2012-01-06 18:19:58
ГлавнаяГражданское право и процесс — Основные предпосылки правового регулирования и защиты прав участников медицинских отношений



Основные предпосылки правового регулирования и защиты прав участников медицинских отношений


Врачебная мораль - это исторически сложившиеся моральные предписания, нормы, заповеди, врачебные кодексы, регулирующие отношения врача к больному и врачей между собой, вытекающие из задач медицинской профессии. Профессиональная мораль является частью и конкретным проявлением морали данного общества в целом, она представляет собой систему моральных отношений, обусловленных данной практической деятельностью. Нормы и правила врачебной морали являются атрибутом поведения только в сфере врачебной деятельности. Эти правила и нормы требуют от врача такого поведения, которое направлено на сохранение жизни и улучшение здоровья человека. Поведение врача оценивается как нравственное или безнравственное только с этих позиций. Именно здесь начинается область врачебной этики, которая и является теорией врачебной морали.

Независимо от того, насколько сформировалась уже врачебная этика как наука - к ней, по всей очевидности, относится этическое осмысление норм поведения лишь особой социальной группы людей врачебной профессии, связанных между собой общностью условий деятельности, общими задачами и интересами, вытекающими из их профессий. В этом смысле можно говорить об относительной самостоятельности врачебной этики и врачебной морали.

Юристов и медиков, в первую очередь, интересуют вопросы отношений «врач - пациент». Интересует своеобразие преломления общих принципов морали в сфере врачебной деятельности в связи с теми изменениями, которые внесли происходящие социально - экономические преобразования в область здравоохранения. С учетом изложенного выше, мы предлагаем исходить из следующего определения врачебной этики.

Врачебная этика есть раздел науки этики, исследующий специфическое проявление общих принципов морали в конкретной области профессиональной деятельности врача. Врачебная этика должна рассматривать вопросы об общественных обязанностях врача, о социальной сущности и закономерностях формирования и развития врачебной морали, о ее взаимодействии с другими общественными институтами, о соотношении норм и принципов врачебной морали с общими моральными нормами и принципами данного общества. Врачебная этика должна рассматривать не индивидуальные поступки врача, а наиболее общие и существенные черты, закономерности поведения, свойственные ему как представителю определенной профессии. Она должна также изучать, каким образом объективные условия, общественные отношения определяют врачебную мораль.

На современном этапе развития врачебной этики как направления профессиональной этики не всегда законодатель находит достаточно объективные основания для её нормативного закрепления, однако, проводя подобную операцию, мы невольно умножили бы сущности. Введение в научный, и прежде всего практический (клинический) обиход понятия (термина) «медицинская деонтология» детерминировалось определенными объективными условиями, сложившимися в медицине и здравоохранении в конце 40-х годов.

На современном этапе разработки этико-правовых проблем исследователи сталкиваются в нерешенной до конца проблемой соотношения врачебной этики и права. Решение видится на пути учета достижения этики как науки (в ее философско-теоретическом и конкретно-научном аспектах) и предполагает использование данных, полученных психологией, социологией, этнографией и историей при анализе этических проблем. Кроме этого, целесообразно учесть изменения, которые произошли в понимании круга теоретических проблем и практических вопросов, решаемых профессиональной медицинской этикой в условиях социально-экономических и правовых преобразованиях. Естественно, что исследование обсуждаемой проблемы может дать положительный результат и обладать эвристической компонентой, если оно будет использовать диалектический метод, системный (структурно-функциональный анализ). Конструктивный результат проблемы статуса медицинской этики и права не может быть предложен на пути волевого решения. Оно мыслится как логическое завершение аналитико-синтетической деятельности, предполагающей:

1) использование принципов историзма, детерминизма, конкретности;

2) выяснение соотношений между этими понятиями, отраслями знания в плане объекта и предмета, теории и метода, теоретического и эмпирического, категорий и концепций, центральных идей и нормативов научности;

3) выделение мировоззренческого, гносеологического и аксиологического аспектов. Возможно, что само исследование приведет к такой конструкции медицинской этики и права, что в ней четко будут выделены философиско-теоретический, моралеведческий и нормативный уровни. Использование понятий «врачебная этика», «медицинская деонтология» идет по двум направлениям: а) в широком смысле и б) в узком смысле.

