2012-01-25 14:40:23
ГлавнаяГражданское право и процесс — Этапы развития мировых учреждений в дореволюционной России



Этапы развития мировых учреждений в дореволюционной России


Таким образом, уничтожение крепостного состояния ставило следующие задачи, как сиюминутные, так и перспективные: организационно-техническое обеспечение, доступный и скорый суд, отделенный от администрации, реформа местного самоуправления (в том числе создание сельского самоуправления). Решение большей части этих задач сфокусировалось, по общему мнению, на введении мировых учреждений. В их основу была положена теоретическая концепция статс-секретаря Государственного совета С.И. Зарудного, одним из тезисов которой был взгляд на мирового судью как на примирителя, «судью совести», основное назначение которого - сохранение мира. Согласно этой концепции, мировой суд рассматривался не столько как орган ограниченной юрисдикции, а главным образом как местный патриархальный гарант законности и порядка. Теория Зарудного оказала определяющее влияние на российскую мировую юстицию. Однако для Западной Европы такой взгляд уже в то время стал достоянием прошлого. В Англии, например, он был характерен в XV - XVI вв., но не к середине XIX века, в период реформ внутреннего управления.

В концепции Зарудного была сделана попытка совместить правосудие как государственную деятельность и третейский суд как самодеятельность общества. Однако создание такого «кентавра в принципе, как представляется, невозможно. Любая комбинация будет представлять собой либо участие общественности в делах правосудия, либо утрату публичного характера правосудия и перевод его исключительно в сферу частного права, что равнозначно исчезновению правосудия вообще, по определению. Отсюда - и противоречивость в понимании целей мировой юстиции, в формировании ее статуса, которая, как увидим, преследовала российский мировой суд с самого начала.

Поскольку реформирование местного управления и суда не успевало за процессом освобождения крестьян, приведение в действие Положений 19 февраля 1861 г. было возложено на отдельную, самостоятельную группу учреждений, которая образовывалась в системе Министерства внутренних дел и состояла из мировых посредников, уездных мировых съездов и губернских по крестьянским делам присутствий. Необходимо еще раз подчеркнуть, что термин «мировой» образовывался от слова мир» (спокойствие, порядок), т.е. имел традиционный, исторически сложившийся смысл. В русском языке середины XIX века было и другое, омонимичное слово, обозначавшее общину,- «мip», но писалось оно через «ижицу», а не через «и». От «мipa» образовывалось и другое прилагательное - «мiрской». Ныне разница в правописании утратилась, но еще раз заметим, что мировые посредники (а затем и мировые судьи) никакого отношения к общине не имели.

По ст. 23 Положения о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях (далее: - Полож. о губ. и уезд, учр.), к ведомству мировых посредников относились: во-первых, споры, жалобы и недоразумения между помещиками и временнообязанными крестьянами или дворовыми людьми, а также жалобы крестьян и обществ на волостные сходы и сельских и волостных должностных лиц; во-вторых, засвидетельствование разных актов, совершаемых помещиками с временнообязанными крестьянами и дворовыми; в-третьих, некоторые распорядительные действия по крестьянским делам и, в-четвертых, некоторые дела по судебно-полицейскому разбирательству. В частности, к распорядительным действиями принадлежали: составление уставных грамот, возвышение и понижение повинностей против установленных размеров, дела по выкупу крестьянских земель и угодий, взыскание с крестьян недоимок по повинностям в пользу помещика, утверждение в должности волостного старшины и вообще дела по избранию должностных лиц сельского и волостного управлений, и др. (ст. 27 Полож. о губ. и уезд. учр.).

Судебно-полицейские функции мирового посредника заключались в: наложении взысканий на должностных лиц сельского и волостного управлений за их должностные проступки, смещение них должностных лиц и назначение других по своему усмотрению - в тех обществах, которые неисправны к отправлению повинностей; разбор споров по найму землевладельцами людей в разные работы, в услужение и хозяйственные должности, по отдаче внаем земель, по потравам полей, лугов и других угодий и по порубкам владельческих лесов (ст.ст. 30-31 Полож. о губ. и уезд. учр.). Мировой посредник имел право налагать наказания в виде штрафа до 5 рублей, лиц податных сословий присуждать также и к общественным работам до шести дней, аресту до семи дней или к наказанию розгами до двадцати ударов, а должностных лиц - к замечаниям и выговорам (ст.ст. 30, 32 Полож. о губ. и уезд. учр.).

