2012-01-25 14:43:52
ГлавнаяГражданское право и процесс — Мировой суд как государственно-правовой институт



Мировой суд как государственно-правовой институт


Постановка вопроса о мировом суде именно в теоретическом, а не в практическом, описательном плане, является, по нашему мнению, весьма важной в отечественной историко-юридической литературе. Наличие ясных теоретических положений предопределяет целенаправленность пути к практическим результатам.

Смысл понятия «мировой суд» до сих пор неясен большинству граждан. Более того, некоторые из них, не имеющие отношения к юриспруденции, воспринимают термин «мировой» как синоним слову «всемирный», полагая, что речь идет о каком-то международном органе. Не могут похвастать точными представлениями об этом предмете и юристы-профессионалы. В то же время, любой обыватель при словосочетании, например, «суд присяжных» сразу представит себе и формы, и содержание этого учреждения.

Выяснить причину неведения несложно. Суд присяжных пропагандируется, имеет обширную литературу - и специально-научную, и популярную. Кроме того, давно выработан целый ряд теоретических положений: о структуре суда присяжных, которая противопоставляется шеффенской модели; о типологии (континентальная и английская модели постановки вопроса и вынесения вердикта); о разделении труда между коронным судьей и присяжными и т.д.

Мировой суд обделен по всем вышеперечисленным моментам. Трудности начинаются с самого термина. Так, в английском и русском языках, например, их используется несколько: justice, magistrate (мировой судья); Justice of the Peace, Lay justice (мировая юстиция); magistrates court (мировой суд). Как правило, они употребляются как синонимы, хотя и имеют свои смысловые оттенки. Так, например, в Англии термин magistrate противопоставляется термину justice как, соответственно, платный мировой судья - мировому судье, выполняющему свои обязанности без вознаграждения.

Термин же «мировой» следует считать производным от понятия «мир» в значении «порядок, спокойствие» (англ. peace, франц. paix). Именно для целей охраны государственного и общественного порядка на местном уровне возникают в истории европейских государств мировые суды и их аналоги (мировые учреждения).

В целях единого употребления основных терминов в ходе настоящего исследования, определим их значение следующим образом:

- мировая юстиция - вся система мировых учреждений, в том числе: судьи, их правовой статус; суды, их формирование и функционирование; судопроизводство; управление и надзор;

- мировой суд - судебный (или судебно-административный) орган, единоличный либо коллегиальный;

- мировой судья - лицо, принадлежащее к корпусу мировых судей.

Мировые учреждения существовали и действуют до сих пор во многих государствах. Можно ли выработать для них универсальные теоретические определение и классификацию, или же за одинаковым наименованием скрываются совершенно разнородные по сути государственно-правовые институты? Наметить подходы к исследованию этого вопроса и попытаться предложить собственный вариант его решения - основная задача настоящего параграфа.

Установив выше значение основных терминов, перейдем непосредственно к определению их смысла. Наиболее приемлемым методом является обобщение имеющегося исторического материала и накопленного практического опыта Анализ эмпирических фактов с точки зрения выявления общих специфических свойств и отношений позволит перейти к индуктивному синтезированию основных теоретических выводов.

Родина мировых судей - Англия. Их возникновение обусловила та политическая ситуация, которая сложилась после норманнского завоевания 1066 года. Сильная централизованная королевская власть вынуждена была считаться с не менее сильной феодальной знатью, а сопротивление местного населения создавало угрозу государственной и общественной безопасности. Первый аспект этого противостояния состоял в стремлении центральной власти контролировать управление периферией, которое сосредоточивалось в руках шерифов. Второй - в создании эффективного полицейского аппарата. В этих целях, в период правления короля Генриха II (1166 - 1189 гг.), роль шерифов ограничивается путем учреждения комиссий «по сохранению мира» (ad pacem conservandam), в сущности, по сохранению и поддержанию общественного мира и порядка. В них входили рыцари (средние и мелкие феодалы) и знатные люди графства (shire, township). Эти комиссии, создававшиеся ad hoc, заменяют шерифа в поддержании порядка в округе (policing the countryside). Именно они рассматриваются британскими исследователями как непосредственные предшественники мировых судей.

