2014-10-12 15:47:02
ГлавнаяГражданское право и процесс — Понятие подсудности и ее виды



Понятие подсудности и ее виды


Теоретическое исследование института подсудности невозможно без определения ее понятия и признаков.

Традиционно понятие подсудности рассматривается в соотношении с понятием компетенция.

В правовой литературе России до 1917 года компетенция определялась как круг деятельности, в границах которого предоставлено право и вместе с тем вменено в обязанность совершать определенные действия. При этом приделы компетенции судов устанавливались законом в нескольких направлениях.

Во-первых, закон разграничивал область ведения судебных и административных учреждений (судебная и несудебная юрисдикция).

Во-вторых, в сфере судебной юрисдикции различают гражданскую и уголовную подсудность.

В третьих, ведомство каждого отдельного гражданского суда, которое также в свою очередь определяется с трех сторон:

А) Закон указывает, какие именно категории гражданских дел подлежат ведению данного рода судов. В этом состоит объективная, предметная компетенция судов, подведомственность или родовая подсудность, подсудность по роду дела.

Б) Закон определяет, какие именно из процессуальных действий имеет право совершать данный суд, то есть указывает его функции. Это – функциональная компетенция.

В) Наконец, компетенция каждого отдельного суда определяется в отношении пространства, ограничиваясь известными частями государственной территории.

Таким образом, компетенция гражданских судов обнимает собою: 1) судебную юрисдикцию (в отличие от административной), 2) гражданскую юрисдикцию (в отличие от уголовной), 3) объективную компетенцию (по роду дел), 4) функциональную компетенцию (по кругу функций) и 5) пространственную компетенцию (по округам).

При этом говориться, что ни в законах ни в литературе нет прочно установившейся терминологии, в результате чего различные виды компетенции обозначаются одними и теми же терминами, именно чаще всего «ведомством» и «подсудностью» [1].

Если обратиться к Большому толковому словарю русского языка, то под словом «компетенция» понимается: 1. Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2. Круг чьих-нибудь полномочий прав. Компетентный, значит осведомленный, знающий, авторитетный в какой-либо области, обладающий правомочием.

«Подвести под ведомство» – значит, ввести какой-либо юридический вопрос (дело) в систему учреждений, обслуживающих ту или иную государственную отрасль. Вопрос находится в чьем-либо ведении, значит ему подведомственен.

Анализ указанных положений позволяет утверждать, что понятие «подсудность» отождествлялось с понятиями «компетенция» и «ведомство». В результате такого исторического подхода к данной категории в законодательстве СССР и РСФСР термин «подсудность» охватывал два понятия – подведомственность и собственно подсудность.

В первом ГПК РСФСР, введенном в действие с 1 сентября 1923 года, в главу «Подсудность» были включены нормы о подведомственности. Впервые в ГПК РСФСР эти понятия были «разведены» новой редакцией ст. 246, принятой Декретом ЦИК и СНК РСФСР от 28 июля 1924 г., которая в качестве основания к отмене решения в кассационном порядке и прекращения производства по делу установила отсутствие права на иск или не подведомственность спора суду [2].

В ГПК РСФСР 1964 г. нормы о подведомственности и подсудности были выделены в отдельные главы (соответственно глава 3 и глава 11).

В современной юридической литературе вопрос относительно понятия подсудности также трактуется неоднозначно, каждый автор выделяет и сосредотачивает внимание на отдельных сторонах данного понятия.

Наиболее распространены две точки зрения. Согласно первой, подсудность – это круг дел, отнесенных к ведению конкретного суда системы судов общей юрисдикции [3]. При этом не отрицается возможность определения подсудности как свойства дел, в силу которых они подлежат разрешению определенным судом. В результате чего можно говорить о подсудности определенного звена судебной системы (подсудность суда) и о подсудности гражданского дела.

Определить подсудность дела, значит, выяснить в каком из многочисленных судов первой инстанции в зависимости от тех или иных признаков должно быть рассмотрено конкретное дело.

Определить подсудность суда – значит, выяснить, какие именно гражданские дела могут быть рассмотрены по существу в данном суде.

В соответствии со второй точкой зрения подсудность отождествляется с понятием компетенция, но при этом в качестве существенного признака подсудности указывается на рассмотрение и разрешение дела в качестве суда первой инстанции.

Правила подсудности определяют компетенцию конкретных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции. Подсудность представляет собой процессуальный институт, нормы которого регулируют разграничение компетенции между конкретными судами судебной системы [4].

Представленные точки зрения не имеют каких-либо значительных различий по существу: в том и в другом случае речь идет о распределении гражданских дел между судами общей юрисдикции для рассмотрения и разрешения их по первой инстанции.

Однако в последнее время в связи со складывающейся общей судебной компетенцией любого спорного вопроса имела место следующая точка зрения, высказанная В.М. Жуйковым. Институт подсудности следует использовать не для разграничения предметов ведения между судебными органами как судами первой инстанции, а для того, чтобы разграничивать компетенцию различных судов как органов гражданской юрисдикции [5].