Уезд делился на участки из расчета но 10 тысяч душ мужского пола. В каждом участке состоял один мировой посредник. Мировой съезд состоял из всех мировых посредников уезда, а возглавлялся - уездным предводителем дворянства. В его работе принимал участие с правом голоса так называемый «член от правительства», который выбирался губернатором из числа местных чиновников или дворян-землевладельцсв и утверждался министром внутренних дел (ст. 97 Полож. о губ. и уезд. учр.). Съезд служил следующей инстанцией по рассмотрению споров, решавшихся неокончательно мировыми посредниками, а также в некоторых случаях утверждал уставные грамоты.

Поражает, насколько точно выдержана схема совестных судей, содержавшаяся в «Конституции» Н.М. Муравьева! Вполне вероятно, что авторы Положения воспользовались идеей государственного преступника, изучив хранившиеся в тайных архивах документы по делу декабристов. Как мы позднее увидим, по такому же принципу будут создаваться структуры и мирового суда.

Третья инстанция, Губернское по крестьянским делам присутствие, состояла из губернского предводителя дворянства, управляющего Палатой государственных имуществ, губернского прокурора, четырех членов из местных дворян-помещиков (двое - приглашенных министром внутренних дел, по совету с губернатором, двое - избранных предводителями дворянства уездов и губернии). Председательствовал в присутствии сам губернатор (ст. 123 Полож. о губ. и уезд. учр.).

Наконец, последней ступенью этой системы являлся Главный комитет об устройстве сельского состояния при Государственном совете, сменивший Главный комитет по крестьянскому делу.

Мировым посредником мог преимущественно стать потомственный дворянин не моложе 21 года, при условии владения не менее 150 десятинами земли. Причем размер земельной собственности от 150 до 500 десятин требовал еще и свидетельства об окончании курса в учебных заведениях с правом на чин XII класса по Табели о рангах (пп. 1. 2 ст. 6 Полож. о губ. и уезд. учр.). К земельному цензу приравнивалось обладание правом голоса в Губернском дворянском собрании (п. 3 ст. 6 Полож. о губ. и уезд. учр.). Личные дворяне могли стать мировыми посредниками при условии обладания двойным земельным цензом (ст. 9 Полож. о губ. и уезд. учр.). Мировые посредники назначались Сенатом по представлению губернатора, натри года.

Анализ правового статуса мирового посредника свидетельствует о том, что этот институт представлял собой классическую модель мировой юстиции.

Чисто дворянский состав учреждения объясняется скорее причиной организационной, нежели политической. Формирование его на всесословной основе было невозможным. Мировые посредники действовали в сельской местности, где мещан, по сути, не было, а взгляд на посредника как на хранителя мира предполагал его принадлежность к местному обществу, постоянное там пребывание и знание местных условии. Горожане на эту должность не годились. По понятным причинам отпадало духовенство (на него была возложена иная обязанность - разъяснить крестьянству смысл и содержание реформы). Крестьяне же только-только начинали эмансипироваться и были, по сути, объектом деятельности посредников. Но, конечно, справедливости ради надо отметить, что должность мирового посредника играла и роль компромисса, компенсации дворянскому сословию, терявшему часть своих привилегий и прав в результате освобождения крестьян.

Летом 1861 года было назначено более полутора тысяч мировых посредников в 43-х губерниях, где вводились Положения 19 февраля. В Астраханской и Оренбургской губерниях посредники не назначались: вследствие малочисленности крепостных в этих местностях обязанности мировых посредников возлагались на уездных предводителей дворянства.

Мировые посредники сразу взялись за дело и фактически стали на местах основными проводниками государственной воли по освобождению крестьян, а также играли существенную роль в местном управлении. Реализовывали посредники свои функции по-разному. Нередки были случаи превышения полномочий. Односторонность посредников (в помещичью и, реже, в крестьянскую пользу) признавали даже официальные власти. Современники, в частности, положительно высказывались о быстроте и неформальности судебного разбирательства у мирового посредника, приводили в доказательство и отзывы крестьян, которые, по выражению одного из мемуаристов, просто приходили от этого в восторг.

Нельзя обойти вопрос о связи мировых посредников и появившихся несколько лет спустя мировых судей. Первоначально задумывался, как мы видели, единый институт. Однако потребности крестьянской реформы вызвали к жизни несколько иную форму.

Издание Судебных уставов 20 ноября 1864 года совершенно не ставило перед собой цели упразднить институт мировых посредников. Речь шла лишь об изменении их значения и предметов ведомства. Но Судебные уставы не сделали даже этого. В итоге мировые посредники и мировые судьи действовали параллельно. Институт мировых посредников лишь постепенно упразднялся в тех местностях, где большинство крестьянского населения перешло в состояние собственников, и в 1874 году был ликвидирован совсем. Но его функции не передавались автоматически мировым судьям. Вместо посредников создавались уездные по крестьянским делам присутствия в составе председателя уездной земской управы, уездного исправника и почетного мирового судьи, снова соединив, таким образом, управление, полицию и суд. В конечном счете, два вида мировых учреждений так и не слились воедино.

