2015-04-16 22:28:14
ГлавнаяГражданское право и процесс — Особенности дарения ограниченно оборотоспособных объектов гражданского права



Особенности дарения ограниченно оборотоспособных объектов гражданского права


Объекты гражданских правоотношений – это различные материальные (в том числе вещественные) и нематериальные (идеальные) блага либо процесс их создания, составляющие предмет деятельности субъектов гражданского права [1]. Различный характер названных объектов гражданских правоотношений предполагает и различия в содержании самих правоотношений, возникающих по их поводу. Выше нами уже был исследован вопрос о предмете дарения и особенностях договоров дарения, связанных с дарением определенных объектов гражданских прав, в зависимости от того, к какому виду (классу) эти объекты относятся – движимые либо недвижимые вещи, имущественные права. Однако, иногда более общая классификация объектов гражданских прав (не в смысле деления их на вещи и имущественные права) может даже более повлиять на судьбу договора дарения и порядок его заключения и оформления. Речь идет о подходе к объектам гражданских прав с точки зрения их оборотоспособности. Известно, что оборотоспособность есть важнейший критерий классификации вещей в гражданском праве, т.е. способность служить объектом имущественного оборота (различных сделок) и менять своих владельцев (собственников). С этой точки зрения все вещи делятся на три группы (ст. 129 ГК РФ). Одни из них могут свободно, без специального разрешения публичной власти, переходить от одного лица к другому в результате гражданско-правовых сделок. Такие вещи, разрешенные в обороте, составляют большинство вещей. Другие вещи могут принадлежать лишь определенным участникам оборота (например, большинство видов вооружения, за исключением некоторых видов стрелкового и холодного оружия) либо находиться в обороте по специальному разрешению публичной власти (например, иностранная валюта и валютные ценности). Определенный круг вещей, таким образом, не изымается из гражданского оборота, но по соображениям государственной безопасности, необходимости охраны здоровья граждан или по иным основаниям их обращение ограничивается тем, что покупаться и продаваться, передаваться они могут с соблюдением специальных правил [2]. Такие вещи относятся к категории вещей, ограниченных в обороте (или ограниченно оборотоспособных вещей). Часть вещей, ограниченных в обороте, становятся таковыми вследствие необходимости обеспечения охраны экономики. Бесконтрольные и неподотчетные специальным государственным органам операции с золотом, серебром, иностранной, валютой неизбежно причиняли бы вред экономическому развитию страны. Поэтому существует целый ряд специальных нормативных актов, регулирующих сделки с валютными ценностями. Так, в соответствии со ст. 141 ГК РФ специальным законом определяется порядок совершения сделок с валютными ценностями [3]. В частности, покупка и продажа иностранной валюты допускается только через специально уполномоченные российские банки, ввоз и вывоз валютных ценностей через границу осуществляется с соблюдением специальных таможенных правил и т.п. Сделки по отчуждению и приобретению памятников истории и культуры требуют уведомления публичной власти (органов управления культурой), поскольку государство имеет преимущественное право их покупки.

Виды вещей, которые изымаются из оборота, должны быть прямо указаны в федеральном законе, а вещи, оборотоспособность которых ограничена, определяются либо законом, либо в установленном им порядке подзаконными актами (п. 2 ст. 129 ГК РФ). Таким образом, исключение или ограничение оборотоспособности вещей находится под прямым законодательным контролем и представляет собой изъятие, прямо предусмотренное законом. Тем не менее, можно с уверенностью говорить, что дарение объектов, ограниченно оборотоспособных – достаточно частое явление.

Валютные ценности давно могут находиться в собственности граждан и юридических лиц, нередко имущество граждан составляет предметы коллекций, на самом деле являющиеся ценными предметами истории и культуры, не говоря уже о том, что в собственности государства и иных публичных образований находится также имущество, составляющее культурно-историческое наследие России, но, тем не менее, не всегда изъятое из оборота. В настоящем разделе работы мы рассмотрим проблемы дарения таких ограниченно оборотоспособных объектов гражданских прав, как валютные ценности, оружие, предметы музейных коллекций, прочие памятники истории и культуры.

