2015-04-23 21:15:38
ГлавнаяГражданское право и процесс — Условия договора строительного подряда



Условия договора строительного подряда


Сфера применения договора строительного подряда, которая закреплена в ч. 2 ст. 740 ГК РФ позволяет сделать вывод, что объектом строительства, представляющим собой результат произведенных подрядчиком работ, выступает здание или сооружение, а также иной объект. Однако следует отметить, что, во-первых, в законе не дано понятие здания и сооружения и, во-вторых, законодатель не уточнил, что следует понимать под иным объектом.

Поскольку особенностью правового регулирования общественных отношений в сфере строительства является наличие двух видов нормативных актов – нормативно-правовых и нормативно-технических [50], на наш взгляд, целесообразно толковать нормы § 3 гл. 37 ГК РФ, обращаясь к соответствующим нормативно-техническим актам.

Согласно СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения» (с изменениями от 23 июня 1997 г.) [51], под строительным сооружением понимается единичный результат строительной деятельности, предназначенный для осуществления определенных потребительских функций. Здание – это наземное строительное сооружение с помещениями для проживания и (или) деятельности людей, размещения производств, хранения продукции или содержания животных.

Следует отметить, что в специальной литературе по строительству под сооружением понимают все то, что искусственно возведено человеком для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества, здание – наземное сооружение, имеющее внутреннее пространство, предназначенное и приспособленное для того или иного вида человеческой деятельности [52].

Примерно такое же определение здания и сооружения встречается и в юридической литературе [53].

Таким образом, признаками здания и сооружения выступают искусственность возведения, привязка к земельному участку и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению.

Думается, что понятия сооружение и здание соотносятся как общее и частное [54]. При этом здание обладает признаком наземного сооружения. Например, нельзя отнести к зданиям подземные сооружения (тоннель, метро, подземные резервуары для хранения нефтепродуктов и т.д.). В отличие от сооружения, здание предназначено для осуществления в нем деятельности или проживания человека. Например, к разряду сооружений следует отнести мост через реку, башни, забор, ограждающий земельный участок и т.д.

К вопросу о том, является ли количество возводимых зданий или сооружений существенным условием договора строительного подряда, следует дать отрицательный ответ. Количество зданий и сооружений, на наш взгляд, входит в понятие объект строительства.

Представляется весьма затруднительным определить, что хотел сказать законодатель, когда закреплял понятие «иной объект» в диспозиции ч. 2 ст. 740 ГК РФ. Особенностью строительства как отрасли материального производства является то, что конечным продуктом выступает объект недвижимости. Как правило, отличительный признак недвижимости заключается в том, что она прочно связано с землей, т.е. перемещение недвижимости в пространстве не возможно без несоразмерного ущерба назначению [55].

Однако в ст. 130 ГК РФ к объектам недвижимости также относятся морские, воздушные суда, космические корабли. Означает ли это, что именно эти объекты подразумевает законодатель в ч. 2 ст. 740 ГК РФ и, как следствие, возможность применения при изготовлении воздушного, морского судна, космического корабля норм о договоре строительного подряда.

Думается, что такое решение неприемлемо, поскольку работы, выполняемые при изготовлении указанных объектов, не относятся к разряду строительных. Это связано с отсутствием признака, характерного для недвижимости: невозможность перемещения в пространстве без нарушения целостности вещи и изменения потребительских свойств. Воздушные и морские суда, космические объекты относят к недвижимости, так как они имеют значительную стоимость и подлежат государственной регистрации. Отношения же по реализации готовой продукции в виде воздушного, морского судна и т.д. следует квалифицировать как договор поставки или купли-продажи.

Учитывая вышеизложенное, представляется излишним в ч. 2 ст. 740 ГК РФ указание на «иной объект». На наш взгляд, любой объект строительства подпадает под понятие здание или сооружение, поэтому было бы правильным исключить слово «иной объект» из содержания нормы.

Согласно ч. 1 ст. 740 ГК РФ, выполнение работы подрядчиком происходит по заданию заказчика. Задание заказчика определяет основные параметры объекта строительства (назначение здания, требования огнестойкости конструкций, долговечность здания, технологические процессы и т.д.), вместе с тем детальная их проработка происходит в технической документации на объект строительства, разрабатываемой специализированными проектировочными организациями.

Учитывая техническую сложность объектов строительства, законодатель в ГК РФ предусмотрел специальные положения о технической документации на производство работ [56].

