2012-01-06 18:19:58
ГлавнаяГражданское право и процесс — Основные предпосылки правового регулирования и защиты прав участников медицинских отношений



Основные предпосылки правового регулирования и защиты прав участников медицинских отношений


Проведение медицинских осмотров регламентируется многочисленными нормативными актами. Так, например, постановлением Правительства РФ от 1 марта 1997 года N 233 утверждены Перечень медицинских противопоказаний для работников объектов; использования атомной энергии; Перечень должностей работников объектов использования атомной энергии, на которые распространяются медицинские противопоказания; Требования к проведению медицинских осмотров и психофизиологических обследований работников объектов использования атомной энергии.

При проведении медицинских осмотров руководствуются также Временным перечнем вредных, опасных веществ и производственных факторов, при работе с которыми обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников.

Оказание платных медицинских услуг регламентируется постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г. № 27 «Об утверждении платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями», принятыми во исполнение закона РФ «О защите прав потребителей». Эти правила определяют порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению (дополнительных к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи) лечебно-профилактическими учреждениями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности.

Большая группа нормативных актов посвящена правовому регулированию медицинских услуг, оказываемых в связи с профилактикой и лечением отдельных видов заболеваний. К их числу следует отнести нормативные акты, посвященные профилактике и лечению сахарного диабета: указ Президента РФ от 8 мая 1996 г. № 676 «О мерах государственной поддержки лиц, больных сахарным диабетом», постановление Правительства РФ от 1 июня 1996 г. № 647 «О мерах государственной поддержки лиц, страдающих сахарным диабетом», а также постановление Правительства от 7 октября 1996 г. № 1171, которым была утверждена Федеральная целевая программа «Сахарный диабет».

Целевое комплексное регулирование данного вида медицинских услуг объясняется тем, что сахарный диабет - одно из наиболее распространенных заболеваний в промышленно развитых странах, где им болеет до 4-5 процентов населения. В России проживает около 2 млн. лиц, зарегистрированных в качестве больных сахарным диабетом. По результатам эпидемиологического обследования эта цифра оказалась в четыре раза больше.

Другая медико-социальная проблема, вызвавшая появление специальных нормативных актов, туберкулез. Правительство РФ 7 марта 1997 г. приняло постановление № 260 «О мерах по предупреждению распространения туберкулеза в Российской Федерации». Данным нормативным актом предусмотрена необходимость разработки проекта федерального закона «О защите населения от туберкулеза и противотуберкулезной помощи», а также федеральной программы «О неотложных мерах борьбы с туберкулезом в России на период до 2000 года».

Еще один пример такого рода нормирования - регулирование профилактики и лечения ВИЧ-инфекции. Стремительный рост того заболевания во всем мире, отсутствие надежных средств профилактики и лечения дают право для отнесения этой проблемы к числу самых острых проблем современности. Ее актуальность подчеркивается в Декларации Парижской встречи на высшем уровне 1 декабря 1994 года. По состоянию на 1 января 1995 года по данным Всемирной организации Здравоохранения в мире зарегистрировано 20 миллионов больных этим заболеванием, из них 1,5 млн. детей. По состоянию на 31 декабря 1995 года в России зарегистрировано 1 060 ВИЧ-инфицированных, их них 277 детей.

В целях предупреждения распространения в нашей стране заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека, Правительство РФ 1 мая 1996 года приняло постановление № 540, которым была утверждена специальная программа. Профилактика ВИЧ-инфекции регулируется Федеральным законом от 30 марта 1995 года «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».

Задачи Федеральной целевой программы по предупреждению распространения в России заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 1996-1997 годы и на период до 2000 года «Анти-ВИЧ/СПИД» заключаются в следующем:

- правовое обеспечение мероприятий по профилактике и борьбе с ВИЧ- инфекцией;

- совершенствование эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции, госконтроля за реализацией профилактических и противоэпидемиологических мероприятий;

- обеспечение безопасности медицинских манипуляций, донорской крови; медицинских иммунобиологических препаратов, биологических жидкостей, органов и тканей;

- совершенствование диагностики и лечения ВИЧ-инфекции и другие.

Отдельную группу составляют нормативные акты, посвященные профилактике и лечению отдельных видов профессиональных заболеваний, а также заболеваний, вызываемых условиями труда в отдельных отраслях народного хозяйства. Такие акты носят ведомственно-отраслевую направленность. К ним относятся постановление Правительства РФ от 22 февраля 1997 года № 191, которым была утверждена Федеральная целевая программа «Медико-санитарное обеспечение современного типа развития ядерно-энергетического комплекса и других особо опасных производств в условиях ракетного, ядерного и химического разоружения, а также конверсии и разработки новых технологий в 1997-1998 годах». Ее задачами являются медицинская защита и сохранение здоровья персонала предприятий, объектов и населения прилегающих территорий от воздействия особо вредных факторов физической и химической природы в условиях ракетно-ядерного и химического разоружения, конверсии, а также разработки новых технологий.

Следующим примером такого же рода является постановление Правительства РФ от 28 февраля 1996 года № 195 «Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф», во исполнение которого была утверждена Федеральная целевая программа «Совершенствование Всероссийской службы медицины катастроф на 1997-2001 годы». Целью программы является предупреждение и ликвидация медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечение готовности и дальнейшее совершенствование деятельности Всероссийской службы медицины катастроф по своевременному и эффективному оказанию лечебно-профилактической помощи населению при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах, авариях и эпидемиях. В системе программных мероприятий одно из важнейших мест занимает экстренная медицинская помощь и лечение населения в чрезвычайных ситуациях.

