2015-04-21 20:32:21
ГлавнаяГражданское право и процесс — Гарантийные сроки в гражданском праве



Гарантийные сроки в гражданском праве


Законная гарантия – согласно п. 1 ст. 470 ГК РФ представляет собой ручательство продавца (подрядчика) за отсутствие в товаре (работах, услугах) в момент его передачи недостатков, снижающих его стоимость или пригодность для целей, предусмотренных в договоре.

Суть законной гарантии состоит в том, что товары должны соответствовать, требованиям, предъявляемым к их качеству, в момент их передачи покупателю (или иной момент, предусмотренный договором) и в пределах разумного срока должны быть пригодны для целей, для которых товары такого рода обычно используются (п. 3 ст. 470 ГК РФ). Гарантия качества товара распространяется и на все составляющие его части (комплектующие изделия), но только если иное не предусмотрено договором купли-продажи (п. 3 ст. 470 ГК РФ).

Позиция ГК РФ по этому вопросу в принципе совпадает с соответствующими предписаниями Венской конвенции 1980 (ст. 35 и 36). Новым по сравнению с Основами ГЗ и Венской конвенцией является включенное в ГК РФ положение о пригодности товара для использования не только в момент его передачи, но и в пределах разумного срока, что является полезным уточнением.

Договорная гарантия – согласно п. 2 ст. 470 ГК РФ это дополнительное обязательство, по которому продавец ручается за то, что товар будет соответствовать требованиям договора в течение предусмотренного договором времени (гарантийного срока).

Правила ГК РФ о договорной гарантии сформулированы значительно шире, чем в ранее действовавших актах (ст. 236 ГК РСФСР 1964, п. 40 Положения о поставках продукции, п. 33 Положения о поставках товаров).

Согласно п.1 ст. 19 Закона «О защите прав потребителей» законный гарантийный срок применяется в течение шести месяцев, если гарантия не предусмотрена договором. Продавец товара может устанавливать только дополнительные гарантийные сроки на товар, то есть они должны быть более шести месяцев.

В случае передачи товара ненадлежащего качества и недостатки которого не были оговорены продавцом, покупатель в течение гарантийного срока, установленного в законе или договоре, вправе по своему выбору требовать:

- замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

- соразмерного уменьшения покупной цены;

- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

- возмещения расходов на устранение недостатков товара (п. 1 ст. 503 ГК РФ). Рассмотрим одно из указанных прав покупателя, а именно, право на замену товара, в следующих ситуациях.

1. Со дня передачи товара истекли 6 месяцев и отношения продавца и потребителя находятся в стадии регулирования положения договорной гарантии, установленной продавцом.

Анализ положения ст. 470 и 503 ГК РФ, а также ст. 19 Закона «О защите прав потребителей», позволяет сделать вывод о том, что истечение законной гарантии не освобождает продавца от обязанности замены товара в случае, если продолжает действовать договорная гарантия, в соответствии с которой продавец обязался заменить проданный товар.

При этом на продавце лежит обязанность доказать, что недостатки возникли после передачи товара покупателю вследствие нарушения покупателем права пользования товаром или его хранения, либо действия третьих лиц, либо непреодолимой силы. В противном случае, в соответствии с условиями гарантийного обязательства, продавец обязан отвечать за недостатки проданного товара (презумпция виновности продавца).

2. Если на товар (работы, услуги) гарантийный срок не установлен ни продавцом, ни изготовителем (подрядчиком).

При таких обстоятельствах продавец или изготовитель (право выбора, кому из них предъявлять претензию, остается за покупателем) обязаны заменить товар ненадлежащего качества в течение 6 месяцев с момента продажи (ст. 19 Закона «О защите прав потребителей»). Но в данном случае обязанность доказательства того, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента, лежат на покупателе (презумпция невиновности продавца).

3. Продавец в период гарантийного срока обязуется только на ремонт товара.

В условиях, когда гарантия продавца предусматривает его обязанность по ремонту товара, то на продавце так же лежит обязанность по замене товара, только в течение 6 месяцев с момента продажи товара (законная гарантия). По истечение этого срока условия гарантийного обязательства определяются договором, в частности, за продавцом сохраняется право взять на себя обязательство только по ремонту проданного товара, и, следовательно, при таких обстоятельствах покупатель не имеет права по истечении срока законной гарантии требовать от продавца замены товара.

