйство и право.- 1995. - № 1. - С.6.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Отдельные проблемы недействительности сделок в российском гражданском праве
Законодательство 1880 - 1890 гг. и его влияние на мировой суд
Понятие вины в нарушении договорных обязательств в современном гражданском праве РФ
Юридическая характеристика закладной как ценной бумаги и осуществление прав по закладной
Понятие, элементы и содержание договора дарения. Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора дарения
Вернуться к списку публикаций