М.И. Брагинский отмечает, что назначение технической документации состоит в том, что она устанавливает, какие по объему и содержанию работы должен выполнить подрядчик, а также то, какими требованиями, прежде всего с точки зрения качества, технических характеристик и других параметров, эти работы должны соответствовать [57]. Аналогичное мнение было высказано С.П. Юшкевичем [58].

А.П. Сергеев полагает, что разработка технической документации предваряет начало строительства любого объекта и является обязательной его предпосылкой [59].

Кроме того, проектно-сметная документация в ряде случаев служит основанием для получения заказчиком разрешения на строительство. Такое разрешение представляет собой документ, который удостоверяет право собственника, арендатора земельного участка осуществлять застройку. Оно не требуется, если работы по строительству и реконструкции не затрагивают конструктивных или иных характеристик, а также надежность и безопасность зданий (сооружений) [60].

Такое назначение технической документации в договоре строительного подряда предопределяет обязанность подрядчика осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с обязательными предписаниями, которые содержатся в технической документации.

Вместе с тем в ГК РФ законодатель не раскрывает понятие технической документации. В науке гражданского права сформировалась относительно единая точка зрения по этому вопросу. Техническая документация (или проект строительства) – это комплекс документов, включающий технико-экономическое обоснование, чертежи, пояснительные записки с расчетами и другие материалы, определяющие объем и содержание работ по объекту строительства [61].

Анализ гражданского законодательства позволяет сделать вывод, что законодатель также оперирует другим термином – проектная документация. Градостроительный кодекс РФ предусматривает, что строительство, реконструкция, капитальный ремонт зданий и сооружений осуществляется на основе проектной документации – графических и текстовых материалов, определяющих объемно-планировочные, конструктивные и технические решения для строительства, реконструкции и капитального ремонта указанных объектов.

Поэтому нуждается в уточнении соотношение понятия техническая и проектная документация. Полагаем, что понятие проектная документация является общим по отношению к понятию техническая документация, поскольку включает в себя не только технико-экономическое обоснование, чертежи и расчеты, но и сметную стоимость строительства. В связи с этим на практике при заключении договоров строительного подряда стороны чаще используют термин проектно-сметная документация.

Н.И. Коваленко заметил, что проектно-сметная документация – это материалы, подготовленные в результате разработки технической документации и сметы на объект строительства [62].

Наличие при осуществлении строительства проектно-сметной документации, на наш взгляд, обусловлено тем, что предмет договора строительного подряда представляет собой здания и сооружения, которые по своей природе являются технически сложными в изготовлении объектами.

Проектно-сметная документация позволяет конкретизировать предмет договора строительного подряда, установить технические параметры объекта строительства, определить объем и содержание работ, а также устранить в будущем претензии со стороны заказчика к качеству результата выполненных работ.

Такое предназначение проектно-сметной документации, полагаем, предопределило позицию законодателя в определении императивности ч. 1 ст. 743 ГК РФ. При этом императивность указанной нормы сводится к обязательным для подрядчика требованиям фактического исполнения технической документации [63] и указывает на необходимость наличия этой документации при строительстве.

Учитывая вышеизложенное, следует сделать вывод о том, что наличие проектно-сметной документации является существенным условием договора строительного подряда, без которого договор не может считаться заключенным. Б.А. Патушинский отмечает, что договор строительного подряда при отсутствии проектно-сметной документации является недействительным [64].

Примерно такой же точки зрения придерживаются М.И. Брагинский [65] и Н.И. Коваленко [66], указывая, что условия проектно-сметной документации в договоре строительного подряда относятся к числу существенных, а значит, при их отсутствии договор не может считаться заключенным.

Интерес представляет мнение А.П. Сергеева, согласно которому договор строительного подряда может быть заключен при отсутствии проектно-сметной документации, если по соглашению сторон будет определена обязанность к определенному сроку до начала строительства представить проектно-сметную документацию [67].

Нам же представляется затруднительным согласиться с А.П. Сергеевым, поскольку после заключения договора строительного подряда подрядчик обязан приступить к производству строительных работ. Это можно сделать лишь при наличии согласованной и утвержденной в соответствии с законом проектно-сметной документации.

В противном случае подрядчик не сможет строить то, чего не знает или знает лишь по описанию заказчика, и отсюда, как следствие, происходит вынужденный простой, который может в дальнейшем отразиться на сроках строительства. К подрядчику, не выполнившему работу к сроку, появляется возможность со стороны заказчика применить соответствующие санкции. Поэтому, на наш взгляд, наличие проектно-сметной документации является существенным условием договора строительного подряда, без которого договор не может считаться заключенным.

