2011-08-16 09:00:54
ГлавнаяУголовное право и процесс — Правовое обеспечение оптимального функционирования государственного механизма как условие искоренения коррупции



Правовое обеспечение оптимального функционирования государственного механизма как условие искоренения коррупции


Механизм правового регулирования - это система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое воздействие на общественные отношения. В механизм правового регулирования входят юридические нормы, нормативно-правовые акты, акты официального толкования, юридические факты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты, правосознание, режим законности. Каждый из этих составляющих механизма правового регулирования несет свою смысловую нагрузку, воздействуя на поведение людей и регулируя общественные отношения. На наш взгляд, успешно противостоять коррупции, может только правовое государство, к созданию которого стремится сегодняшняя Россия.

Надо иметь ввиду, что вследствие бурного законодательствования юридическая практика меняется очень быстро, иногда непредсказуемо. Она находится под большим влиянием политического противоборства, конкретных событий. Между тем очевидно, что социальная ситуация требует взвешенной и всесторонней оценки, принятия блока решений, отличающихся высокой степенью согласованности. Поэтому актуальными выглядят создание научных концепций, поиск путей их воздействия на сознание законодателей, лиц, входящих в состав структур, обладающих правом законодательной инициативы, органическое соединение теории и законодательствования и превращение последнего в правотворческий процесс, включающий в себя создание закона и его осуществление. Своеобразие нынешней ситуации в том и состоит, что инициаторы современных реформ откровенно признают, что они не знают, как их провести в жизнь, т.е. не владеют механизмом их осуществления.

Механизм правового регулирования представляет собой действенную правовую систему, которая должна постоянно совершенствоваться с использованием современных технологий, начиная от издания правовых актов и завершая их исполнением. Обеспечение реального выполнения требований правовых норм должно способствовать разрешению противоречий в государственном механизме и, как следствие, становлению правового государства, совершенствованию взаимодействия структур государственного аппарата. Коррупционные деформации приводят к «выборочному» исполнению правовых норм госаппаратом.

Действующая Конституция РФ «закрепляя принцип разделения властей, должна обеспечивать соотношение законодательной и исполнительной властей, место каждой из них в государственном механизме. При этом в правовом государстве необходимо гарантировать действенность и приоритетность законов. В нашем государстве реализация принципа разделения властей, к сожалению, не привела к установлению сбалансированного порядка в этом соотношении. В результате теперь уместнее акцентировать внимание не на разделении властей, а на установление и обеспечение принципа их взаимодействия».

Четкое взаимодействие государственного аппарата способно значительно повысить обеспечение интересов личности, ее безопасность, в чем нам видится залог эффективного функционирования общества и самого государства.

Классифицируя интересы по их направленности и сферам осуществления, можно выделить политические, экономические, организационные и правоохранительные интересы. Классификация интересов может быть и более разнообразной, но в данном случае важна классификация, отражающая проблемы преодоления коррупции. Она должна заключаться в защите признанных законом прав и свобод личности.

Без преодоления коррупции в государственном аппарате, невозможно обеспечить безопасность в государстве. Ст. 1 Закона РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности» определяет безопасность как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Такое явление как коррупция ставит под угрозу безопасность и самого государственного аппарата.

Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Коррупция представляет собой состояние государства, когда особенно велика активность деформирующего фактора, разрушающего государственный механизм.

Государственный аппарат не только призван защищать общество от противоправных политических, экономических, социальных и других явлений, но и сам нуждается в защите, охране от различного рода негативных воздействий.

Постановка проблемы преодоления коррупции в государственном аппарате, по нашему мнению, имеет три аспекта. Первый, состоит в необходимости обеспечения государственного аппарата действенной правовой системой и ее совершенствования и дальнейшего развития; второй - в том, что государственный механизм посредством правового регулирования общественных отношений призван обеспечивать меры безопасности в различных сферах экономической, социальной, экологической, военной и иных; третий - в необходимости обеспечения правовой безопасности самого государственного аппарата и его саморегулирования.

Следовательно, правовая безопасность призвана обеспечить защищенность национальных интересов, отражаемых в процессе правового регулирования общественных отношений, опосредовать все виды безопасности.

Правовая безопасность должна стать одним из основных факторов совершенствования государственного аппарата. Она призвана обеспечить состояние защищенности от коррупции государственного аппарата.

Конечно, одномоментное решение проблемы коррупции невозможно. В мировой практике нет такого рода примеров. Поэтому важно в рамках правовой системы, включающей и нормы обеспечивающие деятельность государственного аппарата, найти определенные возможности, с учетом объективных условий, для совершенствования государственного аппарата и его защищенности и наоборот.

Законодательная, правоисполнительная и правоприменительная деятельность осуществляется соответствующими государственными органами, входящими в государственный механизм. Такая деятельность должна отвечать критериям законности и правомерности. Воздействие коррупции на государственный аппарат снижает его потенциальные возможности по обеспечению необходимой правовой защищенности интересов личности, общества и государства в целом.