В пятидесятилетней истории российских мировых судей (1864 - 1917 гг.) можно выделить два основных периода. Первый - период становления мирового суда. Его начало можно определить достаточно точно: 20 ноября 1864 года, издание четырех Судебных уставов. Они вводились в действие постепенно. Первые мировые учреждения открылись в Москве и Санкт-Петербурге 17 мая 1866 года и, если верить Джаншиеву, произвели просто бум: их в первые же дни завалили массой прошений - подсудных и неподсудных; дела слушались при огромном стечении публики - в Москве бывали случаи, когда заседания устраивали под открытым небом, во дворе. В общем, мировой суд был принят обществом и пользовался достаточно устойчивой популярностью.

К 1870 году мировые суды действовали в 23-х губерниях (хотя, по Указу от 19 октября 1865 года «О введении в действие Судебных уставов», к этому времени планировалось ввести их во всех 44-х губерниях, управляемых на общем основании). В Польше и девяти губерниях Западного края мировые суды открылись в 1875 -1877 годах; в Северо-Западном и Юго-Западном краях - в начале 1880-х годов и т.д. Окончательно же процесс завершился к 1899 году!

Учреждение и развитие мировых судов в первые 25 лет после издания Судебных уставов - время апробации заложенных в них принципов и конкретных юридических норм, время накопления опыта и корректировки пробелов, ошибок, заблуждений...

Второй период связан, по нашему мнению, именно с изменениями в правовой основе судебной реформы - Судебных уставах. С конца 1870-х гг. многие их положения начинают подвергаться серьезному пересмотру, причем реакционной направленности. Постепенно усиливаются административный контроль за мировыми судьями, а затем они вообще прекращают свое существование как единая система - после утверждения 12 июля 1889 года Положения о земских участковых начальниках. В то же время, создается ряд аналогов мировых судов, действующих параллельно с оставшимися элементами мировой юстиции.

Вызванные политическими мотивами изменения и дополнения в судоустройстве и процессе привели судебную систему России к очередному кризису, разрешить который была призвана работа высочайше учрежденной Комиссии для пересмотра законоположений по судебной части, созванной в 1894 г. Комиссия подготовила проект нового Учреждения судебных установлений, в котором для мировых судей вообще не нашлось места. Этот проект, однако, так и не стал законом (как и многие плоды работ нескольких кодификационных комиссий того времени, например, по разработке Гражданского уложения). Пока он проходил все инстанции гигантской бюрократической машины, наступило последнее десятилетие царского режима, вобравшее в себя две войны и две революции, не считая парламентской думской лихорадки. В таких условиях, конечно, было не до судоустройства, и комплексное его реформирование было заменено лишь единичными мерами. К такой относится издание закона от 15 июня 1912 года «О преобразовании суда в сельских местностях», вдохнувшем как бы вторую жизнь в мировую юстицию. Однако закон не был полностью реализован в силу известных последующих событий.

Отдельные новеллы в законодательство о мировом суде были внесены во время буржуазно-демократической республики, ну а советским Декретом о суде № 1 вся судебная система, покоившаяся на Судебных уставах 1864 года, упразднялась. На этом окончился исторический путь и мировых судей.

Таким образом, рамки второго периода - ревизии Судебных уставов - можно обозначить 1881 - 1917 гг. Выбор начального момента достаточно условен. 1881 год - год решительной смены политического курса, именно с этого времени Судебные уставы подвергаются целенаправленной и основательной переработке.

Итак, развитие мировых учреждений дореволюционной России можно представить следующим образом:

- первый этап: учреждение и деятельность аналогов классической модели мировой юстиции (XII в. - начало 1860-х гг.);

- второй этап: учреждение и деятельность института мировых посредников, также по классическому образцу, но со специальными функциями, связанными с переходным периодом в освобождении крестьянства (1861 - 1874 гг., причем последние десять лет - параллельно с мировыми судьями);

- третий этап: учреждение и деятельность института мировых судей (1864 - 1917 гг.), в эволюции которых можно выделить два периода:

1) период становления (1864 - 1881 гг.) и

2) период ревизии Судебных уставов (1881 - 1917 гг.).


Лонская Светлана Владимировна



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Отдельные проблемы недействительности сделок в российском гражданском праве
Содержание договора аренды здания, сооружения и нежилого помещения
Форма заключения гражданско-правового договора
Перерыв течения срока исковой давности
Сервитуты в Гражданском кодексе Франции 1804 года.
Вернуться к списку публикаций