2012-01-06 18:19:58
ГлавнаяГражданское право и процесс — Основные предпосылки правового регулирования и защиты прав участников медицинских отношений



Основные предпосылки правового регулирования и защиты прав участников медицинских отношений


Пожалуй, трудно назвать такую отрасль законодательства, которая не претерпела бы существенных изменений после принятия Конституции РФ. Не является исключением и законодательство о здравоохранении. Речь идет здесь не только о дополнении, укрупнении или корректировке принятых ранее нормативных актов, но и о разработке новых, ранее не известных законодательной практике Российского государства - например: страховой медицине, трансплантации органов и тканей человека, донорстве и т.д. Все нормативные акты в области оказания медицинской помощи и охраны здоровья населения можно разделить на несколько групп.

К первой группе следует отнести основополагающие правовые акты, определяющие принципы и гарантии оказания медицинской помощи, общие правила регулирования отношений по оказанию медицинских услуг.

Вторую группу образуют акты, определяющие правовое положение субъектов, оказывающих медицинские услуги и получающие их.

В третью группу необходимо отнести все те акты, которыми регламентируются отдельные виды медицинских правоотношений.

Конституция РФ является высшим законом страны, регулирующим важнейшие политические и правовые отношения. Она рассматривается в качестве правовой основы конституционного строя или конституционализма, в содержание которого включается целый ряд компонентов: права и свободы граждан, представительное правление и принцип разделения властей.

В соответствие со ст. 41 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Она оказывается в системе государственных и муниципальных учреждений здравоохранения бесплатно за счет бюджетных средств, страховых взносов и иных поступлений.

Данная норма является реализацией общепризнанного мировым сообществом правом человека на охрану здоровья. Во многих странах охрана здоровья является приоритетным направлением в сфере правового регулирования социально-экономических прав граждан и практики их реализации. Так, по итальянской Конституции охрана здоровья трактуется как «основное право личности и основной общественный интерес» (ст. 32). Тем самым право на здоровье рассматривается, во-первых, во взаимосвязи с другими социальными правами и свободами, а во-вторых, - в контексте их гарантированности.

Право на здоровье в практике итальянских судов (как судов общей компетенции, так и Конституционного суда) стало важнейшим правом гражданина.

В законодательстве было закреплено положение о том, что право на здоровье охватывает не только лечение болезней, но и их профилактику. В содержание права на охрану здоровья в широком смысле слова включается и право на обеспечение здоровой окружающей природной среды. На основании специального закона № 833 от 23 декабря 1978 г. в стране была создана Национальная санитарная служба.

В некоторых странах даже установлена ответственность государства за неправомерные действия (бездействие) медперсонала в связи с осуществлением деятельности, связанной с охраной здоровья. Так, американский Апелляционный суд в 1983 г. вынес постановление против США по иску о возмещении убытков, причиненных в результате бездействия врачей-психиатров государственного госпиталя для ветеранов войны, не госпитализировавших вовремя больного, представлявшего опасность для окружающих.

Целесообразно и в российском законодательстве предусмотреть ответственность государства за действия или бездействие медперсонала (аналогично противоправным действиям правоохранительных органов - ст. 1070 ГК РФ), приведшие к причинению вреда жизни или здоровью граждан.

Охрана здоровья населения входит в совокупность мер, осуществляемых в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства. Именно этим объясняется тот факт, почему органы здравоохранения включены в систему органов обеспечения безопасности.

Важную роль играют акты, определяющие правовой статус органов управления здравоохранения, лечебных и лечебно-профилактических медицинских учреждений.

В соответствии с указом Президента РФ от 14 августа 1996 № 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 10 января 1998 г.), постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996 г. № 1217 «Вопросы Министерства здравоохранения Российской Федерации» (в ред. от 29 октября 1997 г. определен правовой статус главного органа управления здравоохранением страны.

Указанными нормативными актами закреплено, в соответствии с которым Минздрав РФ является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере здравоохранения и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Минздрав РФ стало правопреемником упраздненного Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ и приняло на себя его задачи и функции. В ведение Минздрава РФ входят центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах РФ, на воздушном и водном транспорте, научно-исследовательские учреждения, дезинфекционные станции, другие санитарно-профилактические учреждения и организации, а также предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов.

В этой группе актов наибольший интерес представляют:

Положение о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования. Положение об исполнительной дирекции Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, Общее положение о страховых медицинских организациях, Положение о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование, правила лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование.

Важное место среди нормативных актов, определяющих субъектный состав медицинских правоотношений отводится Временному положению о доверенном враче профсоюзов. Доверенный врач профсоюзов - доверенное лицо профсоюзной организации по представлению и защите прав членов профсоюзов на охрану здоровья в органах государственного управления и хозяйственных организациях, учреждениях здравоохранения и государственного санэпиднадзора, фондах медицинского и социального страхования, социальной защиты, арбитражных и судебных органах, в иных учреждениях.

Положение иностранных граждан в правоотношениях по медицинскому обслуживанию определяется в соответствии с законом СССР от 24 июня 1981 года «О правовом положении иностранных граждан в СССР». Иностранцы, находящиеся на территории нашего государства, обладают правом на охрану здоровья. Те из них, кто постоянно проживает на территории России, пользуются медицинской помощью наравне с гражданами России. Что касается лиц, временно пребывающих у нас в стране, то медицинская помощь оказывается им в порядке, устанавливаемом федеральными органами здравоохранения.