В 1195 г. эдиктом Хьюберта де Вальтера (Hubert de Walter), правителя Англии во время отсутствия короля Ричарда I, в каждом графстве назначаются в помощь шерифу четыре рыцаря с административно-полицейскими функциями. Все мужское население графства от 15 лет и старше присягало перед этими должностными лицами в знак своего законопослушного поведения.

В 1264 г. в каждом графстве создается должность хранителя мира (keeper of the Peace). С этого времени ему постепенно передаются не только административно-полицейские, но и судебные функции. Если ранее рыцари мира состояли на правах помощников шерифов, хранители мира наделяются уже контрольными полномочиями по отношению к последним. Это было подтверждено и Вестминстерским статутом 1327 г. (с этого времени - пока еще неофициально - появляется термин «мировой суд» - justice of the Peace).

Наконец, Вестминстерский статут 1361 г. постановил, что: «В каждом графстве (shire) Англии для сохранения мира будут назначаться один лорд и три-четыре достойнейших жителя, имеющие какие-нибудь познания в праве. Они имеют власть задерживать преступников, бунтовщиков и всех других сутяг (barrators), проводить расследование и наказывать их в соответствии с их проступками и преступлениями, заключать в тюрьму или подвергать другому должному наказанию согласно законам и обычаям королевства, своему благоразумию и по доброму совещанию; они также должны знать и наводить справки о тех, кто грабительствовал и разбойничал за морем, а теперь вернулся и бродяжничает, не желая работать, как делал это прежде; ловить и арестовывать всех тех, кого найдут виновными или подозрительными, и заключать их в тюрьму; ловить тех, у кого нет доброй репутации, где бы они ни были найдены, и передавать их подходящему поручителю под залог в целях их послушного поведения по отношению к королю и его народу; они наказывают должным образом других с той целью, чтобы ни народ не страдал от мятежников или бунтовщиков, ни мир был подвержен опасности, ни купцы или иные следующие по королевским торговым путям люди потерпели убыток».

В преамбуле статута эти учреждения официально именовались мировыми судами. Мировые судьи (justices) назначались королем из рядов местного дворянства-джентри.

Как отмечает сэр Т. Скирм, и это мнение разделяют большинство историков, в том числе и отечественных, учреждение хранителей мира, а затем и мировых судей, совпало с появлением нового, влиятельного среднего класса, состоявшего из джентри и преуспевающих горожан, и стало компромиссом между интересами этого среднего сословия и короны. С одной стороны, мировые судьи были фактическими хозяевами данной территории (в экономическом смысле), с другой - уполномоченными короля, через которых исполнялись повеления верховной власти на местах.

Норманны-завоеватели не стали, точнее - не смогли ломать уже сложившуюся до них систему местного управления, а напротив, приспособили центральную власть к англо-саксонским формам. Следует согласиться с аргументацией того факта, что в Англии управление сводилось в основном к судебной деятельности, которую предлагают авторы монографии «Институты самоуправления: историко-правовое исследование»: унаследование правового и общественного строя; сохранение и подтверждение непоколебимости обычного права Англии (Common Law); сохранение местных союзов в качестве единиц государственного управления и правосудия; специфика конституционного права, рассматривавшегося всегда как часть общего права, развитие и применение которого реализовывалось в соответствующих решениях судебных органов.

Мировой суд явился типичным продуктом такой системы. В этом учреждении слились функции местного управления, полиции и суда. В наиболее полном объеме это произошло при Тюдорах (XVI - XVII вв.). Именно в тот период мировой суд стал фактически основным органом управления в графствах, опорой королевской власти. Компетенция мировых судей была столь обширна, что современники называли их «людьми всякого дела» (men - of - all - work). По нашему мнению, это следует связывать с усилением королевской власти, когда ее проводником по всей территории государства и в широких слоях общества и становятся именно мировые судьи с широким кругом разнородных полномочий. Мировой суд этой эпохи существенно отличается по своему государственно-политическому предназначению от мирового суда XI - XIII вв. В те годы он имел и более локальное происхождение, и более локальные функции.