Вряд ли можно согласиться с этим утверждением. Значение подведомственности достаточно многогранно. Прежде всего подведомственность, по справедливому определению Ю.К. Осипова, выступает в качестве межотраслевого института права, выполняющего функции распределительного механизма юридических дел между различными юрисдикционными органами [6].

Институт подведомственности объективно необходим в праве. Так как, во-первых, в условиях построения и осуществления государственной власти на принципах разделения властей подведомственность выступает тем механизмом, который позволяет реализовать данное положение в государственно-правовом строительстве; во-вторых, на сегодняшний день существует более сложная система органов гражданской юрисдикции. Согласно ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют главным образом различные суды: суды общей юрисдикции, арбитражные и третейские суды. Хотя в ГК РФ не названы военные суды и Конституционный Суд, они также участвуют в защите субъективных прав граждан и организаций. Кроме того, возможна самозащита гражданских прав (ст. 14 ГК РФ), а также административный порядок защиты. Судам закон отводит контролирующую роль за решениями, принятыми в административном порядке. При таком юридическом регулировании института защиты субъективных прав без подведомственности обойтись нельзя.


Содержание подведомственности дел

Рис. 1. Содержание подведомственности


Видимо, в своем суждении В.М. Жуйков идет вслед за Е.В. Васьковским, рассматривающим, как уже было сказано выше, круг отнесенных к ведению суда дел через категорию предметной компетенции или родовой подсудности, а также руководствуется законодательными положениями ряда стран, в соответствии с которыми компетенция конкретного судебного органа обозначается термином «подсудность». Вместе с тем следует отметить, что понятие подведомственности, также не чуждо законодательству зарубежных стран. Так, например, оно существует в испанском праве [7]. В нем объединены нормы, распределяющие компетенцию между различными судебными системами, ведомствами государства. С помощью этого понятия решается вопрос: относится ли спор к ведению судов общей юрисдикции, должен ли он разрешаться в судах специальной юрисдикции (то есть в судах, образующих самостоятельную автономную систему) или, например, в третейских судах.

Обращаясь к средствам защиты права, необходимо, прежде всего, решить проблему выбора надлежащего юрисдикционного органа. Вопрос о порядке и форме осуществления защиты того или иного права – это вопрос о подведомственности гражданских дел. Если рассмотрение и разрешение гражданского дела отнесено законом к ведению суда общей юрисдикции, то в случае обращения к судебным средствам защиты прав необходимо решить проблему выбора надлежащего суда.

Несмотря на то, что и понятие подведомственности и понятие подсудности в юридической литературе связано с понятием правоспособности суда, тем не менее, если термин подведомственность, имеющий свое определенной значение заменить термином подсудность, то придется создавать в первую очередь новые правовые конструкции общего характера, которые будут охватывать правила разграничения предметов ведения между судами общей юрисдикции с целью рассмотрения и разрешения дела по первой инстанции.


Разграничение подведомственности и подсудности

Рис. 2. Разграничение подведомственности и подсудности


Правила о подведомственности позволяют распределить дела, прежде всего, между Конституционным Судом, судом общей юрисдикции и арбитражным судом. Основной задачей института подведомственности, как справедливо отмечает Г.А. Жилин, является распределение дел о правовых спорах и правовых вопросах между названными судами с учетом специализации отдельных существующих звеньев судебной системы страны. Правила о подведомственности позволяют распределить дела между названными органами, относя подавляющую их часть к компетенции суда общей юрисдикции. Внутри же гражданского процесса компетенция суда первой инстанции является способностью иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности. Без комплекса таких прав и обязанностей суд не мог бы стать субъектом процесса и выполнить стоящие перед ним как органом правосудия цели и задачи гражданского судопроизводства [8].

Процессуальное значение подведомственности состоит в том, что суд отказывает в принятии неподведомственного дела, а если оно было назначено, то подлежит прекращению независимо от стадии процесса [9].

Подведомственность и подсудность, «не сливаясь направлены на определение полномочий данного суда, на рассмотрение и разрешение конкретного дела. Сначала судье необходимо удостовериться в том, что данное дело вообще подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции, а не в другом юрисдикционном органе; затем разобраться, на каком уровне судебной системы оно будет разрешаться по существу; и, наконец, какой из многочисленных однородных судов компетентен его разрешить» [10].

В соответствии с действующей редакцией Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указанные понятия являются самостоятельно действующими, даже, несмотря на то, что их нормы объединены в одну главу (гл. 3). Хотя легального определения подсудности не содержалось и не содержится в законодательных актах, тем не менее, систематическое толкование норм, содержащихся в прежней редакции ГПК РСФСР (ст. ст. 113 – 123) и в новой редакции ГПК РФ (ст.ст. 23-33), позволяет под подсудность подразумевать компетенцию судебных органов как судов первой инстанции. С помощью подсудности подведомственные судам общей юрисдикции дела распределяются между различными судами этой системы, для того, чтобы была достигнута цель гражданского судопроизводства – защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Пределы вины в нарушении договорных обязательств в гражданском праве РФ
Влияние системы судов общей юрисдикции на установление родовой подсудности
Изменение договора
Особенности дарения ограниченно оборотоспособных объектов гражданского права
Приостановление срока исковой давности в гражданском праве
Вернуться к списку публикаций