2012-01-06 18:19:58
ГлавнаяГражданское право и процесс — Основные предпосылки правового регулирования и защиты прав участников медицинских отношений



Основные предпосылки правового регулирования и защиты прав участников медицинских отношений


Социально-экономические условия медицинских отношений.

Государства отличают друг от друга, географическое положение, политика, экономика, право, в том числе и система оказания медицинской помощи гражданам. Так как право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, являющееся объективной предпосылкой медицинских отношений, непосредственно связано с деятельностью специалистов в области здравоохранения, в совокупности образующих систему реально направленную на удовлетворение потребностей и интересов граждан в психическом и физическом здоровье, то одной из важнейших характеристик объективных предпосылок медицинских отношений, должен стать анализ целей деятельности данной системы.

Длительное время существовало представление, что здоровье зависит от врачей, и от самой системы здравоохранения. На этом мнении основывались многочисленные правительственные и партийные решения, постановления, планы и программы развития здравоохранения, выполнение которых предписывалось разным ведомствам и организациям. Но кроме общих фраз и в целом правильных реляций дело дальше не шло. Все сводилось к определению рубежей роста экстенсивных, количественных показателей кадров, ЛПУ, коек, изделий медицинской техники и медикаментов. Считалось, что «укрепление», «расширение» материально-технической базы здравоохранения само собой автоматически повлечет улучшение показателей здоровья. А если вспомнить об изменениях в лучшую сторону и смертности, и даже заболеваемости, наряду с увеличением числа врачей, среднего медицинского персонала, медицинских учреждений, оборудования в них и др. показателей экономической и материально-технической базы, то такая посылка как будто оправдывалась. Но это внешнее впечатление сохранялось до определенного времени - до конца 50-х начала 60-х гг., когда санитарно-гигиенические меры, наряду с экстенсивным развитием здравоохранения действительно способствовали существенным положительным сдвигам в общественном здоровье.

Со временем улучшение показателей здоровья приостановилось и стало интенсивно ухудшаться. И причины здесь не только в социально-экономических и психологических условиях начавшейся перестройки и перехода к рыночным отношениям, преобразовавшими не в лучшую сторону образ жизни существенной части населения, особенно на селе, а и в несостоятельности прежней политики охраны здоровья, ориентирующейся на традиционную профилактику и лечение, в то время как следовало давно переходить на новую стратегию, основанную на недопущении или ослаблении факторов риска здоровью - на формирование здорового образа жизни, от которого, зависит более половины всех предпосылок здоровья.

Многие проблемы отношений врача и пациента возникающие на практике обусловлены отсутствием жизнеспособной концепции развития, учитывающей реально происходящие в обществе социально - экономические и правовые преобразования. «Соблюдение конституционных гарантий по оказанию медицинской помощи и созданию благоприятных санитарно - эпидемиологических условий жизнедеятельности населения требует структурных и функциональных преобразований системы здравоохранения за счет изменения порядка и объемов финансирования отрасли; приоритетность в государственной и муниципальной системах здравоохранения профилактических мероприятий по снижению заболеваемости и смертности, угроз возникновения эпидемий, формированию здорового образа жизни; повышение эффективности использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов здравоохранения; защиту права пациента на получение своевременной и качественной медицинской помощи».

Фиксируя такие цели, Программа социальных реформ не предусматривает необходимости изменения средств достижения этих целей:

«В ходе проведения реформ выделяются следующие основные направления. Структурная перестройка отрасли с обязательным сохранением общедоступной медицинской и лекарственной помощи всем гражданам России, которая включает в себя: преобразования в сфере первичной медико-санитарной помощи, что позволит улучшить качество и эффективность медицинских услуг (диагностики, лечебных и реабилитационных мероприятий) на догоспитальном этапе, в том числе на дому и неотложной медицинской помощи, оказываемой поликлиниками, улучшить оказание медицинской помощи на всех уровнях, снизить потребность в госпитализации и более рационально использовать коечный фонд, повысить качество и эффективность медицинских услуг; реформирование скорой медицинской помощи, оказываемой бесплатно и беспрепятственно во всех лечебно - профилактических учреждениях, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности; реорганизацию стационарной медицинской помощи. Преобразование в области кадровой политики и системы образования медицинских работников для приведения численности и профиля подготовки специалистов в соответствии с потребностью здравоохранения. Совершенствование научно - исследовательской деятельности в здравоохранении, повышение качества и эффективности научно - исследовательских работ, обеспечение правовой защиты результатов научных исследований, введение экономических форм регулирования научной деятельности. Совершенствование государственной санитарно - эпидемиологической службы, внедрение современных форм и методов организации санитарно - эпидемиологического надзора, гигиенической и эпидемиологической экспертизы, социально - гигиенического мониторинга за состоянием здоровья населения и среды обитания человека. Последовательная реализация законодательства о медицинском страховании в полном объеме на всей территории России на основе: повышения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования за счет выделения отдельной строкой в расходной части бюджетов всех уровней на неработающее население, введения порядка одновременного утверждения бюджетов здравоохранения, программ обязательного медицинского страхования и страхового тарифа; введения и применения финансовых и иных санкций за неисполнение обязательств по финансированию медицинского страхования и нецелевое использование средств сверх предусмотренной в соответствующих программах оплаты медицинской помощи в соответствии с утвержденными тарифами; формирования системы вневедомственного контроля объемов и экспертизы качества оказанной медицинской помощи, защиты прав пациентов».

В соответствии с программой социальных реформ, соблюдение конституционных гарантий по оказанию медицинской помощи и созданию благоприятных санитарно - эпидемиологических условий жизнедеятельности населения требует структурных и функциональных преобразований системы здравоохранения, обеспечивающих, в том числе, защиту права пациента на получение своевременной и качественной медицинской помощи (п.2). Но по данным за 1996 г., в 34,8% случаев предъявления претензий к качеству медицинских услуг пациентам не удалось доказать свою правоту. Программа социальных реформ преследует цель реализации законодательства о медицинском страховании в полном объеме на всей территории России на основе, в числе прочих, формирования системы вневедомственного контроля объемов и экспертизы качества оказываемой помощи, защиты прав пациентов (п.3).

Теория и практика охраны здоровья указывают на эффективные, результативные шаги со стороны государства, его граждан, всего общества по выполнению цели стратегии, прежде всего реализации социально-профилактических программ (социально-профилактического направления) на основе формирования здорового образа жизни и активной экологической политики, от которых, суммарно зависит более 70% общественного здоровья (а если учесть, что и преодоление наследственного риска реализуется опосредовано через «цепочку поколений» путем профилактических программ формирования здорового образа жизни и оздоровления окружающей среды, то формирование здорового образа жизни и охрана окружающей среды создают условия для 90% факторов здоровья). Таким образом, цель стратегии сопряжена с возможностью ее реализации на основе проведения в жизнь программ преодоления факторов риска и создания условий для здорового образа жизни - недопущения действия факторов риска.

Достижение целей стратегии, улучшения здоровья населения заключается в целенаправленном воздействии на причины болезней и факторы риска здоровью, т.е. устранении или ослаблении их действия. Ответ на вопрос о причинах и факторах риска и есть ответ на основной, следовательно, стратегический вопрос развития медицинских отношений. В попытках решить проблему причин, т.е. факторов возникновения и развития болезней и патологических состояний проходит вся история медицины. На основе прежних и современных знаний созданы сотни классификаций, группировок этих причин. Выдающийся ученый, академик И.В. Давыдовский, пытаясь дать современное представление о причинах болезней, отверг как непригодные более 120 дефиниций причин болезней, выдвинув свою, которая, с нашей точки зрения, также спорна. Смысл его рассуждении сводился к тому, что болезнь - это форма приспособления организма, «характеризующаяся специфическими видовыми формами и уровнями приспособительских актов». На основе обобщения современной информации об определении понятия «болезнь» и причин болезней мы попытались построить свою квалификационную группировку.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Понятие заключения гражданско-правового договора и его составляющие элементы
Наследство как объект права общей собственности наследников по закону и по завещанию
Договор строительного подряда в системе гражданско-правовых договоров
Вина юридических лиц в нарушении договорных обязательств в гражданском праве РФ
Пределы вины в нарушении договорных обязательств в гражданском праве РФ
Вернуться к списку публикаций