Действующее законодательство о здравоохранении в целом и о медицинском обслуживании населения в частности еще далеко от завершенности. Как уже говорилось, в нем нет нескольких важнейших нормативных актов, имеющих конституционное качение. Так, до сих пор не принят закон «О частном здравоохранении», который бы урегулировал статус частного медицинского обслуживания и частной медицинской практики, разрешенной в России ст. 41 Конституции РФ. Разрабатывается закон «О национальном здравоохранении». Он должен определить реализацию конституционного права гражданина на охрану здоровья и получение медицинской помощи. В нем должны получить отражение положения о структуре и функциях органов управления здравоохранением, различных лечебно-профилактических, научных и иных учреждениях системы здравоохранения, финансировании, взаимодействии с хозяйствующими субъектами, профилактике, реабилитации и санаторно-курортном лечении. Тем самым готовится свод базовых норм, в соответствии с которыми должна функционировать вся отрасль.

Учитывая необходимость разработки единых требований и норм, предъявляемых к лечебно-профилактическим учреждениям различных форм собственности и разных форм финансирования, представляется целесообразной разработка единого нормативного акта. Каким бы ни было его название («О национальном здравоохранении» или же Медицинский кодекс), в нем, на наш взгляд, должны быть закреплены следующие положения:

1. Принципы, определяющие развитие медицинских услуг (право на жизнь, здоровье и оказание медицинской помощи и доступность ее).

2. Понятие медицинских правоотношений и их разновидности (медуслуги, лечение, пересадка органов, протезирование и другие).

3. Субъектный состав медицинских правоотношений и учреждений, оказывающих медицинские услуги; лиц, получающих медпомощь; других участников отношений по медицинскому обслуживанию (доноров, реципиентов и др.).

4. Правовые гарантии получения медицинских услуг.

5. Ответственность за нарушение медико-правовых норм и правил.

6. Регулирование отдельных видов обязательств по медицинскому обслуживанию.

Его структура могла бы иметь общую и особенную части.

Первая глава кодекса должна быть посвящена общим положениям:

определение основных понятий: медицинские отношения, медицинское учреждение, пациент, медицинское вмешательство, здоровье, болезнь и т. п.;

определение регулируемых кодексом отношений, коллизионные нормы;

система законодательства в сфере медицины;

задачи (функции) государства и местного самоуправления в регулировании здравоохранения, система органов государственного и местного управления (регулирования) здравоохранением, способы государственного регулирования (аккредитация, лицензирование и ТА.), государственная система контроля качества медицинских услуг;

порядок и уполномоченные органы медицинского нормирования (стандарты, способы лечения и пр.);

классификации медицинских отношений в целях определения правового режима регулирования отдельных их разновидностей (по основаниям возникновения - принудительная и добровольная медицинская помощь; по социальной обеспеченности - гарантированная либо не гарантированная

государством или местным самоуправлением помощь; по видам медицинской помощи - первичная, специализированная, больничная и т.д.; по структуре медицинской помощи - профилактическая, диагностическая, лечебная, реабилитационная; другие классификации медицинских отношений);

источники финансирования различных видов медицинской помощи; организационно-правовые формы субъектов оказания медицинской помощи, коммерческая и некоммерческая деятельность в сфере медицины;

виды лечебных учреждений (поликлиники, больницы, амбулатории, институты, госпитали и т.д.), их ранжирование по категориям (уровням), определение видов медицинской помощи, которые могут оказываться только в государственных или муниципальных учреждениях;

общие права пациентов; право на получение медицинской помощи не ниже установленных стандартов: право на доступ к медицинской помощи и ее оперативное получение: право на уважительное обращение; право на сохранение личной тайны; право на телесную неприкосновенность; право на безопасные или оправданные с точки зрения возможного риска методы диагностики, лечения и т. п.; оговорка о том, в каких случаях и на основании каких правовых актов допускается ограничение прав пациентов;

общие обязанности пациентов: добросовестно информировать медицинский персонал о состоянии своего здоровья, перенесенных заболеваниях и других обстоятельствах, имеющих значение при оказании медицинской помощи, соблюдать правила пребывания в медицинских учреждениях; следовать назначениям врачей и информировать их об изменениях в состоянии здоровья и т.д.;

порядок оперативного рассмотрения споров пациентов и медицинских учреждений по вопросам, возникающим в процессе осуществления медицинских мероприятий (например, проведение консилиумов, образование постоянно действующих внутрибольничных комиссий и т. п.);

порядок составления и обращения медицинской документации (историй болезни, рецептов «и пр.);

порядок допуска к использованию в медицинской практике способов к средствам диагностики, лечения и т.д.


Несколько глав Медицинского кодекса должны освещать вопросы правового регулирования принудительной медицинской помощи, социальной медицинской помощи и оказания платной медицинской помощи (исходя из трех правовых режимов в регулировании медицинских отношений).

Особого внимания заслуживает вопрос о нормах, регулирующих гражданско-правовые отношения по оказанию медицинской помощи. Существует несколько исходных проблем, без решения которых не стоит и браться за составление Медицинского кодекса. В числе которых определение норм нравственности и морали, которые должны быть закреплены позитивным правом.


Комзолов Андрей Иванович



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Восстановление срока исковой давности в ГК РФ
Вина юридических лиц в нарушении договорных обязательств в гражданском праве РФ
Возникновение и развитие концепции вины в римском частном праве
Мировые судьи в гражданском и уголовном судопроизводстве (суммарный процесс)
Вещно-правовые последствия заключения, изменения и расторжения договора о продаже жилого помещения
Вернуться к списку публикаций