Одним из приоритетных направлений проводимой в стране правовой реформы является создание современной правовой системы, предоставляющей благоприятные возможности для максимальной защиты прав и свобод каждого человека, удовлетворения его потребностей и интересов, стимулирования любых социально-полезных инициатив.

Государственный аппарат современного Российского государства, на наш взгляд, еще не обладает необходимой степенью защищенности, за которой стоит отлаженная правовая система. На это есть несколько причин. Факторы, которые негативно воздействуют на государственный аппарат и соответственно снижают уровень обеспечения его безопасности, разнообразны. В первую очередь, это несовершенство действующего законодательства, отсутствие адекватного правового регулирования общественных отношений. Естественно об его эффективности речь в таком случае вообще не ведется. Подобное положение вещей оказывает негативное воздействие на функционирование государственного механизма. Нормативная база в области преодоления коррупции, как показало наше исследование, является несовершенной.

Российские ученые уже не первый год констатируют, что должного правового обеспечения для эффективного преодоления коррупции, к сожалению, до сих пор нет. Современное законодательство пока никак не отражает тот факт, что коррупция в России - качественно новое социальное явление, требующее, соответственно, принципиально иного правового реагирования на нее.

Правовая основа по предотвращению и пресечению коррупционной деятельности на сегодняшний день складывается из положений УК РФ, Кодекса об административных правонарушениях и специальных законов и нормативных актов. Однако важнейших законодательных актов по преодолению коррупции в государственном механизме до настоящего времени нет. Представляется, что правовой основой для решения рассматриваемых вопросов мог стать Федеральный закон «О борьбе с коррупцией» - принятый 14 ноября 1997 г. Государственной Думой, одобренный Советом Федерации 3 декабря 1997 г., но не подписанный Президентом РФ ввиду серьезных недостатков и поэтому не вступивший в силу.

Одной из основных причин не подписания Закона Президентом явилось непроработанность понятия коррупция. Например, ст. 12 данного закона перечисляет в пяти пунктах коррупционные правонарушения, связанные с противоправным принятием имущественных и неимущественных благ и преимуществ, однако этот перечень дает возможность для маневра, т.е. представляется сомнительным, что предоставление информации подпадает под термин «вознаграждение». Уголовный же кодекс вообще содержит только лишь нормы определяющие ответственность за вознаграждение исключительно имущественного характера. На наш взгляд, такой подход в нормотворчестве не может быть приемлем, поскольку последствия и опасность коррупционного преступления не зависят от того, какого рода выгоды были получены.

Нельзя не отметить при этом предпринятые положительные попытки дать определение коррупции. Намечен комплекс принимаемых мер в связи с коррупционной деятельностью. В соответствии с этим законом коррупция - принятие имущественных и неимущественных благ и преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, с использованием своего статуса и связанных с ним возможностей (продажность), а также подкуп указанных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами этих благ и преимуществ.

В нем отработаны специальные требования к лицам исполняющих государственные функции. Введены меры финансового контроля. Определены виды деятельности лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, не совместимых с выполнением государственных функций.

Доминантой данного закона является защита прав и свобод граждан, общественных интересов, обеспечение безопасности государства, функционирование законодательной, исполнительной и судебной власти и органов управления, лиц, занимающих государственные должности, и лиц, приравненных к ним, путем выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия правонарушений, связанных с коррупцией, устранения их последствий и наказания виновных, что в свою очередь будет отражаться на расширении демократических начал, гласности и контроля в управлении обществом, формировании и укреплении доверия населения к государству и его структурам, стимулировании компетентных кадров к поступлению на государственную или муниципальную службу, создание в целом благоприятных условий для функционирования государственного механизма.

Поэтому безопасность, являясь важнейшим фактором государственного аппарата, привлекает особое наше внимание. Нельзя не согласится с тем, что «Государственная машина, из механизма, порожденного обществом для реализации его потребностей, может переродиться в силу, используемую в интересах правящих элит: гипертрофированный бюрократический государственный интерес» здесь возводится в ранг «национального интереса» и становится угрозой безопасности социума...».

Если речь идет о проблеме, стоящей перед всем миром, то термин «безопасность», безусловно, имеет непосредственное отношение к ней. Применительно же к России, как нам кажется, более оправданным является понятие «национальная безопасность». Оно более полно отражает опасность рассматриваемого явления - коррупция.

Национальная безопасность включает в себя совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экономического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

Национальные интересы РФ в сфере борьбы с коррупцией требуют консолидации усилий государственного аппарата. Против этого явления необходима выработка комплексной системы мер правового характера для эффективного пресечения преступности и правонарушений, для обеспечения безопасности личности, общества и самого государства.