Что касается процессуальных форм деятельности английских мировых судей, то первые статуты об этом умалчивали. Тем не менее, решения, по обычаю, принимались коллегиально, с участием присяжных (jury). С 1362 г. мировым судьям предписывалось собираться четырежды в год на так называемые «четвертные сессии» (quarter sessions). Кроме того, при загруженности делами, допускалось проведение заседаний «общих сессий» (general sessions) в дополнительные сроки. На сессиях рассматривались все уголовные дела, за исключением государственной измены. Впоследствии тяжкие и другие сложные преступления (убийство и т.п.) через мировые стали передаваться в вышестоящие, профессиональные (а значит, по мысли законодателя, - более эффективные) суды. Административные вопросы решались также в сессионном порядке.

Некоторые функции мировой судья мог выполнять и единолично: например, расследовать жалобу и отдать приказ арестовать подозреваемого либо отпустить его под залог, пресечь правонарушение и т.п. Подобные правомочия осуществляли и другие полицейские должностные лица: шерифы, бейлифы, констебли.

С 1350-х гг. появляется специальная должность мирового клерка (clerk of the Peace). Сам термин претерпел множество изменений и окончательно установился лишь к XVI в. В их обязанности входило ведение делопроизводства мирового суда и консультирование мировых судей по вопросам права - все клерки были профессиональными, высококвалифицированными юристами.

С XVI в. некоторые статуты предоставляют мировым судьям возможность разрешать уголовные дела в так называемых «малых сессиях» (petty sessions), без участия жюри присяжных. Так постепенно возникает суммарное (т.е. упрощенное) судопроизводство, а термин «суд суммарной юрисдикции» (court of a summary jurisdiction) становится синонимом мирового суда.

После английской революции 1640 - 1660 гг. мировые судьи, уже став неотъемлемой частью системы государственных институтов, возвращаются к их первоначальной роли - роли самостоятельных полновластных судебных (с немалой долей и административных функций) учреждений в определенных местностях. В этом качестве они с конца XVII по XIX вв. начинают распространяться на всей территории Британской империи. Однако и за ее пределами тоже появляются должности с тем же наименованием. В 1790 году мировые судьи были учреждены во Франции.

Великая Французская революция уничтожала государственно-правовые институты абсолютистского монархического строя и возводила на их обломках новый порядок, в основу которого легли идеи Просвещения о свободе, равенстве, братстве, разделении властей, народном суверенитете. Мировой суд отвечал главным лозунгам революции. Однако заметим, что речь идет только о заимствовании английской идеи и термина. Полное копирование мировой юстиции английского типа во Франции было бы возможно лишь при условии переноса сюда и всей английской социально-экономической и политической модели общества. Основным сходством французских мировых судей с английскими, был их набор из числа обычных граждан, не имеющих специального образования. Думается, что именно это и привлекало республиканцев: создание противовеса старым судам, где хозяйничала роялистская аристократия, воплощение идеи правосудия от имени народа и самим народом.

Мировые судьи избирались на первичных собраниях активных граждан из числа лиц не моложе тридцати лет, имеющих право быть избранными в состав администрации департамента и дистрикта (Декрет об организации судопроизводства. 16-24 августа 1790 года. Разд. III. Ст.ст. 3 - 4.). Срок полномочий судей несколько раз изменялся, но не превышал двух лет, с правом переизбрания. При мировом судье состояли эксперты-асессоры, избиравшиеся списком на том же первичном собрании (в количестве до четырех человек). Дела рассматривались коллегиально, в составе мирового судьи и двух асессоров (Декрет 16 - 24 августа 1790 г. Разд. III. Ст. 9). С 1795 г. мировой судья заседал единолично (Конституция 22 августа 1795 года. Ст. 212.).



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Особенности договорных отношений по использованию прав на изобретение
О проблеме возмещения судебных расходов, связанных с проведением судебных экспертиз
Расторжение договора
Общие положения о праве собственности на землю в Земельном кодексе РФ
Применение норм права о неустойке
Вернуться к списку публикаций