Вместе с тем наличие проектно-сметной документации является существенным условием договора строительного подряда лишь в том случае, если сторонами четко не определен предмет договора. Если же предмет договора строительного подряда был определен и по окончании выполнения работ заказчик их оплатил, то отсутствие утвержденной сторонами проектно-сметной документации не является безусловным основанием для признания договора строительного подряда незаключенным.

Аналогичное указание сделал Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, когда стороны в договоре предусмотрели, что обязанностью подрядчика является постройка хозблока из бруса 6 на 8 метров, и указали цену работ. Заказчик до заключения договора был ознакомлен с типовым образцом хозблока.

Следовательно, это свидетельствовало о том, что стороны фактически определили предмет договора. К тому же работы были оплачены заказчиком. Совокупность указанных обстоятельств не дает оснований считать договор незаключенным в связи с отсутствием технической документации [68].

Помимо наличия самой проектно-сметной документации к разряду существенных условий следует отнести сторону, на которой лежит обязанность передать проектно-сметную документацию, и срок ее передачи.

Проектно-сметную документацию, как правило, представляет заказчик. Однако обязанность предоставления документации по договору строительного подряда может лежать и на подрядчике. Договор, по которому представление проектно-сметной документации составляет обязанность подрядчика, именуется «проектно-строительным контрактом» [69].

Разработка, финансирование и определение порядка использования проектно-сметной документации, как правило, осуществляется по инициативе заказчика и за его счет посредством заключения с проектными организациями договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ. Проектная документация утверждается заказчиком и составляется на каждый объект строительства.

М.И. Брагинский полагает, что техническая документация представляет собой задание заказчика, в соответствии с которым должен выполнить работы подрядчик [70].

Нам представляется затруднительным согласиться с таким суждением по ряду причин.

Во-первых, само задание не может заменить техническую документацию. В задании заказчика лишь оговариваются основные технические показатели здания (сооружения), а также определяются назначение здания, степень огнестойкости и производственные процессы. Детальная проработка узлов здания, их расчет, подбор конструкций, порядок организации и технология работ указываются непосредственно в технической документации.

Во-вторых, как отмечалось выше, техническая документация позволяет сторонам конкретизировать предмет строительного подряда, поскольку в ней содержится информация об объеме и содержании работ, что в свою очередь определяет ее существенным условием договора строительного подряда. Поэтому, на наш взгляд, отождествлять понятия задание заказчика в договоре строительного подряда и проектно-сметная документация не следует.

Техническая документация в ряде случаев подлежит утверждению компетентными органами [71]. Например, п. 1 ст. 760 ГК РФ включает случаи обязательной экспертизы готовой технической документации.

При этом сторона, на которой лежит обязанность представления технической документации в договоре строительного подряда, обязана руководствоваться СНиП 11-01-95 «Порядок разработки, согласования, утверждения и составления проектной документации на строительство зданий и сооружений на территории Российской Федерации» [72].

Исключение договором строительного подряда отдельных видов работ, содержащихся в технической документации, возможно только с разрешения того органа, который ее утвердил. В противном случае соответствующее условие договора строительного подряда следует признавать недействительным.

В недавнем прошлом согласование проектов нередко было связано со значительными трудностями – согласование проекта с большим числом организаций, часть из которых затягивала эту процедуру, что превращало согласование в длительный процесс и, как следствие, ухудшало качество и экономическую обоснованность проекта.

В. Чернявский предлагал поручить проведение государственной экспертизы проектов нескольким самостоятельным организациям [73]. Однако, на наш взгляд, принятие такого предложения увеличило бы время прохождения проекта по проверяющим инстанциям.

К сожалению, такая проблема продолжает существовать. Сегодня заказчик, согласовывая проект строительства, вынужден обращаться к органам архитектуры, пожарного надзора, комитет по землеустройству и т.д. Поэтому процесс строительства начинается без утвержденной проектной документации, а впоследствии объект признается самовольной постройкой, как не соответствующий обязательным строительным нормам и правилам. Заказчик соглашается устранить недостатки в документации и объекте недвижимости своими силами и одновременно оформляет право собственности на незавершенный объект строительства в судебном порядке, поскольку последний уже не является предметом действующего договора строительного подряда. Вместе с тем ст. 222 ГК РФ не определяет срок устранения недостатков, послуживших основанием для признания объекта самовольной постройкой.