Пропуск срока па предъявление претензии по качеству товара согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» может быть признан необоснованным.

Пример 8. Решением суда отказано Ю. в иске к магазину о замене полусапожек на доброкачественные той же марки или аналогичные на том основании, что истица пропустила срок предъявления претензии.

Президиум областного суда удовлетворил протест. внесенный в порядке судебного надзора, отменил решение и дело направил на новое рассмотрение в тот же суд по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 5 декабря 1995 г.) потребитель вправе предъявить претензии по поводу недостатков товара, являющегося недвижимым, в течение двух лет, а по всем остальным товарам – в течение шести месяцев.

Ю. купила полусапожки 1 июня 1994 г., а для проведения экспертизы по поводу их качества обратилась 20 февраля 1995 г. Поскольку полусапожки относятся к сезонному товару, то срок годности исчисляется со дня наступления соответствующего сезона. В соответствии с распоряжением правительства города «Об установлении сроков сезонности на отдельные виды товаров в городе» для товаров весенне-осеннего ассортимента определен период с 1 сентября по 15 ноября, и с начала этого периода начал течь срок исковой давности

Суд указал, что магазин проинформировал истицу о наличии гарантийного срока, при этом сослался на товарный чек, выданный истице при покупке полусапожек. Однако в нем указано, что начало течения гарантийного срока на обувь – день продажи. Эго противоречит абзацу 2 п. 2 ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 5 декабря 1995 г.), согласно которому для сезонных товаров сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона. Судом при разрешении спора не принято во внимание, что ответчик неправильно информировал истицу о начале течения срока на предъявление претензий по поводу качества купленных ею полусапожек. Между тем в соответствии со ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» магазин должен проинформировать покупателя, в том числе и о гарантийном сроке службы продаваемого товара, а также сообщить ему о необходимых действиях по истечении указанных сроков, если товары по истечении этих сроков становятся непригодными для использования по назначению. За предоставление недостоверной или неполной информации о товаре продавец несет ответственность на основании ст. 12 упомянутого Закона, в том числе и в виде возмещения убытков.

Вывод суда о пропуске истицей срока на предъявление претензии по качеству товара по Закону РФ «О защите прав потребителей» признан необоснованным [20].

Истечение гарантийного срока лишает управомоченное лицо права требовать непосредственно от обязанного лица безвозмездного устранения недостатков товара, либо замены его, либо расторжение договора.

Гарантийные сроки на качество товара (работ, услуг) устанавливаются государственными или отраслевыми стандартами, техническими условиями или определяются сторонами в договоре.

I. Сроки обнаружения недостатков в товаре. Согласно ст. 470 Гражданского Кодекса РФ гарантийный срок может быть установлен в договоре купли-продажи. Поскольку договоры розничной купли-продажи, как правило, являются договорами присоединения (ст. 428 ГК РФ), условия которых определяются продавцом, то и гарантийный срок в этих договорах соответственно устанавливается продавцом товара. При этом, согласно ГК РФ в договоре может устанавливаться гарантийный срок любой продолжительности.

Вместе с тем Законом «О защите прав потребителей» установлены дополнительные по сравнению с ГК РФ права потребителей. Согласно Закону «О защите прав потребителей» потребитель вправе предъявить к продавцу требования, связанные с выявлением в товаре недостатков, в случае, когда эти недостатки обнаружены в течение гарантийных сроков, установленных изготовителем [21].

Таким образом, если гарантийный срок на товар установлен изготовителем, то в договоре купли-продажи с учетом пункта 7 статьи 5 Закона «О защите прав потребителей» продавец вправе установить гарантийный срок на товар только большей продолжительности, чем установленный изготовителем товара.

В случае, если продавец в нарушение указанного выше правила установит гарантийный срок меньшей продолжительности, чем установленный изготовителем (например, изготовитель дает гарантию 6 месяцев, а продавец 30 дней), то независимо от установленного продавцом срока потребитель вправе предъявить к продавцу или организации, выполняющей функции продавца, требования, предусмотренные ст. 503 ГК РФ (ст. 18 Закона «О защите прав потребителей»), если недостатки в товаре выявлены в течение гарантийных сроков, установленных изготовителем (в данном примере 6 месяцев).