Итак, в качестве предмета договора дарения помимо вещей, принадлежащих гражданам на праве собственности, также могут выступать и валютные ценности. В соответствии ст. 1 ФЗ РФ от 10.12.2003 г. № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле» [4] под валютными ценностями следует понимать иностранную валюту и внешние ценные бумаги; внешние ценные бумаги – ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к внутренним ценным бумагам (внутренние ценные бумаги составляют: а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации; б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации).

В соответствии с данным законом из перечня «валютных ценностей» законодатель изъял драгоценные металлы и природные драгоценные камни, так как он, видимо, полагал, что для регулирования отношений, возникающих в процессе обращения этих ценностей, имеются отдельные законы и особая нормативная база. В соответствии с ныне действующим законодательством, валютные операции между резидентами [5] запрещены (ст. 6 ФЗ РФ от 10.12.2003г. № 173), за исключением закрытого перечня случаев, к которым в том числе относится дарение физическим лицом валютных ценностей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и (или) муниципальному образованию; дарение валютных ценностей супругу и близким родственникам (ст. 14 ФЗ РФ от 10.12.2003г. № 173). М.И. Брагинский и В.В. Витрянский также отмечали, что свободное дарение валютных ценностей допускается только в отношении супруга, детей, родителей, внуков, деда, бабки, родных братьев и сестер. В остальных случаях дарение валютных ценностей могло иметь место исключительно с разрешения Министерства финансов СССР, а дарение в целях коллекционирования единичных экземпляров монет, являющихся валютными ценностями, допускалось в порядке, устанавливаемом Министерством культуры СССР по согласованию с Министерством финансов СССР [6].

Необходимо отметить, что ныне действующее законодательство не определяет то количество валютных ценностей, которое может передаваться по договору дарения. В этой связи можно сделать вывод, что дариться может неограниченное количество валютных ценностей. Кроме того, в соответствии с п.1 ст. 6 ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» текущие валютные операции осуществляются резидентами без ограничений. А текущие валютные операции составляют операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности [7] (в том числе к ним относятся и сделки, связанные с дарением валютных ценностей). К форме договора дарения валютных ценностей могут применяться положения гл. 32 ГК РФ. Правоотношения, возникающие при обороте гражданского и служебного оружия, регулируются ФЗ РФ от 13.12.1996г. № 150-ФЗ «Об оружии» [8].

В соответствии со ст. 1 данного нормативного акта под оборотом оружия понимается, в том числе его передача, включающая и дарение.

В ст. 20 этого же закона закреплено, что дарение гражданского оружия [9], зарегистрированного в органах внутренних дел, производятся в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, при наличии у наследника или лица, в пользу которого осуществляется дарение, лицензии на приобретение гражданского оружия. В случае смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества и получения лицензии на приобретение гражданского оружия указанное оружие незамедлительно изымается для ответственного хранения органами внутренних дел, его зарегистрировавшими.

На основании п.29, постановления Правительства РФ от 21.07.1998г. № 814-ФЗ «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ» [10] юридические лица и граждане Российской Федерации при получении ими гражданского оружия и патронов в дар либо по наследству обязаны: представить в органы внутренних дел по месту учета этого оружия заявление по форме, установленной Министерством внутренних дел Российской Федерации; иметь лицензию на приобретение соответствующего оружия, его коллекционирование или экспонирование либо разрешение на хранение или хранение и ношение такого оружия. Регистрация (перерегистрация) оружия, полученного в дар либо по наследству, производится органами внутренних дел в соответствии с федеральным законодательством на основании документов, подтверждающих законность дарения или вступления в наследство.

На основании изложенных нормативных актов, а также норм ГК РФ, можно сделать следующие выводы о правилах дарения оружия.

