2012-01-06 17:49:11
ГлавнаяГражданское право и процесс — Характеристика правового режима объекта медицинских правоотношений



Характеристика правового режима объекта медицинских правоотношений


Экономисты зарубежных стран полагают, что услугам присуща способность воздействовать на потребителя. Если товары материальны, т.е. видимы, осязаемы, то услуги нематериальны, их нельзя хранить, транспортировать. Производство услуг и их потребление совпадают во времени и пространстве, и в момент предоставления услуги ее производитель и потребитель вступают в непосредственный контакт. Т. Хилл определяет услугу как изменение состояния человека или предмета, принадлежащего любому участнику экономических отношений, которое достигается в результате сознательных действий другого участника данных отношений. При этом воздействие происходит на основе их предварительной добровольнойй договоренности.

В юридической литературе в вопросе о правовой природе «услуги» высказываются различные мнения. Так, М.К. Сулейменов и Е.Д. Шешенин считают, что экономическое понятие услуги шире юридического, поэтому не всякое обслуживание представляет собой оказание услуги, как не всякое оказание услуги является предметом гражданско-правового регулирования.

Ю.X. Калмыков полагает, что разграничение экономической категории «услуга» и правовой приводит к противопоставлению однородных отношений. М.И. Брагинский отмечает, что в любой системе права выделяются два типа договоров - договоры подряда и договоры поручения - соответственно первые носят название «договоры по выполнению работ», а вторые – «договоры услуг».

Услугу как правовую категорию рассматривает в своей работе В. Кротов. Отмечая, что воздействие права на общественные отношения заключается в придании им правовой формы, автор определяет услугу в юридическом смысле как ту или другую сторону экономического содержания услуги. Услуга употребляется для обозначения объекта правоотношения. Услуга как процесс труда представляет собой трудовые правоотношения, услуга как продукт работы, как результат - гражданско-правовое отношение.

Специфическое участие системы здравоохранения в общем процессе обмена деятельности и движения общественных отношений проявляется через создание особого рода результатов деятельности - медицинских услуг.

Медицинские работники не производят материальных благ, не создают товаров. Их деятельность - обслуживание населения и создание тем самым необходимых условий для роста национального богатства. Труд врача влияет на развитие производства, поэтому следует говорить о его экономическом значении. Включение работников сферы здравоохранения в отношения обмена деятельностью можно рассматривать как процесс, в котором происходит не просто обнаружение, а более глубокое выявление общей значимости затраченного ими труда. Еще в свое время С.Г. Струмилин писал: «Услуги врача и учителя имеют такую же меновую стоимость, как и те материальные ценности, на которые они обмениваются. И если вторые могут служить объектом дохода, то в такой же мере могут ими служить и первые... В товарную продукцию страны мы имеем полное основание включать, наравне с проданным хлебом или ситцами, и все проданные услуги врача, учителя».

Поскольку в экономике сфера здравоохранения относится к сфере услуг, то данное положение должно найти свое адекватное отражение и в праве, при этом, отношения, возникающие между медицинскими работниками и пациентами и входящие в круг гражданско-правового регулирования, более правильно будет назвать обязательствами по оказанию медицинских услуг, а не медицинской помощью.

Терминологическое разграничение и одновременно установление взаимосвязи этих двух понятий необходимо для определения предметной принадлежности возникающих отношений.

Вначале выявим различие между понятием здравоохранение и медицинская помощь. Первое подразумевает деятельность государства в области охраны здоровья населения или систему социально-экономических и социально-медицинских мероприятий, проводимых в государстве по охране здоровья населения. Второе предполагает амбулаторно-поликлиническую и стационарную бесплатную медицинскую помощь и лечение, организацию и проведение профилактических мероприятий, оказание скорой помощи, применение диспансеризации больных, лечебно-диагностических методов и лекарственных средств помощь при родах, лечение и диспансерное обслуживание детей и т.д. Как видим, медицинская помощь входит в систему здравоохранения как один из составляющих ее компонентов. Таким образом, понятия соотносятся как общее и особенное. Такое же соотношение существует и между понятиями медицинская помощь и медицинская услуга. Если первое включает в себя в общем деятельность всех медицинских работников, направленную на сохранение и восстановление здоровья пациентов, то второе имеет в виду конкретную деятельность конкретного врача или медицинского учреждения по отношению к определенному гражданину или кругу лиц, направленную на сохранение и восстановление их здоровья.

Отождествление этих двух понятий ведет к неправильному толкованию природы взаимоотношений медицинских работников и граждан, к отнесению их к объектам права социального обеспечения или административного права» поскольку термин «медицинская помощь» предполагает государственное обеспечение, вид социальной помощи государственное управление.

Противопоставление медицинской помощи и медицинских услуг основывается, зачастую, на том, что медицинская помощь являем бесплатной, а медицинские услуги носят платный характер. Отсюда делается вывод, что отношения, связанные с оказанием бесплатной медицинской помощи, не могут быть объектом гражданско-правового регулирования, а отношения, связанные с оказанием медицинских услуг, входят в данную категорию.

Используя в праве такую экономическую характеристику деятельности медицинских работников как «медицинские услуги», мы, тем самым, даем его адекватное отражение. А оно, в свою очередь четко заявляет о своей предметной принадлежности к сфере гражданского права.