Необходимо иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 471 ГК РФ гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара покупателю, если иное не предусмотрено договором купли-продажи. При этом в случае выявления в товаре недостатков в течение гарантийных сроков, установленных продавцом, к продавцу или к организации, выполняющей функции продавца, потребителем могут быть предъявлены требования, предусмотренные ст. 503 ГК РФ (ст. 18 Закона «О защите прав потребителей»).

Порядок и сроки удовлетворения, указанных требований, а также ответственность за нарушение этих сроков должны соответствовать статьям 20-23 Закона «О защите прав потребителей».

К изготовителю или организации, выполняющей функции изготовителя, потребитель может предъявить требования, предусмотренные абзацами 2, 4 пункта 1, а также пунктом 3 статьи 18 Закона «О защите прав потребителей», если недостатки выявлены в течение гарантийных сроков, установленных изготовителем.

Если гарантийный срок изготовителем не установлен, в договоре купли-продажи может быть установлен гарантийный срок любой продолжительности.

Однако в случае установления продавцом гарантийного срока меньшей продолжительности, чем в шесть месяцев (двух лет – по недвижимости), с учетом правила, установленного пунктом 5 статьи 477 ГК РФ, продавец будет нести ответственность, если недостатки товара обнаружены покупателем по истечении гарантийного срока, но в пределах шести месяцев (двух лет – по недвижимости) со дня передачи товара покупателю и если покупатель докажет, что эти недостатки возникли до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.

Если на товар гарантийный срок не установлен ни продавцом, ни покупателем, то, учитывая положения пунктов 1, 2 ст. 477 ГК РФ и ст. 19 Закона «О защите прав потребителей», требования, связанные с недостатками товара могут быть предъявлены покупателем, к продавцу или организации, выполняющей функции продавца,, при условии, что недостатки были обнаружены в разумный срок, но в пределах 6 месяцев со дня передачи товара покупателю (в отношении недвижимого имущества не позднее двух лет со дня передачи его потребителю). При определении разумности сроков следует исходить из гарантийных сроков, установленных государственными стандартами, а если они не установлены – из показателей долговечности товара, установленных нормативными документами по стандартизации. При этом необходимо учитывать, что Законом РФ «О стандартизации» гарантийные сроки не отнесены к обязательным требованиям государственных стандартов. Таким образом гарантийные сроки, установленные в государственных стандартах, носят рекомендательный характер и не являются обязательными.

Если изготовителем гарантийный срок не установлен в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона «О защите прав потребителей», изготовитель вправе предъявить ему (организации, выполняющей функции изготовителя) требования, предусмотренные абзацами 2, 4 пункта 1, также пунктом 3 статьи 18 Закона «О защите прав потребителей», если недостатки обнаружены в течение шести месяцев со дня передачи товара потребителю, а в отношении недвижимого имущества – в течение не более двух лет со дня передачи, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

II. Сроки удовлетворения требований потребителя. Из ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» следует, что при расторжении договора купли-продажи потребителю возмещаются убытки в полном объеме (ст. 15 ГК РФ), которые в связи с этим могут возникнуть у потребителя. Денежная сумма, уплаченная потребителем за товар, является одной из составляющих этих убытков, В связи с этим, если потребителем предъявлено требование о возврате денежной суммы, уплаченной за товар, оно должно быть удовлетворено в течение срока, установленного ст. 22 Закона «О защите прав потребителей» для возмещения убытков причиненных потребителю расторжением договора, т.е. в десятидневный срок с момента предъявления соответствующего требования.

В соответствии с пунктом 3 ст. 503 ГК РФ при расторжении договора купли-продажи покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества.

В случае предъявления продавцом требования о возврате товара возврату подлежит весь товар, т.е. основное изделие, комплектующие его части и принадлежности за исключением упаковки и быстроизнашивающихся принадлежностей, которые могут быть использованы (прийти в негодность) в процессе эксплуатации. В каждой конкретной ситуации продавец может проверить, в какой комплектности и в каком комплекте первоначально продавался товар.