Дарение оружия осуществляется по договору, который может быть устным или письменным. Договор дарения осуществляется в письменной форме, за исключением договора на дарение оружия, которое не подлежит регистрации и которое приобретается без лицензии. Однако в отношении оружия, которое не подлежит регистрации и приобретается без лицензии, требуется письменная форма договора в следующих трех случаях: если стоимость дара выше пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, если дарителем является юридическое лицо и если договор содержит обещание дарения в будущем. В перечисленных ситуациях устный договор будет признан ничтожным с момента его составления. Может быть осуществлено дарение только оружия, зарегистрированного в органах внутренних дел и только лицу, которое имеет лицензию на приобретение гражданского оружия. Однако не требуется регистрации и лицензии при дарении механических распылителей, аэрозольных, и других устройств, снаряженных слезоточивым или раздражающим веществом отечественного производства, пневматического оружия с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра 4,5 мм. Оружие самообороны может быть подарено лицу, имеющему лицензию на его приобретение, тогда как спортивное и охотничье огнестрельное длинноствольное оружие и охотничье пневматическое оружие подлежит дарению только гражданам Российской Федерации, которые имеют охотничьи билеты или членские охотничьи билеты и лицензию на приобретение этого оружия. Охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом может быть подарено только гражданам Российской Федерации, которым в установленном порядке предоставлено право на охоту, при условии, что они занимаются профессиональной деятельностью, связанной с охотой, либо имеют в собственности охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие не менее пяти лет. Право на получение в подарок такого оружия имеют указанные граждане при условии, что они не совершили правонарушений, связанных с нарушением правил охоты, производства оружия, торговли оружием, продажи, передачи, приобретения, коллекционирования или экспонирования, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортирования и применения оружия. Неправомерным будет дарение огнестрельного оружия с нарезным стволом лицу, у которого уже имеется в собственности пять единиц указанного оружия либо пять единиц огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия. Запрещается дарение (за исключением оружия, которое не подлежит регистрации и приобретается без лицензии) от имени малолетних и граждан, признанных недееспособными, их законными представителями; а также работникам лечебных, воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений гражданами, находящимися там на лечении, содержании или воспитании, или их супругами и родственниками. Нельзя дарить такие подарки государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а также если это связано с отношениями между коммерческими организациями. Данный запрет на дарение указанным лицам и при указанных обстоятельствах распространяется также на оружие, которое не подлежит регистрации и приобретается без лицензии, если его стоимость превышает пять установленных законом минимальных размеров оплаты труда, а также лицам, которым в соответствии с законодательством лицензия на приобретение оружия не выдается. Это могут быть лица, не достигшие 18-летнего возраста, имеющие судимость за совершение умышленного преступления, отбывающие наказание за совершенное преступление, совершивших повторно в течение года административное правонарушение, посягающее на общественный порядок или установленный порядок управления [11].

В последнее время в литературе все чаще высказывается идея о том, что существующий порядок дарения оружия не соответствует идее дарения [12]. Получается, что лицо сначала должно получить разрешение на оружие, затем стать субъектом договора в качестве одаряемого, а в жизни происходит наоборот. Между тем, мы полагаем, что, несмотря на очевидную «бытовую» непоследовательность действий в этом случае (еще ничего не подарили и может, никогда не подарят – но разрешение брать необходимо), именно с точки зрения государственной и общественной безопасности законодатель совершенно прав: сначала государственные органы должны проверить, может ли лицо вообще обладать каким-то оружием, и уже только потом его (оружие) можно дарить. В противном случае, даже пусть в течение нескольких часов, возможно, не отдающее отчета в своих действиях лицо, будет в полном смысле этого слова прогуливаться по улицам с огнестрельным оружием. С другой стороны, нам могут возразить, что пока потенциальный одаряемый будет получать лицензию на право владения оружием, даритель может и передумать. В ситуации, когда лицензию получают после исполнения договора, у одаряемого не возникнет излишних расходов на приобретение лицензии, которая не понадобится. Нам видится решение данного вопроса следующим образом. Поскольку дарение оружия требует специальных формальностей – получения лицензии на оружие, то договор дарения оружия должен совершаться в письменной форме под страхом его недействительности в виде обещания дарения под условием получения лицензии одаряемым на оружие. В случае соблюдения письменной формы договора, одаряемый, в случае отказа дарителя от исполнения, имеет право требовать возмещения убытков, причиненных неисполнением договора.