Среди экономистов, причисляющих сферу здравоохранения к сфере услуг, отсутствует единое мнение относительно природы и характера деятельности врача: считать ли труд врача производительным ним или непроизводительным. Выяснение данного вопроса имеет не маловажное значение и для правоведов.

Высказываются различные мнения. В. И. Евсеев обосновывает не производительный характер труда медицинских работников тем, что если здоровье является «идеальным физическим, психическим и ее социальным состоянием человека, то оно не является стоимостной категорией» хотя восстановление его требует определенных трудовь и материальных затрат». М.И. Долишний связывает непроизводительность труда в сфере здравоохранения с невозможностью применения стоимости» поскольку здесь отсутствует обмен, купля-продажа, цена. Другие признают труд медицинских работников производительным. Надо отметить, что сторонников этой точки зрения становится в последние годы все больше. Например, В.А. Медведев считает не правомерным положение, когда «... издержки производства пары сапог или восьмушки махорки образуют стоимость, а издержки, связанные с операцией аппендицита, стоимости не образуют». Трудно не согласиться с таким мнением. Особенно сегодня, когда здоровье становится одним из факторов благополучия и благосостояния для каждого человека в условиях рынка. Получая медицинские услуги, направленные на восстановление своего здоровья, он, тем самым, будет приобретать не только здоровье, но и трудоспособность, что является фактором его благосостояния.

Признавая труд медицинских работников производительным, мы тем самым, признаем существование товарно-денежных отношений между производителями медицинских услуг - медицинскими работниками и потребителями - пациентами и, следовательно, необходимость применения здесь гражданско-правового метода регулирован А.Ю. Кабалкин пишет, что в сфере медицинского обслуживания не могут присутствовать товарно-денежные отношения в силу их бесплатности.

Автор полагает, что наиболее типичным медицинским услугам присущ административно правовой характер, и проявляется он, в частности, в том, что именно органы управления здравоохранением, как правило, предопределяют на какие лечебные учреждения возлагается ответственность по оказанию медицинской помощи соответствующим категориям и группам граждан в зависимости от их места жительства и места работы. Сходного мнения придерживается В.И. Новоселов, причисляя право на медицинское обслуживание к административно-правовому статусу гражданина. На наш взгляд, бесплатность предоставления услуг государством не отрицает наличия в них товарно-денежных отношений, поскольку они имеют скрытую форму - государство вначале взимает налоги с граждан, идущие на нужды здравоохранения, образования, а затем предоставляет эти услуги тем же самым налогоплательщикам. А.А. Белкин отмечает, например, что безвозмездность отношений на момент получения блага не должна заслонять того, что общественные фонды все же создаются за счет труда самих потребителей. И.Б. Новицкий придерживался мнения, что такие признаки как возмездность и безвозмездность не имеют принципиальной разницы для включения этих услуг в рамки обязательственного права. Н.С. Малеин считает определяющим моментом в признании отношений, возникающих между медицинским учреждением и пациентом, гражданско-правовыми не зависимость данных отношений от их возмездности или безвозмездности, а отсутствие отношений власти и подчинения, равенство субъектов. Такого же мнения придерживается Д.Г. Хечуриани, отмечая, что учету подлежит прежде всего правовое положение субъектов, характер прав и обязанностей, ответственность и т.д. На этом основании автор приравнивает отношения граждан с платными медицинскими учреждениями к их отношениям с бесплатными медицинскими учреждениями и относит их к гражданско-правовым.

На наш взгляд, в медицинских услугах, имевших изначально товарно-денежную природу, искусственно отрицалась последняя путем полного перевода сферы здравоохранения на государственную основу, что стало в дальнейшем тормозом в развитии данной сферы.

Подобные выводы не означают того, что надо повсеместно вводить только платную медицину. Необходимо найти оптимальное сочетание платности и бесплатности, при котором сохранялась бы доступность медицинских услуг. Страховая медицина, привлекая дополнительные источники финансирования на нужды здравоохранения - средства предприятий и граждан, не только вводит элементы платности в виде отчислений средств предприятий, граждан в страховые фонды, но и сохраняет элементы бесплатности - отсутствие непосредственных расчетов между пациентом и медицинским работником в момент оказания услуг. Интересно в этом плане предложение О.В. Самоваровой об использовании в процессе перестройки хозяйственного механизма в здравоохранении системного подхода, свойственного рыночной экономике, а, именно, маркетинга. Автор, воспользовавшись определением из теории маркетинга (товар - это средства, с помощью которого можно удовлетворить определенную потребность), определяет услугу, направленную на улучшение здоровья человека, т.е. медицинскую услугу, как товар. Ею же даются основные черты рынка медицинских услуг: наличие двух сторон - нуждающихся в медицинских услугах и предлагающих их, наличие инфраструктуры - необходимых лечебно-профилактических учреждений, где может осуществляться реализация и потребление медицинской услуги - товара; наличие определенной свободы выбора взаимных предложений потребителей и производителей медицинских услуг. Основными элементами системы маркетинга в здравоохранении должны быть рынок медицинских услуг, ЛПУ и. маркетинговые посредники (организации медицинского страхования).


Комзолов Андрей Иванович



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678910




Интересное:


Вещно-правовые последствия заключения, изменения и расторжения договора о продаже жилого помещения
Влияние системы судов общей юрисдикции на установление родовой подсудности
Общая характеристика принципов гражданского права
Мировой суд как государственно-правовой институт
Супруги как субъекты права общей собственности
Вернуться к списку публикаций