Согласно пункту 3 ст. 503 ГК РФ при возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.

III. Право потребителя на обмен товара. Согласно ст. 502 ГК РФ и ст. 25 Закона «О защите прав потребителей» потребителю предоставлено право обменять в течение четырнадцати дней с момента передачи непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен. Вместе с тем ст. 25 Закона «О защите прав потребителей» предусматривает возможность ограничения такого права потребителя правовым актом Правительства РФ, утверждающим перечень товаров, не подлежащих обмену. В настоящее время такой перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» [22]. Перечень товаров является исчерпывающим и не может быть расширен продавцом по своему усмотрению.

В соответствии со ст. 502 ГК РФ и ст. 25 Закона «О защите прав потребителей» требование покупателя об обмене либо о возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца (товарный или кассовый чек, иной документ, подтверждающий оплату товара). В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования потребителя при продаже товаров с недостатками рассматриваются продавцом (изготовителем и т.п.) при предъявлении товарного (кассового) чека или иного документа, удостоверяющего факт покупки, а по товарам, на которые установлены гарантийные сроки, – технического паспорта или иного заменяющего документа.

Однако отсутствие у потребителя товарного чека или другого соответствующего ему документа само по себе не может служить основанием для отказа в защите его права. В соответствии со ст. 159, 493 ГК РФ потребитель вправе доказывать факт покупки товара с помощью свидетельских показаний [23]. Помимо требований о замене товара, покупатель может потребовать и полной компенсации убытков (ст. 15 ГК РФ), причиненных нарушением договорных условий о качестве товара. Если товар не соответствует данным требованиям Закона «О защите прав потребителей», то он не подлежит обмену как товар надлежащего качества. ГК РФ и Закон «О защите прав потребителей» не предусматривают возмещения каких-либо издержек продавцу товара в связи с реализацией покупателем данного права. В соответствии с пунктом 1 ст. 502 ГК РФ (пункт 2 ст. 25 Закона «О защите прав потребителей») при отсутствии необходимого для обмена товара надлежащего качества потребитель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него сумму.

Практика Верховного Суда РФ

При рассмотрении требований потребителей о взыскании неустойки, предусмотренной Законом «О защите прав потребителей», необходимо иметь в виду, что:

а) неустойка (пеня) в размере, установленном ст. 23 Закона, взыскивается за каждый день просрочки указанных в ст. 20, 21, 22 Закона сроков устранения недостатков товара и замены товара с недостатками, а также за каждый день задержки выполнения требования потребителя о предоставлении на время ремонта либо до замены товара с недостатками аналогичного товара длительного пользования впредь до выдачи потребителю товара из ремонта или его замены либо до предоставления во временное пользование аналогичного товара без ограничения какой-либо суммой.

При разрешении требования потребителя о предоставлении во временное пользование аналогичного товара следует учитывать, что в соответствии с п. 2 ст.20 Закона Правительством РФ установлен Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется (постановление от 8 октября 1993 г. № 995).

Если потребитель в связи с нарушением продавцом, изготовителем предусмотренных ст. 20, 21, 22 Закона сроков предъявил иное требование, вытекающее из продажи товара с недостатками, неустойка (пеня) за нарушение названных сроков взыскивается до предъявления потребителем нового требования, из числа предусмотренных ст. 18 Закона. При этом следует иметь в виду, что в случае просрочки выполнения нового требования также взыскивается неустойка (пеня), предусмотренная п. 1 ст. 23 Закона.

В случае, когда продавцом, изготовителем нарушены сроки устранения недостатков товара или сроки замены товара с недостатками, а также не выполнено либо несвоевременно выполнено требование потребителя о предоставлении во временное пользование аналогичного товара длительного пользования, неустойка (пеня) взыскивается за каждое допущенное этими лицами нарушение;

б) неустойка (пеня) в размере, предусмотренном п. 5 ст. 28 Закона, за нарушение установленных сроков начала и окончания выполнения работы, а также назначенных потребителем на основании п. 1 ст. 28 Закона новых сроков, в течение которых исполнитель должен приступить к выполнению работы (оказанию услуги) и ее выполнить (оказать), взыскивается за каждый день (час, если срок не определенного в часах) просрочки вплоть до начала исполнения работы (оказания услуги) или до предъявления потребителем иных требований, перечисленных в п. 1 ст. 28 Закона.

