2012-01-06 18:19:58
ГлавнаяГражданское право и процесс — Основные предпосылки правового регулирования и защиты прав участников медицинских отношений



Основные предпосылки правового регулирования и защиты прав участников медицинских отношений


Пожалуй, трудно назвать такую отрасль законодательства, которая не претерпела бы существенных изменений после принятия Конституции РФ. Не является исключением и законодательство о здравоохранении. Речь идет здесь не только о дополнении, укрупнении или корректировке принятых ранее нормативных актов, но и о разработке новых, ранее не известных законодательной практике Российского государства - например: страховой медицине, трансплантации органов и тканей человека, донорстве и т.д. Все нормативные акты в области оказания медицинской помощи и охраны здоровья населения можно разделить на несколько групп.

К первой группе следует отнести основополагающие правовые акты, определяющие принципы и гарантии оказания медицинской помощи, общие правила регулирования отношений по оказанию медицинских услуг.

Вторую группу образуют акты, определяющие правовое положение субъектов, оказывающих медицинские услуги и получающие их.

В третью группу необходимо отнести все те акты, которыми регламентируются отдельные виды медицинских правоотношений.

Конституция РФ является высшим законом страны, регулирующим важнейшие политические и правовые отношения. Она рассматривается в качестве правовой основы конституционного строя или конституционализма, в содержание которого включается целый ряд компонентов: права и свободы граждан, представительное правление и принцип разделения властей.

В соответствие со ст. 41 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Она оказывается в системе государственных и муниципальных учреждений здравоохранения бесплатно за счет бюджетных средств, страховых взносов и иных поступлений.

Данная норма является реализацией общепризнанного мировым сообществом правом человека на охрану здоровья. Во многих странах охрана здоровья является приоритетным направлением в сфере правового регулирования социально-экономических прав граждан и практики их реализации. Так, по итальянской Конституции охрана здоровья трактуется как «основное право личности и основной общественный интерес» (ст. 32). Тем самым право на здоровье рассматривается, во-первых, во взаимосвязи с другими социальными правами и свободами, а во-вторых, - в контексте их гарантированности.

Право на здоровье в практике итальянских судов (как судов общей компетенции, так и Конституционного суда) стало важнейшим правом гражданина.

В законодательстве было закреплено положение о том, что право на здоровье охватывает не только лечение болезней, но и их профилактику. В содержание права на охрану здоровья в широком смысле слова включается и право на обеспечение здоровой окружающей природной среды. На основании специального закона № 833 от 23 декабря 1978 г. в стране была создана Национальная санитарная служба.

В некоторых странах даже установлена ответственность государства за неправомерные действия (бездействие) медперсонала в связи с осуществлением деятельности, связанной с охраной здоровья. Так, американский Апелляционный суд в 1983 г. вынес постановление против США по иску о возмещении убытков, причиненных в результате бездействия врачей-психиатров государственного госпиталя для ветеранов войны, не госпитализировавших вовремя больного, представлявшего опасность для окружающих.

Целесообразно и в российском законодательстве предусмотреть ответственность государства за действия или бездействие медперсонала (аналогично противоправным действиям правоохранительных органов - ст. 1070 ГК РФ), приведшие к причинению вреда жизни или здоровью граждан.

Охрана здоровья населения входит в совокупность мер, осуществляемых в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства. Именно этим объясняется тот факт, почему органы здравоохранения включены в систему органов обеспечения безопасности.

Важную роль играют акты, определяющие правовой статус органов управления здравоохранения, лечебных и лечебно-профилактических медицинских учреждений.

В соответствии с указом Президента РФ от 14 августа 1996 № 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 10 января 1998 г.), постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996 г. № 1217 «Вопросы Министерства здравоохранения Российской Федерации» (в ред. от 29 октября 1997 г. определен правовой статус главного органа управления здравоохранением страны.

Указанными нормативными актами закреплено, в соответствии с которым Минздрав РФ является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере здравоохранения и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Минздрав РФ стало правопреемником упраздненного Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ и приняло на себя его задачи и функции. В ведение Минздрава РФ входят центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах РФ, на воздушном и водном транспорте, научно-исследовательские учреждения, дезинфекционные станции, другие санитарно-профилактические учреждения и организации, а также предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов.

В этой группе актов наибольший интерес представляют:

Положение о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования. Положение об исполнительной дирекции Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, Общее положение о страховых медицинских организациях, Положение о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование, правила лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование.

Важное место среди нормативных актов, определяющих субъектный состав медицинских правоотношений отводится Временному положению о доверенном враче профсоюзов. Доверенный врач профсоюзов - доверенное лицо профсоюзной организации по представлению и защите прав членов профсоюзов на охрану здоровья в органах государственного управления и хозяйственных организациях, учреждениях здравоохранения и государственного санэпиднадзора, фондах медицинского и социального страхования, социальной защиты, арбитражных и судебных органах, в иных учреждениях.

Положение иностранных граждан в правоотношениях по медицинскому обслуживанию определяется в соответствии с законом СССР от 24 июня 1981 года «О правовом положении иностранных граждан в СССР». Иностранцы, находящиеся на территории нашего государства, обладают правом на охрану здоровья. Те из них, кто постоянно проживает на территории России, пользуются медицинской помощью наравне с гражданами России. Что касается лиц, временно пребывающих у нас в стране, то медицинская помощь оказывается им в порядке, устанавливаемом федеральными органами здравоохранения.