Для медицинского обслуживания российских граждан в странах СНГ и граждан СНГ на территории РФ важное значение имеет постановление Исполнительного Комитета Сообщества Беларуси и России от 16 мая 1996 г. № 2 «О взаимном предоставлении гражданам Беларуси России равных прав в получении всесторонней медицинской помощи». В соответствии с этим документом каждое из государств обеспечивает гражданам другого государства доступность и равные со своими гражданами права на все виды медицинской помощи. При этом взаиморасчеты за оказание гражданам Республики Беларусь в Российской Федерации и гражданам Российской Федерации в Республике Беларусь скорой и неотложной помощи и лечение социально значимых заболеваний не производятся.

На объем прав и свобод, в том числе реализуемых в сфере здравоохранения, как это было отмечено ниже, оказывают интенсивное влияние социально-экономические условия. Прогресс в медицинской науке дает возможность после установления юридического факта смерти человека использовать его органы для трансплантации другому человеку, в связи с чем возникает проблема правового обеспечения этих отношений. За рубежом широко обсуждаются также проблемы преждевременного прерывания беременности, добровольного ухода из жизни, клонирования и др.

Среди перспективных направлений развития законодательства о представлении медицинских услуг можно назвать разработку специального нормативного акта об изменении внешности гражданина. Данный закон может быть разработан только при условии учета достижений современной медицинской науки. Потребность в нем базируется на провозглашенных государством мерах защиты должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов при возникновении реальной угрозы жизни и здоровью.

Начиная с 1991 года, Россия перешла к системе обязательного медицинского страхования. К настоящему времени в этой области разработано и принято свыше 20 правовых документов, определяющих развитие и совершенствование механизма нормативного регулирования медицинского страхования. Введение в стране обязательного медицинского страхования позволило осуществить целый комплекс экономико-правовых и медико-организационных преобразований, определить стабильные нормативные отчисления в фонд страховой медицины предприятий, организаций, учреждений различных организационно-правовых форм и форм собственности. В результате принятых мер была создана база обеспечения работающего и неработающего населения, подрастающего поколения повседневной стабильной обязательной медицинской помощью, стационарным и амбулаторным лечением.

Приняты нормативные акты, устанавливающие процедуру зачисления собранных средств в фонд обязательного медицинского страхования (ОМС), финансовый механизм сбора страховых взносов, порядок расходования этих средств, взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, указания по бухгалтерскому учету в фондах медицинского страхования и т.д.

Реализация положений нормативных актов о страховой медицине возложена на специально образованные федеральный и территориальные фонды медицинского страхования, их межрайонные и районные филиалы.

Закон РСФСР «О медицинском страховании» от 28 июня 1991 года (с изменениями и дополнениями, внесенными законами РФ от 2 апреля 1993 года и 24 июня 1994 года) определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения России. Целью введения медицинского страхования является обеспечение гарантированного получения гражданами медицинских услуг и лечение при наступлении страхового случая за счет накопленных средств, а также финансирования медико-профилактических мероприятий. Медицинское страхование, в отличие от традиционных страховых обязательств, предусматривает при наступлении страхового случая не выплату страхового возмещения (ст. 929 ГК РФ) либо страховой суммы (ст. 934 ГК РФ), а предоставление услуг медицинского характера (оказание первичной медико-санитарной, скорой медицинской, специализированной медицинской помощи - ст. 38-40 Основ законодательства об охране здоровья).

В развитие положений закона «О медицинском страховании граждан в РСФСР» были приняты следующие основные нормативные акты:

Общее положение о страховых медицинских организациях;

Базовая программа обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации;

Типовой договор добровольного медицинского страхования граждан;

Страховые медицинские полисы обязательного и добровольного страхования граждан;

Инструкции по введению страхового медицинского полиса;

Порядок дотирования местных бюджетов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также граждан, работающих в бюджетных учреждениях, организациях и на временно нерентабельных государственных предприятиях.

В 1993 г. были внесены изменения и дополнения в вышеупомянутый закон. Для их реализации были разработаны следующие основные нормативные акты:

Инструкция о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) па обязательное медицинское страхование;

Положение о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование граждан;

Типовые договоры обязательного медицинского страхования работающих и неработающих граждан;

Типовые договоры обязательного медицинского страхования работающих и неработающих граждан.

В классификации нормативных актов, регулирующих порядок оказания медицинской помощи и медицинских услуг, следует различать акты, носящие медико-профилактический характер. К числу таковых относится, в частности. Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ и Госкомитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ от 5 октября 1995 года № 280/88 «Об утверждении временных перечней вредных, опасных веществ и производственных факторов, а также работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры работников». Закон РСФСР от 19 апреля 1991 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» также в ряду тех нормативных актов, которые служат задачам профилактики заболеваний. В целях охраны здоровья, предупреждения возникновения и распространения заболеваний работники предприятий и организаций, а также граждане-предприниматели должны проходить медицинские осмотры как при заключении трудового договора (контрактах так и в процессе его действия. Профилактические и медицинские осмотры работников включаются в перечень услуг, оказываемых при обязательном медицинском страховании.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Российская модель мирового суда по Судебным уставам 20 ноября 1864 года
Супруги как субъекты права общей собственности
Объект гражданского правоотношения
Оферта как предложение стороны заключить договор
Проблемные аспекты условий действительности сделки
Вернуться к списку публикаций