Если исполнителем были одновременно нарушены установленные сроки начала и окончания работы (оказания услуги), неустойка (пеня) взыскивается за каждое нарушение, однако ее сумма в отличие от неустойки, установленной ст. 23 Закона, не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общей цены заказа, если цена отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) не определена договором;

в) размер подлежащей взысканию неустойки (пеня) за нарушение предусмотренных ст. 30, 31 Закона сроков устранения недостатков работы должен определяться в соответствии с п. 5 ст. 28 Закона;

г) при удовлетворении судом требования потребителя предусмотренная п. 1 ст. 23 Закона неустойка (пеня) взыскивается по дань фактического исполнения решения [24].

IV. Ответственность продавца (изготовителя) за просрочку выполнения требований потребителя. Неустойка (пеня) в размере, установленном ст. 23 Закона «О защите прав потребителей», взыскивается за каждый день просрочки установленных ст. 20, 21, 22 Закона «О защите прав потребителей» сроков выполнения требований потребителя об устранении недостатков товара, замене товара с недостатками, о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, о возмещении убытков, причиненных потребителю расторжением договора купли-продажи (возвратом товара ненадлежащего качества изготовителю), а также за каждый день задержки выполнения требования о предоставлении на период ремонта (замены) аналогичного товара длительного пользования впредь до выполнения соответствующего требования потребителя без ограничения какой-либо суммой.

В случае, если продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, одновременно нарушили сроки устранения недостатков (замены) и не предоставили по требованию потребителя на время устранения недостатков (замены) аналогичный товар или задержали его предоставление, то неустойка (пеня) взыскивается за каждое допущенное этими лицами нарушение.

Если потребитель в связи с нарушением продавцом (изготовителем) или организацией, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, предусмотренных ст. 20, 21 и 22 Закона «О защите прав потребителей» сроков, предъявил иное требование, вытекающее из продажи товара с недостатками, неустойка (пеня) за нарушение названных сроков взыскивается до предъявления потребителем нового требования из числа предусмотренных ст. 18 Закона «О защите прав потребителей».

В случае, если потребитель предъявил новые требования из числа предусмотренных ст. 18, 20, 21 и 22 Закона «О защите прав потребителей», то за просрочку выполнения этого нового требования также взыскивается неустойка, предусмотренная пунктом 1 ст. 23 Закона «О защите прав потребителей».

Практика Верховного Суда РФ

Суду необходимо иметь в виду, что в случае продажи товара ненадлежащего качества право выбора вида требований, которые в соответствии со ст. 503 ГК РФ. п. 1 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» могут быть предъявлены к продавцу или продаже товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, принадлежит потребителю. При этом потребитель вправе требовать замены товара либо расторжения договора независимо от того, насколько существенными были отступления от требований к качеству товара, установленных в ст. 4 Закона «О защите прав потребителей», за исключением дорогостоящих или технически сложных товаров, замена которых возможна лишь при условии существенного нарушения их качества (п. 1 ст. 503, п. 2 ст. 475 ГК РФ). Вопрос о том, является ли товар дорогостоящим, решается судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела.

Исключение составляют также случаи реализации товара ненадлежащего качества через розничные комиссионные торговые предприятия. Требования потребителя о безвозмездном устранении недостатков товара или возмещении расходов на их исправление потребителем или третьим лицом, о замене товара на товар аналогичной марки, модели, артикула в указанном случае подлежат удовлетворению только с согласия продавца (п. 1 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей»). Действие этой нормы распространяется на товары, проданные потребителям розничными комиссионными торговыми предприятиями независимо от форм собственности, а также другими продавцами при условии, что эти товары были приняты ими от граждан по договору комиссии (ст. 990-1004 ГК РФ) [25].