Думается, что одним из возможных вариантов решения проблемы может быть образование специального единичного органа, который осуществлял бы все необходимые функции по организации строительства и утверждении проектно-сметной документации. Вместе с тем возникающие при этом общественные отношения требуют правового регулирования.

Наиболее оптимальной формой правового регулирования может быть введение федерального закона «О строительстве в Российской Федерации», о чем говорилось ранее.

Представляется, что нормы закона «О строительстве в Российской Федерации» будут регламентировать отношения, связанные с подготовкой проектно-сметной документации и экспертизой проектов строительства. В частности должен быть определен орган, координирующий процесс организации строительства и утверждения проектной документации, а также его компетенция.

Задачами такого органа являются оценка качества проектно-сметной документации с позиций действующего законодательства, координация отношений между проектными организациями и иными участниками строительства. К задаче координирующего органа, представляется, должно быть отнесено разрешение на строительство. Это позволит исключить трудности согласования проекта с рядом министерств и ведомств, сократить время от подготовки проекта до начала строительных работ.

На наш взгляд, в законе «О строительстве в Российской Федерации» необходимо нормативно закрепить порядок подготовки задания на строительство, порядок разработки и содержание проектной документации, порядок проведения экспертизы проекта. Следует также предусмотреть увязку изменений проектно-сметной документации с процессом осуществления строительных работ. От того, на сколько качественно будут разработаны эти моменты, зависит дальнейшее согласование заказчиком и подрядчиком условий договора строительного подряда.

Помимо предмета договора строительного подряда в качестве существенных условий можно выделить условия, которые необходимы для договора данного вида.

А. Кабалкин отмечает, что существенным условием договора подряда наряду с предметом должен быть признан срок выполнения работы [74]. Ф.И. Гавзе полагает, что для срочных договоров существенным условием является условие о сроке [75].

В гражданском праве срок является юридическим фактом, а именно в системе юридических фактов – относительным событием [76]. Вместе с тем особенностью срока как юридического акта является то, что срок определяет интервал времени [77] осуществления, защиты гражданского права, а также исполнения гражданских обязанностей. В зависимости от данной особенности сроки в гражданском праве могут быть классифицированы на сроки осуществления гражданских прав, защиты гражданских прав и исполнения обязанностей.

Анализ гл. 37 ГК РФ позволяет выделить гарантийные сроки, сроки обнаружения ненадлежащего качества работ, сроки исковой давности, сроки исполнения обязанностей сторон. Определяющее значение для формирования условий договора строительного подряда имеет срок исполнения обязанностей подрядчиком по выполнению строительных работ и сдачи их результата заказчику.

На данную особенность в свое время справедливо обращали внимание В.Ф. Яковлев [78], Б.А. Патушинский [79], В.М. Коссак [80], В.Г. Бердников [81] и другие ученые. Такую же позицию занял Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, указывая, что договор строительного подряда считается незаключенным, если в нем отсутствует условие о сроке выполнения работ [82].

С.А. Верб, определяя значение срока выполнения работ в договоре подряда на капитальное строительство, отметил, что эти сроки позволяют контролировать ход работы и своевременно в случае их нарушения принимать соответствующие меры к контрагенту [83].

Срок выполнения работ логически вытекает из особенности договора строительного подряда, которая, как было отмечено нами выше, состоит в том, что договор строительного подряда не может быть исполнен сразу после его заключения. Следует также учесть, что признак возмездности договора строительного подряда также связан со сроком выполнения работ. Именно по окончании производства работ, по общему правилу, возникает обязанность заказчика по их оплате. Это косвенным образом характеризует то, что срок выполнения работ выступает существенным условием договора строительного подряда.

Отметим, что § 3 гл. 37 ГК РФ «Строительный подряд» не содержит норм, регулирующих именно сроки выполнения работ подрядчиком. Поэтому, обращаясь к общей части гл. 37 ГК РФ «Подряд», а именно ч. 1 ст. 708 ГК РФ, участники договора строительного подряда должны обязательно согласовать начальный и конечный сроки выполнения работ. По соглашению между ними договором могут быть предусмотрены сроки завершения отдельных этапов работ. Такое указание в законе свидетельствует об императивности нормы относительно начальных и конечных сроков выполнения строительных работ и диспозитивности относительно промежуточных сроков.

В связи с этим стороны обязательно должны в договоре указывать начальные и конечные сроки выполнения работ, что, полагаем, выступает существенным условием договора строительного подряда, в отличие от промежуточных сроков, обязательное указание которых не требуется. Но если стороны в договоре строительного подряда определили промежуточные сроки выполнения работ, то в случае их несоблюдения подрядчик может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности [84].