В широком смысле врачебная этика остается относительной суверенной научной дисциплиной, имеющей ярко выраженный прикладной нормативный характер. В узком смысле врачебная этика – это специальная теория, по отношению к которой «медицинская деонтология» является своеобразным руслом трансформации знаний различных уровней и степеней общности в конкретные действия медицинских работников по отношению к личности здорового и больного пациента, семье, коллективу, классу, обществу. Другими словами медицинская деонтология - это врачебная этика, трансформируемая в соответствии с областью практического приложения теоретических философско-этических построений. Вполне обоснованно, что, с одной стороны, само «русло» разделяется на ряд «рукавов» в зависимости от объекта воздействия: личность, семья, общество, с другой стороны, определяется профилизацией работы системы здравоохранения (клиницист, гигиенист, фармацевт, организатор здравоохранения, представитель медико-инженерной и медико-биологической специальности), а также уровнем его образования (врач, медсестра, младшая медицинская сестра).

Несмотря на наличие достаточно большого количества литературы, проблема исследования взаимодействия норм права с нравственными основами профессиональной медицинской деятельности, остается освещенной лишь в ее внешних проявлениях, в тех очевидных качествах, которые наблюдаются на поверхности. Причины такого подхода к этой очень сложной теме были многообразны, прежде всего, мы находимся пока лишь на начальной стадии процесса познания этого явления, так что абстрактность первых суждений вполне понятна в гносеологическом плане. Вторым обстоятельством была односторонность подхода к вопросу с точки зрения междисциплинарной; «пограничная» проблема, явно стоящая на стыке различных наук, права, медицины и философии, изучалась по существу лишь медиками, которые рассматривали ее с точки зрения своих профессиональных задач, а вследствие этого неизбежно узко, специфично, в большей или меньшей обособленности от общего. Наличие самой связи этого специфического с общим, конечно, было понятно каждому, и оно декларировалось неизменно и повсеместно. Однако диалектика общего и особенного не вскрывалась по существу, не исследовалась, в том также была немалая трудность. Да и само общее требовало конкретного, специализированного, особого рассмотрения в разных его аспектах; ведь по отношению к врачебной этике общим является не только мораль как таковая, и это не просто вопрос о соотношении должного поведения и профессиональной морали; по отношению к медицинской деонтологии как к специфическому, общим является не просто гражданский долг врача, но и общеобязательное поведение закреплённое нормами позитивного права. Все это общие понятия, так сказать, лишь первого порядка. Соотношение их вполне очевидно, но оно также остается весьма абстрактным, пока мы не обратимся к общностям более высокого порядка, а именно к поведению врача, регламентированному нормами нравственности и права. Тогда и сама врачебная этика, и медицинская деонтология должны будут рассматриваться не просто как какой-то нравственный кодекс сумма принципов и нормативов, обусловленных «профессиональной традицией», «особенностями профессии» и другими обстоятельствами, а как элемент нашей социальной системы, в которой деятельность врача, соответствует объективным законам ее функционирования в целом.

Сколько бы мы не возвышали так называемый общечеловеческий элемент в нравственном кодексе врача, сколько бы не романтизировали внешними атрибутами святости, незыблемости, клятвами и присягами, - все это останется на, этапе чисто эмоционального, поверхностного восприятия, пока, не будет воспринят действующим законодательством. Следующее обстоятельство, обусловливающее определенную абстрактность нынешнего подхода, к взаимодействию социальных норм связано с односторонним смещением этих вопросов преимущественно в сферу отношений, которые мы в целях образности и краткости формулируем как отношение «врач-пациент». То есть самая нравственная ситуация, в которой находится врач, тем самым неизбежно узка и не выходит за рамки профессионального долга. Так или иначе, но в этом случае врач выпадает тогда из основной системы, в которой он функционирует прежде всего в обществе (естественно, в условиях конкретной социально-экономической формации и на определенном историческом этапе ее развития). Между тем исходными являются отношения - «пациент (лицо, потребляющее услуги) - медицинское учреждение (предлагающее медицинские услуги) - врач (специалист оказывающий услуги)». В этом случае деятельность врача следует рассматривать, как результат его сложного взаимодействия со всем медицинским персоналом медицинского учреждения, где он работает, а также его взаимоотношений не только с больным, но и родственниками больного которые в отдельных случаях выступают представителями пациента. По отношению к пациенту и его представителям врач выступает представителем лечебного учреждения предлагающего медицинские услуги. И лишь как специфическое выражение этой социальной функции получает воплощение в профессионально-нравственной позиции врача.