Практика Высшего Арбитражного Суда РФ

1) При рассмотрении дел о взыскании с поставщика неустойки за недопоставку товаров нужно учитывать, что поставщик не может быть признан просрочившим в случаях, когда им поставлены товары ненадлежащего качества или некомплектные (ст. 475, 479, 480 ГК РФ), однако покупателем не заявлялись требования об их замене, устранении силами поставщика недостатков либо доукомплектования таких товаров, и они не приняты покупателем на ответственное хранение [26].

2) Для исков, вытекающих из поставки товаров ненадлежащего качества, течение срока исковой давности начинается со дня установления покупателем в надлежащем порядке недостатков поставленных ему товаров. Следовательно, для исков покупателей о взыскании убытков, в том числе стоимости товаров, а также штрафа, течение срока давности начинается со дня составления акта, если он составлен своевременно, или со дня, когда он должен быть составлен. Эго относится и к случаям, когда покупатель (получатель) переотправил полученные товары, и ненадлежащее качество товаров установил конечный покупатель (в ред. Постановления Пленума ВАС РФ от 1 июля 1993 г. № 13).

По регрессным обязательствам течение срока давности, как указано в пункте 3 ст. 42 Основ гражданского законодательства, начинается с момента исполнения основного обязательства Поэтому срок исковой давности исчисляется со дня списания с истца или перечисления истцом суммы в пользу третьего лица.

Течение срока исковой давности по иску торгового предприятия (организации), связанному с возвратом покутателем-гражданином товаров народного потребления ненадлежащего качества, подтвержденного соответствующим заключением (актом) экспертизы, начинается со дня удовлетворения в установленный срок торговым предприятием требования покупателя-гражданина [27].

3) При разрешении споров, вытекающих из договора поставки, заключенного с условием его исполнения к строго определенному сроку (пункт 2 ст. 475 ГК РФ), необходимо иметь в виду, что досрочная поставка товаров либо восполнение недопоставленного количества товаров в следующем периоде или периодах допускаются по данному обязательству лишь при наличии согласия покупателем поставщика об отказе принять просроченные товары не требуется Если указанные товары покупателем приняты, обязательства поставщика считаются исполненными с нарушением установленного срока

Порядок исчисления неустойки, предусмотренный ст. 521 ГК РФ, применяется к договорам поставки товаров к определенному сроку, только если восполнение недопоставки имело место с согласия покупателя, но было произведено не в полном объеме В остальных случаях неустойка взыскивается однократно за период в котором произошла недопоставка [28].

Гражданский Кодекс РФ отказался от термина «гарантийные» применительно к срокам годности и хранения, устранив тем самым терминологическую неточность (ст. 472 ГК РФ).

Срок годности товара необходимо отличать от гарантийного срока. Срок годности товара определяется периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию (ст. ст. 472, 473 ГК РФ).

Гражданский Кодекс РФ регулирует только случай, когда срок годности товара установлен законом или иными обязательными правилами. Представляется, что это не препятствует установлению в договоре сроков годности, но при этом недопустимо отступление от закона и иных действующих обязательных правил.

Согласно п.п. 4 и 5 ст. 5 Закону «О защите прав потребителей» предусмотрена обязанность изготовителя устанавливать срок годности на продукты питания, товары бытовой химии и иные подобные товары Перечень таких товаров утверждается Правительством РФ Запрещена продажа товара по истечении установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен.

Срок службы товара – это период времени, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по вине изготовителя.

При этом гарантийный срок безотказной службы изделия следует отличать от срока службы изделия, под которым понимается календарная продолжительность эксплуатации изделия до его предельного состояния, например, до первого капитального ремонта. Эго различие важно иметь в виду потому, что срок службы изделия обычно много больше гарантийного срока.

Согласно п.1 ст. 5 Закона «О защите прав потребителей» предусмотрено право изготовителя устанавливать срок службы на товар, предназначенный для длительного использования. В отношении товаров длительного пользования, которые по истечении определенного периода времени могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде, предусмотрена обязанность изготовителя устанавливать срок службы. Перечень таких товаров также утверждается Правительством РФ. Срок службы действует также в отношении комплектующих изделий: деталей, узлов, агрегатов (п. 2 ст. 5 Закона «О защите прав потребителей»).