Следующим видом ограниченно оборотоспособных объектов гражданского права, которые могут являться объектом дарения, являются культурно-исторические ценности.

Вопросы отчуждения памятников истории и культуры регулируются Положением об охране и использовании памятников истории и культуры [13]. Согласно ФЗ РФ от 25.06.2002 г. № 73-Ф 3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [14] впредь до вступления в силу утвержденных Правительством РФ нормативных актов, издание которых отнесено упомянутым Федеральным законом к полномочиям Правительства РФ, но не позднее 31 декабря 2010 г. сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры РФ, установленные указанным Положением, и применяемым постольку, поскольку указанные правила не противоречат упомянутому Федеральному закону. В соответствии с этим Постановлением, памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. В соответствии с указанным Федеральным законом к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – объекты культурного наследия) относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Еще одним нормативным актом, регулирующим оборот культурных ценностей, является ФЗ РФ от 26.05.1996г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» [15]. В соответствии с этим законом градация культурных ценностей следующая. Музейный предмет – культурная ценность, качество либо особые признаки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное представление; музейный фонд – совокупность постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается только с соблюдением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом; музейная коллекция – совокупность культурных ценностей, которые приобретают свойства музейного предмета, только будучи соединенными вместе в силу характера своего происхождения, либо видового родства, либо по иным признакам. Музей – это некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций. Вышеупомянутое Положение об охране памятников истории и культуры учитывает, что памятники истории и культуры могут находиться не только в государственной собственности. Для целей охраны культурного достояния нации Положение в соответствии со ст. 13 раздела II Положения, государственному учету подлежат все памятники истории и культуры, независимо от того, в чьей собственности или в чьем пользовании они находятся. В соответствии со ст. 4 раздела 1 Положения сделки, направленные на отчуждение памятников истории и культуры (в т.ч. и дарение) допускаются с обязательным предварительным уведомлением государственных органов охраны памятников. Сделки в отношении памятников, совершенные в нарушение этого порядка, признаются недействительными и влекут последствия в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик. Ст. 53. Положения указывает, что вывоз памятников истории и культуры за пределы СССР запрещается. Исключение из этого правила допускается лишь с особого в каждом отдельном случае разрешения, выдаваемого в установленном порядке Министерством культуры СССР (кроме документальных памятников). Разрешение на вывоз документальных памятников, не входящих в Государственный архивный фонд СССР, выдается Главным архивным управлением при Совете Министров СССР. Закон РФ от 15.04.1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» [16], в свою очередь, устанавливает, с целью предотвращения незаконного вывоза культурных ценностей и передачи права собственности на них, правило о том, что сделки в отношении культурных ценностей, подпадающих под действие настоящего Закона, должны заключаться в письменной форме. Указанное правило распространяется и на случаи дарения Сделки, заключенные с нарушением установленного порядка, признаются недействительными. Еще один проблемный вопрос поставил ФЗ РФ от 15.04.1998 г. № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» [17]. В первоначальной редакции этого закона, в п.2, 3 ст. 18, предусматривалось, что передача государству, заявившему претензию, перемещенной культурной ценности осуществляется на основе федерального закона, проект которого вносится Правительством Российской Федерации; без принятия соответствующего федерального закона перемещенная культурная ценность не может быть предметом передачи, дарения, обмена или любого другого отчуждения в пользу каких-либо государств, организаций или отдельных лиц. Конституционность этого положения, наряду с некоторыми другими нормами рассматриваемого Федерального закона стала предметом рассмотрения Конституционного суда РФ. Поводом к рассмотрению дела явился запрос Президента Российской Федерации о проверке конституционности положений статей 3, 5-10, 16 и 18 ФЗ РФ от 15.04.1998г. «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации эти положения Закона. По результатам анализа конституционности указанной нормы, Постановлением от 20.07.1999 г. было вынесено постановление № 12-П [18]. Согласно этому Постановлению, положение, содержащееся в пунктах 2 и 3 статьи 18 данного документа, согласно которому передача перемещенной культурной ценности государству, заявившему претензию, осуществляется на основе федерального закона и без принятия соответствующего федерального закона перемещенная культурная ценность не может быть предметом передачи, дарения, обмена или любого другого отчуждения в пользу каких-либо государств, организаций или отдельных лиц, признать не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 10, 110 (часть 1) и 114 (пункт «г« части 1), в той мере, в какой оно предполагает принятие специального федерального закона о передаче перемещенной культурной ценности, не имеющей уникального характера, особо важного культурно-исторического значения. Во исполнение Постановления Конституционного суда, была принята новая редакция Федерального закона о перемещенных культурных ценностях. Теперь, в соответствии с п. 2 и 3 ст. 18 данного Федерального закона, передача государству, заявившему претензию, перемещенной культурной ценности, имеющей уникальный характер, особо важное историческое, художественное, научное или иное культурное значение, осуществляется на основе федерального закона. Проект федерального закона о передаче перемещенной культурной ценности вносится в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации по согласованию с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится региональное учреждение культуры, осуществляющее оперативное управление данной культурной ценностью. Критерии и порядок отнесения перемещенных культурных ценностей к культурным ценностям, имеющим уникальный характер, особо важное историческое, художественное, научное или иное культурное значение, либо к культурным ценностям, не имеющим такого характера и значения, утверждаются Правительством Российской Федерации. Передача государству, заявившему претензию, перемещенной культурной ценности, не имеющей уникального характера, особо важного исторического, художественного, научного или иного культурного значения, осуществляется на основе постановления, издаваемого Правительством Российской Федерации, после согласования с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится региональное учреждение культуры, осуществляющее оперативное управление данной культурной ценностью, а также после уведомления палат Федерального Собрания РФ. Без принятия соответствующего федерального закона или постановления Правительства Российской Федерации перемещенная культурная ценность не может быть предметом передачи, дарения, обмена или любого другого отчуждения в пользу каких-либо государств, организаций или отдельных лиц.