Анализируя правотворчество в нашей стране, нельзя не отметить отсутствие своевременно принимаемых адекватных мер к происходящим неизбежным явлениям в развитии общества. Так, до недавних пор в российском праве отсутствует понятие «коррупция», хотя объективно данное явление существовало. Для преодоления поставленной проблемы даже создаются специальные комитеты по борьбе с коррупцией, не имея при этом разработанной, продуманной правовой базы, направленной на борьбу с этим явлением.

Несвоевременное издание закона, иного акта приводит к отсутствию правовых регуляторов отношений со всеми вытекающими последствиями негативного характера. При этом нередко имеет место игнорирование законодательной инициативы.

Поскольку, как указывалось коррупция носит многосторонний характер, для предотвращения коррупционной угрозы государственному аппарату требуется выработка единой Концепции, систематизирующей все правовые способы и обеспечивающей оптимальное его развитие.

Одним из шагов предпринятых исполнительной властью в обеспечении правового защитного механизма является Концепция национальной безопасности Российской Федерации утвержденная Президентом РФ от 17 декабря 1997 года. В Концепции указано, что неотъемлемой частью обеспечения безопасности являются: совершенствование законодательства РФ, укрепление государственного управления, подъем экономики страны...

Сообразуясь с данной Концепцией мы выделяем основные направления, обеспечения против угрозы коррупции, деятельности государственного аппарата: правовое обеспечение реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства РФ.

Совершенствование механизма государства должно затрагивать все сферы деятельности госаппарата. Необходимо ввести персональную ответственность и жесткий контроль за исполнение бюджета. Это исключит возможность коррупционного поведения госслужащего по отношению к бюджетополучателю. Необходимо проведение судебной реформы, где требуется усовершенствовать механизм исполнения судебных решений, создание независимого контроля за правомерностью судебных решений, разработать программу защиты судей, потерпевших, свидетелей. Особенно это становится актуальным в свете громких коррупционных разоблачений.

Создание правового государства представляет собой сложный процесс совершенствования всей правовой системы, требующей создания, прежде всего, его нормативной основы, с использованием современных технологий подготовки и издания правовых актов и их исполнения.

Организация работы органов исполнительной власти невозможна без дальнейшего совершенствования законодательства. Хотя в принципе можно говорить о любом законодательстве, требующем совершенствования, в данном случае оценка законодательства, связана с его серьезными недостатками.

Поскольку законодательство является фундаментом правовой системы, его несовершенство среди других факторов, оказывающих негативное воздействие на правовую систему, может быть выделено в качестве одного из основных, обусловливающих необходимость обеспечения правовой безопасности.

В число факторов, имеющих, безусловно, негативный характер, следует включить, во-первых несоответствие закона праву. Известно, что существует понятие правового закона как акта, соответствующего правовому сознанию, правовым потребностям, социальным интересам и т.д.

Негативным фактором, воздействующих на правовую систему, является, во-вторых нестабильность законодательства. Например, Федеральный закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», от 20 ноября 1990 года №340-1, претерпевает более 30 поправок изменений и дополнений. Еще одним ярко выраженным примером является Федеральный закон «О подоходном налоге с физических лиц», в котором вносились изменения и дополнения в 1992 г, в 1993 г, в 1994 г, в 1995 г, в 1996 г., в 1997 г., а также 31 декабря 1997 г. Исполнять закон и вовремя реагировать на все изменения актов, которые в них вносятся, не в состоянии даже самый добросовестный чиновник. Что же делать «простому» человеку. Закон издается для общества, а не общество создается для закона. Часто меняя закон, законодатель подрывает его стабильность. Общество перестает не то что соблюдать закон, оно перестает его воспринимать. Изменения, которые мы можем проследить в Федеральном законе «О Правительстве Российской Федерации», подписанным Президентом 17 декабря 1997 г., свидетельствуют о том, что Правительство как структура не может определить основные пути и меры, которые были бы эффективными и действенными не только на период деятельности данного состава Правительства, но и на длительную перспективу.

Нам представляется, что на сегодняшний момент необходимо в первую очередь устранять законодательные противоречия, несоответствия, а не издавать все новые и новые не подготовленные и не проработанные законодательные акты.

Коррупция, как отмечалось, является неизбежным следствием некоторых свойств существующей правовой базы.

Основополагающие законы - и в еще большей степени подзаконные акты - полны положений, дающих чиновнику легальные основания распоряжаться теми или иными активами и простор для маневра, который он может использовать в собственных корыстных целях.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Общие и специальные меры профилактики виктимизации несовершеннолетних
Использование данных о личности подсудимого в судебном приговоре
Понятие и сущность принципа состязательности и равноправия сторон в современных условиях
Давность привлечения к уголовной ответственности в современном уголовном праве
Понятие и особенности уголовной ответственности подстрекателя
Вернуться к списку публикаций