Исчисление срока службы товара производится в единицах времени или в иных единицах измерения: километрах, метрах и т.п. (п. 3 ст. 5 Закона «О защите прав потребителей»). Запрещена продажа товара, на который изготовителем не установлен срок службы, если таковой должен был быть установлен (п. 5 ст. 5 Закона «О защите прав потребителей»), В отношении тех товаров, на которые изготовитель был вправе установить срок службы (п. 1 ст. 5 Закона «О защите прав потребителей»), но это не сделал, на него возложена обязанность обеспечивать безопасность товара в течение десяти лет со дня передачи потребителю (п. 2 ст. 7 Закона «О защите прав потребителей»).

Срок транспортабельности – это срок, в течение которого при надлежащем соблюдении правил отгрузки отправителем и правил перевозки транспортной организацией гарантируется качественная сохранность груза. Он устанавливается при транспортировки скоропортящихся грузов самим грузоотправителем (в соответствующих случаях – органом контроля за качеством) в зависимости от качественного состояния и индивидуальных свойств данного груза и условий его транспортировки. Срок транспортабельности служит критерием при решении вопроса о возможности приема груза к перевозке с учетом срока его доставки, а также оказывает существенное влияние на судьбу спора по поводу порчи груза в процессе его транспортировки.

Вывод. 1). Таким образом, гарантийный срок это отдельная категория сроков, отличная от сроков годности, службы, транспортабельности и др. 2). Гарантийный срок не равен сроку ответственности и не представляет собой срок ответственности. 3). В отношении поставки (и только в этом случае) он отдаляет, как бы отодвигает собой возможность наступления гражданско-правовой ответственности во времени относительно момента возникновения правоотношения.

IV. На основании проведенного анализа автором сделаны следующие предложения.

А. Внести в раздел IV, глава 30, параграф 1 Гражданского Кодекса РФ в качестве отдельной статьи, прямое определение гарантийного срока, в следующей редакции:

- гарантийный срок - это установленный законом, иными правовыми актами, договором, обязательными требованиями государственных стандартов или другими обязательными правилами срок, в течение которого изготовитель (поставщик, продавец) гарантирует безотказную службу товара (работ, услуг), а покупатель (заказчик) праве известить продавца (изготовителя, подрядчика) в письменной форме о ненадлежащем качестве товара (работ, услуг) и потребовать осуществления своих прав предусмотренных в статьях 475 и 503 настоящего Кодекса;

- требование покупателя (заказчика) о ненадлежащем качестве товара (работ, услуг) должно быть предъявлено продавцу (изготовителю, подрядчику) до окончания гарантийного срока.

Б. В закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» внести изменения и дополнения.

Ввести норму права об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по гарантии качества товара (работ, услуг), в следующей редакции:

- в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств по гарантии качества товара (работ, услуг) продавец (изготовитель, подрядчик) обязан уплатить покупателю (заказчику) денежную сумму (штраф) в размере до 100% от стоимости товара (работ, услуг), если в законе или договоре не предусмотрено иное;

- ответственность продавца (изготовителя, подрядчика) перед покупателем (заказчиком) за невыполнение или ненадлежащее выполнение принятых обязательств по гарантии качества товара (работ, услуг) не ограничивается суммой штрафа, если в законе или договоре предусмотрено иное.

В. Восстановить претензионный порядок в отношении проданного товара и целесообразно, установленные в статье 477 ГК РФ, сроки обнаружения недостатков проданного товара и сроки осуществления требований по поводу недостатков разделить на два вида по следующей схеме:

1) Покупатель должен представить продавцу претензию в письменной форме, по поводу недостатков товара. Претензия должна быть представлена до окончания гарантийного срока, на который он установлен.

Продавец обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах уведомить в письменной форме заявителя в разумный срок (не более 15 дней) со дня получения претензии.

Срок представления претензии должен быть установлен, как пресекательный, исчисляемый со дня получения покупателем товара.

2) Следует установить давностный срок для предъявления искового требования по поводу недостатков со дня их обнаружения, но не позднее истечения времени, установленного законом или соглашением сторон для сообщения о таких недостатках.

Давностный срок целесообразно установить, краткой продолжительности, в зависимости от характера товара.


Вострикова Людмила Геннадьевна



[1] О.С. Иоффе, Ю. К. Толстой. Новый гражданский кодекс РСФСР. Изд-во ЛГУ, 1965.