Для медицинского обслуживания российских граждан в странах СНГ и граждан СНГ на территории РФ важное значение имеет постановление Исполнительного Комитета Сообщества Беларуси и России от 16 мая 1996 г. № 2 «О взаимном предоставлении гражданам Беларуси России равных прав в получении всесторонней медицинской помощи». В соответствии с этим документом каждое из государств обеспечивает гражданам другого государства доступность и равные со своими гражданами права на все виды медицинской помощи. При этом взаиморасчеты за оказание гражданам Республики Беларусь в Российской Федерации и гражданам Российской Федерации в Республике Беларусь скорой и неотложной помощи и лечение социально значимых заболеваний не производятся.

На объем прав и свобод, в том числе реализуемых в сфере здравоохранения, как это было отмечено ниже, оказывают интенсивное влияние социально-экономические условия. Прогресс в медицинской науке дает возможность после установления юридического факта смерти человека использовать его органы для трансплантации другому человеку, в связи с чем возникает проблема правового обеспечения этих отношений. За рубежом широко обсуждаются также проблемы преждевременного прерывания беременности, добровольного ухода из жизни, клонирования и др.

Среди перспективных направлений развития законодательства о представлении медицинских услуг можно назвать разработку специального нормативного акта об изменении внешности гражданина. Данный закон может быть разработан только при условии учета достижений современной медицинской науки. Потребность в нем базируется на провозглашенных государством мерах защиты должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов при возникновении реальной угрозы жизни и здоровью.

Начиная с 1991 года, Россия перешла к системе обязательного медицинского страхования. К настоящему времени в этой области разработано и принято свыше 20 правовых документов, определяющих развитие и совершенствование механизма нормативного регулирования медицинского страхования. Введение в стране обязательного медицинского страхования позволило осуществить целый комплекс экономико-правовых и медико-организационных преобразований, определить стабильные нормативные отчисления в фонд страховой медицины предприятий, организаций, учреждений различных организационно-правовых форм и форм собственности. В результате принятых мер была создана база обеспечения работающего и неработающего населения, подрастающего поколения повседневной стабильной обязательной медицинской помощью, стационарным и амбулаторным лечением.

Приняты нормативные акты, устанавливающие процедуру зачисления собранных средств в фонд обязательного медицинского страхования (ОМС), финансовый механизм сбора страховых взносов, порядок расходования этих средств, взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, указания по бухгалтерскому учету в фондах медицинского страхования и т.д.

Реализация положений нормативных актов о страховой медицине возложена на специально образованные федеральный и территориальные фонды медицинского страхования, их межрайонные и районные филиалы.

Закон РСФСР «О медицинском страховании» от 28 июня 1991 года (с изменениями и дополнениями, внесенными законами РФ от 2 апреля 1993 года и 24 июня 1994 года) определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения России. Целью введения медицинского страхования является обеспечение гарантированного получения гражданами медицинских услуг и лечение при наступлении страхового случая за счет накопленных средств, а также финансирования медико-профилактических мероприятий. Медицинское страхование, в отличие от традиционных страховых обязательств, предусматривает при наступлении страхового случая не выплату страхового возмещения (ст. 929 ГК РФ) либо страховой суммы (ст. 934 ГК РФ), а предоставление услуг медицинского характера (оказание первичной медико-санитарной, скорой медицинской, специализированной медицинской помощи - ст. 38-40 Основ законодательства об охране здоровья).

В развитие положений закона «О медицинском страховании граждан в РСФСР» были приняты следующие основные нормативные акты:

Общее положение о страховых медицинских организациях;

Базовая программа обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации;

Типовой договор добровольного медицинского страхования граждан;

Страховые медицинские полисы обязательного и добровольного страхования граждан;

Инструкции по введению страхового медицинского полиса;

Порядок дотирования местных бюджетов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также граждан, работающих в бюджетных учреждениях, организациях и на временно нерентабельных государственных предприятиях.

В 1993 г. были внесены изменения и дополнения в вышеупомянутый закон. Для их реализации были разработаны следующие основные нормативные акты:

Инструкция о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) па обязательное медицинское страхование;

Положение о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование граждан;

Типовые договоры обязательного медицинского страхования работающих и неработающих граждан;

Типовые договоры обязательного медицинского страхования работающих и неработающих граждан.

В классификации нормативных актов, регулирующих порядок оказания медицинской помощи и медицинских услуг, следует различать акты, носящие медико-профилактический характер. К числу таковых относится, в частности. Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ и Госкомитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ от 5 октября 1995 года № 280/88 «Об утверждении временных перечней вредных, опасных веществ и производственных факторов, а также работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры работников». Закон РСФСР от 19 апреля 1991 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» также в ряду тех нормативных актов, которые служат задачам профилактики заболеваний. В целях охраны здоровья, предупреждения возникновения и распространения заболеваний работники предприятий и организаций, а также граждане-предприниматели должны проходить медицинские осмотры как при заключении трудового договора (контрактах так и в процессе его действия. Профилактические и медицинские осмотры работников включаются в перечень услуг, оказываемых при обязательном медицинском страховании.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Принцип свободы договора как основополагающее начало для заключения гражданско-правовых договоров
Система залоговых прав и основные начала вотчинной системы по проекту Вотчинного устава
Изменение договора
Характеристика правового режима объекта медицинских правоотношений
Расторжение договора
Вернуться к списку публикаций