Главной проблемой в отношении дарения памятников истории и культуры, а также культурных ценностей, находящихся на территории РФ, нам видится проблема сокрытия сделок купли-продажи с помощью совершения сделки дарения, однако мы не готовы пока предложить хоть сколько-нибудь действенных мер по разрешению этой ситуации и вынуждены ограничиться на данный момент только констатацией факта этой проблемы. Кроме того, как бы ни категорично это звучало, представляется, что перемещение подаренных культурных ценностей, пусть даже по истинной сделке дарения, и пусть даже с санкцией специального государственного органа, выдавшего разрешение на совершение подобной сделки, видится нам абсурдным явлением, никак не соответствующим главной цели всех вышерассмотренных законов – сохранности культурного достояния нации от растрачивания и вывоза его за рубеж. Именно по этой причине, по нашему убеждению, ст. 576 ГК РФ необходимо дополнить п. 6, в соответствии с которым дарение памятника истории и культуры, а также культурной ценности, имеющей уникальный характер, особо важное историческое, художественное, научное или иное культурное значение возможно только в отношении граждан РФ.


Рыхлетский Павел Леонидович



[1] Гражданское право. Т. 1: Учебник /Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 1998. с.45.

[2] Советское гражданское право. Учебник /Под ред. О.С. Иоффе. ЛГУ, 1971. С. 137.

[3] Речь идет о ФЗ РФ от 10.12.2003. № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле» // Российская газета. 2003. 17 декабря.

[4] Российская газета. 2003. 17 декабря.

[5] К резидентам в соответствии со ст.1 ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» относятся физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов; дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся ?а пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях; Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

[6] Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 2: Договоры о передаче имущества. М., 2003. С. 325.

[7] См. об этом: Эрделевский А.М. Комментарий к закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» // Приложение к ежемесячному журналу «Хозяйство и право» № 3. 2000. С.11; ст.1 ФЗ РФ от 10.12.2003. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // Российская газета от 17.12.2003.