[2] Е.А Флейшиц. Научно-практический комментарий к ГК РСФСР. М.: «Юрид. лит-ра». 1966, стр. 306-307.

[3] С.Г. Хиной. Роль гарантийных сроков в повышении качества продукции (сб. «Актуальные вопросы советского гражданского права» ) М.: «Юрид. Лит-ра», 1964, стр. 103.

[4] С.И. Вильнянский. Лекции по советскому гражданскому праву Харьков, 1958.

[5] Пункт 40 Положение о поставках продукции производственно-технического назначения, ныне не действующее.

[6] Пункт 33 Положение о поставках товаров народного потребления, ныне не действующее.

[7] Пункт 40 Положения о поставках продукции производственно-технического назначения, ныне не действующее.

[8] Гражданский кодекс РФ. Часть 1. Научно-практический комментарий / отв. ред. Т.Е. Абова, А.Ю. Кабалкин, В.П. Мозолин. М., 1996. С. 570, 573-574.

[9] Гражданское право. Учебник. Ч. 1 / Под ред. Ю.К. Толстого и А.П. Сергеева. М. 1996, стр. 531.

[10] Е.А. Павлодский Обеспечение исполнения обязательств поручительством // Закон № 5. 1995.

[11] Гражданское право. Учебник. Ч. 1 / Под ред. Ю.К. Толстого и А.П. Сергеева М. 1996. стр. 572.

[12] М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Договорное право. Изд-во. «Статут». М., 1997. С. 475.

[13] Гражданское и торговое право капиталистических государств: Учебник. М.: 1992. С. 307.

[14] Правовое регулирование банковской деятельности. Под ред. проф. Е.А. Суханова — М. : Учебно-консультационный центр «ЮрИнформ», 1997. — С. 295.

[15] п. 6 приложения к информационному письму Президиума ВАС РФ от 15 января 1998 г. № 27 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ о банковской гарантии».

[16] п. 7 приложения к информационному письму Президиума ВАС РФ от 15 января 1998 г № 27 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ о банковской гарантии».

[17] п. 1 приложения к информационному письму Президиума ВАС РФ от 15 января 1998 г. № 27 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ о банковской гарантии»

[18] п. 8 приложения к информационному письму Президиума ВАС РФ от 15 января 1998 г. № 27 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ о банковской гарантии».

[19] п. 4 приложения к информационному письму Президиума ВАС РФ от 15 января 1998 г. № 27 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ о банковской гарантии».

[20] п. 4 Обзора судебной практики ВС РФ за второй квартал 1996 г., утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 11 сентября 1996 г.

[21] Пункт 1 статьи 19 Закона «О защите прав потребителей».

[22] Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 4, ст. 482.

[23] Вестник ВАС 1994. № 10 (п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 № 7).

[24] п. 11 постановления Пленума ВС РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» в ред. Постановления Пленума ВС РФ от 25 апреля 1995 г. № 6, от 25 октября 1996 г. № 10 и от 17 января 1997 г. № 2.

[25] п. 17 постановления Пленума ВС РФ от 29 сентября 1994 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» в ред. Постановлений Пленума ВС РФ от 25 апреля 1995 г. № 6, от 25 октября 1996 г. № 10 и от 17 января 1997 г. № 2.

[26] п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 22 октября 1997 г. № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений ГК РФ о договоре поставки».

[27] п. 16 постановления Пленума ВАС РФ от 22 декабря 1992 г. № 21 «О практике применения законодательства при разрешении споров, связанных с поставкой продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления ненадлежащего качества».

[28] п. 11 постановления Пленума ВАС РФ от 22 октября 1997 г. № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений ГК РФ о договоре поставки».



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Юридическая характеристика закладной как ценной бумаги и осуществление прав по закладной
Сущность эвтаназии и ее правовое регулирование
Подготовительные работы по введению новой вотчинной системы и терминология проекта Вотчинного устава
Проблемные аспекты условий действительности сделки
Теоретические аспекты понятия, содержания и значения гражданско-правового договора и их отражение в законодательстве РФ
Вернуться к списку публикаций