При таком подходе даже в сфере чисто профессиональных отношений врача к больному прокладывается мостик от деонтологии «технологической» к общим проблемам врачебной этики, позволяющей увидеть в своде правил и норм поведения врача определенные социальные закономерности. К числу таких закономерностей можно отнести возрастающую роль субъективного фактора и, если можно так выразиться, «относительную самостоятельность» больного, которая проявляется в том, что современный человек вообще более активно реагирует на действия врача и на его нравственную позицию, чем на его правовой статус. Данный вопрос заслуживает особого рассмотрения в его предпосылках, в структурном и функциональном аспектах, а также в его развитии. Приходится учитывать и такой все более формирующий фактор, как этика и деонтология самого больного. Это уже не просто субъективная реакция индивида и его малой социальной группы (семьи) на деятельность врача, но и собственная нравственная позиция в данной ролевой ситуации (больной человек, родственники больного).

Таким образом, методологически врачебная этика, медицинская деонтология и их взаимодействие с нормами права должны рассматриваться с позиций принципов историзма, развития на основе системного подхода как уже говорилось раньше. Углубление теоретической разработки правового регулирования медицинских отношений с учётом традиций врачебной этики, осмысления перспектив развития во многом зависит от самой постановки проблемы. Врачебная этика и медицинская деонтология не существуют в обществе сами по себе, они - не просто конкретизация или специфическое выражение общественной морали. Все дело в том, что врач прежде всего - носитель общественной морали, а затем уже профессиональной. Между этими двумя понятиями возникает сложное соотношение единства и противоречия. Но это лишь общая предпосылка. Далее же речь идет уже о методологических принципах анализа нравственных ситуаций, которых в деятельности врача возникает колоссальное множество. Значит, задача состоит в том, чтобы попытаться найти хотя бы какие-то модельные варианты, типизировать основные формы деятельности врача. На основании и с учетом которых должны возникать правовые нормы, формализующие поведение участников медицинских отношений.

Предмет врачебной этики и медицинской деонтологии должен быть определен в полном объеме. Вместе с тем, в структурном отношении для более конкретного рассмотрения нами будет в последующем взят лишь тот круг этических проблем, который исходя из потребностей участников медицинских отношений, отрицательно влияет на развитее медицинских отношений. А также, рассмотрены правовые средства воздействия на сознание и волю субъектов, с целью добиться от них правомерного поведения.

Одним из основных инструментов, при помощи которого государство решает свои задачи, в сфере охраны здоровья граждан является правовое регулирование общественных отношений. Центральное место здесь принадлежит законодательству. Фундаментом законодательства, его юридической основой стала Конституция РФ. Она служит прочной базой для создания более эффективных рычагов управления общественными процессами, укреплению правовой основы государственной и общественной жизни.

В числе новых положений, имеющих принципиально важное значение для развития российского законодательства, следует отметить общую ориентированность законодателя на принятие нормативных актов медикопрофилактического характера. Наряду с общими правоположениями, Конституция РФ содержит немалое число вполне конкретных норм, которые могут применяться непосредственно, без их дополнительной конкретизации в действующем законодательстве.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Комиссия 1894 - 1899 годов по пересмотру Судебных уставов и закон «О преобразовании суда в сельских местностях» 1912 года
Характеристика правового режима объекта медицинских правоотношений
Общая характеристика принципов гражданского права
Ликвидация юридических лиц и ликвидационный процесс
Договорные отношения до получения патентной охраны изобретений
Вернуться к списку публикаций