[8] В ред. ФЗ РФ от 21.07.1998. № 117-ФЗ, 31.07.1998. № 156-ФЗ, 17.12.1998. № 187-ФЗ, 19.11.1999. № 194-ФЗ, 10.04.2000. № 52-ФЗ, 26.07.2001. № 103-Ф3, 08.08.2001. № 133-Ф3, 27.11.2001. № 152-ФЗ, 25.06.2002. № 70-ФЗ, 25.07.2002. № 112-ФЗ, 10.01.2003. № 15-ФЗ, 30.06.2003. № 86-ФЗ // СЗ РФ 1996. № 51. Ст.5681, 1998. № 30. Ст.3613. № 31. Ст.3834, № 51. Ст.6269, 1999. № 47. Ст.5612, 2000. № 16. Ст.1640, 2001. № 31. Ст.3171, № 33 (ч.1). Ст.3435, № 49. Ст.4558,2002. № 26. Ст.2516, № 30. Ст.3029,2003. № 2. Ст.167, № 27. Ст.2700 (ч. 1).

[9] По которому оружие подразделяется на: оружие самообороны: огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, в том числе с патронами травматического действия, соответствующими нормам Министерства здравоохранения Российской Федерации; огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства с патронами травматического, газового и светозвукового действия, соответствующими нормам Министерства здравоохранения Российской Федерации; 1. газовое оружие: газовые пистолеты и револьверы, в том числе патроны к ним, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, разрешенными к применению Министерством здравоохранения Российской Федерации; электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, имеющие выходные параметры, соответствующие требованиям государственных стандартов Российской Федерации и нормам Министерства здравоохранения Российской Федерации; 2. спортивное оружие: огнестрельное с нарезным стволом; огнестрельное гладкоствольное; холодное клинковое; метательное; пневматическое с дульной энергией свыше 3 Дж; 3. охотничье оружие: огнестрельное с нарезным стволом; огнестрельное гладкоствольное, в том числе с длиной нарезной части не более 140 мм; огнестрельное комбинированное (нарезное и гладкоствольное), в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами; пневматическое с дульной энергией не более 25 Дж; холодное клинковое;4. сигнальное оружие;5. холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с казачьей формой, а также с национальными костюмами народов Российской Федерации, атрибутика которых определяется Правительством Российской Федерации (ст. 3 ФЗ РФ от 13.12.1996. № 150- ФЗ «Об оружии»).

[10] В ред. постановления Правительства РФ от 05.06.2000. № 438. от 11.03.2002. № 146 // СЗ РФ . 1998. № 32. Ст. 3878, 2000. № 24. Ст.2587, 2002. № 11. Ст. 1053.

[11] Савелий М.Ф. Законные способы приобретения оружия // http: // www.а- shield.ru/Articles/oruzh_zakon.htm

[12] Частично в положении на защиту говорит об этом, например. Соловых С.Н.. см.: Дарение в гражданском праве России. Автореф. дис.... канд. юрид. наук. С. 10., также эту мысль высказывают Шалашов В.И.. Коренев А.П.. см.: О наследовании и дарении гражданского оружия // Государство и право. 1997. № 1. С.68.

[13] утв. Постановлением СМ ССР от 16.09.1982 № 865 (с изм. от 29 декабря 1989 г.) // СП СССР. 1982. № 26. Ст.133.

[14] В ред. ФЗ РФ от 27.02.2003. № 29-ФЗ // Российская газета. 2002. 29 июня, СЗ РФ. 2003. № 9. Ст. 805.

[15] В ред. ФЗ РФ от 10.01.2003. № 15-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст.2691. 2003. № 2. Ст. 167.

[16] Российская газета. 1993. 15 мая.

[17] В ред. ФЗ РФ от 25.05.2000. № 70-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1799, Российская газета. 2000. 27 мая.

[18] Постановление Конституционного Суда РФ от 20.07.1999. № 12-П «По делу о проверке конституционности Федерального закона от 15 апреля 1998г. «О культурных ценностях перемещенных в Союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 30. Ст. 3989.







Интересное:


Система залоговых прав и основные начала вотчинной системы по проекту Вотчинного устава
Мировой суд как государственно-правовой институт
Содержание договора аренды здания, сооружения и нежилого помещения
Стороны в договоре строительного подряда, их права и обязанности
Вина в нарушении договорных обязательств
Вернуться к списку публикаций