Примечательно, что сегодня, руководствуясь принципом свободы договора, стороны самостоятельно вправе устанавливать срок строительства. При этом разрабатываемые ранее на основе плановых заданий сетевые графики производства строительных работ теперь лишь носят рекомендательный характер, поскольку указывают сторонам оптимальные затраты времени на возведение объекта [85].

Высказывались мнения, что отсутствие в договоре строительного подряда условий о сроках выполнения работ влечет его недействительность [86].

Диаметрально противоположную позицию занимает В.В. Залесский, считающий, что отсутствие в договоре положений о начальном и конечном сроках выполнения работ не влечет недействительности договора строительного подряда, так как, согласно ст. 314 ГК РФ, обязательство должно быть исполнено в разумный срок [87].

На наш взгляд, применять правила о разумности срока исполнения обязанностей, т.е. срока для исполнения обязанности такого же рода при аналогичных условиях, вряд ли возможно. Во-первых, заказчику, как управомоченному лицу, совсем не безразлично, в какой срок подрядчик выполнит строительные работы, так как реализация принадлежащего права заказчика на объект строительства происходит только в результате целенаправленного исполнения обязанности подрядчика. О важности срока выполнения работ свидетельствует право заказчика в случае просрочки подрядчика отказаться от договора (ст. 715 ГК РФ).

Во-вторых, объект строительства представляет собой индивидуально определенную вещь, что предполагает индивидуальный подход в изготовлении этой вещи и, как следствие, формирование каждый раз при заключении договора строительного подряда сроков изготовления.

В-третьих, от сроков начала и окончания строительных работ зависит распределение рисков между сторонами (ст. 705 ГК РФ), начало течения гарантийного срока (ст. 755 ГК РФ) и предельного срока обнаружения недостатков (ст. 756 ГК РФ) и т.д. Поэтому, учитывая вышеизложенного, на наш взгляд, срок выполнения работ подрядчиком и сдача результата работ заказчику выступают существенным условием договора строительного подряда.

Однако не вполне ясно, может ли выступать существенным условием договора строительного подряда срок исполнения обязанности заказчика по оплате работ. Согласно ч. 1 ст. 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результата работы. Анализ данной нормы позволяет сделать вывод, что срок исполнение обязанности заказчика по оплате работ носит диспозитивный характер, а значит, не является существенным условием договора строительного подряда.

Следовательно, в договоре строительного подряда, помимо предмета договора, в качестве существенного условия выступает срок начала и окончания выполнения работы подрядчиком, т.е. условие, без которого договор строительного подряда не может считаться заключенным [88].

Срок начала и окончания строительных работ подрядчиком зависит от качества проектно-сметной документации, правильной организации процесса строительства, своевременной доставки на строительную площадку строительных материалов и конструкций и иных факторов.

Думается, что правовое положение специального координирующего органа в рамках предлагаемого нами закона «О строительстве в Российской Федерации» определяет возможность активного влияния на формирование сроков строительства, включая начало и окончание работ.

Во-первых, в разрешении на строительство координирующим органом должна быть сделана привязка к сроку начала строительных работ. Это поможет заказчику и подрядчику определить существенные условия договора строительного подряда о сроке исполнения обязанностей подрядчиком.

Во-вторых, если соглашением сторон промежуточные сроки исполнения обязанностей подрядчика отнесены к разряду существенных условий, то такие условия необходимо формировать с учетом графика поставки материалов и конструкций на строительную площадку.

В связи с этим требуется согласование такого рода графика с поставщиком. Представляется, что эта функция может быть возложена на координирующий орган.

В-третьих, договором строительного подряда может быть определен порядок расчетов за выполненный объем строительных работ после подписания акта сдачи и приемки между заказчиком и подрядчиком. Следовательно, момент окончания строительства может оказывать влияние на процесс финансирования.

Думается, что задачей координирующего органа следует определить согласование условий договора строительного подряда об окончании строительных работ и открытии финансирования. Это позволит исключить претензии подрядчика к заказчику о необоснованном уклонении от исполнения обязанности по оплате работ.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Стороны в договоре строительного подряда, их права и обязанности
Восстановление срока исковой давности в ГК РФ
Особенности дарения доли в уставном капитале юридического лица и ценных бумаг
Понятие неустойки
Понятие о залоге недвижимости: историко-сравнительный правовой аспект
Вернуться к списку публикаций